СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети любят все новое и интересное. И именно через опыты и эксперименты развивается ребенок.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности"»

МБДОУ «Алханайский детский сад «Малыш»   ПРОЕКТ  Развитие познавательной  активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности    Автор: Цыбикова Б.Н. воспитатель   Алханай, 2018 г.

МБДОУ «Алханайский детский сад «Малыш»

ПРОЕКТ Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Автор: Цыбикова Б.Н.

воспитатель

Алханай, 2018 г.

 Каждый ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий и переживаний . Исследовательское поведение для  дошкольника  – главный источник для получения представлений о мире. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения. Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим, мы уделили особый интерес изучению детского экспериментирования — истинно детской деятельности, и активно внедряем его в практику работы .

Каждый ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий и переживаний .

Исследовательское поведение для  дошкольника  – главный источник для получения представлений о мире.

Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

В связи с этим, мы уделили особый интерес изучению детского экспериментирования — истинно детской деятельности, и активно внедряем его в практику работы .

 Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательных интересов, самостоятельной поисковой деятельности. Задачи: - Развивать у детей интерес к поисковой деятельности; - Развивать  познавательный интерес детей: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; - Учить устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы; - Развивать мышление, речь в процессе познавательно – исследовательской деятельности; - Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру;  - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Цель проекта:

Создание условий для развития познавательных интересов, самостоятельной поисковой деятельности.

Задачи:

- Развивать у детей интерес к поисковой деятельности;

- Развивать  познавательный интерес детей: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- Учить устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы;

- Развивать мышление, речь в процессе познавательно – исследовательской деятельности;

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Формы и методы проекта:    Совместная деятельность воспитателя с ребенком. Самостоятельная деятельность детей. Проведение опытов и экспериментов. Развлечения. Наблюдения. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий. Беседы по теме эксперимента. Целевые прогулки.

Формы и методы проекта:

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Проведение опытов и экспериментов.
  • Развлечения.
  • Наблюдения.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Целевые прогулки.
Этапы реализации проекта:  № п/п Содержание I этап. Подготовительный Сроки 1 2 Изучение и анализ методической литературы по теме Ответственные Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта 3 Сентябрь II этап. Основной Воспитатели Сентябрь Подбор нового оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности Воспитатели Октябрь 1 Воспитатели 2 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Октябрь-май Вовлечение родителей в экспериментальную деятельность с детьми III этап. Обобщающий Воспитатели Октябрь-май 1 2 Воспитатели Определение эффективности проведённой работы 3 Май Проведение анализа полученных результатов Май Воспитатели Итоговое развлекательное мероприятие «Счастливый случай» Воспитатели Май Воспитатели

Этапы реализации проекта:

п/п

Содержание

I этап. Подготовительный

Сроки

1

2

Изучение и анализ методической литературы по теме

Ответственные

Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта

3

Сентябрь

II этап. Основной

Воспитатели

Сентябрь

Подбор нового оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Воспитатели

Октябрь

1

Воспитатели

2

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Октябрь-май

Вовлечение родителей в экспериментальную деятельность с детьми

III этап. Обобщающий

Воспитатели

Октябрь-май

1

2

Воспитатели

Определение эффективности проведённой работы

3

Май

Проведение анализа полученных результатов

Май

Воспитатели

Итоговое развлекательное мероприятие «Счастливый случай»

Воспитатели

Май

Воспитатели

 Работа с родителями: Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.  1. Анкетирование родителей. 2. Консультации: « Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка » . 3. Ознакомление родителей с содержанием экспериментального уголка. 4. Обмен опытом в процессе подготовки и проведения родительских собраний « Экспериментирование детей в семье » .  Работа с воспитателями:  1.Консультация « Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников ». 2. Обмен опытом во время проведения педагогических часов.

Работа с родителями:

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. 1. Анкетирование родителей.

2. Консультации: « Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка » .

3. Ознакомление родителей с содержанием экспериментального уголка.

4. Обмен опытом в процессе подготовки и проведения родительских собраний « Экспериментирование детей в семье » . Работа с воспитателями: 1.Консультация « Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников ».

2. Обмен опытом во время проведения педагогических часов.

 Примерное оборудование для исследовательской деятельности. 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного    размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6.   Пластиковые контейнеры. 7. Рулетка, линейка. 8. Весы, компас, фонарик, свечи,   термометр. 9. Лупы, зеркала, магниты. 10. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для   самостоятельной исследовательской деятельности. 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного    размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6.   Пластиковые контейнеры. 7. Рулетка, линейка. 8. Весы, компас, фонарик, свечи,   термометр. 9. Лупы, зеркала, магниты. 10. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для   самостоятельной исследовательской деятельности.

Примерное оборудование для

исследовательской деятельности.

1. Различные емкости.

2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного   размера, перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6.   Пластиковые контейнеры.

7. Рулетка, линейка.

8. Весы, компас, фонарик, свечи,   термометр.

9. Лупы, зеркала, магниты.

10. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для  

самостоятельной исследовательской деятельности.

  • 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного   размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6.   Пластиковые контейнеры. 7. Рулетка, линейка. 8. Весы, компас, фонарик, свечи,   термометр. 9. Лупы, зеркала, магниты. 10. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для   самостоятельной исследовательской деятельности.
Методическая разработка: ООД «Какая она вода?..» Цель:  Формирование представлений детей о свойствах и составе воды. Задачи:    Познакомить детей  с составом воды.   Развивать познавательный интерес и умение сравнивать вещества, делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.   Воспитывать у детей бережное отношение к воде. Материалы: банки с водой (обычная, минеральная «Кука» и с источника «Алханай»), трубочки для сока на каждого ребёнка, 2 емкости с водой. Предварительная работа : беседы о воде, наблюдения, игры, чтение стихотворений о воде, экспериментальная деятельность с замораживанием воды. Методы и приёмы:  Игровой (сюрпризный момент);  Практический (опыты); Наглядный (фотографии курорта «Куки» и источника «Алханай»)  Словесный (вопросы поискового характера). Образовательная область: познавательное развитие.

Методическая разработка: ООД «Какая она вода?..»

  • Цель:  Формирование представлений детей о свойствах и составе воды.
  • Задачи:
  •    Познакомить детей  с составом воды.
  •   Развивать познавательный интерес и умение сравнивать вещества, делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
  •   Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
  • Материалы: банки с водой (обычная, минеральная «Кука» и с источника «Алханай»), трубочки для сока на каждого ребёнка, 2 емкости с водой.
  • Предварительная работа : беседы о воде, наблюдения, игры, чтение стихотворений о воде, экспериментальная деятельность с замораживанием воды.
  • Методы и приёмы: Игровой (сюрпризный момент); Практический (опыты);
  • Наглядный (фотографии курорта «Куки» и источника «Алханай») Словесный (вопросы поискового характера).
  • Образовательная область: познавательное развитие.
Вывод: Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы начали уделять много внимания детскому экспериментированию. Ведь эксперимент можно провести во время любой деятельности. И знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. Этот проект значим для всех участников проекта. В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний. И, по нашему мнению, данный проект целесообразно использовать для развития познавательности, любознательности и мышления дошкольников.

Вывод:

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы начали уделять много внимания детскому экспериментированию. Ведь эксперимент можно провести во время любой деятельности. И знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. Этот проект значим для всех участников проекта.

В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний.

И, по нашему мнению, данный проект целесообразно использовать для развития познавательности, любознательности и мышления дошкольников.