СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Пушкин - прозаик"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект"Пушкин - прозаик"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска













Индивидуальный проект

Тема: “Пушкин прозаик”






Выполнил

ученик 11 класса

Земляных Вячеслав

Вячеславович

Руководитель проекта :
Захарова Елена

Николаевна







Работа допущена к защите «_____» _______________ 2022 г.


Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)




Севск 2022 г.





Индивидуальный план выполнения проекта.


Этапы


Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата
фактически

Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы




Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ




Процесс проектирования

Самостоятельная работа




Оформления записки, плакатов и др.




Итог

Достигнутый результат




Оформление




Защита













Паспорт проекта

Название проекта “Пушкин прозаик”.

Руководитель проекта Захарова Е.Н.

Автор проекта Земляных Вячеслав, ученик 11 класса

Учебная дисциплина Литература

Тип проекта информационно- исследовательский_

Цель работы: Узнать нечто новое о творчестве А.С. Пушкина и изложить это в понятной для читателя форме.

Задачи:

  1. Изучить особенности творчества Пушкина.

  2. Узнать интересные факты из биографии этого великого поэта.

  3. Узнать, почему Пушкина называют величайшим поэтом 19 века.

  4. Провести анкетирование учащихся на эту тему, для того чтобы проверить их знание на тему “ Пушкин прозаик ”.



Вопрос проекта: Чем стихи Пушкина привлекают читателей? В чем заключается особенность его творчества? Является ли он выдающимся поэтом 19 века? Почему его произведения пользуются популярностью до сих пор?

Краткое содержание проекта

Творчество Пушкина в русской литературе занимает особое место. Вклад писателя, поэта и драматурга неоценим. В творчестве величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина присутствуют все литературные формы проза и поэзия, драматические произведения и сказки, стихотворения и поэмы, сонеты и элегии, оды и послания, мадригалы и эпиграммы, даже роман и повесть в стихах. Верное изображение времени, эпохи, развитие исторических характеров и событий – это все требования реалистического искусства, выражение глубоко продуманного и выстраданного к тому времени историзма Пушкина-гражданина, Пушкина-психолога, его философии истории, которая выработалась в тесной связи с господствующими в ту пору интеллектуальными взглядами, откровениями эпохи.

Результат проекта (продукт): Презентация на тему “Творчество А.С. Пушкина ”. Ее можно использовать как методический материал для уроков литературы в школе.

Реализация проекта (для 11 класса)

Проведение классного часа с учащимися 11 класса и других классов. Мой проект можно использовать на уроках литературы в качестве дополнительной информации для учащихся.



























































Оглавление

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - 1

Введение 6

Глава1 Анализ литературных данных по теме ,,Творчество А.С. Пушкина ” 8

2.1 Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. 8

2.2. Некоторые прозаические произведения Александра Сергеевича Пушкина 10

2.2.1 Станционный смотритель 10

2.2.2 Пиковая дама 12

2.2.3 Барышня-крестьянка 14

2.2.4 Капитанская дочка 15

2.2.5. Дубровский 17

2.2.6 Арап Петра Великого 19

2.2.7 Выстрел 21

2.2.8 Метель 24

2.3 А.С Пушкин – величайший поэт 19 века. 26

3. Глава 2. Исследование творчества А.С. Пушкина 28

3.1. Анкетирование по теме ,,Творчество Пушкина ” 28

3.2. Диаграмма результатов анкетирования 28

Заключение 31

Список литературы 32

Приложение 33





























Введение

Пушкин был новатором в каждом жанре, в котором писал, он ломал устаревшие каноны, внедрял новые формы и новый стиль. Он восстал против классицизма в литературе, хотел вернуть трагедии ее непосредственность, простоту, правдивость, свойственную всем, жизненную и человеческую многогранность в формировании характеров.

Преобразив русский поэтический язык, совершив революцию в драматургической литературе, Пушкин обратился к развитию художественной прозы, он полагал, что русская проза значительно отстает от поэзии. Считал, что язык прозаиков чересчур ветееват и извилист. Настоящим нововведением в этой области стали “Повести Белкина”, в связи, со стилем которых он однажды сказал, что писать повести надо именно так: просто, коротко и ясно.

Самым плодотворным в творческой жизни великого поэта был 1830г., так называемая Болдинская осень Пушкина, за который он написал около 50-и произведений, в том числе окончил роман в стихах “Евгений Онегин”, написал "Маленькие трагедии" - это одни из самых знаменитых его произведений. Лаконизм, свойственный произведениям этого периода творчества Пушкина, поразителен даже для него: этот лаконизм, концентрат мыслей, неисчерпаемость идей при предельной простоте и ясности форм повествования.

Каждая из “маленьких трагедий” - художественное исследование глубин человеческой сути, нравов, психологии: стяжательства и зависти, прелюбодеяния, отношении к жизни и смерти. Вместе с тем, каждая охватывает определенную историческую эпоху, интересные, разносторонние характеры, порожденные ею, всю полноту и противоречивость поведения героев. Произведения Пушкина тесно связано и с народным фольклором, он часто использовал образы и сюжеты народного творчества, в его сказках отображены не только истории, но и жанровые и стилистические особенности фольклора.



Актуальность темы: состоит в том, что многие интересные факты из жизни и творчества А.С. Пушкина до сих пор неизвестны человечеству и их открытие поможет привить людям любовь к чтению книг. Изучая его творчество, мы понимаем, как важно хоть иногда читать книги, ведь они помогают нам мысленно перенестись в мир автора и представить ту атмосферу и, ту жизнь общества, о которой рассказывается в произведении.



Цель работы: Узнать нечто новое о творчестве А.С. Пушкина, а точнее о его произведениях написанных в прозаической форме и изложить это в понятной для читателя форме.

Задачи:

  1. Изучить особенности творчества Пушкина, как поэта-прозаика.

  2. Узнать интересные факты из биографии этого великого поэта.

  3. Узнать, почему Пушкин является величайшим поэтом 19 века.

  4. Провести анкетирование учащихся на эту тему, для того чтобы проверить их знание на тему “ Пушкин прозаик ”.


Объектом нашего исследования явился А.С. Пушкин.



Предметом нашего исследования является интернет-публикации, научные статьи о творчестве этого автора и прозаические книги Пушкина .


Методы исследования:

Для моего проекта больше всего подходит метод изучения и обобщения информации и также метод её анализа. Ещё я могу использовать гипотетический метод , таким образом я буду выражать своё мнение о творчестве Пушкина.


Практическое применение:  На основе моего проекта, я разработаю тематическую презентацию для проведения уроков литературы в школе, в которой я наглядно и понятно покажу жизнь и творческий путь Александра Сергеевича Пушкина.















Глава1 Анализ литературных данных по теме ,,Творчество А.С. Пушкина ”



2.1 Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт.
Александр Пушкин родился в обедневшей дворянской семье 6 июня 1799 года. В раннем детстве он был молчаливым и малоподвижным ребенком — старшая сестра Ольга вспоминала, что до шести лет мальчик «был просто увалень». Начальное образование Пушкин получил дома. Воспитание его ничем не отличалось от общепринятой тогда в дворянских семьях системы: родители нанимали ему гувернеров и учителей из Франции, Германии, Англии, России.

В 1811 году родители Пушкина решили отдать сына в Иезуитский коллегиум, но их планы изменились, когда в Царском Селе открылся лицей для дворянских детей. По протекции друзей Пушкины устроили 12-летнего сына в элитное заведение. Изначально здесь собирались готовить детей из императорской семьи и их сверстников к высшим гражданским чинам. Но статус Лицея понизился: Пушкин учился в привилегированном и закрытом учреждении, но среди равных себе детей из обедневших фамилий. В стенах Лицея многие крепко сдружились. Три товарища — Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер — остались друзьями Пушкина на всю жизнь.

Первый крупный успех ждал Пушкина в 1815 году во время зимнего переводного экзамена — 15-летний лицеист прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутствовал Гавриил Державин, он был потрясен творением юного поэта. Пушкин позже писал: «Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».

Своим временем Пушкин распоряжался как хотел: общался с членами «Союза благоденствия», вступил в масонскую ложу «Овидий». В свободные часы он по-прежнему писал. В этот период появились «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Песнь о вещем Олеге». Также Пушкин начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин».

Меж тем в Москве в 1824 году полиция вскрыла письмо Пушкина: тот писал Кюхельбекеру об увлечении «атеистическими учениями». За такие высказывания поэту грозила не просто отставка.

Пушкина отправили в настоящую ссылку в семейное имение в селе Михайловском Псковской губернии — Юг все-таки выдавали за принудительную командировку. Писателя лишили скромного жалованья, установили надзор, а конец срока наказания никак не обозначили.

Затворнический образ жизни не стал губительным для Пушкина, скорее наоборот: писатель много читал, работал, размышлял о творчестве. В первую михайловскую осень он начал писать «Бориса Годунова». Эта трагедия стала важным этапом в творчестве поэта: он перешел от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению персонажей.

Из творчества поэта ушли экзотика и отвлеченность, на первый план вышли современные ему реалии. Завершив трагедию, Пушкин написал князю Петру Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

В 1836 году поэта начали преследовать потери и разочарования. Работать приходилось много, потому что нужно было гасить долги. Весной того года не стало его матери, и Александр тяжело переживал эту утрату. Потом по столице поползли сплетни о романе его жены и французского барона Дантеса, который публично оказывал ей знаки внимания.


Пушкин и Дантес устроили дуэль на Черной речке, ранним утром 27 января 1837 года. Пуля Дантеса прошла через шейку бедра Пушкина и застряла в животе. В то время такие ранения приравнивались к смертельному приговору, их не лечили. На протяжении двух дней Пушкин неимоверно страдал. Он старался сохранить все свое мужество, написал императору, который пообещал умирающему поэту позаботиться о его семье. К Пушкину пригласили священника, он исповедался, потом попрощался со всеми родными и умер 29 января того же года.

Похоронили Александра Пушкина в Святогорском монастыре рядом с его матерью 6 февраля 1837 года.

2.2. Некоторые прозаические произведения Александра Сергеевича Пушкина 2.2.1 Станционный смотритель

Повесть «Станционный смотритель» — это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем — Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса. Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь — милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург. Горе потрясло старика, но не сломило — он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. Станционный смотритель не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе Пушкин ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

То, чего боится Вырин, — реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.







2.2.2 Пиковая дама

За основу сюжета повести «Пиковая дама» Пушкиным был взят сюжет из жизни. Историю своего друга, молодого князя С. Г. Голицына, писатель облек в затейливый рассказ с трагической концовкой. В конце повествования о перипетиях карточной игры главный герой повести, волею автора, лишается рассудка.

На самом же деле история, рассказанная Пушкину князем, была с долей хвастовства. Молодой Голицын, приятель Пушкина, был заядлым игроком. Но фортуна не всегда была на стороне юного князя и однажды он проигрался по-крупному. Незадачливому игроку пришлось обратиться к родной бабке, графине Наталье Петровне Голицыной. Денег графиня азартному Голицыну не дала. Но поведала внуку некий секрет, секретную выигрышную комбинацию, которую, живя в Париже, услышала от знаменитого афериста и игрока Сен-Жермена. С этим известным в узких кругах загадочным человеком графиня водила знакомство. Узнав от бабушки секретную комбинацию из трех карт, князь поставил на них. Эта комбинация дала возможность отыграться Голицыну. Об этой истории он и рассказал Пушкину, она же и стала основой сюжета повести.

Рукопись «Пиковой дамы» не дошла до потомков, поэтому точные даты написания повести неизвестны. По некоторым источникам великий поэт и писатель трудился над рукописью около пяти лет, другие источники утверждают, что Пушкину удалось закончить произведение в течение нескольких месяцев.

Повесть «Пиковая дама» вышла в свет в 1834 году. Впервые она была опубликована в журнале «Библиотека для чтения». Читателям понравился сюжет, но по сравнению с другими произведениями Пушкина повесть была принята довольно прохладно. Однако же все отзывы были похвальными, повесть читали и перечитывали в светском обществе, ища сходство между старухой и вышеуказанной графиней. Когда сходство с графиней Голицыной все же было найдено читателями из светского общества, писателя слегка пожурили, но обличать или критиковать не стали.

Напротив, читатели отметили изящность стиля написания повести, а также нетривиальность и динамичность развития сюжета.

Однако критики данное произведение расценивали не как повесть, а занятную историю, по типу анекдота.

О.И. Сенковский в своем письме Александру Сергеевичу характеризовал данную повесть не иначе как начало новой эпохи в литературе.

Из разнообразных отзывов о повести современников Пушкина видно, что обществу так и не удалось определиться с оценкой повести и определением того, что на самом деле из себя представляет «Пиковая дама».

Более или менее реальную оценку данному произведению спустя десятилетия дает Ф.М. Достоевский. «Пиковая дама» получила от него оценку фантастической повести.

Смысл «Пиковой дамы» состоит и в том, чтобы показать неизбежность наказания за совершённое преступление. Узнав три заветные карты, благодаря которым можно было в несколько раз преумножить своё состояние, игрок не смог совладать с собой, потерял рассудок.





2.2.3 Барышня-крестьянка



Начинается «Барышня-крестьянка» рассказом о семьях Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Помещики не ладят между собой из-за разницы во взглядах. В деревню к Берестову приезжает его сын Алексей. Молодой человек хорош собой, образован и воспитан. Слухи о его приезде быстро распространяются по деревне. Лиза, Дочь Муромского, изъявляет желание познакомиться с Алексеем. Девушка не знает, как это сделать. Настя, служанка молодой барышни, учит её, как сделать правильно. Так начинаются главные приключения повести.

Лиза переодевается в крестьянку и устраивает «случайную» встречу с Алексеем, представляясь дочерью местного кузнеца. Кстати, крестьянское платье барышне очень даже к лицу. Постепенно молодые люди влюбляются друг в друга. Лиза боится, что молодой человек узнает правду и тогда их отношения оборвутся. Тем не менее заканчивается история счастливо, так как отцы Лизы и Алексея до того времени успевают помириться. Эти элементы сюжета служат более полному раскрытию основной идеи рассказа.: рано или поздно любой обман обнаруживается.

Основная мысль произведения – настоящая любовь сильнее обманов и ссор. Счастье и судьба человека не зависят от материального достатка. Положение в обществе, наличие денег — это не главное, главное – настоящие чувства.

2.2.4 Капитанская дочка



А. С. Пушкин начал сочинять роман в 1833 году одновременно с созданием документального исследования «История Пугачевского бунта», материалы о котором собирал в библиотеках, архивах и во время специальной поездки в район бунта в Приуралье и Поволжье. Считается, что идея создания исторического романа пришла к Пушкину, благодаря появившимся в то время в России переводам произведений шотландского романиста Вальтера Скотта. Пушкин написал пять вариантов повести и лишь последний, законченный 19 октября 1836 года, был отправлен в печать. В «Современнике» роман был опубликован не под именем «Пушкин», но в жанре семейных записок, якобы доставшихся издателю от одного из потомков Гринева, а от себя поэт дал лишь название и эпиграфы к главам.

Действие повести начинается в 1772 году. 16-летний дворянин Петр Гринев едет в Оренбург служить в армии. По дороге он попадает в метель, встречает бродягу (Емельяна Пугачева), который указывает ему путь. В благодарность Гринев дарит спасителю свой тулуп. Службу Гринев начинает в Белогорской крепости под Оренбургом, начальником которой является капитан Миронов. Гринев влюбляется в дочь капитана — Марью. В 1773 году начинается восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Армия Пугачева захватывает Белогорскую крепость. Комендант Миронов и его жена гибнут. Маша остается сиротой. Восставшие собираются повесить Гринева, но Пугачев узнает в нем старого знакомого и отпускает Гринева и Марью. Гринев отправляет Марью к своим родителям и вновь поступает на службу в армию. Восстание подавлено, Пугачев арестован, и за «дружбу» с ним арестован и Гринёв. Императрица Екатерина II ссылает его в Сибирь.

Марья Миронова едет в Петербург, чтобы просить Екатерину о помиловании. Та изучает дело Гринева и освобождает его. Мария и Петр Гринев женятся. Пугачёва казнят.

Пушкин писал «Капитанскую дочку» для взрослых, но сегодня она, как и романы Вальтера Скотта — подростковое чтение, которое рекомендуют детям 12-13 лет и изучают в 6-7 классах средних школ. Почему? Потому что «Капитанская дочка» — это сказка без больших психологических изысков, с ярко выраженными положительными и отрицательными героями, обязательной победой добра над злом.





2.2.5. Дубровский



Владимир – главный герой романа А.С. Пушкина “Дубровский”. Это молодой человек 23 лет. Особых примет в его внешности не было. Воспитывался Владимир в Кадетском корпусе, а потом поступил в гвардию. Семья Дубровского состояла из одного лишь отца, старого и обедневшего помещика Андрея Гавриловича. Он души не чаял в сыне и старался ему помочь деньгами.

Жизнь Владимира круто поменялась после того, а у отца отобрали имение. Троекуров решил незаконно отсудить деревню Андрея Гавриловича. Старика хватил удар, и вскорости отец Владимира умер.



Дубровский-младший мог пойти двумя путями: смириться со своеволием богачей или стать на путь мести. Именно второй вариант выбрал Владимир. Он стал разбойником, организовал шайку и начал грабить богатых помещиков. Только Троекурова обходил стороной. Ему был уготована другая участь.





Владимир мастерски пробрался в дом Кирилы Петровича. Он притворился учителем и втерся в доверие к Кириле Петровичу и всем домочадцам. Однако месть так и не свершилась. Владимир полюбил Машу Троекурову, поэтому не смог отомстить ее отцу. Дубровский предложил Маше свою помощь и заверил девушку, что сможет всегда ее выручить.

Увы, спасти возлюбленную от нежеланного брака с нудным стариком Верейским Владимиру не удалось. Он опоздал, и Машу обвенчали. Трудно представить, что творилось в душе Владимира, когда он услышал от Маши эту страшную весть.

Владимир Дубровский – романтичный герой. Он противопоставляется богатому и сытому обществу самодуров-помещиков, которые играют судьбами людей. Нельзя сказать, что Владимир – это идеал. Но он настоящий и искренний человек, который не захотел мириться с несправедливой судьбой.





2.2.6 Арап Петра Великого

Арап Петра Великого — исторический роман А. С. Пушкина. Одной из основных особенность данной работы является то, что она является вторым прозаическим произведением в творчестве Пушкина.

Начав работать над романом 31 июля 1827 года, А. С. Пушкин так и не закончил роман. Сохранилось два варианта редакции романа: черновая (в двух тетрадях) и беловая. Часть материала из беловой рукописи были вырезаны Пушкиным и дошли до нас не полностью. Кроме этого, беловая рукопись не предоставляет информации, позволяющей определить время, в которое поэт работал над романом. Но доподлинно известно, что Пушкин работал одновременно над несколькими произведениями, так как в черновиках материал романа переплетается с набросками «Евгения Онегина», стихотворением «Послание Дельвигу» и др. И именно в черновом варианте поэт делал пометки.

Так, например, в черновиках с первой главой романа была указана дата: «31 июля 1827 года Михайловское», относящаяся к «Акафесту Е. Н. Карамзиной». Еще одна дата, 10 августа, была указана в черновиках с 3 главой романа и относилась к «Евгению Онегина». Отсюда следует, что к середине августа Пушкиным было написано 3 главы «Арапа Петра Великого». А к концу августа были написаны все 6 глав «Арапа Петра Великого».

Роман органически включался в пушкинский цикл произведений, посвященных Петру. В этот период Пушкин неоднократно обращается к осмыслению петровской эпохи, личности царя, смысла его преобразований, что проявлялось и в лирике, и в поэмах. К концу жизни Пушкин задумал большой исторический труд, посвященный Петру и его эпохе. В конкретно-исторических условиях второй половины 20-х — 30-х годов это имело, несомненно, актуальное значение. Пушкин стремился дать своего рода урок николаевской современности. «Арап Петра Великого» создавался вскоре после известных пушкинских «Стансов» (1826), с которыми замысел прозаического произведения непосредственно связан. С позиций строгого историзма Пушкин тщательно воспроизводит колорит далекой эпохи, подробно! -”и быта и нравов петровского времени.

Здесь он использовал и семейные предания о своем прадеде по материнской линии, одном из сподвижников Петра — африканце Абраме Петровиче Ганнибале, судьба которого постоянно привлекала поэта своей необычностью и драматизмом.
В романе Пушкин стремился показать Петра по-новому -без той напыщенности и ходульности, которые стали уже традиционными со времен XVIII в. Петр дан у Пушкина не на полях сражений, не как государственный деятель, а преимущественно как частный человек, в его домашней, будничной жизни: в кругу семьи, в веселье. Однако роман остался незаконченным. В следующем, 1828 году Пушкин снова обратился к образу Петра в поэме «Полтава» , но там он будет изображен с других позиций — как полководец и герой.










2.2.7 Выстрел

«Выстрел» — повесть Александра Сергеевича Пушкина, четвертая в цикле « Повести Белкина ». В ней рассказывается об отставном гусаре Сильвио, который несколько лет после дуэли готовился отомстить сопернику-графу за оскорбление.

Повесть создана в Болдино осенью 1830 года: 12 октября Пушкин написал первую главу, намереваясь оставить ее без продолжения, но через два дня все-таки дописал вторую.

Впервые «Выстрел» был издан в следующем, 1831 году.

Рассказчик, Иван Петрович Белкин, вспоминает, как в бытность офицером познакомился с отставным гусаром Сильвио, прекрасным стрелком. Сильвио по секрету рассказал, как шестью годами ранее дрался на дуэли с неким знатным молодым человеком и с тех пор мечтает отомстить.

Соперник тогда прострелил головной убор Сильвио, а в ожидании ответного выстрела равнодушно ел черешню, сплевывая косточки в сторону противника.

Взбешенный Сильвио решил, что отложит свой выстрел на потом. И вот теперь, когда соперник женится, он намерен поквитаться с ним и сделать ответный выстрел.

О развязке рассказчик узнает еще через пять лет от соседа-графа, который и был соперником Сильвио.

Оказывается, бывший гусар приехал к нему и заставил стреляться снова. Увидев, что теперь графу изменило хладнокровие, и до полусмерти напугав его жену, Сильвио остался удовлетворен. Он уехал, на прощание выстрелив в висящую на стене картину.

Автор затрагивает темы благородства, сострадания, отмщения. Основная тема – месть и ее преодоление через осознание важности человеческой жизни.

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера.

Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Произведение учит благородству, хладнокровию в поступках, умению сдерживаться в сложных ситуациях, где всё может выйти из-под твоего контроля.

Давать волю своему честолюбию уместно во время сражения на поле битвы, но при общении с людьми – будь то твое ближайшее окружение или коллеги — необходимо во всем находить золотую середину.














2.2.8 Метель Повесть «Метель» написано в период творческого подъема Пушкина. Перед свадьбой с Натальей Гончаровой он находился в имении Болдино, где и написал данное произведение. В помощь учащимся и студентам мы разработали краткий и полный анализ повести Пушкина «Метель». Повесть «Метель» написана в 1830 году. Опубликована она была в 1831 году, став заключительным произведением известного прозаического сборника «Повести Белкина». Неизвестно, выросла ли повесть из похожего случая, происходившего в жизни, или же это - вымысел. Можно предположить, что событие реально лишь частично, хотя Белкин утверждает, что большинство его историй взяты из жизни.

Пушкин считает, что судьба и рок неотвратимы для человека. Я не думаю, что это так. Если люди не готовы к какому-либо событию, то у них ничего и не получится. Такое «невезение» можно назвать судьбой. Если бы Владимир умел заботиться о себе, то не поехал бы на такое серьезное мероприятие один. Если бы он не был так импульсивен, то смог бы ответить на родительское письмо. Пушкин пишет о том, что Маша долго хранила предметы, напоминающие ей о Владимире. Это означает, что он был очень дорог ей. Возможно, если бы Владимир ответил на письмо родителей и приехал, то влюбленные разобрались в том, что произошло. И смогли бы венчаться еще раз. Глупо же быть верной своему мужу, обвенчавшись по ошибке.

Маша, Владимир и Бурмин – все трое попадают в метель, но на каждого из них стихия сказывается по-разному. Маша не теряет дороги, рядом с ней кучер Терешка, управляющий тройкой коней. Владимир позаботился о Маше, но не о себе. Отправляясь в такой серьезный путь, он не берет кучера и довольствуется одной-единственной лошаденкой. Маша, после пережитого, заболевает, но оправляется. Владимир не выдерживает пережитого, он ищет смерти и погибает в бою. Бурмин, как и Маша, не борется с метелью, его довозит кучер до ближайшего огонька.





Он с легкостью справляется со стихией, и героем возвращается с войны. Бурмин сетует на судьбу, что обвенчался, но это событие не ломает его. Для Маши и Бурмина метель, как препятствие, преходящее, временное, в отличии от Владимира, для которого метель оказывается роковой, сломавшей его жизнь.

Основной конфликт произведение – борьба человека и природной стихии. События повести разворачиваются на фоне разбушевавшейся метели, которая роковым образом влияет на дальнейший ход событий в жизни героев повести.











2.3 А.С Пушкин – величайший поэт 19 века.

Пyшкин — пepвый pyccкий пoэт миpoвoгo мacштaбa и знaчeния, и этим oпpeдeляeтcя eгo мecтo в xyдoжecтвeннoм paзвитии чeлoвeчecтвa кaк вeличaйшeгo нaциoнaльнoгo пoэтa нoвoй, пocлeпeтpoвcкoй Poccии.


B твopчecтвe Пyшкинa ocyщecтвилcя иcкoмый pyccкoй литepaтypoй XVIII — нaчaлa XIX в. cинтeз ocвaивaeмoгo eю в этo вpeмя кyльтypнoгo oпытa 3aпaднoй Eвpoпы c мнoгoвeкoвыми нaциoнaльными тpaдициями oтeчecтвeннoй кyльтypы. Ha ocнoвe этoгo cинтeзa, т. e. пocтoяннoгo coпocтaвлeния кyльтypнo-иcтopичecкoгo oпытa Poccии c oпытoм зaпaднoeвpoпeйcкиx cтpaн, ocвeщaлиcь Пyшкиным вce aктyaльныe вoпpocы coвpeмeннocти. Teм caмым Пyшкин oкoнчaтeльнo вoccтaнoвил пpepвaннyю былo peфopмaми Пeтpa кyльтypнyю cвязь вpeмeн дpeвнeй и нoвoй Poccии и cтaл ocнoвoпoлoжникoм вceгo тoгo, чeгo литepaтypa и кyльтypa нoвoй Poccии дocтигли в эпoxy иx иcтopичecкoй зpeлocти.


Ho Пyшкин ocyщecтвил этo нa ocнoвe твopчecкoгo ycвoeния и пpeтвopeниядocтигнyтoгo нa этoм пyти eгo пpeдшecтвeнникaми, нaчинaя oт Фeoфaнa Пpoкoпoвичa и Tpeдиaкoвcкoгo и кoнчaя Kapaмзиным и Жyкoвcким. Инaчe гoвopя, твopчecтвo Пyшкинa — этo итoг и зpeлый плoд oгpoмнoгo пyти, пpoйдeннoгo Poccиeй и ee литepaтypoй oт эпoxи Пeтpa к эпoxe Oтeчecтвeннoй вoйны 1812 г. и движeния дeкaбpиcтoв.


Cфopмиpoвaвшeecя имeннo в этy знaмeнaтeльнyю и пepeлoмнyю эпoxy pyccкoй жизни, oзapeннoe oт нaчaлa и дo кoнцa «cвящeннoй пaмятью двeнaдцaтoгo гoдa» и тpaгeдиeй peвoлюциoннoгo пoдвигa дeкaбpиcтoв, твopчecтвo Пyшкинa зaвepшилo пpoцecc нaциoнaльнoгo caмooпpeдeлeния pyccкoй литepaтypы в pядy дpyгиx иcтopичecки зpeлыx eвpoпeйcкиx литepaтyp, oпыт кoтopыx oнa дo тoгo интeнcивнo ycвaивaлa, нo oбoгaтить eгo чeм-либo cвoим eщe нe мoглa. Eвpoпeйcкoe пpocвeщeниe, «пpичaлившee к бepeгaм Poccии» вo вpeмeнa Пeтpa, вo мнoгoм eщe ocтaeтcя для Пyшкинa нeким этaлoнoм cтpoитeльcтвa pyccкoй кyльтypы, нo тoлькo в cмыcлe ypoвня ee paзвития, a yжe нe oбpaзцa или пpeдмeтa пpямoгo пoдpaжaния.


Чтo кacaeтcя oбpaзцa, тo Пyшкин ищeт и нaxoдит eгo в pecypcax caмoй pyccкoй жизни, в ee вceмиpнo-иcтopичecкoм пoтeнциaлe, зaявившeм o ceбe мoгyщecтвoм coздaннoй Пeтpoм pyccкoй гocyдapcтвeннocти и нaциoнaльнo-ocвoбoдитeльным пoдвигoм pyccкoгo нapoдa в вoйнe 1812 г. Бyдyчи «гoлocoм» и «эxoм» вызвaннoгo Oтeчecтвeннoй вoйнoй пoдъeмa pyccкoгo нaциoнaльнoгo caмocoзнaния, Пyшкин был пoэтoм в cyщнocти тoлькo oднoй тeмы. Ho тeмa этa — Poccия.




Пyшкин был нe тoлькo гeниaльным xyдoжникoм cлoвa, нo xyдoжникoм, нaдeлeнным тeмпepaмeнтoм гocyдapcтвeннoгo дeятeля, шиpoтoй филocoфcкoгo, тpeзвocтью пoлитичecкoгo и кoнкpeтнocтью иcтopичecкoгo мышлeния. Личнocть Пyшкинa в ee твopчecкoм caмoвыpaжeнии нe пoддaeтcя никaкoмy cкoлькo-нибyдь oтчeтливoмy нpaвcтвeннo-пcиxoлoгичecкoмyoпpeдeлeнию в cилy ee мнoгoгpaннocти и динaмичнocти.


Ho oнa зpимo и xyдoжecтвeннo в выcшeй cтeпeни aктивнo пpиcyтcтвyeт вo вcex пpoизвeдeнияx пoэтa, вo вcex coздaнныx им кapтинax и oбpaзax pyccкoй жизни, зaявляя o ceбe иx глyбoким лиpичecким пoдтeкcтoм.

Пocтижeниe и ocвoeниe oбщeчeлoвeчecкиx цeннocтeй и acпeктoвнpaвcтвeннoй иcтины в тex фopмax, в кaкиx oни зaпeчaтлeны в литepaтypныx и дpyгиx явлeнияx дyxoвнoй кyльтypы paзличныx эпox и нapoдoв, пoмoгaлo Пyшкинy «yгaдывaть» тaйнy индивидyaльнoгo cвoeoбpaзия pyccкoй «нapoднocти» кaк oднoгo из cлaгaeмыx миpoвoгo кyльтypнo-иcтopичecкoгo пpoцecca.



3. Глава 2. Исследование творчества А.С. Пушкина 3.1. Анкетирование по теме ,,Творчество Пушкина ” Было проведено анкетирование среди учащихся 11 класса, для того чтобы выяснить, что школьники знают о жизни и творчестве Пушкина как поэта-прозаика. Количество опрошенных – 20 человек.

Цель анкетирования: Проверить уровень знаний учащихся по этой теме.

3.2. Диаграмма результатов анкетирования



По результатам опроса большинство опрошенных знают самый известный сборник прозаических произведений Пушкина.

По результатам опроса большинство опрошенных знают, в каком веке жил поэт- 19век.





По результатам опроса большинство опрошенных знают, какое прозаическое произведение отражает события крестьянского бунта 18 века – Капитанская дочка.


По результатам опроса большинство опрошенных знают, в каком произведении главный герой становится разбойником - Дубровский.

По результатам опроса большинство опрошенных часто читают прозу.



По результатам опроса большинству опрошенных нравится читать прозу, нежели стихи Пушкина.

По результатам опроса большинство опрошенных хотели бы связать свою жизнь с литературой.



Вывод: Опрошенные ученики хорошо знают тему “ Пушкин прозаик ”. Они знают, кто такой Александр Сергеевич и увлекаются его прозаическими произведениями в свободное время. Им нравится эта тема, и они хорошо разбираются в произведениях этого автора .Некоторые из опрошенных хотят связать свою жизнь с литературой , став настоящими поэтами, как Пушкин. Я надеюсь, что мой проект поможет им узнать, что-то новое о творчестве А.С. Пушкина.




Заключение

Творчество Пушкина в русской литературе занимает особое место. Вклад писателя, поэта и драматурга неоценим. А. С. Пушкин писал на различные темы, используя при этом различные жанры. Данный материал поможет при подготовке сообщения на урок литературы.

Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.

Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.
В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.

Подводя итоги, можно сказать что Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской литературы. Его произведения пользуются популярностью до сих пор и используются как учебный материал в школах. Пушкин был выдающимся автором, который вошел в историю как поэт золотого века русской литературы. Его произведения каждый день читают тысячи человек!
Вот лучшая награда для поэта – людское признание и память поколений!










Список литературы

1) Википедия: https://ru.wikipedia.org

2) Статья из: https://obrazovanie365.ru/referaty-i-doklady/na-temu-tvorchestvo-pushkina

3) Статья из: https://kickscontest.ru/analiz-stihov/doklad-mednyj-vsadnik-pushkin.html

4) Статья из: https://www.myunivercity.ru/

5) Статья из: https://cultura-yamala.ru/priroda/samye-izvestnye-proizvedeniya-pushkina

6) Статья из: https://obrazovaka.ru/question/soobshhenie-o-dubrovskom-kratko-72001

7) Статья из: https://sitekid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquokapitanskaya_dochka

8)Статья из: https://tvercult.ru/literatura/baryishnya-krestyanka-analiz-povesti-a-s-pushkina

9) Статья из: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/ruslan-i-lyudmila.html

10) Фотографии взяты из: https://yandex.ru/images





























Приложение
№1
АНКЕТА – ОПРОСНИК

На тему ,, Пушкин прозаик

Цель анкетирования: Проверить уровень знаний учащихся по этой теме.

1)Назовите самый известный сборник прозаических произведений А.С. Пушкина.
_______________________________________________________________



2)В каком веке жил поэт?
а)16 б) 17
в)18 г) 19



3) Какое прозаическое произведение отражает события крестьянского бунта 18 века?
1) Дубровский

б) Метель

в) Капитанская дочка

г) Выстрел


4)В каком произведении поэта главный герой становится разбойником? а)Капитанская дочка б) Выстрел
в) Метель г) Дубровский



5)Вы часто читаете прозаические произведения Пушкина?
а) Да б) Нет


6) Вам нравится читать прозу или стихи Пушкина?
а) Стихи б) Прозу



7)Хотели бы вы связать свою жизнь с литературой?

а) Да б) Может быть в)Не думаю г) Нет