СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Птицы нашего края" Взаимодействие детского сада и начальной школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан для сотрудничества начальной школы и детского сада с целью воспитания любви у детей к птицам.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Птицы нашего края" Взаимодействие детского сада и начальной школы»

Пояснительная записка

Проект носит комплексный характер: включает в себя практическую экологически ориентированную, творческую, эстетического содержания деятельность, физическую активность ребят, пропаганду бережного отношения к природе. Нацелен на решение ряда педагогических и воспитательных задач. Данный проект рассчитан на реализацию в коллективе детей дошкольного и школьного начального возраста и их родителей.

Очень важно , чтобы дети научились любить и ценить природу. И жизнь станет тогда богаче и интереснее.

Участвуя в выполнении этого проекта «Пернатые друзья нашего края», можно развивать эмоционально-волевую сферу, взаимодействие участников проекта, понимание своего «Я», как частицы природы. Воспитывать у учащихся заботу о природе - понимание проблемы не быть равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. Для реализации данного проекта есть все условия: окружающая природа, школьная и детские библиотеки.

Социальная значимость проекта:

Проект, направленный на решение охраны окружающей среды и защиту птиц, организацию созидательного диалога воспитателей, воспитанников дошкольных учредений и их родителей и учащихся начальной школы . Охрана птиц, их подкормка (изготовление кормушек в холодное время года), привлечение птиц путем развешивания скворечников для гнездования (изготовление скворечников). .Птицы вносят в нашу жизнь радость. Наличие и количество птиц говорит: о качестве воды, воздуха и среды обитания в целом. 
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. 
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. 

Цель проекта:

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям; 
Развивать интерес к жизни птиц; 

Учить детей к береному отношению к природе.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.

  2. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

  3. Развивать связную речь ( формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи)

  4. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

  5. С целью развития мыслительных способностей формировать умение задавать вопросы.

    Гипотеза: систематическая, планомерная работа в содружестве детских садов с начальной школой и семьёй будет способствовать формированию у дошкольников и учащихся начальной школы экологической культуры и прочных знаний о пернатых друзьях нашего края , особенностях их поведения и питания, охране птиц.

  6. Материально-техническое оснащение: аудиозаписи голосов птиц, набор открыток с изображением птиц, энциклопедии, худоественная литература.

    Участники проекта:

    Дети, воспитатели дошкольных учредений, педагоги начальной школы, родители воспитанников детских садов и учащихся.

    Вид проекта: долгосрочный

    Срок проведения: с 1 сентября 2018 по 25 мая 2019

    Планируемые результаты:

    Расширение кругозора детей о перелётных птицах.

    Обогащение предметно-развивающей среды.

    Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

    Активное участие воспитанников и родителей в проектной деятельности по оказанию помощи птицам.

    Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.

    Этапы осуществления деятельности по проекту

    I этап: Подготовительный:

    Разработка плана проекта;

    Подбор художественной литературы по теме проекта;

    Подбор наглядного и дидактического материала;

    Изготовление совместно с детьми творческих работ;

    беседа с родителями с целью вовлечения их в проектную деятельность.

    IIэтап: Основной (практический):

    Реализация проекта осуществлялась через различные виды деятельности: игровую, познавательную, продуктивную.

    Игровая деятельность

Дидактические игры: «Каждую птицу на свое место»,  «Четвертый лишний»,  «Птицы, звери, насекомые»,  «Птицы, звери, рыбы»,  «Летает - не летает»,  «Найди маме птенца».

    Дидактическое упражнение: «Птички и камешки», «Сложи птичку из частей».

Словесные игры: «Кто как кричит?», «Кто обедал в птичьей столовой?», «Кто больше назовёт примет?»

    Игры-перевоплощения: «Все когда-то мечтают стать птицами», «Путешествие вмести с птицами».

    Логоритмические упражнения: «Птички песенки поют»,  «Лебеди летят».

    Пальчиковая гимнастика: «Десять цыплят», «Птичка».

    Подвижные игры: «Скворечники», «Грачи и автомобили», «Гуси-лебеди», «Воробьи и вороны», «Стайка».

    Познавательная  деятельность

    Беседы  о птицах: об их отличии от других животных, о видах птиц, о повадках, например,  «Птицы – часть обитателей планеты Земля, как и мы», «Как человек может помочь птицам?».

    Рассматривание картинок, иллюстраций, презентаций о птицах.

    Знакомство с русским народным фольклором по теме проекта.

    Продуктивная деятельность

    Рисование рисунков на тему: «Птица». Выставка  рисунков «Скворцы прилетели», «Грачи».

    Лепка из солёного теста «Жаворонки».

    Аппликация «Скворечник».

    Оригами «Грачи».

    Работа с родителями

    Сбор материала и оформление альбома о птицах для детей. Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой информации о птицах.

    «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).

Выполнение домашних заданий (поделки, рисунки).



III этап – Заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Организация и участие родителей в смотре-конкурсе «Лучший скворечник».

Оформление детьми  и родителями альбома «Птицы наши друзья».

Обобщение знаний в игре «Что? Где? Когда?» по теме: «Птицы».

Содержание проекта

Виды деятельности

Цель

Дата проведения

Ответственные

Первый этап ( мотивационный)

Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей.

- Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы.



Наблюдения за птицами

Учить замечать происходящие изменения в природе, устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, отмечать какие изменения произошли в жизни птиц.

В течение года

Воспитатели, педагоги начальных классов

Чтение художественных произведений:

- А.Толстой «Сорока»

- Н.Сладков

«Скворцы- молодцы»,

 «Вежливая галка»

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать  умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений.

сентябрь

Воспитатели, педагоги начальных классов

Практическая  деятельность

« Птиц мы встречаем – вкусной едой угощаем». ( изготовление кормушек)

Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.

октябрь

Воспитатели

педагоги, родители

Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о птицах.

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.

октябрь

Библиотека

Второй этап ( информационный)

Способствовать развитию у детей желания познавать новое;

- Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя;

- Развивать познавательный интерес, творческие способности детей.



Чтение художественных произведений:

В.Сухомлинский «Грач прилетел»;

В.Бондаренко «Журавль вернулся»;

Л.Полтава «Где живут наши птицы»

И.Бондарчук  «Домик для птиц»;

К. Перелесная « Ласточка»;

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать  умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений. Развитие речи детей с использованием диалог

ноябрь

Воспитатели педагоги начальных классов

Экскурсия-поиск птиц в парке

Наблюдение за изнью птиц

ноябрь

Воспитатели педагоги начальных классов

Слушание записи голосов птиц

Познакомить с отличительными особенностями песни следующих птиц (ласточка, грач, скворец, соловей, кукушка, жаворонок). Формировать  желание и умение различать птиц по голосу.

ноябрь

Воспитатели педагоги начальных классов

Дидактические игры:

«Кто где живет?», «Угадай птицу», «Кто что ест?», «Найди птенца», «Чье гнездо?», «Угадай по голосу», «Кто требует нашей заботы?».

Закрепить знания о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, пояснить их зависимость от природных условий, людей. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Течение реализации проекта

Воспитатели педагоги начальных классов

Заучивание стихотворений о птицах.

Формировать у детей умение передавать характерные особенности птиц в стихотворной форме, воспитывать интерес к художественному слову.

ноябрь

Воспитатели педагоги начальных классов

Техника безопасности

Познакомить детей с правилами поведения с птицами ближайшего окружения, объяснить небезопасность общения с незнакомыми и больными птицами.

ноябрь

Воспитатели педагоги начальных классов

Третий  этап (репродуктивный)



Задачи педагога на этапе:

- Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями;

- Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью;

- Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество;

- Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими



Составление описательных рассказов о птицах.

Закреплять умение детей составлять  описательные рассказы о птицах (внешний вид, отличительные особенности, чем питается, где живет, какие гнезда строит, как заботится о своем потомстве, какую песню поет, особенности взаимодействия с человеком); развивать связную речь, обогащать словарь.

декабрь

Воспитатели,педагоги,родители

Дидактические игры:

-Разложи птиц по месту обитания;

- Узнай птицу по описанию;

- Назови птенцов.

Закрепить знания детей о птицах.

декабрь

Воспитатели,педагоги

Конструирование из бумаги «Грачи прилетели»

-Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме.

-Учить читать схему, понимать условные обозначения.

-Учить придерживаться предложенной в схеме  последовательности выполнения    поделки.

-Учить украшать поделку ,« оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

-Развивать интерес к искусству оригами.

декабрь

Воспитатели,педагоги

Изготовление книжек-малюток

« Птицы – наши друзья»

Учить  отражать в содержании книжек-малюток знакомую информацию о перелетных птицах, оформлять ее красочно, в привлекательном виде.

декабрь

Воспитатели,педагоги,родители

Рисование птиц.

Учить передавать в рисунке характерные особенности внешнего вида птицы.

январь

Воспитатели,педагоги

Лепка жаворонков из соленого теста.

Приобщать детей к народным традициям и обычаям.

январь

Воспитатели,педагоги

  Подвижные игры:

« Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются.

« Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями.

« Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши».

« Летал, летал воробей » - народная игра.

Развивать образность движений, формировать интерес к двигательной активности.

В течение реализации проекта

Воспитатели,педагоги


Изготовление стенгазет :


-«Это интересно знать!» (необычные факты из жизни перелетных птиц),

-«Как мы птиц встречали» (фоторепортаж)


Учить детей применять свои знания при составлении различных видов газет.



Экспериментальная деятельность.

Собрать коллекцию домиков для птиц. Собрать с детьми материалы, из которых    их делают.                    

Учить детей проявлять заботу о пернатых друзьях

январь

Воспитатели,педагоги,родители

   Прогулка.

 Развесить кормушки на деревьях, растущих вокруг детского сада,школы. Насыпать в кормушки корм, крошки, зернышки.

Учить детей проявлять заботу о пернатых друзьях

январь-апрель

Воспитатели,педагоги

Работа с родителями.

Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о перелетных птицах

Развитие творческих способностей

февраль

Воспитатели,педагоги,родители

Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний)


Обобщить и систематизировать навыки и умения, приобретенные детьми на протяжении предыдущих этапов.



Игра-викторина «Что мы знаем о птицах».

Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц, их сезонном поведении.

апрель

Воспитатели,педагоги

Вечер загадок «Наши пернатые друзья».

Уточнить и обобщить у детей знания о перелетных птиц,

апрель

Воспитатели,педагоги

Дидактические игры:

« Разбери птиц »

« Четвертый лишний » (какая птица лишняя?)

« Кто чем питается? » (подобрать корм)

«Найди свою группу»

Закреплять умение классифицировать  птиц  на перелетных, зимующих. Учить сравнивать и обобщать.

апрель

Воспитатели,педагоги

Разгадывание с детьми кроссвордов о перелетных птицах.

Закрепить знания у детей названий птиц, особенностей их внешнего вида.

апрель

Воспитатели,педагоги

Инсценировка для детей детских садов « С птицами я дружу, и о них я расскажу».

Закрепить умение детей передавать свои знания о перелетных птица в театрализованной деятельности.

апрель

Педагоги, учащиеся начальной школы


Пятый этап (творческий)


  • Наполнить творческий процесс позитивными эмоциями;

  • Использовать в работе  идеи детей, родителей.



«Составление творческих рассказов на темы «Моя любимая птица»,

 « Что интересного я знаю о грачах» «Один день из жизни ласточки…»,

«Эта удивительная птица - соловей» и др..


Учить применять полученные знания о перелетных птицах при составлении творческих рассказов. Развивать речевую активность детей, творческое воображение и фантазию.

май

Педагоги, воспитатели,родители

Творческие изображения птиц с использованием нетрадиционных техник(крупы, ткани, ниток, перьев, глины, теста, термомозаики).

Развивать творческие изобразительные навыки при передаче образа перелетной птицы.

май

Педагоги, воспитатели,родители

Привлечь детей к оформлению фотоальбома « Птицы - наши друзья».

Развивать творческие способности детей

май

Педагоги, воспитатели,родители

Конкурс на лучшего чтеца стихов о птицах.

Развитие навыка выразительного чтения наизусть

май

Педагоги, воспитатели





















Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-208 с.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
4. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!