Управление образования Макеевского городского совета
Макеевский учебно – методический центр
Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №103
Социальный проект на тему :
«Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает!!!».
Спешит машина красная,
Не выключая фар,
На службу на опасную
Спешит тушить пожар.
Подготовила проект:
учитель начальных классов
Андреева Юлия Викторовна
Актуальность проблемы
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением множества новых веществ и материалов, созданных с применением искусственных материалов, с применением химии и физики. Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности. Особое место в пожароопасных причинах отводится электропроводам, микроволновым печам и другим бытовым электроприборам. Дети не всегда ответственно относятся к технике безопасности при пользовании электричеством, вследствие чего, возникают бытовые возгорания, приводящие к человеческим жертвам. Не секрет, что и огонь подчас становится «игрушкой» для наших детей, не задумывающихся о его коварстве и опасности. Неподготовленный ребенок «теряется» в чрезвычайных ситуациях, и не может быстро сориентироваться. Очень часто важны именно первые минуты возгорания, которые требуют немедленно принятых мер. Именно поэтому важно обучать школьников правилам пожарной безопасности, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить и предотвратить пожары, возникновение которых связано с деятельностью человека. Быстрые и умелые действия часто спасают жизнь и здоровье людей
Данный проект предназначен для ведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев при пожарах.
Цель проекта:
Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности;
Обучить умениям и навыкам, необходимым для действий в экстремальных ситуациях.
Дидактические цели проекта:
развитие познавательной деятельности учащихся, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации, формирование критического мышления;
выявление и систематизирование знаний по ОБЖ (противопожарная безопасность);
развитие умения видеть проблему и намечать пути ее решения;
доказательство существования связи между теоретическими знаниями и практическими действиями при пожаре;
формирование интереса к «Основам безопасности жизнедеятельности» посредством связей с другими учебными предметами и различными областями науки, развитие аналитического мышления;
формирование умений разумно действовать в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
активизация творческой деятельности учащихся;
Ожидаемые результаты Каждый ученик должен:
знать
потенциальные опасности пожаров природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; уметь
выполнять последовательно действия при возникновении пожара и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем! Пожарная тревога»
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях;
уметь пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии,
соблюдать общие требования безопасности, меры пожарной безопасности;
оказывать первую медицинскую помощь в неотложных ситуациях;
вызывать (обращаться за помощью) в случае необходимости соответствующие службы экстренной помощи.
В ходе работы над проектом у учащихся сформируются:
Представления о необходимости и важности обеспечения личной и общественной безопасности;
Понятия «безопасность опасная и чрезвычайная ситуация»;
Умения предвидеть последствия невыполнения правил безопасности;
Будут развиваться
умения видеть проблему и намечать пути её решения
познавательная деятельность и творческие способности
навыки самостоятельной работы
навыки коммуникативного общения
Воспитывается:
интерес к предмету БЖД посредством связей с другими учебными предметами и различными областями науки
ответственность за свои действия и поступки
стремление прийти на помощь человеку в чрезвычайной ситуации;
информационная культура личности.
Этапы проекта:
1 этап (2016-2017гг) (теоретическое изучение материала, поиск информации)
Презентация проекта среди учащихся и педагогов
Подготовка материалов, необходимых для проведения проекта.
Подготовка учебно-материальной базы для реализации проекта.
Разработка тестов, памяток, аналитических материалов по анализу результативности проекта.
Выбор учащимися темы для исследования
2 этап (2017-2018гг) (практическое выполнение)
Сбор информационного материала с различных источников по выбранной теме. Анализ и обработка полученной информации под руководством творческой группы учителей.
Выбор формы представления творческого отчета.
Работа учащихся над созданием творческих отчетов.
Проведение консультаций для учащихся учителями творческой группы по своим направлениям
Оформление творческих отчетов
3 этап (2018-2019гг)
Презентация и защита творческих отчетов участниками проекта
Метапредметные связи
Русский язык
Литература
Информатика
Изобразительная деятельность
Трудовое обучение
Социально-бытовая ориентировка. Уроки здоровья
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
Работа с сотрудниками |
1 | Проведение инструктажей с сотрудниками . Беседа: «Огонь всегда опасен» | В течение года | Администрация Пожарный инспектор |
2 | Практические занятия по эвакуации детей в случае возникновения пожара (присутствие пожарного инспектора) | Октябрь | Директор школы Завхоз Пожарный инспектор |
3 | Месячник по пожарной безопасности день безопасности (проведение отработки учебной эвакуации, распространение памяток «Чтобы не было пожара», инструктажи по правилам пожарной безопасности) | Октябрь | Директор школы Завхоз Педагоги |
4 | Консультации: Основы пожарной безопасности Эвакуация детей из загоревшегося здания Средства пожаротушения Обеспечение безопасности ребенка: дома и в общественных местах | Сентябрь Ноябрь Апрель Май | Педагоги Пожарный инспектор |
5 | Инструктажи (Новогодний), отработка учебной эвакуации. | Декабрь | Директор школы Педагоги |
6 | День ГО (проведение отработки учебной эвакуации, распространение памяток «Чтобы не было пожара») | Октябрь | Директор школы Завхоз Пожарный инспектор Педагоги |
Работа с детьми |
1 | Беседы: Почему горят леса? Безопасный дом. Потенциальные опасности дома: на кухне, в спальне, в общей комнате. Скоро, скоро новый год, к детям елочка придет Если дома начался пожар? Опасные предметы. Что делать в случае пожара в школе? Друзья и враги. Знаешь сам – расскажи другому. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Педагоги |
2 | Подвижные игры: Пожарные на учениях Юный пожарный Самый ловкий | В течение года | Педагоги |
4 | Конкурс детского рисунка на противопожарную тематику «Огонь – опасная игра….» | Март | Заместитель директора по ВР Педагоги |
5 | Чтение художественной литературы: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» Е. Хоринская «Спичка-невеличка» А. Шевченко «Как ловили уголька» Л. Толстой «Пожарные собаки» Загадки, пословицы, поговорки | В течение года | Педагоги |
6 | Дидактические игры: Опасные ситуации В мире опасных предметов Служба спасения: 101, 102, 103 Горит – не горит. Кому что нужно для работы? Бывает – не бывает. | В течение года | Педагоги |
7 | Практические занятия с детьми по формированию навыков поведения в пожароопасной ситуации | 1 раз в квартал | Педагоги |
8 | Практикум для детей и учителей «Оказание первой помощи в экстренных ситуациях» | Апрель | Медсестра |
9 | Тематический досуг: «Добрый и злой огонь» «Как мы боремся с огнем» | ноябрь декабрь | Музыкальный руководитель Педагоги |
10 | Познавательная итоговая викторина «Что? Где? Когда?» | Март | Педагоги |
11 | Экскурсии и целевые прогулки: | Течение года | Педагоги |
| Работа с родителями |
1 | Оформление стендов в классах «Опасные ситуации дома и в школе» | В течение года | Педагоги |
2 | Оформление стендов и уголков безопасности с консультациями в коридорах и холлах школы. | В течение года | Педагоги Завхоз |
3 | Консультации: Безопасное поведение Внимание: эти предметы таят опасность! Предотвратите беду: действия детей в чрезвычайных ситуациях Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей Первая помощь при ожоге | В течение года | Педагоги Медсестра Пожарный инспектор |
4 | Совместные учения сотрудников школы, детей и родителей «Пожарные на учениях» - практическое освоение навыков и правил поведения при пожаре, оказания первой помощи пострадавшим, отработка первоочередных мер по тушению огня | Апрель Май | Директор школы Завхоз Педагоги Медсестра |
План проведения месячника пожарной безопасности
№п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Общешкольная линейка, посвященная началу месячника пожарной безопасности. | 1 неделя | Директор школы Педагоги Учитель БЖД |
2 | Первичное тестирование учащихся по пожарной безопасности. | 1 неделя | Классные руководители, Учитель БЖД |
3 | Классные часы, беседы на противопожарную тематику. | В течение месячника | Классные руководители |
4 | Диктанты, сочинения на противопожарную тематику в 4 –11 классах. | В течение месячника | Классные руководители |
5 | Единый урок охраны труда. | 1 неделя | Классные руководители |
6 | Учебная эвакуация. | | Учитель БЖД, администрация |
7 | Викторина на противопожарную тематику. | 2 неделя | Учитель БЖД, классные руководители. |
8 | Обсуждение вопросов обеспечения пожарной безопасности в школе и быту на родительских собраниях. | В течение месячника | Классные руководители |
9 | Посещение городской пожарной части МЧС. | В течение месячника | Заместитель директор по ВР |
10. | Обучение учащихся правилам пожарной безопасности в пожароопасный период. | 3 неделя | Учитель БЖД |
11 | Практические занятие у пожарного щита, тренировки по оказанию помощи «Пострадавшим во время пожара». | 4 неделя | Учитель БЖД, медицинский работник |
12 | Отработка и корректировка планов и карточек пожаротушения. | В течение месячника | Заведующий по хозяйственной части |
13 | Конкурс рисунков, плакатов, поделок на противопожарную тематику | 4 неделя | Учителя технологии, изобразительной деятельности. |
14 | Конкурс исследовательских проектов учащихся на противопожарную тематику. | В течение месячника | Учителя-предметники, учитель БЖД |
15 | Обсуждение вопросов обеспечения пожарной безопасности в школе на педагогическом совете. | В течение месячника | администрация |
16 | Итоговое тестирование учащихся по пожарной безопасности. | 4 неделя | Классные руководители . |
17 | Общешкольный вечер «Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает!!!». | 4 неделя | Творческая группа |
Примерные темы исследований учащихся (индивидуальная работа учащихся)
Изучение факторов возникновения пожаров.
Чем опасен пожар?
Изучение опасности воздействия дыма на человека при пожаре.
Изучение опасности воздействия огня и высоких температур на человека при пожаре.
Сравнительная статистика гибели и травмирования людей при пожарах.
Анализ действий людей при пожарах, описанных в периодической печати и других информационных источниках.
Порядок действий во время пожара в различных ситуациях (в помещениях, на улице, в школе, на природе, в транспорте и.т.д.)
Как выжить, если в нашей школе возник пожар?
Эффективные средства пожаротушения и способы их применения.
Способы экстренной эвакуации и спасения людей.
Пожарный - профессия героическая!
Формы творческих отчетов учащихся
реферат
сочинение
рисунок, плакат
изделие декоративно-прикладного творчества
публикации (буклет, информационный бюллетень)
мультимедийная презентация
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности Фотоаппарат, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, сканер, Интернет-соединение. Программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-RO Материалы на печатной основе
Памятка по составлению буклета
Памятка по работе с презентацией.
Изучение планов эвакуаций, инструкций по ПБ.
Учебники.
Энциклопедии. Словари.
Интернет-ресурсы
http://www.vniipo.ru/“Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны";
http://www.sec4all.net/stat-all.htmlсайт по безопасности;
http://www.0-1.ru/ справочник пожарного;
http://www.mchsrb.ru/fire/common.shtml сайт МЧС;
http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml сайт «Пожарный»; http://www.fireman.ru/myzei/istor1/istor.htm история пожарной охраны; http://www.fireman.ru/myzei/memor/s-p/memo.htm книга памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга в мирное время ;
http://www.fireman.ru/myzei/myz-tex.htm музей пожарной техники и средств пожаротушения;
http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.shtml рекомендации по пожарной безопасности; http://www.fireman.ru/bd/ppb/1p10.htm действия при пожаре; http://www.mchsrb.ru/fire/years.shtml пример пожарной статистики;
Направления работы по реализации Программы по пожарной безопасности в школе.
Деятельность администрации и педагогического коллектива школы по организации пожарной безопасности реализуется через систему учебно-познавательных и учебно-тренировочных занятий с обучающимися образовательного учреждения.
Учебно-познавательный блок включает в себя:
открытые мероприятия и классные часы по теме;
изучение средств и способов пожаротушения;
оформление стенгазет, листовок, презентаций, страничек безопасности в школьной газете;
чтение художественной литературы по данной теме;
выступления школьной агитбригады, информационно-просветительская деятельность;
проведение месячника по пожарной безопасности, дня ГО;
проведение консультаций для детей и родителей;
изучение техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами;
организацию тематических выставок в школьной библиотеке;
организацию конкурсов, экскурсий, викторин, подвижных и дидактических игр во внеурочное время.
1. Учебно-тренировочный блок включает:
тренировочные занятия по отработке эвакуации учащихся и сотрудников школы через эвакуационные пути;
овладение навыками пользования огнетушителями разных видов;
отработка навыка вызова пожарных, в случае обнаружения возгорания;
овладение умением оказания первой медицинской помощи и эвакуации пострадавшего.
Экскурсия в пожарную часть с обучающимися 1-4 классов.
Практические занятия с детьми по формированию навыков поведения в пожароопасной ситуации.
Экскурсия в пожарную часть с обучающимися 5 класса.
Тематический досуг: «Добрый и злой огонь»
Классный час : «Огонь - друг или враг?»
Практические занятия с детьми по формированию навыков поведения в пожароопасной ситуации «Приключения Маши».
ЗАГАДКИ
Мать.толста,
Дочь..прекрасна,
Сын-сокол
Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым)
У.нас.в.печурочке
Золотые чурочки. (Дрова в печи)
Белое.ест,
Чёрное роняет. (Лучина горит)
Красненький.петушок
По улице бежит. (Пожар)
Ударю.булатом
Побелым.каменным.палатам,
Выйдет.княгиня
И.сядет.на.пуховую.перину.
(Огниво, кремень, искра и трут)
Пришёл.вор.во.двор,
Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым)
Накормишь-живет,
Напоишь - умрёт. (огонь)
По.деревне.прошёл,
Ничего не осталось. (пожар)
В.маленьком.амбаре
держат 100 пожаров. (спички)
Сколько.бы.ни.ел,
Никогда сыт не будет. (огонь)
Ни.стук,ни.бряк,
А близко прошёл. (ток, свет)
?Красная корова всю солому съела. (огонь)
Красный.бык.стоит.дрожит,
чёрный дым на небо бежит.(огонь и дым)
На.привале.нам.помог:
Суп.сварил,картошку.пек.
Для.похода.он.хорош,
Да с собой не унесешь? (костер)
То.назад,то.вперед.ходит-бродит.пароход,
Остановишь - горе: продырявит море. (утюг)
Ночь.Но.если.захочу,
Щелкну раз - и день включу. (выключатель)
Я.не.сам.по.себе,
А.сильнее.всего.и.страшнее.всего,
И все любят меня, и все губят меня. (огонь)
Дом.стеклянный.пузырек,
А.живет.в.нем.огонек.
Днем.он.спит,а.как.проснется,
Ярким пламенем зальется. ( лампочка )
В.брезентовой.куртке.и.каске,
Забыв.про.кольчужную.бронь,
Решительно.и.без.опаски
Бросается рыцарь в огонь.( Пожарный)
1. Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь.)
2. На крыше - столбом, в избе - скатертью. (Дым.)
3. Это-тесный- тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер! (Коробок со спичками.)
4. Шипит и злится, воды боится; с языком, а не лает; без зубов, а кусает. (Огонь.)
5. Плывет электроход - то назад, то вперед. (Утюг.)
6. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробок со спичками.)
7. Все ест - не наедается, а пьет - умирает. (Огонь.)
8. Красный бык стоит, дрожит, черный - на небо бежит. (Огонь и дым.)
9. Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)
10. Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
11. Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные.)
12. От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра.)
13. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар.)
14. На столе, в колпаке да в стеклянном пузырьке поселился дружок - развеселый огонек. (Лампочка.)
15.Накормишь - живет, напоишь - умрет. (Огонь
16. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым)
17. Добывается в Сибири,
Бежит в трубе по дну морей,
Появляется в квартире
Под кастрюлею твоей. (Газ)
18. Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер. (Спички)
19. Синенькая искорка бежит по проводам.
Помогает шить, стирать, пылесосу - пыль глотать.
Работать за нас берется,
А в руки не дается. (Электричество)
20. Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (пылесос)
21. То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе!
Продырявит море! (утюг)
22. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
23. Папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
24. Четыре синих солнца
У бабушке на кухне.
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны. (газовая плита)
25 Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.(огонь)
26. Без рук, без ног, а на гору ползёт (Огонь).
Шипит и злится, воды боится.
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают “ноль - один”.
И вот машины красные
Спешат в места опасные.(пожарные)
27. С языком, а не лает, без зубов, а кусает (Огонь).
СТИХИ
Запомни!
Чтобы не было пожаров,
Надо правила всем знать.
Их, конечно, очень много –
Выучим хотя бы пять.
Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
И в лесу костер опасен –
Для деревьев, птиц, зверей.
Будет лес для всех прекрасен
Без пожаров и углей.
Чтоб огонь не убежал,
Чтоб он место свое знал,
Ты ему создай преграду:
Из камней, земли ограду.
Уходя, засыпь землей
Или все залей водой.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться –
Ты костер не разжигай
Там, где зреет урожай.
Вдруг одежда загорелась –
Сразу на пол ты вались,
Сразу по полу катайся,
В одеяло обернись.
Всем давно понять пора:
Детям спички не игра!
Пусть и взрослым будет ясно...
Что с огнем шутить опасно!
Можно играть с ягненком,
Можно играть с поросенком,
С ветром - в пятнашки,
В прятки с дождем,
Но не надо играть с огнем!
Даже с волчонком - пожалуйста!
Даже с тигренком - пожалуйста!
Но если ты вздумал играть с огнем,
То уж потом не жалуйся!
НЕ ШАЛИ С ОГНЕМ!
Огонек всегда такой
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.
Трое маленьких зайчат
С огоньком сидят, шалят.
Им, зайчатам, невдомек,
Что опасен огонек.
Возле газовой плиты
Расшалился - жди беды.
Лучше даже и не стой
Перед газовой плитой.
Каждый знает, что утюг
Добрый, но серьезный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
Кто науку изучает,
Так приборы не включает:
Перегретая розетка
Загорается нередко
Чайник все кипел, кипел,
И весь выкипеть успел.
И от злости поволок
Черный дым на потолок.
- У окна, - сказала мать, -
Калорифер не включать!
- Поздно, - зайка говорит, -
Занавеска-то горит!
Если загремит гроза,
В страхе закрывать глаза
Неразумно и смешно.
Надо закрывать окно.
Взгляд лесничего суров:
- Здесь не место для костров!
Погасить велел костер
И закончил разговор.
Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.
Сено вспыхнет непременно
От соседа-огонька...
А не дашь Буренке сена,
Не получишь молока.
Побежал, как ручеек,
В старой травке огонек.
Разве скажет кто-нибудь
Где он свой закончит путь?
3 звонка.
Три звонка летят по школе,
Быстротою с птицей споря.
Место построения
Знаем без сомнения!
И пути движенья тоже –
Тренировка нам поможет!
Если что-то вдруг случиться,
То должно всё получиться,
Так как на учениях,
Здесь – не развлечения!
Тут играть не время в прятки-
Брось все вещи и тетрадки-
Вдруг опасный поворот?
Ведь о жизни речь идет.
ДЕСЯТЬ НЕ
- не курите в постели;
- не эксплуатируйте неисправные отопительные печи, не оставляйте их без присмотра;
- не эксплуатируйте неисправные и кустарно изготовленные электроприборы;
- не оставляйте без присмотра включенные в сеть электроприборы, особое внимание уделяя нагревательным устройствам;
- не применяйте для розжига печи ЛВЖ и ГЖ, не используйте дрова, длина которых превышает размеры топки;
- не применяйте самодельные предохранители-«жучки»;
- не включайте в одну розетку разные бытовые приборы большой мощности;
- не захламляйте балконы, чердаки, подвалы и пути эвакуации;
- не сушите белье над газовой плитой, контролируйте процесс приготовления пищи при ее термической обработке;
- не оставляйте в легкодоступных для детей местах спички, зажигалки, горючие жидкости и аэрозоли бытового назначения, не оставляйте без присмотра самих детей;
ПАМЯТКА
Если вы увидели пожар, то необходимо сообщить по телефону 101 следующую информацию:
1. Адрес.
2. Объект (квартира, склад, школа).
3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
4. Номер дома.
5. Номер подъезда.
6. Номер квартиры.
7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.
8. Есть ли опасность для людей.
9. Фамилия.
10. Телефон.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ
- Вызвать пожарных по телефону «01».
- Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
- Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таком образом перекрыв доступ кислорода.
- Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
- Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
- Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
- Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
- Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.
Первая помощь при ожогах.
- Наложить чистую марлевую повязку.
- Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить «03» и ждать «Скорую помощь»
.
ВИКТОРИНА
1) Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2) Какие гвозди можно забивать между проводами?
3) Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4) Какими обоями разрешается оклеивать провода?
5) В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
6) С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще делать нельзя)
ИГРА «ЧЕМ ТУШИТЬ ПОЖАР»
Если тушат пожар - хлопаем
Если нельзя тушить - топаем
Вода, спички, пироги, бумага, песок, земля, блины, огнетушитель, резина.
КРОСВОРД
По горизонтали:
1. Что в народе называют «красным петухом», а в мультфильме про Маугли «красным цветком»? (Огонь)
2. Объект, притягивающий вора. (Квартира)
4. В два ряда дома стоят:
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
5. Защищу я от огня
В комнате, машине,
Лишь нажмите мой рычаг.
Я ... (огнетушитель).
8. Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной –
Нет пути передо мной.
Я и дома, и не дома,
Между небом и землей. (Балкон)
9. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою -
Что это такое? (Полотенце)
11. Без шофера, без колес,
А домой меня привез.
Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры. (Лифт)
12. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
14. В шахту спустится шахтер –
Принесет воды во двор. (Ведро)
15. Костяной порог, за ним - красный говорок. (Рот)
По вертикали:
1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ. (Отравление)
3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Все такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички)
4. То назад, то вперед ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе, продырявит море. (Утюг)
6. Чудо-ящик, в нем - окно,
В том окошечке - кино. (Телевизор)
7. Через поле и лесок подается голосок.
Он бежит по проводам: скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
9. Это бедствие - огонь, дым и жар.
Называется ... (пожар).
10. Деревянная дорога вверх идет отлого,
Что ни шаг - то овраг. (Лестница)
13. Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окна)
14. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
№1
У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: телевизор, ведро с водой, одеяло, песок.
Ответ:
1.обесточитьтелевизор;
2.накрытьвлажнойтканью;
3. позвонить по “01″.
№2
КашуСашарешилнасковородеподогреть,
Приэтомвсоседнейкомнатепеснипопеть.
ЗаигралсяСашаибдительностьпотерял,
Правилабезопасностинесоблюдал.
Ивотогонькизаскакаликругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
На сковороде загорелось масло. Какими должны быть ваши действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка с водой, полотенце.
Ответ:
1.выключитьгаз;
2. накинуть влажное полотенце.
Ситуация.№3
Натебезагореласьодежда.Чтобудешьделать?
Ответ:
1.надоупастьнапол;
2.накрытьсявлажнойтканью;
3.бежатьнельзя!
.№4
Увиделчеловекасгорящейодеждой.Какбудешьдействовать?
Ответ:
1.догнать,накрытьтканью;
2.уронитьнапол;
3. тушить огнетушителем нельзя.
.№5
Ты вечером возвращаешься домой и чувствуешь сильный запах газа. Что ты сделаешь?
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б)пойдупонюхаюоткудапахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать,невключаясвета
№6
В доме начался пожар, который ты не можешь потушить. Что делать?
а)Убежать б) Закричать в) Вызвать пожарных.
Ситуация.№7
Просмотрите небольшой ролик по мотивам известного стихотворения “Кошкин дом” и скажите, кто из героев ведёт себя правильно.
ИГРА НА ВНИМАНИЕ « ЭТО-Я.ЭТО-Я.ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, почуяв дым,
Голосит: «Пожар! Горим!»
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
Кто костры не поджигает
И другим не разрешает?
Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята: Это - я, это - я, это все мои друзья!
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята: (Молчат)
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята: Это - я, это - я, это все мои друзья!
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол -
Еле сам живой ушёл?
Ребята: (Молчат)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята: Это - я, это - я, это все мои друзья!
ИГРА. «ПРЕДЛАГАЮ СОВЕТЫ»
Мывлесукостёрзажгли,
Посиделиипошли.
Аогоньнезатушили.
“Сампогаснет”,-мырешили.
Ветромпламяразметало,
Ивокруг,каквпечке,стало.
Донебесогоньподнялся
Изанамивследподнялся.
Гибнетлес,пропализвери -
Всех несчастий не измерить!
Подожглимальчишкипух,
Аогонь-тонепотух.
Тополиныйпухгорит,
Пламяподворубежит…
Чья-товспыхнуламашина -
Оченьстрашнаякартина!
Надопомнить,надознать:
Пух опасно поджигать!
МишкелюбимомудевочкаМила
Погладитьштанишкиоднаждырешила.
Утюгнезаметноотмамывключила
Ивскореонёмсовершеннозабыла.
Нагрелсяутюг,загорелисьштанишки…
Пожаруничтожилигрушкиикнижки.
Помните,дети:пожарыбывают,
Когда про включенный утюг забывают!
Скучномамуждатьсработы
Оченьхочетсякомпоту.
ВкухнюЮленькавошла,
Подкастрюлейгаззажгла.
Часпрошёл-кипиткастрюля,
ИспугаласьнашаЮля.
Малосделалосьводы,
Такнедолгодобеды…
Самкплитенеприкасайся,
Лучшевзрослыхдожидайся.
Жарковспыхнулаквартира,
ПлачетмаленькаяИра.
Ванястаршийбрат-кричит:
“Убегаемдомгорит!”
Иребоязнобежать:
“Лучшеспрячусьподкровать”,
АИваннеоробел
Исеструспастиуспел.
Теперьмалышкаточнознает
С пожаром в прятки не играют.
Домапожар,атыодин?
Звонок01необходим.
Пожарные-спасателипокойтвоберегут,
Отважные пожарные приедут и спасут.
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те... (отнять).
Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться –
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
И быстро все... (убрали).
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь... (огонь).
Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (Пожар.)
Летела мошка - осиновая ножка.
На стог села - все сено сгорело. (Спичка.)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе,
Продырявит море. (Утюг.)
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь.)
Мы были соснами и пихтами,
И вот бренчим в коробку впихнуты.
Мы были гордостью тайги –
А вот теперь ее враги. (Спички.)
В маленьком амбаре
Лежат сто пожаров. (Спички.)
Жевать - не жую,
А все поедаю. (Огонь.)
Как ножка воробьиная тонка,
Скользит по стенке коробка.
Скользнет - и высечет огонь,
Когда горит - ее не тронь,
Играть с ней - скверная привычка.
Опасная игрушка... (спичка).
ЧАСТУШКИ
1.Разябросилподокно
Петарду-завертелась,
Думал:“Малостьпошучу…”
Вдруг крыша загорелась.
2.Чайникнакнигупоставим,
Самив“Денди”поиграем.
Позабылимыпрогаз…
Лишить жизни можем вас.
3.Наканикулахвсегда
“Телек”включенуменя
Икомпьютер,иплита -
К одной розетке провода.
4.Эй,молодчик,вдругвзорвется,
Авответонлишьсмеется.
Смеххороштолькотогда,
Если не грозит беда.
5.ДеньрожденияуСветы -
Свечизажигаются.
Бросилиихбезприсмотра
Искры разлетаются.
6.Наприродеукостра
Такбылаухавкусна.
Уходитьсполяныбудем,
Огонь тушить мы не забудем.
7.Послевсякогопожара
Зрелищеужасное!
Дотласгоревшиедома -
Пепелище страшное.
8.Опожарепелимы,
Чтобспастивасотбеды.
Призываемвсех:“Друзья,
С пламенем играть нельзя! ”
ИГРА-ТРЕННИНГ «ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ»
Цели: Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии «пожарный»;развитие мышления, внимания;
Активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;
Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к
другу, гордости за людей данной профессии.
Предварительная работа
1. рассматривание плакатов по пожарной безопасности;
2. чтение художественных произведений:
- «Пожар», «Пожарные собаки» - Л. Толстого
- «Пожар», «В дыму» - В. Житкова
- «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» - С. Маршака;
3. рассматривание иллюстраций к ним;
4. экскурсия в пожарную часть;
5. беседа о профессии «Пожарный».
Ход мероприятия.
Воспитатель: С огнём бороться мы должны,
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?.
Дети: Пожарные!
Воспитатель: Правильно. Сегодня я предлагаю вам побывать в роли пожарных, но вначале скажите: какими должны быть пожарные?
Дети: (возможные ответы) смелыми, храбрыми, сильными, находчивыми, сообразительными, ловкими…
Воспитатель: Каких людей не возьмут в пожарные?
Дети: (возможные ответы) ленивых, трусливых, слабых,.
Воспитатель: Что необходимо делать, чтобы стать пожарным?
Дети: (возможные ответы) заниматься спортом, уметь слушать, бытьдобрым, много знать приёмов по спасению людей, …
Воспитатель: Теперь мы знаем, какими должны быть пожарные.
(появляется пожарный, дети приветствуют его, он приглашает ребят на учения пожарных команд)
Пожарный: Ребята, я слышал, вы много знаете о пожарных, предлагаю вам пройти учение - смотр пожарных команд. Вы согласны?
Дети: Да!
Пожарный: На учениях вы покажите свои знания и умения. Вот вам первое задание (даёт конверт воспитателю)
Воспитатель: Оно называется «Не ошибись». Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны.(режет, пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, играет, поёт, краска, спички, рукав, огонь,
билет, 01, бинт, сверло, маска, сирена, пламя….)
Молодцы! С этим заданием вы справились. Ещё одно Задание «Знаете ли вы предметы, из-за которых может возникнуть пожар?». Выберете те картинки, на которых изображены пожароопасные предметы. Пожарный: Молодцы! Знаете предметы, из-за которых может возникнуть пожар
. А теперь – УЧЕНИЯ (звучит серена, дети выстраиваются в две команды, проводятся игры эстафеты)
1. «Экипаж – одна семья»
Капитан команды начинает «выезд на пожар», держа перед собой обруч – импровизированный руль пожарной машины. Оббегает на финише препятствие, возвращается на старт, захватывает по одному участнику с пожарным инвентарём в «пожарную машину». Дети должны держаться одной рукой за обруч. Важно, не только прийти на старт, но чтобы никто не упал, не отстал, не потерял инвентарь. Затем по одному оставлять на месте и расставлять инвентарь на место.
2. «Пожарный инвентарь на место»
На старте находится разный инвентарь. Каждый участник игры поочерёдно выбирает предмет, который должен находиться на щите. Добегая до финиша, старается правильно расположить его на щите.
3. «Потушить огонь»
Ребёнок должен надеть «костюм пожарного», взять ведро, пробежать «змейкой» между конусами, пролезть в обруч, «вылить» воду, потушить огонь - лопнуть красный шарик и обратно – бег по прямой, передаем ведро и костюм следующему участнику.
4. «Спасатели»
А)Дети бегут в паре держась за обруч - «носилки», с разных сторон к стоящим детям напротив, накидывают обруч на одного ребёнка, надевают ему респиратор и бегут обратно втроём.
Б) Эвакуация кукол из зоны пожара. Нужно проползти, «спасаясь от дыма», под столами до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня». Вспомнить о правилах поведения на пожаре, о том, что недопустимо прятаться под кровать, в шкаф и другие места.
5. «Скорая помощь»
Оказать первую медицинскую помощь раненому (обтереть лицо влажной салфеткой, обработать ссадину, забинтовать руку или ногу) (дети выполняют задания, пожарный следит за правильностью выполнения заданий) Ребёнок: (по завершению эстафет)
Все мы силы приложили
И пожар мы потушили.
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло.
Пожарный: Закончились наши учения. Вы показали свои знания, умения и взаимопонимание.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения при пожаре.
Дети: (читают стихи)
1. Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И быстрей пожарных звать!
2. Быть нельзя огня вблизи,
Там, где краски, газ, бензин;
Ведь о них нам не напрасно
Говорят: «Огнеопасно!»
3. Если же большой огонь,
Дымом всё объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.
Пожарный: Молодцы !
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ
А если пожар всё-таки возник?
Вот какие существуют правила поведения при пожаре.
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды. НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.
телефону «01» или попроси об этом соседей.
Знает каждый гражданин этот номер «01».
Если к вам придёт беда - позвони скорей туда.
А если нету телефона - позови людей с балкона.
ТЕСТ
Что обязательно должно висеть в школе на стене?
- картинки с рисунками на тему пожара;
- план эвакуации;
- портреты пожарных;
- ковры.
Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?
- лом;
- багор;
- огнетушитель;
- грабли.
Что делать, если начался пожар?
зареветь;
позвонить «01»;
закрыться в шкафу;
убежать.
Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?
- залить сковороду водой;
- вынести её из кухни;
- выключить газ, накрыть сковороду крышкой;
- убежать.
Что делать, если из телевизора пошёл дым?
- залить телевизор водой;
- выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;
- убежать в другую комнату.
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ В ШКОЛЕ
построиться парами;
следовать за учителем;
не паниковать самим и успокоить товарищей;
на территории школы ждать дальнейших указаний учителя.
ТЕСТ «ЕСЛИ В ДОМЕ ПОЖАР»
1. Как называется профессия человека, который тушит пожары? А. пожарный Б. пожарник В. спасатель 2. Назовите условия, при которых может возникнуть пожар? А. горючее вещество и восстановитель Б. горючий материал, источник огня или тепла, кислород В. теплообмен между веществами. 3. К поражающим факторам пожара относятся: А. интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей Б. токсичные продукты горения, высокая температура В. образование облака угарного газа 4. Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить после вызова пожарных? А. полицию Б. скорую помощь В. соседей 5. Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы? А. пеной Б. песком В. водой 6. Как потушить загоревшуюся на человеке одежду? А. направить на него струю огнетушителя Б. повалить человека на землю и накрыть плотной тканью. В. сорвать с него одежду. ЗНАТОКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Для работы в группах) 1. Почему при пожаре внутри помещения нельзя открывать окна и двери? Ответ: поступает свежий воздух (кислород) и огонь разгорается сильнее. 2. Пожарный и пожарник. Чем отличаются эти понятия? Ответ: пожарный – тушит пожар, пожарник – поджигатель. Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`? Ответ: `01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь. Почему пожарная машина красная? Ответ: Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня. 5. От чего чаще страдают люди: от огня или дыма? Ответ: от дыма чаще: 2-3 вдоха угарного газа – получишь сильное отравление. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? Ответ: Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу. - На вопросы первого блока вы ответили, переходим ко второму блоку. «Ситуационные задачи». По 2 задачи для каждой команды. ТЕСТ 1. Придя домой поздно вечером, вы почувствовали запах газа. Вы: 1) включите свет и позвоните по телефону «04»; 2) сообщите соседям и от них позвоните в газовую службу; 3) откроете окна, ыерекроете газ. Если запах газа не улетучится, позвоните от соседей по телефону «04». 2. При приготовлении пищи загорелся жир на сковородке. Вы: 1)выключите газ. Сковородку накроете крышкой; 2) накинете на сковородку влажную ткань, предварительно отключив газ; 3) зальете сковородку водой. 3. Во время приготовления пищи (кипячения воды) на газовой плите вы отлучились с кухни. Вернувшись, обнаружили, что пламя залито водой Вы: 1) сразу же попытаетесь зажечь газ; 2) перекроете газ, а затем попытаетесь зажечь его; 3) перекроете газ. Откроете форточку (окно) и после проветривания вновь зажжете газ. 4. Во время просмотра телевизионных передач ваш телевизор задымил. Вы: 1) зальете телевизор водой; 2) немедленно отключите от сети, а затем начнете его тушить; 3) накинете на телевизор плотную влажную ткань. 5. «Безопасный дом» Задание - шифровка. П О | К | Л | О | М | Л | | Е | С | Р | А | Д | Е | Я | О | П | Ы | В | О | З | Ю | Р | О | Ш | О | К | Ь | Г | (песок, покрывало, порошок, земля, вода, лом). ШУТОЧНАЯ ВИКТОРИНА 1. Когда пожарная машина едет, какое колесо у нее не вертится (запасное). 2. Что стоит между стеной и дверью («И») 3. В комнате горело 7 свечей, проходил мимо человек, потушил две свечи.Сколько свечей осталось? (две остальные сгорели) 4. Какой месяц короче всех? (май) 5. Что в руку не схватишь? (дым) 6. Что останется в коробке, если убрать все спички (дно). 7. У кого язык самый длинный (у огня)? 8. Рта нет, а пожирает (огонь). 9. Какой огонь не жжет? (Нарисованный) |
| |
ПРИЛОЖЕНИЕ