Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида "Дружок №44"
Проект
«Развитие познавательной деятельность в образовательном процессе через использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений»
Актуальность
- Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
- Дидактические игры способствуют в решении многих задач в индивидуальной работе с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи:
1. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
2. Закрепить навыки количественного и порядкового счёта;
3. Закрепить знания о временных представлениях (времена года, дни недели); 4. Закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур;
5. Научиться решать веселые математические задачи и головоломки.
1. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование;
2. Развивать смекалку, память, воображение, логическое мышление;
3. Развивать счётные навыки;
4. Способствовать формированию расширенного кругозора.
- Воспитательные задачи: формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Основные принципы реализации проекта:
- Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
- Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
- Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
- Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
- Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил)
- Основные направления работы:
- изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию математических игр в дошкольном возрасте;
- подготовить методический материал, план работы;
- провести педагогический мониторинг образовательной деятельности детей группы по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП);
- разработать картотеку занимательных математических игр.
- использовать развивающие математические игры на занятиях по познавательному развитию, на прогулках, в свободной деятельности детей;
-организовать предметно – развивающую среду;
- работа с родителями (проведение открытых занятий, анкетирование, консультации).
Этапы проекта
Первым шагом внедрения в практику работы проектного метода началось с изучения современных методик и технологий по данной теме.
- проведения занятий с использованием дидактических игр;
- проведение индивидуальных занятий;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- консультации для родителей;
- Организации предметно-познавательного пространства в группе.
- 3 этап. Заключительный
Педагогический мониторинг на начало учебного года по «ФЭМП» 2017 год
Процентное соотношение детей к каждому уровню развития:
Высокий уровень – 2 ребенка 11%
Средний уровень – 7 детей 42%
Низкий уровень - 8 детей 47%
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей
Педагогический мониторинг на конец проекта по «ФЭМП» 2018г
Процентное соотношение детей к каждому уровню развития:
Высокий уровень – 10 ребенка 59%
Средний уровень – 7 детей 41%
Низкий уровень - 0 детей
Исследование показало, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило нашу гипотезу.
Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по элементарным математическим представлениям.
- Список литературы:
- 1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.
- 2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.
- 3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.
- 4. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php
- 5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995г.
- 6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралочка»;
- 7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»
- 8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.
- 9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г. 10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности»