СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема – состоит в дополнительном  развитие творческих способностей, воображения, креативности  дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.

Цель проекта:

Развивать у дошкольников художественное творчество и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.   

- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Просмотр содержимого документа
«Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №68»

















Вид проекта: Творческий

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.



















Подготовила:

Терских. В. Ю. воспитатель




Чита 2019

Постановка проблемы:

Проблема – состоит в дополнительном развитие творческих способностей, воображения, креативности дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.

Цель проекта:

Развивать у дошкольников художественное творчество и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

-Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Тип проекта: творческий.

По содержанию: детское творчество.

По составу участников: дети старшей группы и родители.

Основные принципы развития детского творчества:

Принцип поэтапности (от простого к сложному)

Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)

Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)

Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Сформированы умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

2. Познакомили детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепили приобретённые умения и навыки и показали детям широту их возможного применения;

3. Дети научились создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.;

4. Воспитали внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию;

Основное содержание и методы реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение литературы, подбор материала, теоретическое обоснование, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

1 этап.

1. Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:

• экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

• умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

• умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

• самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;

2. Развитие художественного вкуса.

3. Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

4. Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.

5. Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.

6. Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.

8. Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.

9. Организация работы по реализации проекта.

2 этап.

1. Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.

2. Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.

3. Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.

Система работы проекта.

Работа с педагогами.

Консультации:

1. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Работа с детьми:

Месяц

Название техники

Тема

Сентябрь

Печать листьев

«Осень на опушке краски разводила»

Сентябрь

Кляксография

«Веселые кляксы»

октябрь

Рисование пальчиками

«Ветка рябины»

октябрь

Рисование гуашью с манкой

«Фрукты в вазе»

ноябрь

Рисование цветным клейстером

«Медвежонок»

Ноябрь

Оттиск печатками из картофеля

«Мой любимый свитер»

декабрь

Рисунки из ладошки

«Зимний лес»

декабрь

Фотокопия – рисование свечой

«Морозный узор»











Работа с родителями:




Информационно-аналитические


Познавательные


Досуговые

Наглядно-информационные (информационно-просветительские):

- Индивидуальные беседы;

- опросы «Любит ли ваш ребенок рисовать?»; «Какие материалы предпочитает в процессе рисования»; «Имеется ли дома уголок для детского творчества?»

- мини-собрание: «Вместе весело творить»

- Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»; «Поддержка художественных творческих способностей ребенка нетрадиционными техниками изобразительной деятельности»

-Мастер-класс «Такие разные материалы для рисования»

- Выставка работ родителей и детей «Мы рисуем»

-буклет «Нетрадиционные техники рисования как способ развития детской одаренности»;

- открытые просмотры занятий кружка;

- выпуск стенгазет «Зимушка-зима!», «Зимние деревья»;

- Фотовыставки;

- Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о совместном создании творческих работ в семье и детском саду.


































Приложения:


























Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-7 лет.

1. Печать от руки

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2Использование печатки

Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

3. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

4. Монотипия.

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

5. Рисование по трафарету тампоном.

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

6. Рисование методом тычка.

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

7. Кляксография.

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

8. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

9. Рисование мятой бумагой.
Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

10. «Пластилинография.» Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Перспективный план:

сентябрь

1. Рисование. Печать листьев «Осень на опушке краски разводила»

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость по поводу осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники – «Печать растений» Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции цветовосприятия.

1. Предложить послушать сказку о листике. 2. Рассматривание картины «Золотая осень» И.Левитана 3. Физ. Мин. «Листики» 4. Практическая часть 5. Итог. Хороводная игра «Лети, листок ко мне в кузовок»

2 . Основа рисования является клякса «Веселые кляксы»

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Развивать фантазию, воображение, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу.

1.Предложить послушать стихотворение «Чернильная капля» И.Винокуров. 2.Физ. мин. «дети любят рисовать» Э.Успенский. 3.Практическая часть. 4.Итог. Чтение отрывка «О пользе карандаша и кисточки» Н.Алексеевская.

октябрь

1. Рисование пальчиками «Ветка рябины»

Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять их признаки и особенности. Запретит прием вливания одного цвета в другой.

1. Чтение стихотворения «Осень» А. Толстого 2. Загадка про рябину. Беседа 3. Физ. мин. «Рябина» 4. Практическая часть 5. Итог занятия

2. Рисование гуашью с манкой «Фрукты в вазе»

Продолжать знакомить детей с разными видами рисования кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представление о форме, размере и цвете предметов и их частей, знания о фруктах, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

1. Загадывание загадок 2. Рассматривание фруктов, назвать цвет, форму. 3. Объяснить и показать приемы рисования гуашью с манкой. 4. Физ. мин. «Ладошки и ножки» 5. Практическая часть. 6. Итог занятия игра «Попробуй и назови»

ноябрь

1. Рисование цветным клейстером «Медвежонок»

Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами, развивать изобразительные умения и навыки, ориентировку на листе, моторику рук.

1. Загадка 2. Рассматривание иллюстраций 3. Показать приемы рисования цветным клейстером 4. Физ. мин. «Медведь» 5. Практическая часть 6. Итог занятия

2. Оттиск печатками из картофеля «Мой любимый свитер»

Знакомить с техникой рисования, развивать воображение и инициативу, запретить знания цветов, учить составлять элементарный узор.

1. Игровой момент 2. Рассмотрение образцов. 3. Пальчиковая Гимнастика. 4. Практическая часть. 5. Итог.

декабрь

1. Рисунки из ладошки «Зимний лес»

Развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа, обогатить словарь, учить рисовать зимний лес, используя метод тычка.

1. Беседа о зиме, зимнем лесе 2. Показ приемов рисования ладошками 3. Физ. мин. «Прогулка зимой» 4. Практическая часть. 5. Итог: игра «До свидания старый лес»

2. Фотокопия – рисование свечой «Морозный узор»

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.

1. Загадывание загадок. 2. Беседа о том, кто рисует узоры на стекле, Чтение стихотворения «Волшебник» 3. Знакомство с техникой рисования «Фотокопия» 4. Физ. мин. «Заклинания зимы» 5. Практическая часть. 6. Итог занятия.

3. Рисование способом «набрызг» при помощи зубной щётки «Снежинка»

Расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать, решая проблемные ситуации, учить выслушивать мнения своих товарищей. Изображать неживые явления природы, используя нестандартные, творческие решения. Познакомить детей со способом рисования – «набрызг» при изображении предметов.

1.Беседа о зиме.

2. Сказка из сборника Токаревой С.Н.

«Познавательные сказки».

3.Физ. мин. «Как кружатся снежинки».

4.Практическая часть.

5.Итог – выставка работ.

4. Рисование штрихом «Колючая сказка»

Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.

1. Загадка

2. Чтение сказки «Зачем ежику

колючки?»

3. Беседа

4. Физ. мин. «Ежик топал по тропинке»

5. Показ приема рисования штрихом

6. Практическая часть

7. Итог: игра «Сонный ежик»























Консультация для педагога.

«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» 

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. 
  Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

В группе в нетрадиционной технике рисования могут использоваться предметы: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д. На улице используется предметы: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя и.т.д. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т. д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т. д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

- Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия

- Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости

- Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей

- Развивается мышление, речь, воображение

- Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов

- Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции

- Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

- Способствует снятию детских страхов;

- Развивает уверенность в своих силах;

- Учит детей свободно выражать свой замысел;

- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- Учит детей работать с разнообразным материалом;

- Чувство фактурности и объёмности;

- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.









Консультация для педагогов

«Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Дывадова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, и является условием творческого проебразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной стени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот риод воображение сциально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (вчатлений, представлений, знаний, реживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обесчивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения.

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к рекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие реживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и рекомбинация знакомых образов, ренос свойств и событий с одних рсонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.

Виды воображения

В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

1. Непроизвольное – пассивное.

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

2. Произвольное – активное.

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

• воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;

• творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;

• мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Итак, творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; стени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темрамента, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.

Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Отечественная педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображения и творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.

Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка дошкольного возраста, образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.

На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Для изобразительной деятельности и развития творческого потенциала ранний возраст играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Изобразительная деятельность ребенка всегда конкретна. Как только у неопределенной формы появляются какие-то детали, это уже образ, так как ребенок мыслит предмет в действии, добавляя недостающее звуками, собственным движением. Постепенно количество деталей в изображении нарастает, образ становится богаче.

Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать изобразительную деятельность ребенка своеобразной и выразительной.

Специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения.

Приложение

Упражнения для развития творческого воображения

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр. №1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр. №2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр. №3

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр. №4

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр. №5

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр. №6

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр. №7

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упр. №8

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.


































Консультация для родителей

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Одна из главных задач, которые ставит перед педагогами программа дошкольного образования и сама жизнь - это развивать эстетическое восприятие, эмоции, изобразительные способности, художественный вкус, воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.

Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Ее удовлетворение дает детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, общественной жизни; творцом своей собственной личности.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. 
Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка художественные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, наличие художественных материалов и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, научается видеть прекрасное в окружающем мире.

Существуют дети, не опережающие своих сверстников по общему развитию, но выделяющиеся своеобразием, оригинальностью, самостоятельностью методов работы. Для детей со скрытыми потенциями творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия таковы, что затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни детский сад не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности невротизма. Это накладывает на людей, занимающихся обучением и воспитанием творчески одаренных детей, большую ответственность.

Первое, что должен сделать педагог, - это помочь родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ребенку понять самого себя, а родителям - своего неординарного ребенка.

Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, воспитатели и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем.

Для того чтобы ребенок смог реализовать свои творческие способности, у него должна быть сформирована достаточно высокая самооценка, которая стимулировала бы его к деятельности. Поэтому творческие достижения ребенка не следует оценивать с позиции общепринятых нормативных стандартов. Особо следует отмечать индивидуальные достижения ребенка, при этом оценка должна быть перенесена с самого ребенка на то дело, открытие, которое им сделано.

В заключении хотелось бы сказать следующее. По отношению к детям с различными видами способностей часто демонстрируется или восхищение или наоборот, скептическое, настороженное поведение. Следует помнить, что по отношению к любым детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недостоверного отношения. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать товарищей.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!