СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Путь Героя Хазова В.П."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа может использоваться при проведении классных часов, Урока Мужества

Просмотр содержимого документа
«Проект "Путь Героя Хазова В.П."»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа с. Лава Сурского района Ульяновской области





Социальный проект Всероссийской акции «Я – гражданин»

Номинация «Память поколений: гордость за Победу»




«Путь Героя Хазова Владимира Петровича»




Автор проекта:

учащаяся 8 класса

Кустова Валерия

Руководитель проекта:

учитель географии

Беспомощнова А.А.








с. Лава, 2025 год

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….…2

1. Теоретическая часть………………………………………….…….……5

1.1. Обоснование выбранной темы……………………………………….…5

1.2. Рассмотрение понятия «интерактивный плакат»……………………...6

2. Практическая часть…………………………………………………..….7

2.1. Поиск информации о Герое Советского Союза Хазове В.П………….7

2.2. Подбор изображений для плаката и создание

интерактивного плаката на платформе interacty…………………….…….12

Заключение…………………………………………………………….……14

Интернет-ресурсы…………………………………………………………..15




















Введение

В 2025 году вся наша страна отмечает памятную дату, которая связывает миллионы жизней, судьбы, целые поколения – 80 лет Победы в Великой Отечественной войне. Война и Победа - не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой священный долг.

  Патриотизм, осознанная любовь к Родине, гордость за неё невозможны без знания истории своей страны, в том числе истории военной.

Проблема памяти актуальна в наши дни. Поисковая работа - это и вклад в историческую науку, и благодарная память о тех, чьими трудовыми и ратными подвигами спасена от гибели страна. Но пока жива историческая память народа, она сохранила, донесла до нас горечь поражений в первые месяцы 41 года, нечеловеческое напряжение целой страны, которое в духовном единстве встало на борьбу с фашизмом, донесла историческую память и радость Победы.

  В истории нашего села Лава, в сердцах его жителей Великая Отечественная война оставила неизгладимый след. На фронт ушли 408 человек, вернулось 193 человека (215 погибли). Звание Героя Советского Союза присвоено двум нашим землякам, одним из которых является Хазов Владимир Петрович.

  Мы, учащиеся школы, ответственны за сохранение и продолжение традиций нашего общества, чтобы  через много лет помнили наших дедов и отцов,  их великий подвиг во имя Отчизны и смогли передать уже своим детям и внукам  эту историческую память.

Цель: создание интерактивного плаката «Путь героя Хазова В.П.», сохранение и передача памяти о герое, укрепление духовно-нравственных и патриотических ценностей, используя современные технологии.

Задачи:

1. Сбор и изучение информации о герое Советского Союза Хазове В.П.

2. Распределение информации по темам:

«Начало службы»,

«Призыв на фронт»

«Подвиг»,

«Награды»

2. Подбор изображений по каждой теме

3. Внесение данных и оформление интерактивного плаката на платформе interacty.

4. Воспитание уважения к ветеранам войны, гордости за их подвиг, пробуждение у детей интереса к изучению культурно-исторического наследия нашей страны.

Новизна проекта заключается в том, что информация представляется с помощью интерактивного плаката, что позволяет максимально наглядно представить материал по теме, погрузить слушателей в активную познавательную деятельность за счет использования интерактивности.

Объект исследования: собранный материал о Герое Советского Союза Хазове Владимире Петровиче.

Предмет исследования: военный путь, пройденный Героем.

Метод исследования: информационно познавательный.

Область практического применения результатов проекта:

результаты исследований могут быть использованы при проведении у подрастающего поколения классных часов, тематических линеек, уроков Мужества, патриотических акций.








1. Теоретическая часть

1.1. Обоснование выбранной темы

В нашем селе Лава родился Хазов Владимир Петрович. В годы Великой Отечественной войны он был танкистом. Участвовал в битве за Москву, в районе населённых пунктов Петровский, Терновая, Ольховатка, в районе города Харькова (Украина), в битве за Сталинград. 5 ноября 1942 года Владимиру Петровичу Хазову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

В 2024 году в нашей школе состоялось открытие баннера Хазову В.П. Я решила узнать подробнее о герое: где он учился, как и когда попал на фронт, где воевал, о его подвиге и наградах. А затем поделиться этой информацией с учащимися школы. Чтобы интересно представить, оформлю работу в виде интерактивного плаката.


















1.2. Рассмотрение понятия «интерактивный плакат»

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Мультимедийные технологии позволяют создавать наглядные, информативные и содержательные материалы разных форматов. Одним из них является интерактивный плакат.

Поискав в интернете, можно найти множество вариантов исполнения интерактивных плакатов. Плакат — это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т. п. Важно то, что плакат по своей сути — это средство предоставления информации, то есть основная его функция — демонстрация материала. Наглядные пособия в школе необходимы и применяются всегда. Предлагаемые продукты — современная замена бумажным плакатам. Удобнее, функциональнее, больше возможностей. А также — дешевле стоит, удобнее хранить и долговечнее в использовании.

Плакат - это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация и т.п.

Основная цель создания плаката - не просто размещение на нём каких-то данных, а повышение наглядности информации.

Интерактивный плакат – это средство представления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.










2. Практическая часть

2.1. Поиск информации о Герое Советского Союза Хазове В.П.

Владимир Петрович Хазов – советский офицер, танкист-ас, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, старший лейтенант родился 9 сентября 1918 года в селе  Лава  Сурского района Ульяновской области. 

 В 1937 г. Хазова В.П. призвали в ряды РККА, а уже в 1939 г. он окончил «1-е Ульяновское Краснознамённое танковое училище имени В. И. Ленина». В характеристике командование отмечало, что Владимир Петрович Хазов среди курсантов обладает большим авторитетом, в том числе за счёт хорошего знания бронетанковой техники, отличных навыков вождения и стрельбы из танкового оружия.

Окончив училище, молодой лейтенант был направлен для дальнейшей службы на Дальний Восток в г. Ворошилов (ныне г. Уссурийск) в танковый полк, где был назначен командиром взвода. Сначала он командовал взводом учебного танкового батальона, а с марта 1941 г. – ремонтным взводом.

Наступило грозное 22 июня 1941 года. В тот же день лейтенант В. Хазов пишет рапорт об отправке в действующую армию. Отказ, затем второй, третий, четвертый рапорты.

На фронт Владимир Хазов попал осенью 1941 года, после того, как в октябре 58-я танковая дивизия была спешно переброшена с Дальнего Востока под Москву, где приняла участие в обороне столицы. В сентябре 1941 с группой командиров Владимир Хазов был направлен в Сталинград на тракторный завод за танками. Получив новенькие «тридцатьчетверки», он со своими товарищами уехал на фронт. С немецкими танками в бою встретились в 1941 году под Москвой. Первоначально дивизия вошла в состав Западного фронта и заняла позиции на подступах к Клину. 16-17 ноября дивизия вместе с частями 16-й армии Рокоссовского принимала участие в контрударе советских войск на Волоколамск. 58-я танковая дивизия вынесла на себе всю тяжесть боев под Москвой конца осени 1941 года. В том числе сражалась под Волоколамском, участвовала в обороне Клина, сражалась у Рогачева. Только в боях с 16 по 28 ноября 1941 года 58-я дивизия потеряла 157 танков из 198 имевшихся на момент прибытия на фронт, а также 1731 человека личного состава из 5612 имевшихся. Бои под Москвой стали для дальневосточных танкистов тяжелым испытанием, но в этих же боях они набирались реального боевого опыта. Те танкисты, которые выжили в тяжелых боях под Москвой, в дальнейшем успешно противостояли немцам, нанося врагу чувствительный урон. 31 декабря 1941 года 58-я танковая дивизия была расформирована, на её базе создали 58-ю танковую бригаду. При этом лейтенант Хазов в феврале 1942 года был сначала назначен командиром танкового взвода во втором танковом батальоне бригады, а затем, как лучший командир взвода, был повышен до командира танковой роты. 

В марте 1942 года старший лейтенант Владимир Хазов был переведен в состав формируемой на Юго-Западном фронте 6-й танковой бригады. Бригада формировалась под Сталинградом в местном Учебном автобронетанковом центре. Здесь осуществлялась подготовка членов танковых экипажей, а также сколачивание маршевых рот танков Т-34, которые производились в цехах Сталинградского тракторного завода. Первые 20 тридцатьчетверок 6-я танковая бригада получила именно в марте 1942 года. Уже 15 апреля бригада убыла на фронт в район Купянска.

В боях с 12 по 18 мая 1942 года в районе населенных пунктов Терновая, Петровское и рощи Круглая В. Хазов вместе со своим экипажем уничтожил 4 танка противника. За эти бои в ходе наступления на Харьков старший лейтенант Владимир Хазов был представлен к ордену «Красного Знамени». 

Командуя ротой танков Т-34 235-го танкового батальона 6-й танковой бригады Юго-Западного фронта, старший лейтенант Владимир Хазов особенно отличился в летних боях в районе населенного пункта Ольховатка.

Под Ольховаткой Хазов получил приказ организовать засаду. В роте оставалось всего три танка. Выбрав позицию, танкисты подготовили танковые окопы и замаскировались. Немецкая колонна приближалась. С первых выстрелов были подбиты первый и хвостовой танки, несколько выстрелов, и задымили ещё две машины. Создалась «пробка». Используя момент, советские танкисты стреляли в упор. Немцы открыли ответный огонь. Но потеряв более 10 машин, противник беспорядочно отступил.

Немецкие войска наступали. Разведчики доложили о скоплении танков в лощине в трёх километрах от наших позиций. Хазов предложил атаковать врага двумя танками, используя фактор внезапности. На дне балки, поросшей кустарником, немецкие танки стояли скученно, готовились к наступлению. На рассвете две советские машины подошли незамеченными на совсем близкое расстояние. В. Хазов, продвинувшись вперед, отдал приказ старшему сержанту Тугарову – командиру второго танка, бить по немцам в лоб. Главное – не дать опомниться противнику. Пулемётные очереди разорвали тишину. Враг, не ожидавший такой дерзости, застыл на мгновение, а потом бросился в панике в разные стороны. Тридцатьчетвёрки открыли огонь из пушек по машинам, которые загораживали выход из лощины. Загорались один за другим немецкие танки, уже пылали бензозаправщики. Нескольким вражеским танкам всё-таки удалось вырваться, и они атаковали танк Хазова, на помощь командиру спешил старший сержант Тугаров, он бил по врагу с фланга, отвлекая на себя огонь. Схватка длилась недолго. На месте боя остались двадцать две подбитые и уничтоженные машины. Дно лощины было усеяно трупами солдат и офицеров.  За эти бои под Ольховаткой 14 и 15 июня 1942 года Владимир Петрович Хазов был представлен командованием бригады к званию Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда», а его товарищей - к награждению орденами.

В сентябре 1942 года враг вышел на подступы к Сталинграду. «Ни шагу назад!"- обратилась к своим сынам Родина. По нескольку раз в день Хазов водил свою роту в бой.

 Получен приказ: контратаковать противника с десантом на броне. Танк командира первым идёт на врага. Гитлеровцы открыли по нашим машинам артиллерийский огонь, разгорелся жестокий бой у стен города. В одном из боев старший лейтенант Хазов был ранен в голову. Командира пытались эвакуировать с поля боя в тыл прямо на броне танка, но боевая машина была атакована авиацией противника. В этой неравной схватке Владимир Хазов был убит, к тому моменту на его личном счету было 27 выведенных из строя танков врага. Он погиб в боях за Сталинград 13 сентября 1942 года, когда остатки 6-й танковой бригады сдерживали атаки немецких танков и пехоты в районе завода «Красный Октябрь». Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Владимир Петрович похоронен на Мамаевом кургане в Сталинграде.

Так о последнем бое героя вспоминает комиссар 2-го отдельного танкового батальона 6-й гвардейской танковой бригады А. Чернышев: «...Остатки 6-й танковой бригады, где воевал ст. лейтенант Хазов, были переданы нам. Мы держали оборону в районе Вишневой Балки. Владимир командовал танковой ротой. Время было трудное. Гитлеровцы стремились захватить Сталинград любой ценой... В начале сентября 1942 года немцы из района Городище атаковали нас. Наш командный пункт размещался в школе на Северном посёлке Красного Октября. С превосходящими силами немцев танковая рота Хазова вела жестокие бои, сдерживая бешеный натиск. В одной из атак Владимира Хаэова тяжело ранило в голову. Я распорядился эвакуировать его с поля боя в район клуба имени Ленина, где располагались наши тылы. Внутрь танка Владимира нельзя было спрятать, поэтому его положили на броне танка. Во время движения по улице, примерно там, где сейчас проспект Металлургов (а это было днём), девять немецких самолётов набросились на танк и стали его бомбить и обстреливать. Владимир, превозмогая боль, из запасного пулемёта бил по самолётам. Один из них рухнул на землю. Но в этой неравной схватке Владимир был убит. Хазов подлинный герой. На его личном боевом счету было уже 27 уничтоженных танков, а немцам и счёта не велось.»

Владимира Хазова похоронили в парке недалеко от клуба имени Ленина (бывшая Троицкая церковь) в поселке имени Рыкова возле завода «Красный Октябрь», в котором на тот момент размещались тылы 6-й танковой бригады. Позднее танкиста перезахоронили на Мамаевом кургане. 5 ноября 1942 года он посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза. Память героя-танкиста была увековечена в Волгограде и Ульяновске, где в его честь названы улицы. Навечно зачислен в списки Ульяновского гвардейского высшего танкового командного училища.

























2.2. Подбор изображений для плаката и создание интерактивного плаката на платформе interacty


Фото 1. Хазов Владимир Петрович




Фото 2. Ульяновское танковое училище


Фото 3. Битва за Москву



Фото 4. Подбитый под Харьковым в мае 1942 года немецкий танк


Фото 5. Наградной лист


Фото 6. Орден «Красного Знамени»




Фото 7. Хазов В.П. на страницах газеты «Фронтовая иллюстрация»




Фото 8. Хазов В.П. в августе 1942 года




Фото 9. Наградной лист



Фото 10. Медаль «Золотая Звезда»


Фото 11. Мемориальная плита В.П. Хазову на Мамаевом Кургане


Заключение

Время все дальше и дальше отодвигает нас от огненных дней Великой Отечественной войны – самой тяжелой, жестокой и кровавой из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной. Проходит время, но дата 9 мая 1945 года была и остается событием, находящимся в центре внимания целой эпохи послевоенной истории. Война не ушла в историю, потому что она до сих пор острой болью остается в нашем народе.

С каждым годом 9 мая в праздничной колонне идет все меньше фронтовиков, все дальше в историю уходит Великая Отечественная война. Но для всех нас важно, чтобы каждый из нас помнил о великой войне, о том, что сделали для нас деды.

Война – явление жестокое, страшное. Но пока существуют на земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни их родных и близких. Россиянам свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон века проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество. У нашего народа живо убеждение, что истинный человек и сын Отечества - есть одно и то же. 

В ходе выполнения проекта, мы прониклись духом того грозного времени, прочувствовали ту боль потери, которую испытала наша страна в Великую Отечественную войну. Результаты работы могут быть использованы при проведении у подрастающего поколения классных часов, тематических линеек, уроков Мужества, патриотических акций.

Сколько выдержать может живой человек?

Кто ответит за ужас сполна?

Пусть уходит навек, пусть уходит навек,

Это страшное слово «война»!

 



Интернет-ресурсы

1. ru.wikipedia.org

2. moypolk.ru

3. https://leninmemorial.ru/science/odin-iz-luchshikh-khazov-vladimir-petrovich.php?bitrix_include_areas=N&clear_cache=Y

4. https://topwar.ru/170388-vladimir-hazov-geroj-boev-pod-olhovatkoj.html

5. https://school-science.ru/5/4/34160

6. https://m.pamyat-naroda.ru/

7. polkrf.ru