15
Государственное образовательное учреждение Ленинградской области
«Ларьянская специальная коррекционная школа-интернат»
ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ И СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА»
ТИП: познавательно – игровой
ХАРАКТЕР: развивающий
Выполнил:
Трешина Т.В.
Продолжительность проекта: один учебный год
Предмет исследования: развитие общей и мелкой моторики (что дает положительный эффект в развитии устной и письменной речи)
Цели и задачи:
коррекция и восстановление нарушенного здоровья учащихся, имеющих проблемы со здоровьем с помощью эффективного использования сенсорноразвивающего оборудования;
снижение уровня асоциального поведения;
снижение повышенного психического возбуждения (релаксация);
развитие координации движений, ориентировки в пространстве;
развитие сенсорно – перцентивных и моторных компонентов деятельности;
развитие личностных особенностей характера (целеустремленность, настойчивость).
Используемое оборудование: дневная сенсорная комната, укомплектованная:
сухим бассейном;
сенсорными дорожками;
ковриком «топ-топ»;
большими сенсорными мячами;
гимнастической стенкой;
гимнастическими скамейками;
«строительным материалом» - большими геометрическими фигурами.
В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении и адаптации, для профилактики школьных трудностей, укрепления психического и соматического здоровья необходимо проведение комплексной развивающей и психокоррекционной работы. Эти проблемы позволит решить сенсорная комната. Она предоставляет условия для психологической разгрузки школьника и одновременно содержит богатую среду для исследования.
Сухой бассейн
В последнее время появляется множество новых технологий, предназначенных для реабилитации детей с ограниченными возможностями. Одним из таких изобретений является сухой бассейн. Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка, нормализует деятельность ЦНС, улучшает деятельность сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, способствует нормализации массы тела, производит закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо – эмоциональный фон.
Эффекты, создаваемые сухим бассейном:
Использование лечебной гимнастики в сухом бассейне позволяет:
тренировать мышцы туловища и конечностей;
отрабатывать безопасное падение;
тренировать функцию равновесия, выполнять упражнения сопротивления в вязкой среде бассейна;
выполнять упражнения на расслабление.
Занятия в сухом бассейне показаны для детей с ДЦП, нарушениями осанки, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, при сколиозах позвоночника, при остеохондрозах, при заболеваниях нервной системы, в восстановительный период после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей. При проведении лечебной гимнастики используется индивидуальный и малогрупповой метод занятий в сухом бассейне.
Вот некоторые ключевые понятия, обуславливающие необходимость занятий в сухом бассейне. В ходе движений («плавания» и др. процедур, проводимых в сухом бассейне) у ребенка в большей или меньшей степени происходит формирование психомоторных способностей. Поэтому занятия в сухом бассейне – это активный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие психомоторных задатков и двигательной деятельности детей.
Занятий с использованием сухого бассейна влияют на различные функциональные системы формирующегося организма ребенка. Это мышечная система, сердечно – сосудистая система, опорно-двигательный аппарат, органы дыхания.
Наряду с другими тренажерами и оборудованием, способствующими физическому развитию детей, сухие бассейны помогают решать задачу их соматического оздоровления. Сухие бассейны располагают широким аспектом возможностей, как для профилактики различных заболеваний, так и для лечения детей с различными двигательными и неврологическими нарушениями.
В бассейне можно проводить различные занятия, развивающие общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику.
На своих занятиях я использую традиционно гимнастическую стенку, а также сенсорную дорожку, сенсорные (набивные) мячи и коврик «топ-топ». Рассмотрим возможности использования детской сенсорной дорожки в работе с детьми.
Одно из важнейших условий жизнедеятельности человека – это способность сохранять равновесие в вертикальном положении. Удержание постоянного равновесия является одним из показателей моторно-двигательного развития детей. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата в целом и моторно-двигательного опыта человека.
Китайская мудрость гласит: «Корень силы – в ступнях, развитие ее – в ногах, средоточие – в пояснице и выявление – в пальцах рук». Для понимания роли специального оборудования в процессе моторно-двигательного развития детей, к которым относится сенсорная дорожка, в этом изречении очень важна мысль о том, что корень силы человека – в его ногах. На это обращали внимание и наши предки – славяне. Считалось, что славянский Бог Велес – Бог мудрости, любви, богатства, животного мира – имеет свое вместилище и в телах людских, а именно – в их ногах. Стопы, наряду с кистями рук и головным мозгом, относились славянами к органам интеллекта. Во многих культурах мира считается, что стопы отвечают за «заземление» человека, являются источником интуиции, своего рода «насосом» энергии, поддерживающей физическое тело. Сенсорная дорожка в физическом развитии детей успешно используется для предупреждения и коррекции плоскостопия.
Наряду с совершенствованием координационных способностей детей, профилактикой и коррекцией плоскостопия, занятия с использованием сенсорной дорожки способствует развитию внимания детей, поскольку движение по чередующимся «блинчикам» с различными наполнителями и жестким коврикам требует от них зрительной и моторной сосредоточенности.
Передвигаясь по сенсорной дорожке, ребенок может овладевать счетом с опорой на наглядность – «блинчики» и жесткие коврики. Установлено, что развитие счета идет от развернутой материальной формы «сосчитывания» количеств к более совершенной – речевой. Этот переход связан с отработкой и автоматизацией ручного (ножного) компонента счета. Слово, аккумулируя опыт руки (ноги), становится основным носителем счетного акта и претерпевает определенные изменения: от формы громкого счета к счету «про себя». Если предложить детям считать шаги по «блинчикам» и жестким коврикам, то занятия на сенсорной дорожке позволят решать задачи математического развития детей. То есть овладении ими количественными представлениями: прямыми, обратным или порядковым счетом. Для этого используется тактильный счет наполнителей «блинчиков»; тактильно-зрительный счет полиэтиленовых трубок и т.д. В формировании пространственных представлений и способов ориентировки в пространстве участвуют различные анализаторы. У детей наиболее значимыми являются кинестетический и зрительный анализаторы. Сенсорная дорожка является великолепным тренажером для развития ориентировки в пространстве на основе использования определенной системы отсчета. «Блинчики» и жесткие коврики сенсорной дорожки могут быть разложены на дорожке- основе дорожки, в комнате (в виде круга, извилистой дорожки и т.д.). Дети младшего школьного возраста могут ориентироваться на основе словесной системы координат – справа, слева и т.п.
Перемещение по сенсорной дорожке способствует развитию плавности движений при постоянной скорости, ее повышении или снижении в зависимости от заданного темпа, а также тренирует способность к точным движениям в конкретном направлении.
Описанные выше возможности сенсорной дорожки в работе с детьми дают основание считать ее полезным элементом полифункциональной предметно-развивающей среды как школьного так и дошкольного учреждения.
Безусловно, эффективность занятий возрастает при регулярном применении сенсорной дорожки.
Хождение по сенсорной дорожке рекомендуется не только детям, но и взрослым, поскольку это прекрасное средство для снятия усталости стоп.
Занятия на сенсорной дорожке позволяют изучать, формировать и развивать у детей:
сенсорно-перцетивные и моторные компоненты деятельности (простую зрительно-моторную координацию, мышечную выносливость, способность к перемещению в пространстве на основе выбора объекта для движения по заданному признаку: направления «блинчиков» и жестких ковриков, их чередование);
произвольность и осознанность выполняемых действий;
ориентировку в трехмерном пространстве;
способность к точному управлению движениями в пространстве (чувство пространства);
внимание;
прямой, обратный и порядковый счет на наглядном материале;
способность к словесной регуляции движений (выполнение действий на сенсорной дорожке по словесной инструкции);
предметно-практическую и игровую деятельность: в процессе театрализованных игр – раскладывание и движение по сенсорной дорожке в соответствии со сценарием сказочной ситуации (волшебная дорожка в лес, дорожка в лесу, мостик, безопасная полоса для движения по болоту и т.п.).
Тренажер «Детская сенсорная дорожка» способствует:
профилактике и коррекции плоскостопия;
совершенствованию зрительно-моторной координации;
формированию умения выполнять задания на пространственное перемещение;
развитию тактильных ощущений и представлений и т.п.
Коврик «Топ-топ»
Большие возможности открывает перед нами и использование коврика «топ-топ». Занятия с этим ковриком или его элементами предполагают как совместную деятельность детей и взрослых, так и самостоятельные игры детей, способствующие их саморазвитию.
Игры, занятия с ковриком «топ-топ» позволяют изучать, формировать и развивать у детей следующие способности:
сенсорномоторные (простую зрительно-моторную координацию, мышечную выносливость, умение перемещаться в пространстве на основе выбора объекта для движения по заданному признаку: цвет таблетки или фигура, нарисованная на ней);
произвольность и сознательность выполняемых действий;
ориентировку в трехмерном пространстве;
точное управление движениями в пространстве (чувство пространства, равновесия);
внимание;
представления о геометрических фигурах;
доступные границы пересчета цилиндров (таблеток), расположенных на плоскости коврика;
порядковый счет на наглядном материале;
словесную регуляцию движений (выполнение действий по словесной инструкции и умение рассказать о них);
программирование своей деятельности.
Таким образом, в процессе занятий с ковриком «топ-топ» у детей совершенствуются следующие навыки и умения:
координация движений во время ходьбы, прыжков, бега;
ориентировка в трехмерном и двухмерном пространстве;
проведение сериации по самостоятельно выделенному признаку (формы, пространственной расположенности и т.д.);
зрительно-моторная координация;
перемещение в пространстве;
геометрические представления.
В работе с ребятами, особенно своего, теперь уже 7-го класса, я предпочитаю работать с ковриком «топ-топ», где можно уменьшать или увеличивать нагрузку, также менять скорость выполнения задания. Задания можно варьировать с добавлением или отнятием таблеток (это особенно нравится ребятам). Также мы предпочитаем заниматься с ребятами на сенсорных мячах.
Сенсорные мячи
Одно из любимых занятий ребят – занятия в сенсорной комнате. Это работа с сенсорными мячами. Эти мячи можно использовать для игр и спортивных упражнений в любом возрасте. Мячи не только побуждают двигаться, но и создают положительный эмоциональный настрой. Игры с мячом помогают устанавливать контакт с детьми и между ними. Сенсорные мячи, как правило, разных размеров. Они широко используются в реабилитации детей, имеющих двигательные нарушения.
Во время игр и занятий с мячом происходит тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем ребенка, а также его зрительная и тактильная стимуляция.
Совместное воздействие на зрительные анализаторы разных цветов (возбуждающих и успокаивающих) приводит нервную систему к равновесию.
Итак, мяч может использоваться:
для развлечения;
для развития коммуникативной и эмоциональной сфер ребенка;
для развития физических качеств (ловкости, силы, выносливости, быстроты, гибкости, подвижности);
для укрепления различных групп мышц;
для развития координации движений, вестибулярного аппарата.
Для школьников младшего возраста лучше всего выполнять упражнения на мяче под рифмовки. Это помогает добиться положительного эмоционального настроя во время занятий физической культурой.
В своей деятельности я опираюсь на основные принципы развития детей:
1. Создание психологической комфортности (снятие стрессовых факторов).
2.Активная деятельность (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции):
развитие зрительно-моторной координации движений вестибулярного аппарата;
ориентирование в пространстве (равновесие);
мышечная выносливость;
развитие физических качеств (ловкость, сила, выносливость, быстрота, гибкость, подвижность).
Подготовка и проведение занятия
Предварительная работа (подборка группы; игр, во время которых необходимо определить степень физической подготовленности детей, их особенности).
Определение типа занятия, исходя из возможностей группы.
Выбор цели, задач в работе в сенсорной комнате (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
Игровые элементы на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, ритма, логики.
Выбор и подготовка оборудования с учетом возраста детей, их возможностей (исходя из степени умственных и физических нарушений развития ребенка).
Обобщение результатов (фотоотчет, наблюдения воспитателя).
Планирование работы с детьми 3,4,7 классов
Вся работа с детьми направлена на развитие и совершенствование психомоторных и сенсорных способностей ребенка во время занятий в сенсорной комнате с максимальным использованием ее оборудования. В процессе формирования и закрепления двигательных навыков решаю следующие задачи:
Сочетание показа предмета с активным действием ребенка по его обследованию: ощупывание («блинчики» на сенсорной дорожке руками, стопами, коленями, мячи маленькие с шипами; большие сенсорные мячи обследуются не только руками, но и телом). Игры с мячами.
Сравнивание по цвету (красный, синий); по величине (большой, маленький).
Использование в работе с мячами «речевок» (развитие темпа, ритма); счет до 10, обратный счет, названия птиц, городов (4,7 класс), а также имена мальчиков и девочек.
Использование игрового и практического опыта детей.
Формирование представлений
О предметном мире (игрушки, кубики, мячи и т.д.).
О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот, шея, руки, ноги).
О геометрических эталонах (круг, шар, прямоугольник, треугольник, цилиндр).
Во всех группах использую строительные игры, позволяющие определить свойства предметов в сравнении.
Структура занятия
Постановка задачи.
Тренинг внимания, памяти, логики, мышления.
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе занятия.
Выбор оборудования.
Распределение детей на подгруппы (в зависимости от развития и роста).
Анализ и обобщение выполняемых заданий детьми.
Организация работы по теме проекта
I этап (сентябрь - октябрь)
- анализ уровня развития детей, их умений и навыков в соответствии с требованиями программ;
- составление перспективного тематического планирования для реализации программы.
II этап (ноябрь - апрель)
- осуществление занятий, игр в рамках проекта.
III этап (апрель - май)
- осуществление занятий, игр в рамках проекта;
- анализ достижений детей;
- освоение детьми необходимых умений и навыков для подведения итогов по выполнению задач, запланированных в проекте.
Расписание занятий
День недели | № класса | Время проведения занятий |
понедельник | 3 класс | 13.30-14.30 |
7 класс | 19.30-20.00 |
среда | 4 класс | 13.30-14.30 |
7 класс | 19.30-20.00 |
четверг | 4 класс | 13.30-14.30 |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1. Сенсорная дорожка |
1 | ходьба по «блинчикам» | |
2 | ходьба на носках | |
3 | ходьба на пятках | |
4 | ходьба на внутренних сводах стопы | |
5 | ходьба на внешних сводах стопы | |
6 | ходьба на коленях | |
7 | игра «считалка» - сосчитать сколько «блинчиков» осталось позади себя | |
8 | игра «назови овощи» (фрукты, мебель, транспортные средства). Наступая двумя ногами на «блинчик» идущий называет слова по заданному признаку | |
2. Сухой бассейн |
1 | держась за бортик перешагивать через него | |
2 | сидя на бортике упасть спиной на шарики | |
3 | переступать с ноги на ногу, удерживая равновесие | |
4 | ходьба по шарикам | |
5 | игра «достань шарик» - по заданному количеству | |
6 | игра «кто больше» - собрать разбросанные шарики | |
7 | игра «кто точнее» - прокатывание шариков через арку | |
8 | игра «медведи и пчелы» | |
3. Дидактические игры и упражнения с использованием наборов «Радуга» |
1 | игры на ознакомление с формой: | |
|
|
2 | игры на ознакомление с пространственными отношениями: | |
3 | конструирование: «корабль» игра «перейти речку по камешкам» «поезд с вагонами» «на машине» (сказка-игра в несколько приемов) «едем в магазин на автомобиле» «путешествие на поезде» | |
3. Большие сенсорные мячи |
1 | упражнения на развитие равновесия и координации движений: - удерживаясь на мяче, покачаться вперед – назад, вправо-влево - то же упражнение, отрываются руки от колен - то же упражнение, отрываются руки от колен, ноги от пола - это же упражнение, добавляем «речевку» или счет | |
2 | упражнения на расслабление (упражнения выполняются с поддержкой взрослых): лежа на спине на мяче, руки свободно свешиваются, голова запрокинута, взрослый покачивает ребенка, добиваясь максимального расслабления мышц ребенок лежит на животе на мяче, руки свободно свешиваются развитие равновесия: - то же упражнение, взрослый покачивает мяч вперед-назад, влево-вправо - то же упражнение, лежа на спине | |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1. Упражнения на сенсорной дорожке. Напольная дорожка «гусеница» |
1 | «пощупай «блинчик» руками, найди такой же на ощупь ногами» | |
2 | «встань ногами на «блинчик», нащупай такой же руками» | |
3 | «встань ногами на «блинчик», пощупай руками и назови словами» | |
4 | ходьба на носках | |
5 | ходьба на пятках | |
6 | ходьба на внутренних сводах стопы | |
7 | ходьба на внешних сводах стопы | |
8 | ходьба на полной стопе | |
9 | ходьба на коленях | |
10 | бег по «блинчикам» | |
11 | бег по «блинчикам» на скорость | |
12 | игра «гуси» (различите варианты словосочетания, счета до 10 и обратно) | |
13 | игра «зайчики и змейка» | |
2. Упражнения с большими сенсорными мячами |
1 | ударяя по мячу двумя руками | |
2 | ударяя по мячу правой, левой руками поочередно | |
3 | ударяя по мячу левой рукой | |
4 | ударяя по мячу правой рукой | |
5 | работая в паре, отталкивая мяч партнеру ударом через пол | |
6 | ударяя мяч поочередно правой, левой руками, считая до 10 (на каждый удар-число) | |
7 | это же задание с обратным счетом | |
8 | сидя на мяче, руки на коленях, стопы стоят на полу, раскачиваясь на мяче, не отрывая тело от мяча, а ноги от пола | |
9 | это же упражнение, отрывая руки от колен | |
10 | это же упражнение, отрывая ноги и руки | |
11 | лежа на животе, руки и ноги расслаблены, покачивания вперед, назад, вправо, влево | |
12 | лежа на спине, расслабиться | |
13 | игры с мячами | |
3. Упражнения с малыми мячами (с шипами) |
1 | раскатывая мяч по руке вправо, влево, круговые движения | |
2 | бросая мяч с правой руки в левую руку и наоборот | |
3 | бросок вверх одной рукой, ловя двумя | |
4 | раскатывания мяча по стопе правой и левой ноги | |
4. Коврик «Топ-топ» |
1 | ходьба друг за другом, по очереди поднимаясь на «кочки» (цилиндры) и спускаясь с ним | |
2 | «запрыгни-спрыгни» с различной скоростью | |
3 | прыжки с цилиндра на цилиндр | |
4 | это же упражнение, увеличивая расстояние между цилиндрами | |
5 | игра «найди домик» | |
5. Сухой бассейн |
1 | игра «разведчик» - спрятаться в бассейн, прокрасться на четвереньках | |
2 | сидя на бортике опустить руки и достать шарики (то количество, которое скажет учитель) | |
3 | сидя на бортике сгруппироваться и упасть в бассейн | |
4 | игра «кто быстрее передаст шарики» (передача шариков из бассейна в корзину) | |
5 | игра «кто точнее» - прокатывание шарика в арку | |
6 | «релаксация» | |
6. Эстафеты |
1 | бег по сенсорной дорожке | |
2 | бег по коврику «топ-топ» | |
3 | пролезание по гимнастической скамейке | |
4 | использование деталей из набора «Радуга» | |
7. Упражнения на гимнастической стенке |
1 | лазания вверх-вниз | |
2 | лазание вверх, а спуск только на одних руках | |
3 | вис на стенке, подъем ног | |
Тематическое планирование
7 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1. Упражнения на сенсорной дорожке. Напольная дорожка «гусеница» |
1 | «пощупай «блинчик» руками, найди такой же на ощупь ногами» | |
2 | «встань ногами на «блинчик», нащупай такой же руками» | |
3 | «встань ногами на «блинчик», пощупай руками и назови словами» | |
4 | ходьба на носках | |
5 | ходьба на пятках | |
6 | ходьба на внутренних сводах стопы | |
7 | ходьба на внешних сводах стопы | |
8 | ходьба на полной стопе | |
9 | ходьба на коленях | |
10 | бег по «блинчикам» | |
11 | бег по «блинчикам» на скорость | |
12 | игра «гуси» (различите варианты словосочетания, счета до 10 и обратно) | |
13 | игра «зайчики и змейка» | |
2. Упражнения с большими сенсорными мячами |
1 | ударяя по мячу двумя руками | |
2 | ударяя по мячу правой, левой руками поочередно | |
3 | ударяя по мячу левой рукой | |
4 | ударяя по мячу правой рукой | |
5 | работая в паре, отталкивая мяч партнеру ударом через пол | |
6 | ударяя мяч поочередно правой, левой руками, считая до 10 (на каждый удар-число) | |
7 | это же задание с обратным счетом | |
8 | сидя на мяче, руки на коленях, стопы стоят на полу, раскачиваясь на мяче, не отрывая тело от мяча, а ноги от пола | |
9 | это же упражнение, отрывая руки от колен | |
10 | это же упражнение, отрывая ноги и руки | |
11 | лежа на животе, руки и ноги расслаблены, покачивания вперед, назад, вправо, влево | |
12 | лежа на спине, расслабиться | |
13 | игры с мячами | |
14 | игра с мячом в кругу: передача по кругу 2-х мячей, 3-х мячей (количество мячей совпадает с количеством детей (при потере мяча «непоймавший» выходит)) | |
3. Упражнения с малыми мячами (с шипами) |
1 | раскатывая мяч по руке вправо, влево, круговые движения | |
2 | бросая мяч с правой руки в левую руку и наоборот | |
3 | бросок вверх одной рукой, ловя двумя | |
4 | раскатывания мяча по стопе правой и левой ноги | |
4. Коврик «Топ-топ» |
1 | ходьба друг за другом, по очереди поднимаясь на «кочки» (цилиндры) и спускаясь с ним | |
2 | «запрыгни-спрыгни» с различной скоростью | |
3 | прыжки с цилиндра на цилиндр | |
4 | это же упражнение, увеличивая расстояние между цилиндрами | |
5 | игра «найди домик» | |
5. Сухой бассейн |
1 | игра «разведчик» - спрятаться в бассейн, прокрасться на четвереньках | |
2 | сидя на бортике опустить руки и достать шарики (то количество, которое скажет учитель) | |
3 | сидя на бортике сгруппироваться и упасть в бассейн | |
4 | игра «кто быстрее передаст шарики» (передача шариков из бассейна в корзину) | |
5 | игра «кто точнее» - прокатывание шарика в арку | |
6 | «релаксация» | |
6. Эстафеты |
1 | бег по сенсорной дорожке | |
2 | бег по коврику «топ-топ» | |
3 | пролезание по гимнастической скамейке | |
4 | использование деталей из набора «Радуга» | |
5 | ходьба по сенсорной дорожке, кувырок вперед на месте, затем подъем туловища лежа на спине (мальчики – 10 раз, девочки - 8), затем сухой бассейн | |
6 | это же задание на скорость и добавляется коврик «топ-топ» | |
7 | лазание по гимнастической скамейке, подтягиваясь на руках; прохождение коврика «топ-топ» на скорость | |
8 | коврик «топ-топ», постепенно убирая «цилиндры»; перепрыгивания квадратов из комплекса «Радуга» и проползание под аркой, затем добавляется прохождение «частокола» | |
7. Упражнения на гимнастической стенке |
1 | лазания вверх-вниз | |
2 | лазание вверх, а спуск только на одних руках | |
3 | вис на стенке, подъем ног | |