Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава I. Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов……………………4
Глава II. Классификация псевдонимов………………………………………..5
Глава III. Кто скрывается под маской?..............................................................6-7
Глава IV. Псевдонимы писателей ОСЕТИИ……………………………….….8-10
Глава V. Заключение……………………………………………………….…..11
Литература……………………………………………………………………….12
1 Введение
КОГДА ПРОИЗНОШУ Я ВАШЕ ИМЯ, МНЕ ХОЧЕТСЯ ЗЕВАТЬ, СКУЧАТЬ, ВОРЧАТЬ, В ТО ВРЕМЯ, КАК ДРУГИЕ ИМЕНА, КОГДА ИХ ПРОИЗНОСИШЬ , ОТКРЫВАЮТ СОВСЕМ ДРУГИЕ ДВЕРИ НАШИХ ЧУВСТВ…
Шекспир
Сколько тайн вокруг нас! Сколько удивительного, интересного рядом! Но всегда ли мы можем понять то, с чем соприкасаемся? Кто стоит за тем или иным псевдонимом и зачем оно вообще понадобилось – это новое имя автора? Не проще ли было бы везде подписывать собственную фамилию, чтобы тебя легко узнавали?! Кому нужны эти инкогнито? Но ведь все это есть. И оно многое скрывает, оставаясь до поры до времени неузнанным
Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.
Цель исследовательской работы:
-исследовать, выявить и систематизировать причины использования псевдонимов в осетинской литературе.
Исследовательские задачи:
— собрать материал по теме;
— найти определения слова «псевдоним»;
— проследить историю возникновения псевдонимов;
— исследовать способы и условия возникновения псевдонимов в осетинской литературе;
— привести примеры псевдонимов.
— сравнить и проанализировать собранные материалы;
— и в результате исследования установить причины выбора псевдонимов.
Объектом исследованияявляются псевдонимы в осетинской литературе, а также людей различных социальных прослоек общества.
Актуальность исследования заключается в том, что современный человек не мыслит свою жизнь без компьютера. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится друг-компьютер. Мы и общаемся через Интернет, используя «логины», пароли и «Ники» (так называемые псевдонимы).
2 Что такое псевдоним? Из истории псевдонимов.
Изучая в 10 классе Нигера, я задумалась о том, почему же известные люди придумывают себе псевдонимы? Что они скрывают? Свою исследовательскую работу я начала с происхождения слово «псевдоним»
Псевдоним (pseudos -ложь, onyma - имя; греч.) – выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Псевдоним заменяет настоящее имя или фамилию автора, иногда то и другое.
Расшифровка псевдонимов, а также установление авторов анонимных произведений называется атрибуцией или эвристикой. Это наука, основанная на поисках документальных данных, прежде всего, в архивных источниках, а также на стилистическом анализе текстов, авторы которых известны. Так, усилиями литературоведов была доказана принадлежность многим классикам некоторых статей, напечатанных ими вообще без подписи. Если сохранился черновик, то делу весьма помогает графологический анализ, сравнение с известными автографами того же автора. Возможность раскрытия псевдонимов дают также сохранившиеся архивы цензурных комитетов: в разрешениях и запрещениях подчас указывается, кто представил ту или иную рукопись, на которой имя автора не было обозначено или заменено вымышленным.
Другую возможность дают редакционные архивы: иногда с их помощью удается спустя много лет установить, кому был выплачен гонорар за то или иное произведение, подписанное псевдонимом или помещенное без подписи автора, следовательно, и имя последнего.
А псевдонимов в мировой литературе – море! И в осетинской тоже! Если же говорить о местных авторах, они также не избежали этой участи.
Причины, принуждавшие авторов сохранять инкогнито, весьма разнообразны. Одни бывали вынуждены держать свое имя в тайне из боязни преследований; другие отказывались от своей фамилии из-за ее неблагозвучия; общественное положение третьих не позволяло им открыто выступать на литературном поприще. А еще чаще и начинающие, и знаменитые авторы прятались под псевдонимами, чтобы просто отвлечь от себя огонь критики.
Иные придумывали себе псевдонимы потому, что это было модно, иные из-за наличия однофамильцев, а некоторые – из желания мистифицировать читателей и заставить их ломать себе голову в догадках, кто же скрывается под псевдонимом. Правда, встречаются авторы, которые из скромности или равнодушия к славе сами не желали выставлять свое имя напоказ. Но это попадается реже…
Классификация псевдонимов
Все псевдонимы я поделила на определенные группы, в основе которых лежит принцип их образования. По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов. Так, Дмитриев В.Г. в книге «Скрывшие свое имя» выделяет 57 классификационных групп псевдонимов.
Я среди осетинских писателей и поэтов, творчество которых изучается в школе, выделила самые популярные группы псевдонимов по способу их образования. Например:
Криптонимы – подписи в виде инициалов и разнообразных сокращений.
К криптонимам я отнесла и апоконимы – псевдонимы, полученные путем отбрасывания начала или конца имени, фамилии. Например:
Френоним – псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или на главную особенность его творчества.
Анаграмма – псевдоним, составленный посредством перестановки букв.
Геоним, или тропоним, – псевдоним, связанный с географическими объектами, чаще всего с местом рождения или жительства.
Мне кажется, это самая популярная группа среди осетинских писателей. Например:
Гадиаты Секъа (Фœсхохаг)
Коста Хетагуров (Нарон)
Метоним, или пароним – псевдоним, образованный по аналогии, по сходству смысла с настоящей фамилией. Например:
Этноним – псевдоним, указывающий на национальность автора. Например:
Кочисова Роза (Осетинка
3 Кто скрывается под маской?
Изучая историю псевдонимов наших осетинских авторов, я пришла к мнению, что они все очень разные… Например, поэт Иван Васильевич Джанаев абсолютному большинству читателей известен как Нигер. Я уверена, редко кто задумывался о происхождении этого имени. А все совершенно просто. С самого детства классик нашей национальной литературы был очень смуглым. Вот он и принял псевдоним Нигер (черный). Это аналогично с тем, что Цицерона мы знаем по прозвищу, полученному за бородавку, а римский поэт Овидий, автор «Метаморфоз», имел прозвище Назон (носатый)… То есть, это и есть своего рода псевдонимы-характеристики.
Скромный, очень сдержанный, стеснительный Георгий Цаголов, не один год проработавший в газетах «Терские ведомости» и «Терек», автор «Абреков», «Двух пастухов», «В Болотинске», подписывал отдельные свои публикации так – Макар Незаметный. И это тоже вполне объяснимо: суть характера Г.Цаголова определена здесь совершенно точно.
Псевдоним Федора Захарьевича Гаглоева – автора многих стихотворений, поэм «Разговор с товарищем», «Осетинская мелодия», «Дочь гор», «Мать» – Гафез. Правда, составлен он без всяких мудреностей – из первых слогов фамилии, имени и отчества. Собственно, так же как псевдоним нашей поэтессы Нины Галавановой – Нига.
А сколько интересного связано с псевдонимами К.Л.Хетагурова! Нарон… Так были подписаны многие публицистические статьи нашего земляка. Они были очень острыми, аргументированными, смелыми. Их всегда так ждали передовые читатели, буквально глотая ту информацию, те суждения, которые наполняли очередную корреспонденцию Хетагурова. Нарон, то есть уроженец Нара – родины нашего классика. Этот прием создания псевдонима в литературе совсем нередок. Так, наш земляк поэт И.Качмазов подписывал свои работы Кавказаг (кавказец).
А вот под своими стихами К.Л.Хетагуров обычно ставил одно слово – Коста. Кстати, нам и сегодня бывает вполне достаточно произнести это имя – все сразу понимают, о ком идет речь. Так что какие-либо комментарии здесь излишни. Ни с кем никогда никто не спутает!
И еще один из псевдонимов Коста – Князь Кавказский. Правда, он менее известен, более того, даже до сих пор в определенных кругах вызывает споры. Этот вопрос долго интересовал наших уважаемых литературоведов – Г.И.Кравченко и Д.А.Гиреева. Здесь явно была какая-то загадка. Однако «Роман на Кавказских Минеральных Водах», «Приданое» – это то, что печаталось в нашем Владикавказе и было подписано этим именем. Известно было, что Князь Кавказский начал свою литературную деятельность в 1889 году именно в нашем городе. Потом его корреспонденции печатались в ставропольской газете «Северный Кавказ», в Пятигорске, Петербурге, Тифлисе. Очерки, рассказы, стихотворения, фельетоны, заметки, публицистические статьи. А в самом начале XX века он опубликовал в газете «Казбек» роман «Без любви» и повесть «Красные камни».
Даже столь беглый обзор уже позволяет составить представление о многообразии и обширности наследия этого писателя.
Г.И.Кравченко называл несколько людей, могущих иметь причастность к этому имени. Но чаще всего звучала фамилия Ф.Т.Шошина. Помимо литературного труда, этот человек занимался и судебными делами, выступая как частный поверенный. А потом у того же Георгия Ивановича появилась гипотеза: Князь Кавказский – псевдоним Коста Хетагурова. В доказательство автор привел полтора десятка различных доводов. Некоторые из них кажутся убедительными: произведения Князя и Коста очень близки в идейно-тематическом отношении; деятельность обоих проходила в одно и то же время; печатались они в одних и тех же газетах, а после прекращения общественной деятельности Коста имя Князя Кавказского в печати больше не появлялось.
Д.А.Гиреев, продолживший дело Кравченко, внес серьезные коррективы в историю вопроса, доказав, что многое из названного принадлежит перу именно Ф.Т.Шошина, некоторое время служившего редактором и издателем прогрессивной владикавказской газеты «Лавина», закрытой почти сразу после смерти Коста. Федор Тимофеевич, разоренный, весь в долгах, сразу переехал на свою родину, в Пятигорск, занимался там как частный поверенный гражданскими и уголовными делами, а к литературному труду он больше так и не вернулся. И хотя все говорило о том, что Князь Кавказский не кто иной, как именно Шошин, ДевлетАзаматович был уверен в том, что некоторые статьи, опубликованные в газете «Северный Кавказ» под этим известным псевдонимом, могли быть написаны Коста в соавторстве с Федором Тимофеевичем или даже самим Нероном с разрешения Шошина. Более того, литературовед Гиреев думал продолжить разыскания. Но его жизнь оборвалась…
Мне стало очень интересно и я начала искать и про других известных людей. У нашего краеведа Г.И.Кусова есть любопытный рассказ о поисках автора, написавшего «Путевые очерки Ирона». Ирон… ГенрийИзмайлович назвал имя человека, взявшего себе этот псевдоним, – ИналукоТхостов. А у Георгия Гагиева – критика, поэта – подпись была Алан. А брать псевдоним, основываясь на своей национальности, это тоже выбор многих авторов.
И еще были весьма распространены подписи N. и N.N., являвшиеся сокращениями латинских слов «nemo» (никто) и «nomennescio» (имени не знаю, а в переносном смысле – некое лицо). Такие подписи ставили под своими произведениями десятки авторов, как осетинских, русских, так и иностранных, поскольку это был простейший способ сохранить инкогнито, даже не утруждая себя ни придумыванием псевдонима, ни шифровкой своей фамилии. Подпись N.N. ставили и Державин, и Карамзин, и Батюшков, и Грибоедов, и Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, и Плещеев, и Куприн. Есть такая подпись и у наших местных авторов. И мы довольно часто столкнемся с ней, стоит только полистать старые издания Осетии – «Кавказское слово», «Терские ведомости», «Новое обозрение», «Северный Кавказ», «Терек». И дело, как видно, было не только в конспирации. Не раз причиной появления буквенного псевдонима было нежелание родных пишущего видеть свою фамилию в печати, выставлять ее напоказ – нежелание, продиктованное некогда убеждением, что профессия литератора не может обеспечить ни достойного положения в обществе, ни хорошего заработка.
У Сека Гадиева нередкой была подпись Фæсхохаг. А сын его Цомак Гадиев был известен как Цомак, Хицон, Амгар. Чтобы не путали с отцом.
А вообще (и в нашей осетинской литературе тоже) порою автор книги выпускал ее совсем без подписи не для того, чтобы скрыть свое имя: это был литературный прием, имевший целью заинтриговать читателей, привлечь их внимание. Обычно такая книга снабжалась предисловием, где разжигался интерес к вопросу – кто же автор?
4. ПСЕВДОНИМЫ ПИСАТЕЛЕЙ ОСЕТИИ
Изучив весь материал, я сделала таблицу, куда вошли все осетинские писатели, имеющие псевдонимы. Я думаю, что этот материал будет полезен для каждого обучающегося.
№ | ФИО | Псевдонимы |
1. | Бараков Гино Ф. | «Г.», «Г.Б.», «Г. Б.-ты», «Хадон», «Фæсмæг», «Гино», «Удхæссæг», «æз.», «Фæдысмуд», «Бумбули», «Куыцыкк», «ГыбылтыМысост», «ЦарциатыМысырби» |
2. | Боциев Борис | Барон |
3. | Бритаев Созырко | «Бей», «Созырко Бей Бритаев» |
4. | Гаглоев Ефрем Григорьевич | ЦуцуккКъысдытаг |
5 | Гаглоев Федор | Гафез |
6. | Гадиев Цомак | Цомак |
7. | Гадиев Секъа | Фæсхохаг |
8. | Галаванова Нина Андреевна | Нига |
9. | Гатуев К.А. | Дзахо |
10. | Гиреев ДевлетАзаматович | Д. Азаматов |
11. | Грейм Т.А. | Алексеева |
12. | Гулуев Андрей | а.г. |
13. | Гуриев Тамерлан Александрович | Тасо Гуру |
14. | Джанаев Иван | Нигер |
15. | Даурова-Сланова Зоя | Даура |
16. | ДжусоевТаймураз | ТаймуразХаджеты |
17. | Запоев Тимур Юрьевич | Кибиров Тимур |
18. | КануковИнал Д. | Иронов, М. |
19. | Качмазов Илья Тадиозович | Кавказаг |
20. | Киров С.М. | «Миронов С.», «Сер-Ми», «Терец», «Турист», «С. Миронов», «С. Смирнов» |
21. | Коцоев Арсен | «Арсен Дарьялский», «ГабойтыГаб», «Ботас», «Хабо» «Иунæг», «Гауарда», «К.», «А.-К-въ», «Ар. Гизельдонов», «А. Гизельдонский», «А. Гизельский» |
22. | Кочисова Роза | «Осетинка» |
23. | Малиева Д.К. (1890-1900) | «Ведребисели Д.» |
24. | Медоев Андрей (Цахи) (1860-1922). Один из самых активных сотрудников «Терских ведомостей» | «А.М.», «А. М-ев», «А. Ме-в», «А. Ме», «М» |
25. | Миллер В.Ф. | «В.М.», «Вс.М.», «М.», «М-р», «В.», «Вс.», «М-ъ», «Релимов». |
26. | Сабаев Сулейман | «Сулейман С.» |
27. | Тедеев Рюрик | «Скифирон» |
28 | Тедтати Э.Т. | Æттагон |
29. | Тигиев Юрий Аршакович | «Арсагов», «Бораты» |
30. | ТогузовГазак | АрнигонИлас |
31. | Уруймагов Харитон | Хабос |
32. | ФарниевКоста С. | Фарнион К. |
33. | Хетагуров Коста Леванович | «Актер-горемыка», «К.», «К.Х.», «Коста», «Нарон», «Случайный рецензент», «Старик», «Х» |
34. | Цаголов Георгий М. | «Незаметный», «Макар», «Оса» |
35. | ЦаликовАхмет Т. | «-ов.», «Ц-ов», «Ца-овАхмет», «Цал-ков Ах.», «Ахмет», «Ца-ов» |
36. | ЧеджемовАхсар | Чегем |
37. | Гаглоев РутенГбиевич | МузуккСидæйнаг |
| | |
5. Заключение.
Таким образом, в результате анализа материала я узнала, как и откуда возникли псевдонимы, по каким причинам талантливые и творческие люди выбирают себе псевдонимы.
Я думаю, и вам было интересно вместе со мной узнать, какой смысл несёт тот или иной псевдоним и как он образован.
Зная, почему писатель выбрал себе то или иное вымышленное имя, мы, как мне кажется, лучше поймём и его жизнь, и его судьбу, и его творчество. Поэтому псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.
Имя имеет большее влияние на жизнь и характер его носителя. И при принятии ненастоящих имен формируется определенная личность, связанная с сочетанием фамилии, имени и отчества. То есть получается, выбирая себе псевдоним, писатель сам выбирает себе судьбу, прежде всего, в писательской деятельности. Кому-то изменение имени принесет успех и славу, для кого-то, наоборот, окажется роковым шагом в карьере.
Псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Остальное зависит от самого автора. Хочу привести интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку:
«Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем.
Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – тут уж никто не поможет…»
6. Литература
1. Валентина Бязырова «Северная Осетия» 05.02.2014
2. Школьные учебники.
3. Интернет -ресурсы.
4. Ожегов С.И., Словарь русского языка, М., ООО «ЛД Инвест», 2003
Региональный конкурс молодых исследователей «По ступенькам науки в будущее»
Секция: краеведение
Тема: «Псевдонимы в осетиской литературе»
Автор работы:
Хлоева Радмила Маратовна
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 1, 10 класс,
г. Ардон
Научный руководитель:
Бигаева Марина Барсбиевна,
учитель осетинского языка и литературы
Владикавказ 2017
18