ПРОЕКТ
Рабочей программы по
РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Составила: Шустова Е. А.
Педагог –хореограф ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»
Улан-Удэ
2025 г.
Пояснительная записка
Высокий уровень эмоциональных нарушений у детей указывает на необходимость создания целостной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. В связи с этим одним из важных направлений деятельности школы-интерната является обеспечение качественного психолого- педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания и обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи могут успешно решаться в условиях школы-интерната.
Методологические и теоретические основы программы
В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:
Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.
Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту младших школьников в виде деятельности - в учении, насыщенной переживаниями. В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов. Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
Программа построена с учетом основных принципов коррекционно- педагогической деятельности:
Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.
Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.
Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.
Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во- первых, использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов разного профиля для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.
Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.
Общая характеристика расстройств эмоционально-волевой сферы
Причины нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте. Роль биологических и социальных факторов в развитии эмоциональных и волевых нарушений. Возникновение нарушений эмоционально-волевой сферы вследствие органической недостаточности. Дисгармоничное семейное воспитание и его последствия. Современные классификации эмоциональных нарушений. Нарушения эмоциональных реакций. Расстройства эмоциональных состояний и свойств. Нарушения волевой сферы. Основные синдромы, связанные с расстройствами эмоций.
Характеристика
Сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой
сферы в образовании
Необходимость организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в организации помощи детям с эмоциональными и волевыми расстройствами. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Сбор и обобщение информации, данных психолого-педагогического наблюдения и диагностики. Профилактика нарушений эмоционально-волевой сферы у детей. Психолого-педагогическая диагностика особенностей детей и расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения как основа коррекционно-развивающей работы.
Тревожно-фобические расстройства в детском возрасте. Детские тревожные расстройства. Тревога нормальная и невротическая. Невротические расстройства у детей. Острые стрессовые реакции у детей. Депрессивные расстройства у детей: причины и специфика проявления. Страхи и фобии в детском возрасте. Возрастные страхи в детском возрасте. Динамика возрастных страхов и их обусловленность. Патологические страхи в детском возрасте. Критерии патологического характера страхов в детском возрасте. Виды и причины патологических страхов.
Характеристика программы
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Программа направлена на помощь учащимся 6-12 лет с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у учащихся, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Значительный этап в работе по программе - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Основная цель программы ― коррекция нарушений эмоционально- волевой сферы, повышение осознанного восприятия учащимся своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):
способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
формировать у детей адекватную самооценку;
помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния;
формировать способности к эмоциональной саморегуляции;
развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе;
учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
Методические средства, используемые в программе
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов.
Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать. Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного 8 живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.
Занятия строятся в доступной и интересной для учащихся форме с использованием: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения); упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию); этюды; рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ психолога и рассказы детей; сочинение историй; беседы; моделирование и анализ заданных ситуаций; слушание музыки; рисование; мини-конкурсы, игры-соревнования.
Структура программы и занятий
Программа включает в себя следующие блоки
Блок 1. «Я и Я»- блок включает в себя игры и упражнения, направленные на формирование первоначальных представлений учащегося о себе, развитие навыков самоанализа, Изучения своих переживаний и желаний; способность различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. Также в данном блоке представлены игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.
Блок 2. «Я и мои эмоции» - здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, обучение учащихся выражению своих эмоций так, чтобы они были понятны окружающим, пониманию по внешним проявлениям чувств, испытываемых другим человеком, анализу причин их возникновения, а также развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Блок 3. «Я и другие» - в этом блоке представлены игры и упражнения, направленные на развитие у учащихся навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Для этого учащимся предлагаются проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками. Данный блок призван обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. При этом важно помочь детям понять, что делать совместную работу не только интересно, но и трудно: для этого нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к соседям по игре и уважать их мнение.
Блок 4 «Я учусь владеть собой» - игры и упражнения данного блока, направленные на отреагирование негативных эмоциональных реакций (гнева, агрессии, обиды, страхов, тревожности и т.п), обучение навыкам социально- приемлемого поведения, формирование адекватных способов эмоционального реагирования в конфликтных ситуациях, обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля.
Блок 5 «Я и мои черты характера» - данный блок включает в себя игры и упражнения, направленные на актуализацию нравственных представлений о хороших и плохих чертах характера человека; мотивировать учащихся на осознание собственных черт характера, определять черты характера других людей, ориентируясь на их поведение в разных ситуациях,обобщить представление детей о чертах характера важных для общения,развивать интерес и способность к самопознанию. В результате работы над данным блоком программы дети смогут освоить понятие «сильная личность», выработают навыки уверенного поведения.
Блок 6 «Я общаюсь» - игры и упражнения данного блока направлены на освоение учащимися представлений о значении общения в жизни человека, развитие способности принимать друг друга, помочь в осознании особенностей своего общения с другими людьми, способствовать преодолению барьеров в общении. Учащиеся смогут совершенствовать навыки общения, познакомятся с правилами приветствия, ведения беседы и прощания, получат представление о вербальных барьерах общения. Упражнения данного блока помогут учащимся в овладении умениями и навыками активного слушателя: умение задавать уточняющие вопросы, выражать поддержку и понимание говорящему, познакомиться с неречевыми средствами общения; развивать умение передавать информацию без слов
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
1. Приветствие
2. Разминка
3. Основная часть
4. Рефлексия занятия
5. Прощание
Эффективность использования программы
Оценка эффективности работы по программе производится в 2 этапа:
1. На основе критериев результативности, разработанных с учетом задач программы.
2. На основе диагностического обследования эмоционально- волевой сферы учащегося.
Тематическое планирование
Обрпзовательные технологии
1. Традиционный урок.
2. Здоровьесберегающие технологии.
3. Инновационное обучение.
4. Индивидуальные формы учебы.
5. Игровые технологии.