Введение ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Степень с целым показателем» Конспект раздела ФЯСШО (математика) 2.Некоторые аспекты концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 3.Логико-математический анализ содержания темы «Степень с целым показателем» Глава 2. Организация обучения теме «Степень с целым показателем» 4.Таблица целей изучения темы «Степень с целым показателем» 5. Карта изучения темы «Степень с целым показателем» 6. Учебный план изучения темы «Степень с целым показателем» 7. Средства обучения теме «Степень с целым показателем», в том числе каталог электронных ресурсов. 8. Фрагменты уроков по теме «Степень с целым показателем» 9. Исторический материал по теме «Степень с целым показателем»
Заключение
Список литературы
Введение
Цель проекта: Реализация требований ФГОС ООО при изучении темы: «Степень с целым показателем» Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач. Задачи исследования. 1. Выявить теоретические основы обучения теме, связанные с реализацией ФГОС ООО. 2. Выполнить отбор средств обучения теме, в том числе средства ИКТ. 3. Разработать таблицу целей и карту обучения теме. 4. Составить учебную рабочую программу «Тематическое и почасовое планирование образовательных результатов освоения математики (в соответствии с темой). 5. Разработать методические рекомендации обучения теме и применить их в учебном процессе (фрагментов двух – трёх уроков, иллюстрирующих развитие и формирование УУД при обучении данной теме школьного курса математики). Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике.
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Степень с целым показателем» 1. Конспект раздела ФЯСШО (математика) Математика и информатика Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» должны отражать: Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика: 1) формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) развитие умений работать с учебным математическим 2) развитие умений работать с учебным математическим текстом екстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4) овладение символьным языком алгебры, приёмами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; 5) овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей; 6) овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений; 7) формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач; 8) овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений; 9) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах; 10) формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; 11) формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; 12) развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; 13) формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; 14) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. 2. Некоторые аспекты концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России В России духовно-нравственное воспитание гражданина всегда являлось приоритетной задачей, хотя в разные исторические периоды имело свои особенности. Огромное значение имеет оно и в современном российском обществе, которое по словам Президента РФ «лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». К сожалению, в наши дни немногие родители уделяют должное внимание воспитанию ребенка, поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Основной целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание. Программы духовно нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые образовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи. Духовно нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.
3.Логико-математический анализ содержания темы «Степень с целым показателем» 1.Тема «Степень с целым показателем» занимает важное место в курсе алгебры 8 класса. Она включает в себя такие понятия как: - степень с целым отрицательным показателем (вводится через ближай- ший род и видовые отличия). Определение. Если a =/= 0 и n – целое отрицательное число, то . - стандартный вид числа ( вводится через ближайший род и видовые отличия). Определение. Стандартным видим числа a называют его запись в виде a . 10n, где 1 a a. - порядок числа. 2. Тема содержит формулы, выражающие свойства степени с целым показателем, которые доказываются логическим способом с использованием свойств степени с натуральным показателем: Для каждого a=/=0 и любых целых m и n a m · a n = a m + n . a m: a n = a m – n , ( a m ) n = a mn . Для каждых а=/=0, b=/=0 и любого целого n a n · b n = ( ab ) n . 3. Как средство обучения используются формулы, выражающие правила действий со степенями и стандартный вид числа. Задачный материал может быть классифицирован следующим образом: Типы задач | I уровень | II уровень | III уровень | Определение степени с целым показателем. | 964, 965, 966, 967 | 978, 979 | 980, 981 | Вычислительные. | 968, 969 | 976, 977 | 1072 | На сравнение чисел. | | 971 | 972 | На нахождение значений выражения. | | 973 | 974, 975 | На запись чисел в стандартном виде. | 1013, 1014, 1020 | 1015, 1016, 1018, 1019 | 1021, 1022, 1023, 1024 | Перечень познавательных УУД, используемых при изучении темы «Степень с целым показателем» Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические универсальные действия: анализ; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Глава 2. Организация обучения теме «Степень с целым показателем» 4.Таблица целей изучения темы «Степень с целым показателем». Таблица целей обучения теме «Степень с целым показателем» Формулировки обобщенных целей. | Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщенная цель. | Средства помощи. | Цель считается достигнутой, если ученик: | на первом уровне | на втором уровне | на третьем уровне | Ц – 1 Приобретение УИ, формирование логических ПУД | а)анализирует текст учебника и составляет схему определения понятия «степень с целым показателем»,стандартный вид числа; б)анализирует решение упражнений из учебника, обобщает их решение с помощью готового предписания; в)приводит свои примеры степеней с целым показателем; г)перечисляет преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих целые степени, используя учебник. | а)составляет схему определения понятия «степень с целым показателем» ,с использованием набора объектов; б)доказывает основные свойства степеней, используя учебник; в)обобщает решение задач одного типа и составляет предписание, используя карточку – информатор. | а)исследует заданные объекты и самостоятельно составляет схему определения понятия: «степень с целым показателем»; б)доказывает основные свойства степеней по данному плану и формулирует основную идею доказательства; в)составляет приёмы решения задач одного типа и предписания для преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих целые степени. | а)схема определения понятия; б)предписания для умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями, возведения степени в степень; в)предписания для представления числа в стандартном виде . | Ц – 2 Контроль усвоения теории. | на первом уровне | на втором уровне | на третьем уровне | а) формирует определения понятия: 1)степень с целым показателе, 2)стандартный вид числа; б)проговаривает предписания для умножения и деления степеней с целыми показателями, возведения степени в степень ; в)выполняет преобразования числовых и алгебраических выражений, содержащих целые степени; г)знает исторические сведения. | а)знает определения: 1)степень с целым показателем, 2) стандартный вид числа; б)выполняет преобразование числовых и алгебраических выражений, содержащих целые степени;представляет числа в стандартном виде в) приводит примеры в соответствии с определениями,г)знает исторические сведения | а)знает: 1)классификацию видов степенных выражений; 2)приёмы решения простейших степенных уравнений;3)перечисляет типы задач по данной теме; б)обосновывает доказательство основных тождеств (свойства степеней) | Ц – 3 Применение знаний и умений. | на первом уровне умеет: а) использовать основные преобразования группы А для решения простейших заданий; б)использовать приём саморегуляции для выполнения задания типа «Упростить» 1-го уровня сложности. | на втором уровне умеет: а)использовать все преобразования группы А для решения заданий 2-го уровня сложности; б)использовать приём саморегуляции для выполнения задания типа «Упростить» 2-го уровня сложности. | на третьем уровне умеет: а) использовать все преобразования группы А для ре- шения заданий 3-го уровня сложности; б)использовать приём саморегуляции для выполнения задания типа «Упростить» 3-го уровня сложности. | Приём саморегуляции, таблицы с предписаниями; карточки-информаторы. | Ц – 4 Формирование КУД | а)работает в группе, оказывает помощь, рецензирует ответы товарищей; б) организует взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляет поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия. | Приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности. | Ц – 5 Формирование общих ПУД и РУД | а) выбирает уровни достижения целей и формируете цели своей учебной деятельности; б)выбирает задачи и решает их; в)осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов; г)составляет контрольную работу для своего уровня усвоения; д)оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности. | Приёмы постановки целей и саморегуляции УПД |
5.Карта изучения темы «Степень с целым показателем».
I. Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Ц 5, Ц 1 | Ц1,Ц2,Ц3,Ц4 | Ц1,Ц3,Ц4,Ц5 | Ц2,Ц3,Ц4,Ц5 | Ц1,Ц5 | Ц2,Ц3,Ц4,Ц5 | Ц2,Ц3,Ц4,Ц5 | Ц2,Ц3,Ц5 | Ц2,Ц4,Ц5 | П.37 | П.37 | П.38 | П.38 | П.39 | П.39 | Подготовка к контрольной работе | Контрольная работа | Урок коррекции | II. Блок актуализации знаний учащихся | Знать: определение степени с натуральным показателем, свойства степени с натуральным показателем .Уметь: применять свойства степени с натуральным показателем для преобразования выражений. | III.Предметные результаты (Ц2,Ц3 таблицы целей ). Знают: определение степени с целым отрицательным показателем, свойства степени с целым отрицательным показателем. Знают о стандартном виде положительного числа, о порядке числа, о записи числа в стандартном виде .Умеют: упрощать выражения, используя определение и свойства степени с целым отрицательным показателем, доказывать тождества, оформлять решение, использовать знания о стандартном виде положительного числа, о порядке числа, могут приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. | IV.Образцы заданий контрольной работы по теме «Степень с целым показателем» (Ц5) Уровень I. | Уровень II | Уровень III | №1. Вычислите: ●а) ● б) ● в) №2. Упростите выражение: ●а) ●б) №3. Представьте в стандартном виде: 210000000 №4. Упростите выражение: а) б) | №1. Вычислите: ●а) ●б) ●в) г) №2. Упростите выражение: ●а) ●б) в) №3. Представьте в стандартном виде: ●а) 48000000 ●б) 0,000025 №4. Упростите выражение: ●а) ●б) №5.* Упростите выражение: | №1. Вычислите:○а) ○б) ○в) г) №2. Упростите выражение: ○а) ○б) в) №3. Представьте в стандартном виде:○а) 3025,1 ○б) 0,0149 в) №4. Упростите выражение:○а) б) №5*. Упростите выражение: | V.Средства обучения теме «Степень с целым показателем» 1.Учебник 2.Таблицы с формулами. 3.Карточки с заданиями. 4.Презентация. YI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5) Типы задач | I уровень | II уровень | III уровень | Определение степени с целым показателем. | 964, 965, 966, 967 | 978, 979 | 980, 981 | Вычислительные. | 968, 969 | 976, 977 | 1072 | На сравнение чисел. | | 971 | 972 | На нахождение значений выражения. | | 973 | 974, 975 | На запись чисел в стандартном виде. | 1013, 1014, 1020 | 1015, 1016, 1018, 1019 | 1021, 1022, 1023, 1024 | YII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5) 1.Использование стандартной формы записи положительных чисел в физике и других сферах деятельности. 2.Из истории возникновения понятия «Степень». YIII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5) Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | Формулирование проблемы. Построение логической цепи рассуждений. Подведение под понятие. Сравнение. Обобщение. Доказательство. | Целеполагание. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. | Взаимопроверка. Взаимоконтроль. Умение работать в группе. | Рефлексия собственной деятельности. |
6. Учебный план изучения темы «Степень с целым показателем».
Тематическое планирование по теме «Степень с целым показателем». № уро- ков | Название темы урока | Форма урока (семинар, практикум, лекция, урок смешанного типа и др.) | Форма обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая и их сочетание) | Достижение метапредметных результатов | 1 | Определение степени с целым отрицательным показателем | Урок смешанного типа (целеполагание, освоение новой учебной информации) | Фронтально-индивидуальная | Ц 5, Ц 1 | 2 | Определение степени с целым отрицательным показателем | Урок-практикум | Фронтальная и парная формы | Ц1,Ц2,Ц3,Ц4 | 3 | Свойства степени с целым показателем | Урок смешанного типа | Фронтально-индивидуальная, групповая | Ц1,Ц3,Ц4,Ц5 | 4 | Свойства степени с целым показателем | Урок-практикум | Фронтальная и парная | Ц2,Ц3,Ц4,Ц5 | 5 | Стандартный вид числа | Урок смешанного типа | Фронтально-индивидуальная | Ц1,Ц5 | 6 | Стандартный вид числа | Урок-практикум | Фронтальная и парная | Ц2,Ц3,Ц4,Ц5 | 7 | Подготовка к контрольной работе | Урок-практикум | Индивидуальная, парная | Ц2,Ц3,Ц4,Ц5 | 8 | Контрольная работа | Практикум | Индивидуальная | Ц2,Ц3,Ц5 | 9 | Урок коррекции и рефлексии | Рефлексивный семинар | Индивидуальная, парная | Ц2,Ц4,Ц5 |
8. Фрагменты уроков по теме «Степень с целым показателем». Фрагмент 1 Тема: «Определение степени с целым отрицательным показателем». Тип урока: Комбинированный Планируемые результаты обучения: Предметные: -знать определение степени с целым отрицательным показателем; -уметь упрощать выражения, используя определение степени с целым отрицательным показателем; Метапредметные: -формулирование проблемы: -построение логической цепи рассуждений: -подведение под понятие: -самоконтроль. Личностные: -рефлексия собственной деятельности. Изучение нового материала Учитель ставит проблему: А как вычислить степень ? Учащиеся высказывают гипотезы. Учащиеся записывают тему урока. Учащимся дается задание по рядам, вычислить, используя свойства степени с натуральным показателем. 1 ряд: ; 2 ряд: ; 3 ряд: . У всех учащихся получается один и тот же ответ – 1. Учитель: Сделайте вывод: как выразить степень с целым отрицательным показателем. Учащиеся по рядам выполняют задание. Учитель: Сделайте общий вывод. Учащиеся делают вывод: . Первичное закрепление знаний Закрепление проходит в виде диктанта, учащиеся по одному выходят к доске: Диктант. Вычислите: . Представьте в виде степени: . Упростите выражение: ; . Самостоятельная работа с самопроверкой. Учащимся дается тест, при его выполнении отгадывают буквы, из которых получается слово – фамилия немецкого ученого – математика « Штифель», который внес значительный вклад в развитие понятия степень. ( те учащиеся, кто быстрее выполнил – помогают остальным) Тест. 1. Вычислить: П) ; Ш) ; А) ; В) 2. Вычислить: Р) ; И) ; О) ; Т) 3. Вычислить: Ф) ; Л) ; И) ; Х) 4. Представьте в виде дроби: О) ; И) ; Ф) ; А) 5. Выполните действие: М) ; Е) ; Г) ; У) 6. Найти значение выражения: О) ; Е) ; Н) ; Л) 7. Из чисел найти наибольшее Д) ; Р) ; С) ; Ь) Итоги урока. Рефлексия урока. - что изучали на уроке - что понравилось - что вызвало затруднения - что не понравилось - над чем придется поработать дома Фрагмент 2. Тема урока: «Свойства степени с целым показателем». Тип урока: открытие новых знаний Планируемые результаты обучения. Предметные: -доказать свойства степени с целым показателем, используя свойство степени с натуральным показателем; -уметь применять эти свойства при решении заданий. Метапредметные ; -формулирование проблемы, -планирование; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -умение работать в группе. Личностные; -рефлексия собственной деятельности. Ход фрагмента. - Сформулируйте тему урока. («Свойства степени с целым показателем») (слайд). - Что вам поможет справиться с затруднением? (План). - Давайте составим план выхода из затруднения. - Предположите, с чем могут быть связаны свойства степеней с целым показателем? ( Со свойством степеней с натуральным показателем). Предложите свой план (подводим к общему плану). План: 1) Применить определение к степеням с отрицательным показателем. 2) Применить свойства степеней с натуральными показателями. 3) Проанализировать получившиеся результаты. 4) Сформулировать свойства степеней с целыми показателями. 5. Реализация проекта выхода из затруднения. - Если есть предположения, нужно проверить. Работать будете в группах. Группа№1 | - Выполните умножение (а≠0): а-4 * а -2 =_________________. Выполните задание пошагово: 1) а-4 =___________ 2) а-2 =___________ 3)Перемножьте полученные результаты, в знаменателе примените свойство умножения степеней с натуральным показателем (am ∙ an = am + n). ___________________________________________________________________ 4)Замените дробь степенью с отрицательным показателем. ________________________ 5) Вернитесь к началу задания и запишите ответ. 6) Сделайте вывод: При умножении степеней с целым показателем основание__________________________, а показатели _______________________ | Группа№2 | - Выполните деление (а≠0): а-4 : а -2 =_________________. Выполните задание пошагово: 1) а-4 =___________ 2) а-2 =___________ 3)Выполните деление дробей, используя свойство деления степеней с натуральным показателем (am :an = am – n): 1/а4: 1/а2 =(1/а)4 :(1/а)2 = (1/а)? =1/а? 4) Замените дробь степенью с отрицательным показателем: 1/а? =___________ 5) Вернитесь к началу задания и запишите ответ. 6) Сделайте вывод: При делении степеней с целым показателем основание__________________________, а показатели ______________________. | Группа№3 | - Возведите степень в степень (а≠0, b≠0): (а-4)-2 =_________________. Выполните задание пошагово: 1) а-4 =___________ 2) (1/а4)-2 = 1/(1/а4)2 = 1/ 1/а? = ____________ 3) Вернитесь к началу задания и запишите ответ. 4)Сделайте вывод: При возведении степени с целым показателем в степень основание__________________________, а показатели ______________________. | Группа№4 | - Возведите произведение в степень с целым показателем (а≠0, b≠0): (а*b)-3 =_________________. Выполните задание пошагово: 1) (а*b)-3= 1/ (а*b)?. 2) Возведите произведение, стоящее в знаменателе дроби, в 3-ю степень, используя свойство возведения произведения в натуральную степень (a ∙ b)n = an ∙ bn) 1/ (а*b)3 =___________________ 3) Запишите полученную дробь в виде двух дробей, у которых числители равны 1: _________________________________ 4)Зная, что 1/ а3 = а? и 1/b3 = b? выполните умножение:____________________ 5) Вернитесь к началу задания и запишите ответ. 6) Сделайте вывод: При возведении произведения в степень с целым показателем каждый множитель знаменатель______________________________. | Группа№5 | - Возведите дробь в степень с целым показателем (а≠0, b≠0): (а/b)-3 =_________________. Выполните задание пошагово: 1) (а/b)-3= 1/ (а/b)?. 2)Возведите дробь, стоящую в знаменателе, в степень, используя свойство возведения дроби в натуральную степень () __________ 3)Выполните деление единицы на дробь ______________________= (b/а)3. 4)Замените полученную дробь степенью с отрицательным показателем: (b/а)3=___________ 5) Вернитесь к началу задания и запишите ответ. 6) Сделайте вывод: При возведении дроби в степень с целым показателем и числитель, и знаменатель________________________________________________. | Во время формулирования выводов составляется эталон на доске и каждый записывает у себя: a -m∙ a-n = a -m + (-n) (1) a -m :a - n = a -m – (- n). (2) (a -m)-n = = a -m ∙ (- n) = аmn (3) (a ∙ b) -n = a -n∙ b-n (4) (a/b) –n= a–n/ b–n (5). - Приведите пример для каждого свойства и запишите в эталон: Эталон | Примеры | Свой пример | Общий пример | 1) | | | 2) | | | 3) | | | 4) | | | 5) | | | а -17 * а 21 = | -Какой пункт плана вам осталось выполнить? (Решить задание, которое вызвало затруднение.) - Решите задание, запишите его решение в эталон. 6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. - Что теперь нужно сделать? (Научиться применять свойства степени с целым показателем). - Выполните №985 (а, б, г, д, ж, з) в парах (1 говорит, оба пишут). Фрагмент 3. Тема урока: Стандартный вид числа. Тип урока: изучение нового материала. Предметные: - знать определение стандартного вида положительного числа, порядка числа -уметь записывать числа в стандартном виде, выполнять действия над числами записанными в стандартном виде. Метапредметные : - выделение и формулирование познавательной цели, -поиск необходимой информации; -смысловое чтение; -обобщение. Личностные; -рефлексия собственной деятельности.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, учебник «Алгебра» 8 класс. «Просвещение» авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, под редакцией С.А.Теляковского, карточки с тестовыми заданиями. Ход фрагмента Изучение нового материала В науке и технике астрономы, физики, химики, биологи ставят эксперименты, затем исследуют получившиеся результаты и получают очень большие и очень малые числа. Математики в своем научном творчестве часто помогают им решать различные задачи, используя теорию больших и малых чисел. Например, большим числом выражается масса Земли – 5 980 000 000 000 000 000 000 т. (5 секстиллионов 980 квинтиллионов т). Малым числом выражается размер вируса гриппа равен 0, 000000103 м. (нуль целых, сто три миллиардных м). Давайте с помощью таблицы первое число прочитаем. Вывод: мы видим, что читать такие числа и выполнять над ними какие-либо действия очень сложно. – Известна ли вам более удобная форма записи больших и малых чисел? – Формулирование целей урока (вместе с учениками), – Обратимся к помощи учебника, п. 39 (до примера 1). Задание. Прочтите текст учебника и ответьте на вопросы (вопросы на слайде). В ходе обсуждения формулируется и записывается в тетради определение: А теперь составим предписание для записи числа в стандартном виде (запись в тетрадь).
9. Исторический материал по теме «Степень с целым показателем». История возникновения степени числа. Сложение, вычитание, умножение и деление идут первыми в списке арифметических действий. У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона. В своей знаменитой «Арифметике» Диофант Александрийский описывает первые натуральные степени чисел так: «Все числа… состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. …среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато-квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо-кубы — от умножения кубов самих на себя». Из практики решения более сложных алгебраических задач и оперирования со степенями возникла необходимость обобщения понятия степени и расширения его посредством введения в качестве показателя нуля, отрицательных и дробных чисел. К идее обобщения понятия степени на степень с ненатуральным показателем математики пришли постепенно. Дробные показатели степени и наиболее простые правила действии над степенями с дробными показателями встречаются у французского математика Николая Орема (1323–1382 гг.) в его труде “Алгоризм пропорций”. Равенство, а0 =1 (для а не равного 0) применял в своих трудах в начале ХV века самаркандский ученый Гиясаддин Каши Джемшид. Независимо от него нулевой показатель был введен Николаем Шюке в ХV веке. Француз, бакалавр медицины Никола Шюке (? - около 1500 г.) смело ввёл в свою символику не только нулевой, но и отрицательный показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента. Немецкие математики Средневековья стремились ввести единое обозначение и сократить число символов. Книга Михеля Штифеля «Полная арифметика» (1544 г.) сыграла в этом значительную роль. М.Штифель (1487–1567 гг.) дал определение а0=1 при и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent). Немецкое potenzieren означает возведение в степень. В конце ХVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней. Нидерландский математик СимонаСтевин (1548—1620) обозначал неизвестную величину кружком О, внутри которого указывал показатели степени. Стевин предложил называть степени по их показателям - четвёртой, пятой и т.д. и отверг диофантовы составные выражения «квадрато-квадрат», «квадрато-куб». Но современные обозначения (типа а4, а5) в XVII в ввел Рене Декарт. Любопытно, что Декарт считал, что а*а не занимает больше места, чем а2 и не пользовался этим обозначением при записи произведения двух одинаковых множителей. Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса (1616–1703) и Исаака Ньютона. О целесообразности введения нулевого, отрицательных и дробных показателей и современных символов впервые подробно писал в 1665 г. английский математик Джон Валлис. Его дело завершил Исаак Ньютон (1643–1727), который стал систематически применять новые символы, после чего они вошли в общий обиход. Введение степени с рациональным показателем является одним из многих примеров обобщение понятий математического действия. Степень с нулевым, отрицательным и дробными показателями определяется таким образом, чтобы к ней были применены те же правила действий, которые имеют место для степени с натуральным показателем, т.е. чтобы сохранились основные свойства первоначального определённого понятия степени. Новое определение степени с рациональным показателем не противоречит старому определению степени с натуральным показателем, то есть смысл нового определения степени с рациональным показателем сохраняется и для частного случая степени с натуральным показателем. Этот принцип, соблюдаемый при обобщении математических понятий, называется принципом перманентности (сохранения постоянства). В несовершенной форме его высказал 1830 г. английский математик Дж.Пикок, полностью и четко его установил немецкий математик Г.Ганкель в 1867 г.
| |