СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности" Воспитатель - разработчик: высшая кв. категория Тутарова Е.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности" Воспитатель - разработчик: высшая кв. категория Тутарова Е.В.»

МКДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»

Утверждено

заведующим

МКДОУ «Детский сад № 2

«Солнышко» Хмелёва Л.М.__м.п



Проект

"Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"





Воспитатель - разработчик: высшая кв.категория

Тутарова Е.В.















г. Талица 2025 год



Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, апрель – 2 недели.

Участники проекта – целевая группа: дети старшей группы, родители, воспитатель – наставник, наставляемый, подм. воспитатель.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Актуальность проекта

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их  думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Поэтому мною была выбрана театрализованная деятельность, как эффективное средство совершенствования речи детей.

Проблема

У детей  недостаточно развита связная речь, словарный запас слов беден и однообразен. Речь невыразительная.

Гипотеза

Использование различных видов театрализованной деятельности сыграет позитивную положительную роль на развитие речи дошкольников, умения передавать характер персонажей интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.

Процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет протекать наиболее успешно.


Цель проекта: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи для детей:

- Развитие связной речи детей;

- развитие интонационной стороны речи;

- развитие мелкой моторики детей, их воображения, фантазии;

-закрепление умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный); совершенствовать навыки драматизации, умение распределять между собой обязанности и роли.


- Использование в речи знакомых элементов сказки: присказка, зачин, концовка.





Задачи для педагогов:

- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами,  декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой  деятельности и развитию связной речи дошкольников;

- активизировать развитие речи детей через театрализованную деятельность.

-способствовать созданию сотрудничества и партнерских взаимоотношений с родителями.

Ожидаемый результат

  1. Пополнение в группе театрально-игрового уголка новыми атрибутами, настольными театрами.

  2. Дети научатся передавать характер персонажа мимикой, жестами, интонациями.

  3. Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, родителей для родителей и воспитанников младшей группы, постановка сказки «Теремок».

  4. Фотовыставка, презентация проекта.

Направление реализации проекта:

- Совместная деятельность с детьми;

-партнерские взаимоотношения с родителями.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

- Определение темы проекта.

- формулировка цели и определение задач.

- подбор материалов по теме проекта.

- пополнение театрально - игрового центра в группе разными видами театров, костюмами для ряженья.

2 этап. Основной

- Проведение бесед, занятий, театрализованных игр, пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, подвижных игр;

-  чтение произведений из раздела « Русские народные сказки»;

- систематизация информации;

-изготовление настольного театра «Колобок», «Три поросенка»;

-постановка сказок «Три поросенка», «Курочка Ряба», и др.

-Участие в Фестивале семейных театров: показ сказки «Теремок».

- изготовление атрибутов, декораций для постановки сказок; афиш и приглашений на театрализованное представление.



-конструирование: «Кто, кто в теремочке живет?»



-показ сказки «Репка» педагогами.

3 этап Заключительный

Фотовыставка: участие детей и родителей в театрализованной деятельности.

- Создание видеоролика «Развитие связной речи через театрализованную деятельность дошкольников " (отчет о проделанной работе).

Предварительная работа: (2 этап)

  • Беседа на тему: «Что такое театр?»;

  • Презентация на тему: «Театр»;


  • Презентация «В гостях у сказки»;


  • Викторина «Поможем Незнайке»;



  • Чтение художественной литературы: «Теремок», рассматривание иллюстраций;



  • Чтение русс. нар.сказок: «Гуси - лебеди», «Хаврошечка», «Сивка - Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», и др.;



  • Игра - драматизация сказки « Теремок» с использованием настольного театра.



  • Артикуляционная гимнастика: «Жил был язычок», «Маятник», «Рисуем круг», «Трубочка», «Лягушки улыбаются», Грибок» др.;



  • Упражнение на речевое дыхание: «Греем ручки», «Кто дольше сможет подуть на листики? », «Эхо», «Звуки вокруг нас» и др.;



  • Сундучок воспоминаний: «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем»;



  • Игра - импровизация «Лягушка скачет к теремку», «Как лиса крадется», «Мышка бежит» др.;



  • Распределение ролей, разучивание диалогов к сказке;



  • Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера;



  • Репетиция сказок;



  • Проговаривание чистоговорок, скороговорок с разной интонацией;



  • Рисование любимых персонажей;



  • Муз. игры, п/и, дид. игры с липучками, и др.;


Заключение

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.



Приложение 1.

Сценарий сказки «Гуси - лебеди» на новый лад

для детей старшей группы

Цель: формирование основ экологической культуры у детей — воспитание грамотной, творчески активной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

Задачи: 
1.Сформировать и обобщить у детей старшего дошкольного возраста элементарные экологические представления. 
2.Подвести детей к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано.
Развивать у детей понимание последствий экологически неправильного поведения через сказочные образы.
3.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к природе.

Действующие лица:

Взрослые:

Бабушка, Мать, Отец, Баба Яга.

Дети:

Маша, Ваня, Гуси - лебеди, Подружки, Ёлочки, Берёзка, Соловей, Речка, Яблонька, Печка.

Оборудование: Муз. центр, костюмы персонажей, декорации  - дом Бабы Яги, варежковые куклы-гуси, посуда, заборы, платки для танца, ткань - речка жёлтая и голубая, «мусор», хворост, вёдра и тряпочки, свистулька-птичка, избушка бабушки, гостинцы.

Сказочница:

А у нас на Руси

Сказки очень хороши!

Представленье начинается,

Сказка в гости к нам является!

Про гусей-лебедей, про вредителей людей.

Кто природе вред наносит,

Зло, беду кто ей приносит?

Сказку эту старую

Слушать каждый рад,

Предлагаем сказочку

Вам на новый лад!

Звучит русская народная музыка, выходят Мать, Отец, Машенька с Ванюшей.

Сказ - Бабушка:

Жили-были отец, мать да двое ребятишек - Машенька и Ванюша. Мать с отцом на ярмарку собрались как-то раз. Перед отъездом детям дают они наказ.

Мать:

Мы одних вас оставляем

И шалить не разрешаем.

Отец:

Поиграйте на лужочке,

Но не рвите там цветочки,

Птичек вы не обижайте,

В травку мусор не бросайте,

С деревьев ветви не ломайте…

Скоро нас вы поджидайте!

Мать:

К подружкам, дочка, не ходи,

За Ванюшей ты смотри!

Отец:

Привезем гостинцев много.

Ну а теперь пора в дорогу!

Звучит русская народная мелодия. Мать с отцом машут рукой, прощаются и уходят.

Выбегают подружки.

Подружка 1:

Мы пришли, твои подружки,

Поиграем на опушке!

Подружка 2:

Лето красное пришло –

На дворе так хорошо!

Хоровод с подружками

(убегают вместе с Машей,Ваня убегает за ними)

Бабушка:

А потом все в лес пошли,

С собою Машу увели,

Маша так развеселилась,

Что про братца то забыла.

(Выставляются декорации – дом Бабы Яги, стол, лавка,2 забора)

Бабушка:

А, в лесу в то время Баба - Ежка,

Костяная ножка,

В избушке на курьих ножках сидит.

Во все стороны глядит.

Баба - Яга (поет):

Я злая Бабка - Ежка, костяная ножка,

Есть всегда я хочу,

Все, что хочешь - проглочу!

Съела в завтрак колбасу,

Выпила какао,

Снова есть я хочу

Все всегда мне мало!

Бабушка:

Со зла банки-склянки из окна бросает,

В речку чистую отходы все сливает!

На рыбалку ходит,

Рыбу сетью ловит!

Из рогатки в птиц стреляет,

Их безжалостно съедает!

Берёзе ветви поломала,

На полянке травку потоптала!

Мусор по лесу бросает

И костры тут разжигает!

Ни подружек – ни друзей!

Лишь пара гусей-лебедей!

(Вылетают гуси (варежковые куклы), садятся на заборчики).

Баба-Яга:

Гуси - гуси!

Гуси: Га - га - га!

Баба - Яга: Есть хотите?

Гуси: Да – Да - Да!

Баба - Яга: Я гусей своих люблю – червяками накормлю!

Гуси: Га-га-гадость! Га-га-гадость!

Театрализованная музыкальная композиция « Гуси-гуси»

Сказ - Бабушка:

Бабка - Ежка пела, пела,

Снова кушать захотела,

Разошлась яга совсем,

Ну, достанется тут всем!

Гуси-лебеди на Ягу глядят,

Присмирели и сидят.

Баба-Яга:

Эй, вы, гуси, гуси серые!

Слуги преданные, верные,

За новой добычей летите

И Ванюшку принесите!

Сказ - Бабушка:

Взметнулись гуси-лебеди ввысь,

За Ванюшей понеслись.

Звучит зловещая музыка.

Баба-Яга:

А я деревья поломаю,

Для Ваньки печку разжигаю.

Печка, печка, топись.

Бабка - Ежка, веселись!

( Под песню « В лесу родилась Ёлочка» вбегают девочки-ёлочки)

Танец ёлочек

(Баба Яга подкрадывается с топориком к ёлочкам  и поёт:)

Баба-Яга:

Срубили нашу ёлочку

Под самый корешок!

( Ёлочки с визгом убегают)

(Выходит Берёзка)

Берёзка:

Я, берёзка, весной вырастаю,

Зеленею и расцветаю!

Хоровод с берёзкой

Баба-Яга (поёт):

Я пойду - пойду, погуляю

Белую берёзку заломаю!

Бабушка: И, заломала!

Баба-Яга (поёт):

Остались от козлика рожки да ножки!

Бабушка: От такой, уж точно, останутся рожки, да ножки !

(Вылетает соловей, играет на водяной свистульке. Баба Яга целится в него из рогатки и поёт:)

Баба – Яга (поёт):

Соловей, соловей, пташечка…

Канареечка жалобно поёт!

Бабушка: Раз поёт, два поёт – больше не поёт!

(Соловей улетает)

Баба-Яга:

Стрелять, так стрелять –

Гулять, так гулять!

Пляшет. В это время гуси-лебеди несут Ванечку.

Гуси - лебеди:

Мы старались, как могли,

На крыльях Ваню принесли.

Баба - Яга:

Ты, Ванюша, не шали,

У избушки посиди.

А, я в лес пойду дрова рубить,

Чтоб жарче печку натопить.

Гуси, гуси не дремлите,

И Ивана стерегите.

Баба-Яга уходит, гуси прячут Ванечку в избушке.

Выходит Машенька, поет песню «А я по лугу».

Маша:

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла – 2 раза.

В лес с подружками, в лес с подружками

Незаметно я ушла – 2 раза.

Про Ванюшеньку забыла,

Как же я не уследила?

Обращается к детям.

Где мой братец, подскажите,

Ваню милого найдите!

Ау-ау! Ваня, Ванечка, дружок,

Ты подай мне голосок.

Не отзывается…

Не буду больше я играть,

Пойду братца я искать!

Звучит таинственная музыка, Маша идет по лесу и вдруг видит Ваню перед избушкой. Берет Ваню за руку.

Маша:

Ваня, братец дорогой,

Побежим скорей домой.

Ваня:

Скорей, чтоб гуси не догнали

И снова нас к себе не забрали!

Вот и речка на пути…

Дети:

Речка, речка, помоги!

Речка:

Ох, я тихая речка,

Да болит мое сердечко.

Какой я раньше чистой я была на диво,

Прозрачной, голубой, красивой.

Но в меня бросали мусор, банки,

Рваные ботинки, железяки, склянки.

В меня сливали нефть, бензин,

Мазут, помои, керосин!

И стала мутной, грязной вся вода.

Друзья, прошу, очистите меня!

Дети:

Рыбам в речке жить невмочь –

Мы сможем реченьке помочь!

Дети очищают речку.

Игра « Собери и рассортируй мусор»

Бабушка:

И спрятала речка – дружок

Детей под крутой бережок.

Под музыку гуси - лебеди облетают круг.

Маша снова берет Ваню за руку.

Маша:

Ну-ка, братец дорогой,

Поспешим скорей домой.

Ваня:

Смотри, вон яблонька на пути,

Давай, скорей к ней беги!

Дети:

Яблонька дорогая, помоги,

От гусей - лебедей нас спаси!

Бабушка:

Ветви яблоня склонила,

Шепчет грустно и тоскливо.

Яблоня:

Мои листья съел червяк –

Не растут теперь никак.

И кислотные дожди

Мои листики сожгли.

Дети, веточки обмойте,

Вредный яд с меня вы смойте.

Буду деток угощать,

Снова яблоки давать!

Дети берут ведра, обмывают ветви яблони. В это время под музыку летят гуси, дети прячутся под яблоней.

Гуси облетают круг.

Бабушка:

Заслонила яблонька детей,

Спрятала среди ветвей.

Бегут, встречают печку.

Ваня:

Вот и печка на пути,

Печка, печка, помоги!

Мы съедим твой пирожок,

Только спрячь ты нас, дружок!

Бабушка:

Но печка жалобно в ответ:

Печка:

Пирожков, ребята, нет!

Меня надо затопить,

Только дров не раздобыть.

Лес безжалостно срубили,

Все деревья погубили!

Дети:

Сучьев, хворосту найдем –

Пирожков мы напечем.

Дети набирают сучьев. Закладывают их в печь, а в это время вылетают гуси. Маша с Ваней прячутся за печь.

Гуси облетают круг.

Гуси:

Все - таки они убежали,

Так мы беглецов и не поймали!

Улетают.

Звучит русская народная песня «На горе-то калина»

Выходят Машенька с Ванечкой за руку, а навстречу им Мать и Отец.

Мать:

Как без нас вы не скучали,

Наши наставленья выполняли?

Отец:

Как без нас, вы, дети жили,

Не грустили, не тужили?

Я хочу спросить как раз –

Выполняли наш наказ?

Маша:

Птиц, зверей не обижали,

В лесу мусор не бросали.

И в лесу, и на поляне

Мы цветов совсем не рвали!

Ваня:

Помогали яблоньке, стала чистой речка,

Нас чудесным пирожком угостила печка.

Мать:

Дети, милые мои,

Вы природе помогли!

Отец:

А за это, дети, вам,

Сейчас гостинцы я раздам!

Дают детям игрушки.

Выходят все герои.

Бабушка:

У природы живые краски,

И пусть живет она без опаски,

Пусть живут звери и птицы,

Пусть человека никто не боится.

Пусть зеленеют парки, сады,

Все:

Пусть радостно будет от той красоты!

Маша:

Нас много, ребята, везде, где живём –

Деревья посадим, сады разведём!

Ваня:

Будем беречь природу –

Землю, лес, поля и воду!

Мать и отец:

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Песня Т. Бокач « Красоту не разрушай»

Бабушка: А теперь устроим весёлую пляску и этим закончим нашу сказку!

Все герои танцуют танец