Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа - детский сад «Надежда»
г. Вязьма Смоленской области
Проект
«Развитие двигательных качеств у старших дошкольников средствами подвижных и спортивных игр».
Составил: инструктор по физической культуре
высшей квалификационной категории
Камышова С.Е..
Проблема
Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре сюда входят и оздоровительно-профилактические действия всех сотрудников детского сада.
Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых были заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20—25% ослабленных детей, то сейчас число физиологически незрелых новорожденных утроилось. Причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, так как у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети.
Сравнительный анализ в МБОУ «НШ-ДС «Надежда» выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 3 года. Количество дошкольников с хронической патологией увеличилось на 8 %, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось на 4% . В настоящее время 30% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения. Основные среди них — нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Сравнительная оценка состояния здоровья детей за три года
Заболеваемость | Показатели по годам |
2016 год | 2017 год | 2018 год |
Всего воспитанников | 203 | 220 | 223 |
Заболеваемость д/дни на 1 ребёнка | 10 | 10,3 | 12,2 |
Общая заболеваемость | 1970 | 2235 | 2681 |
Часто болеющие дети | 42 | 44 | 47 |
Дети на диспансерном учёте | 42 | 45 | 62 |
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, оно должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» — социальные структуры, в основном определяющие уровень здоровья детей.
Физическое развитие – один из наиболее важных показателей здоровья ребёнка. Именно в детском возрасте формируется костно-мышечный аппарат, заканчивается развитие всех систем органов. Поэтому правильная организация занятий, оптимальное чередование разных видов деятельности оказывает большое влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма.
Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно — как недостаток движения. Но это не совсем верно.
Гиподинамия — своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора, у компьютера). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляется неблагоприятное влияние гипокинезии. Она, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30— 40% детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3—5 раз выше заболеваемость ОРВИ.
Вывод: интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности. Поэтому важно так организовать физкультурно-оздоровительную работу в детском саду и начальной школе, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни.
В соответствии с этим основными задачами по охране здоровья и физическому развитию детей являются:
создание условий для целесообразной двигательной активности и закаливания детского организма;
воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
развитие физических и нравственно-волевых качеств личности;
формирование доступных первоначальных представлений и знаний об организме человека, влиянии физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья
воспитание потребности в здоровом образе жизни, двигательной деятельности
В соответствии с социально экономическими потребностями современного общества, и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в детском саду является содействие всестороннему развитию личности. Достижение этой цели в своей работе обеспечиваю следующими направлениями:
Использование форм преемственности и перспективности в воспитании и обучении дошкольников.
Реализация межпредметных связей с необходимым дидактическим обеспечением.
Дифференциальный подход и дозирование нагрузки на занятиях с учётом индивидуальных особенностей.
Обучение дошкольников самоанализу и самоконтролю.
Обеспечение вариантного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Поиск и применение наиболее эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения и воспитания.
Формирование физической культуры личности дошкольника, посредством овладения основами физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивной направленностью
Главный фактор развития личности – активность, обеспечивающая приспособление организма к условиям окружающей среды и тем самым его выживание. Самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и её культуры. Суть её состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья.
В дошкольном возрасте с помощью двигательной активности ребёнок приспосабливается к окружающему миру. Двигательная активность ребёнка естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём. Это способствует всестороннему развитию и воспитанию детей.
Насыщение двигательной деятельности подвижными и спортивными играми способствуют накоплению их двигательного опыта, развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребёнка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, саморегуляция и самоконтроль здоровья.
Чтобы помочь ребёнку найти себя в движении, в нашем учреждении проводится обследование двигательной деятельности детей, определяются их спортивные «интересы» и способности; организуются спортивные праздники и спартакиады. (Приложение№1-2)
Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя ритмическая гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.
Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в нашем дошкольном учреждении большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата. Организация физического воспитания во всех возрастных группах проводится при постоянном медико-педагогическом контроле.
Подвижные и спортивные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизни детей - глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатым и разнообразным по своему содержанию, (Приложение №3)
Развитие двигательных качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные двигательные качества: быстрота, гибкость, выносливость, сила, ловкость. Ученые считают, что при недостаточном развитии двигательных качеств обучение физическим упражнениям затруднено.
Анализируя все вышеизложенное: ухудшение состояния здоровья воспитанников нашего учреждения, уменьшение числа детей с первой группой здоровья, недостаточное внимание родителей и проблема активного отдыха своих детей, привело к необходимости разработки и внедрения проекта по данной теме.
Цель
Расширять функциональные возможности детского организма и процесс физического воспитания в развитии ребёнка.
Задачи
оздоровительные
охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям средствами движения;
удовлетворять природную потребность детей в движении;
формировать правильную осанку;
образовательные
создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализовывать их через систему подвижных и спортивных игр;
обогащать двигательный опыт детей;
формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребёнка;
учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры;
воспитательные
воспитывать потребность к здоровому образу жизни;
воспитывать физические качества, необходимые для полноценного развития личности;
воспитывать самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками;
направлять самостоятельную работу всего педагогического коллектива и родителей на активизацию двигательной деятельности;
Тип: информационно – практико - творческий.
Вид: смешанный
Длительность: 2 года.
Участники проекта:
Педагоги.
Инструктор физкультуры
Дети.
Родители.
Предполагаемый результат:
Положительная динамика скоростной выносливости улучшение силовых качеств
Повышение уровня физической подготовленности.
Снижение уровня заболеваемости.
Интенсивный рост самостоятельной двигательной активности детей и интерес к подвижным играм.
Этапы:
1 этап: подготовительный.
• формирование проблемы;
• определение задач;
• анкетирование родителей, результаты анкетирования:(Приложение 4-5)
• диагностика физической подготовленности детей, их физического развития; (Приложение №6)
• изучение методической литературы по данной теме.
разработка учебных занятий с использованием подвижных и спортивных игр;
объединить родителей и педагогов в подготовке атрибутов к подвижным играм;
создание комнаты для двигательной активности детей;
2 этап: основной. Организация работы над проектом:
• освоение алгоритма создания проекта;
• консультирование родителей по темам: «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания», «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной», «Влияние двигательной активности на развитие дошкольников», «Методические рекомендации по применению аромотерапии, фитотерапии, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье»; «Организация и проведение спортивно – массовых мероприятий»,
• проведение семинаров, семинаров – практикумов, мастер классов для педагогов; «Игровые упражнения, направленные на регулирование двигательных потребностей детей», «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период», «Игры для занятий здоровья», «Обучение дошкольников элементам спортивных игр»; (Приложение №7)
проведение родительских собраний и дискуссий по темам: «Здоровье ребёнка – в ваших руках», «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через активизацию режима дня», «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»; (Приложение№8)
• составление плана совместных бесед с родителями и педагогами;
• организация спортивных развлечений с активным участием родителей педагогов и детей: «Марафон здоровья», «Будь здоров, расти большой», «Семейные старты», «Приглашаем за здоровьем», «Газетный турнир», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Малые Олимпийские игры».
(Приложение №9-10)
•привлечение родителей и педагогов к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, Интернете и распространение ее среди других родителей;
•диагностика физического состояния детей.
3 этап: заключительный. Практическая деятельность по решению проблемы:
•выступление с анализом проделанной работы на педагогическом часе;
результативность проекта (Приложение №11)
•презентация деятельности на общем родительском собрании по теме: «Развитие двигательных качеств у старших дошкольников средствами подвижных и спортивных игр (Приложение№12)
•презентации плакатов, как вида агитации и пропаганды здорового образа жизни;
•выпуск рукописной семейной газеты с рубрикой: «использование подвижных и спортивных игр в семье»;
•обмен опытом семейного воспитания по внедрению игр в средствах массовой информации;
•постановка новой проблемы, разработка нового мини проекта на основе приобретенного опыта по теме: « Использование подвижных игр народов России»
Повышение эффективности подвижных игр осуществляется в следующих направлениях:
•разумное повышение физической нагрузки на организм ребенка в игре;
усложнение содержания игр с использованием элементов спортивных игр, разнообразных эстафет;
В связи с подготовкой детей к школе была поставлена цель: разработать содержание игр, обеспечивающих наиболее полное развитие двигательных качеств, таких как, быстрота, гибкость, выносливость, сила, ловкость и, что самое главное порядок их распределения в годовом цикле с учетом физиологии старшего дошкольника.
Вывод:
Внедрение проекта в систему физкультурно-оздоровительной работы МОУ НШ – ДС «Надежда» дало положительные результаты: снизилась заболеваемость в расчёте на каждого ребёнка в среднем с 12.2 в 2016 году до 9,8 дней в 2018 году, высок уровень интеллектуального развития наших выпускников, из которых 84% учатся на 4и 5.
Сравнение результатов диагностического обследования дошкольников показывает, что уменьшается количество детей неукладывающихся в норматив (низкий уровень), но вместе с тем увеличилось число детей справившихся с нормативом (средний уровень) и показавших отличный результат (высокий уровень).
В результате проведённой работы значительно возрос интерес воспитанников к подвижным играм. Творческие игры стали значительно разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные. Прямо пропорционально возросшему интересу к подвижным играм снизилась хаотичная спонтанная двигательная активность дошкольников. В целом дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Возросли продолжительность и интенсивность движений. Разнообразнее стали сами движения.
Следует также отметить, что наряду с значительным ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности существенно снизилось количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной деятельности дошкольников.
Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что подвижные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.
Основные направления организации преемственности развития двигательных качеств в дошкольном учреждении и семье.
Родители | Дети | Педагоги |
1 этап |
Анкетирование родителей по выявлению потребностей в оздоровительных услугах для воспитанников ДОУ; Определение социального статуса, физического воспитания и микроклимата в семье. | Диагностика уровня физического развития детей Выявление динамики состояния здоровья детей и их потребности в здоровом образе жизни. Тестирование двигательных навыков и умений дошкольников. | Изучение пакета материалов по физическому воспитанию и оздоровительной работы в ДОУ Разработка основных этапов проекта: |
2 этап |
Составление фото альбома, отражающего спортивную жизнь семьи; Открытие комнаты для двигательной активности детей; Индивидуальные беседы и консультации по использованию нетрадиционного спортивного оборудования; Проведение совместных спортивных праздников досугов и походов; Организация практикумов по проведению подвижных игр семейного клуба «Здоровячок»; Участие в проведении «Дня здоровья». | Чтение сказок и рассказов о пользе физических упражнений и беседы о прочитанном; Рисунки на тему «Как я победил на Олимпийских играх»; Коллаж на тему «Моя любимая подвижная игра»; Совместная с родителями физкультурно-игровая деятельность в комнате для двигательной активности, участие в спартакиаде, в городском фестивале «Здоровый ребёнок», в «Малых Олимпийских играх», тематических досугах и праздниках. | Информирование коллектива по проблемным вопросам организации физического воспитания в ДОУ и семье; Методическая поддержка; Отработка рекомендаций инструктора физкультуры; Проведение семинаров-практикумов, консультирования, мастер - классов по вопросам организации и проведению подвижных и спортивных игр. Корректирование работы, внесение изменений в режим двигательной активности детей. |
3 этап |
Заполнение опросников по выявлению представлений о факторах, определяющих здоровье детей, написание творческих сочинений «Подвижная игра в жизни нашего ребёнка»; подведение итогов работы комнаты для двигательной активности детей; выпуск рукописной семейной газеты «Всей семьёй - на старт!»; обмен опытом семейного воспитания | Подведение итогов диагностической работы для реализации дифференцированного подхода в физическом воспитании. Проведение опроса по выявлению мотивов побуждающих к использованию подвижных и спортивных игр, потребности в здоровом образе жизни. | Анкетирование по выявлению представлений о результативности проекта; Итоговые беседы; выступление с анализом о проделанной работе на педагогическом часе; презентация проекта. |
Литература
А.Ю.Патрикеев Зимние подвижные игры. - М. «ВАКО», 2009
В.С. Кузнецов Г.А. Колодницкий Физические упражнения и подвижные игры, - М. «Издательство НЦ ЭНАС», 2005
Е.Н. Борисова Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, - Волгоград «Панорама» 2007
Л.Д.Глазырина Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких, - Минск «Бестпринт» 1997
Е.Ю. Александрова Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья» - Волгоград: Учитель,2007
В.Т.Лободин, А.Д.Федоренко, Г.В.Александров «В стране здоровья» - М.: Мозаика – Синтез,2011
Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М.: Сфера,2010
О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П.Попова «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно – досуговые мероприятия» - Волгоград: Учитель,2008
Т.А. Тарасова, Л.С. Власова « Я и моё здоровье» - М.: Школьная Пресса,2008
Н.И. Крылова « Здоровьесберегающее пространство ДОУ: проектирование, тренинги, занятия» - Волгоград: Учитель,2009
М. Н. Кузнецова « Оздоровление детей в детском саду» М,: Айрис - пресс, 2008
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2011
Е.А. Бабенкова, Т.М. Параничева «Подвижные игры на прогулке» «ТЦ СФЕРА»2015
Л.Н. Волошина «Играйте на здоровье ! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет» - М: АРКТИ 2004
Л.Н. Волошина «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников» Волгоград: Учитель 2012
Л.Н. Волошина «Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников» Екатеринбург 2004
В.Ф. Феоктистова, Л.В. Плиева «К здоровью через движение» Издательство Учитель, 2013
10