Пояснительная записка
Проект носит комплексный характер: включает в себя практическую экологически ориентированную, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность ребят, пропаганду бережного отношения к природе. Нацелен на решение ряда педагогических и воспитательных задач. Данный проект рассчитан на реализацию в коллективе детей дошкольного и школьного начального возраста и их родителей.
Очень важно , чтобы дети научились любить и ценить природу. И жизнь станет тогда богаче и интереснее.
Участвуя в выполнении этого проекта «Пернатые друзья нашего края», можно развивать эмоционально-волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего «Я», как частицы природы. Воспитывать у учащихся заботу о природе - понимание проблемы не быть равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. Для реализации данного проекта есть все условия: окружающая природа, школьная и детские библиотеки.
Социальная значимость проекта:
Проект, направленный на решение охраны окружающей среды и защиту птиц, организацию созидательного диалога воспитателей, воспитанников дошкольных учредений и их родителей и учащихся начальной школы . Охрана птиц, их подкормка (изготовление кормушек в холодное время года), привлечение птиц путем развешивания скворечников для гнездования (изготовление скворечников). .Птицы вносят в нашу жизнь радость. Наличие и количество птиц говорит: о качестве воды, воздуха и среды обитания в целом.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Цель проекта:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;
Развивать интерес к жизни птиц;
Учить детей к береному отношению к природе.
Задачи проекта:
Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Развивать связную речь ( формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи)
Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
С целью развития мыслительных способностей формировать умение задавать вопросы.
Гипотеза: систематическая, планомерная работа в содружестве детских садов с начальной школой и семьёй будет способствовать формированию у дошкольников и учащихся начальной школы экологической культуры и прочных знаний о пернатых друзьях нашего края , особенностях их поведения и питания, охране птиц.
Материально-техническое оснащение: аудиозаписи голосов птиц, набор открыток с изображением птиц, энциклопедии, худоественная литература.
Участники проекта:
Дети, воспитатели дошкольных учредений, педагоги начальной школы, родители воспитанников детских садов и учащихся.
Вид проекта: долгосрочный
Срок проведения: с 1 сентября 2018 по 25 мая 2019
Планируемые результаты:
Расширение кругозора детей о перелётных птицах.
Обогащение предметно-развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей в проектной деятельности по оказанию помощи птицам.
Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Этапы осуществления деятельности по проекту
I этап: Подготовительный:
Разработка плана проекта;
Подбор художественной литературы по теме проекта;
Подбор наглядного и дидактического материала;
Изготовление совместно с детьми творческих работ;
беседа с родителями с целью вовлечения их в проектную деятельность.
IIэтап: Основной (практический):
Реализация проекта осуществлялась через различные виды деятельности: игровую, познавательную, продуктивную.
Игровая деятельность
Дидактические игры: «Каждую птицу на свое место», «Четвертый лишний», «Птицы, звери, насекомые», «Птицы, звери, рыбы», «Летает - не летает», «Найди маме птенца».
Дидактическое упражнение: «Птички и камешки», «Сложи птичку из частей».
Словесные игры: «Кто как кричит?», «Кто обедал в птичьей столовой?», «Кто больше назовёт примет?»
Игры-перевоплощения: «Все когда-то мечтают стать птицами», «Путешествие вмести с птицами».
Логоритмические упражнения: «Птички песенки поют», «Лебеди летят».
Пальчиковая гимнастика: «Десять цыплят», «Птичка».
Подвижные игры: «Скворечники», «Грачи и автомобили», «Гуси-лебеди», «Воробьи и вороны», «Стайка».
Познавательная деятельность
Беседы о птицах: об их отличии от других животных, о видах птиц, о повадках, например, «Птицы – часть обитателей планеты Земля, как и мы», «Как человек может помочь птицам?».
Рассматривание картинок, иллюстраций, презентаций о птицах.
Знакомство с русским народным фольклором по теме проекта.
Продуктивная деятельность
Рисование рисунков на тему: «Птица». Выставка рисунков «Скворцы прилетели», «Грачи».
Лепка из солёного теста «Жаворонки».
Аппликация «Скворечник».
Оригами «Грачи».
Работа с родителями
Сбор материала и оформление альбома о птицах для детей. Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой информации о птицах.
«Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).
Выполнение домашних заданий (поделки, рисунки).
III этап – Заключительный.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация и участие родителей в смотре-конкурсе «Лучший скворечник».
Оформление детьми и родителями альбома «Птицы наши друзья».
Обобщение знаний в игре «Что? Где? Когда?» по теме: «Птицы».
Содержание проекта
Виды деятельности | Цель | Дата проведения | Ответственные |
Первый этап ( мотивационный) | Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей. - Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы. | | |
Наблюдения за птицами | Учить замечать происходящие изменения в природе, устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, отмечать какие изменения произошли в жизни птиц. | В течение года | Воспитатели, педагоги начальных классов |
Чтение художественных произведений: - А.Толстой «Сорока» - Н.Сладков «Скворцы- молодцы», «Вежливая галка» | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений. | сентябрь | Воспитатели, педагоги начальных классов |
Практическая деятельность « Птиц мы встречаем – вкусной едой угощаем». ( изготовление кормушек) | Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им. | октябрь | Воспитатели педагоги, родители |
Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о птицах. | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг. | октябрь | Библиотека |
Второй этап ( информационный) | Способствовать развитию у детей желания познавать новое; - Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя; - Развивать познавательный интерес, творческие способности детей. | | |
Чтение художественных произведений: В.Сухомлинский «Грач прилетел»; В.Бондаренко «Журавль вернулся»; Л.Полтава «Где живут наши птицы» И.Бондарчук «Домик для птиц»; К. Перелесная « Ласточка»; Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений. Развитие речи детей с использованием диалог | ноябрь | Воспитатели педагоги начальных классов |
Экскурсия-поиск птиц в парке | Наблюдение за изнью птиц | ноябрь | Воспитатели педагоги начальных классов |
Слушание записи голосов птиц | Познакомить с отличительными особенностями песни следующих птиц (ласточка, грач, скворец, соловей, кукушка, жаворонок). Формировать желание и умение различать птиц по голосу. | ноябрь | Воспитатели педагоги начальных классов |
Дидактические игры: «Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?», «Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?». | Закрепить знания о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, пояснить их зависимость от природных условий, людей. Воспитывать заботливое отношение к птицам. | Течение реализации проекта | Воспитатели педагоги начальных классов |
Заучивание стихотворений о птицах. | Формировать у детей умение передавать характерные особенности птиц в стихотворной форме, воспитывать интерес к художественному слову. | ноябрь | Воспитатели педагоги начальных классов |
Техника безопасности | Познакомить детей с правилами поведения с птицами ближайшего окружения, объяснить небезопасность общения с незнакомыми и больными птицами. | ноябрь | Воспитатели педагоги начальных классов |
Третий этап (репродуктивный) | Задачи педагога на этапе: - Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями; - Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью; - Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество; - Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими | | |
Составление описательных рассказов о птицах. | Закреплять умение детей составлять описательные рассказы о птицах (внешний вид, отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать связную речь, обогащать словарь. | декабрь | Воспитатели,педагоги,родители |
Дидактические игры: -Разложи птиц по месту обитания; - Узнай птицу по описанию; - Назови птенцов. | Закрепить знания детей о птицах. | декабрь | Воспитатели,педагоги |
Конструирование из бумаги «Грачи прилетели» | -Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме. -Учить читать схему, понимать условные обозначения. -Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки. -Учить украшать поделку ,« оживлять» ее с помощью рисования или аппликации. -Развивать интерес к искусству оригами. | декабрь | Воспитатели,педагоги |
Изготовление книжек-малюток « Птицы – наши друзья» | Учить отражать в содержании книжек-малюток знакомую информацию о перелетных птицах, оформлять ее красочно, в привлекательном виде. | декабрь | Воспитатели,педагоги,родители |
Рисование птиц. | Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида птицы. | январь | Воспитатели,педагоги |
Лепка жаворонков из соленого теста. | Приобщать детей к народным традициям и обычаям. | январь | Воспитатели,педагоги |
Подвижные игры: « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши». « Летал, летал воробей » - народная игра. | Развивать образность движений, формировать интерес к двигательной активности. | В течение реализации проекта | Воспитатели,педагоги |
Изготовление стенгазет : -«Это интересно знать!» (необычные факты из жизни перелетных птиц), -«Как мы птиц встречали» (фоторепортаж) | Учить детей применять свои знания при составлении различных видов газет. | | |
Экспериментальная деятельность. Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых их делают. | Учить детей проявлять заботу о пернатых друзьях | январь | Воспитатели,педагоги,родители |
Прогулка. Развесить кормушки на деревьях, растущих вокруг детского сада,школы. Насыпать в кормушки корм, крошки, зернышки. | Учить детей проявлять заботу о пернатых друзьях | январь-апрель | Воспитатели,педагоги |
Работа с родителями. Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о перелетных птицах | Развитие творческих способностей | февраль | Воспитатели,педагоги,родители |
Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний) | Обобщить и систематизировать навыки и умения, приобретенные детьми на протяжении предыдущих этапов. | | |
Игра-викторина «Что мы знаем о птицах». | Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, их сезонном поведении. | апрель | Воспитатели,педагоги |
Вечер загадок «Наши пернатые друзья». | Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, | апрель | Воспитатели,педагоги |
Дидактические игры: « Разбери птиц » « Четвертый лишний » (какая птица лишняя?) « Кто чем питается? » (подобрать корм) «Найди свою группу» | Закреплять умение классифицировать птиц на перелетных, зимующих. Учить сравнивать и обобщать. | апрель | Воспитатели,педагоги |
Разгадывание с детьми кроссвордов о перелетных птицах. | Закрепить знания у детей названий птиц, особенностей их внешнего вида. | апрель | Воспитатели,педагоги |
Инсценировка для детей детских садов « С птицами я дружу, и о них я расскажу». | Закрепить умение детей передавать свои знания о перелетных птица в театрализованной деятельности. | апрель | Педагоги, учащиеся начальной школы |
Пятый этап (творческий) | | | |
«Составление творческих рассказов на темы «Моя любимая птица», « Что интересного я знаю о грачах» «Один день из жизни ласточки…», «Эта удивительная птица - соловей» и др.. | Учить применять полученные знания о перелетных птицах при составлении творческих рассказов. Развивать речевую активность детей, творческое воображение и фантазию. | май | Педагоги, воспитатели,родители |
Творческие изображения птиц с использованием нетрадиционных техник(крупы, ткани, ниток, перьев, глины, теста, термомозаики). | Развивать творческие изобразительные навыки при передаче образа перелетной птицы. | май | Педагоги, воспитатели,родители |
Привлечь детей к оформлению фотоальбома « Птицы - наши друзья». | Развивать творческие способности детей | май | Педагоги, воспитатели,родители |
Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах. | Развитие навыка выразительного чтения наизусть | май | Педагоги, воспитатели |
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-208 с.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.