ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА
проведения независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
по театральному искусству, реализуемых в школьных театрах
Республики Крым
Общие положения
Регламент проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по театральному искусству, реализуемых в школьных театрах Республики Крым, (далее – Регламент) разработан в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 26.04.2023 г. № Пр-827, Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 04.08.2023 г. № 479-ФЗ), в целях мониторинга достижения результатов реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р (с изменениями от 15.05.2023 г. № 1230-р), исполнения Плана работы («дорожной карты») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 год, п.23 показателей Мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по реализации задач государственной политики в сфере образования и молодежной политики, утвержденного распоряжением Минпросвещения России от 06.12.2022 г. № Р-293, на основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей».
Регламент определяет механизм проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по театральному искусству, реализуемых в школьных театрах Республики Крым (далее – НОК ДООП по ШТ), в соответствии с требованиями следующих законодательных актов:
- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 26 апреля 2023 г.
№ Пр-827;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Минпросвещения России от 06 декабря 2022 г. № Р-293
«Об утверждении методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»);
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 6 июля 2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Региональный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 13 августа 2019 г. № 442 «Об участии Республики Крым в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (II очередь);
- Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров, утвержденные на заседании Научно-методического совета Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» от 15 августа 2022 г. № 4;
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11 августа 2022 г.
№ 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09 декабря 2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Регламент по организации проведения НОК ДООП по ШТ адресован руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководителям и педагогическим работникам организаций, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы; специалистам организаций, осуществляющих деятельность в сфере оценки качества образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обновляют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по театральному искусству, реализуемых в школьных театрах Республики Крым (далее ДООП по ШТ), с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Проведение НОК ДООП по ШТ является оценочной процедурой, которая направлена на получение сведений о качестве реализуемых ДООП по ШТ.
Механизмом НОК ДООП по ШТ является общественная экспертиза.
Общественная экспертиза ДООП по ШТ проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей с целью определения соответствия содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность. А также с целью мониторинга достижения результатов реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р (с изменениями от 15.05.2023 г. № 1230-р), исполнения Плана работы («дорожной карты») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 год.
Общественная экспертиза ДООП по ШТ проводится группой экспертов на основании добровольной заявки авторов программы или организации, реализующей (или планирующей реализовывать) данную программу.
Состав группы муниципальных экспертов формируется на основании предложений общеобразовательных организаций муниципальных образований, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Состав муниципального экспертного совета утверждается управлением образования муниципалитета. Каждая образовательная организация, реализующая ДООП по ШТ, должна предоставить не менее 1 эксперта. Каждый кандидат в члены муниципального экспертного совета заполняет заявление на участие в группе экспертов независимой оценки качества ДООП по ШТ согласно приложению № 1 (прилагается).
Состав группы региональных экспертов формируется на основании предложений ресурсного центра по художественной направленности – Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Крым «Дворец детского и юношеского творчества» (далее – ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»), утверждается приказом ГБОУ ДО РК «ДДЮТ». Каждый кандидат в члены регионального экспертного совета заполняет заявление на участие в группе экспертов НОК ДООП по ШТ согласно приложению № 2 (прилагается).
Деятельность экспертного совета по проведению НОК ДООП по ШТ приравнивается к участию в составе жюри республиканских конкурсных программ профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования.
Организация проведения общественной экспертизы ДООП по ШТ
Проведение общественной экспертизы ДООП по ШТ в рамках НОК ДООП по ШТ предусматривает выполнение следующих процедур на муниципальном и региональном уровнях:
- Подготовку к проведению общественной экспертизы;
- Проведение общественной экспертизы;
- Обработку и оформление результатов общественной экспертизы;
- Принятие мер по улучшению качества ДООП по ШТ.
Подготовка к проведению общественной экспертизы ДООП по ШТ.
2.2.1. Управление образования муниципального образования Республики Крым (далее – Управление образования) и/или муниципальный опорный центр муниципалитета Республики Крым (далее – МОЦ) в пределах своих полномочий определяет формат проведения общественной экспертизы и оформление ее результатов.
2.2.2. Управление образования/МОЦ в пределах своих полномочий обеспечивает:
- информирование общеобразовательных организаций, реализующих ДООП по ШТ, и экспертов о критериях, методике, процедуре и результатах проведения общественной экспертизы;
- проведение общественной экспертизы ДООП по ШТ таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе за счет независимости привлекаемых экспертов, то есть отсутствие взаимосвязи между экспертом и организацией (представителями общеобразовательной организации, авторами программы), направившими программу на общественную экспертизу;
- привлечение к проведению общественной экспертизы максимального числа представителей от муниципальных образований из числа наиболее компетентных представителей педагогического сообщества.
2.2.3. Образовательная организация размещает карточку ДООП по ШТ в АИС «Навигатор дополнительного образования Республики Крым» (далее – АИС «Навигатор»), размещает скан-копию программы на официальном сайте общеобразовательной организации, в которой программа реализуется (в открытом доступе), и направляет в МОЦ:
- ДООП по ШТ в формате PDF, которая получила высокую экспертную оценку в образовательной организации, в которой она реализуется (одна ДООП по ШТ);
- заявку на проведение общественной экспертизы на муниципальном уровне согласно приложению № 3 (прилагается);
- согласие на обработку персональных данных.
2.2.4. Регистрация программы на проведение общественной экспертизы осуществляется после подачи образовательной организацией заявки на проведение общественной экспертизы и согласия на обработку персональных данных.
2.2.5. Управление образования/МОЦ осуществляет распределение программ, поступивших на экспертизу, между экспертами в течение 7 рабочих дней после регистрации.
2.2.6. Региональный модельный центр дополнительного образования детей Республики Крым (далее – РМЦ) и/или ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» в пределах своих полномочий определяет формат проведения общественной экспертизы и оформление ее результатов.
2.2.7. РМЦ/ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» в пределах своих полномочий обеспечивает:
- информирование организаций, реализующих ДООП по ШТ, о критериях, методике, процедуре и результатах проведения общественной экспертизы программ;
- проведение общественной экспертизы ДООП по ШТ таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе за счет независимости привлекаемых экспертов, то есть отсутствие взаимосвязи между экспертом и организацией (представителями общеобразовательной организации, авторами программы), направившими программу на общественную экспертизу;
- привлечение к проведению общественной экспертизы ДООП по ШТ максимального количества наиболее компетентных представителей педагогического сообщества.
2.2.8. Регистрация программы на проведение общественной экспертизы на региональном уровне осуществляется в день подачи заявки муниципальным опорным центром.
2.2.9. РМЦ/ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» осуществляет количественное распределение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, поступивших на экспертизу, между экспертами в течение 7 рабочих дней после регистрации.
Проведение общественной экспертизы ДООП по ШТ.
2.3.1. Общественная экспертиза программ на муниципальном и региональном уровнях осуществляется по критериям оценки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, заявленных на общественную экспертизу, определенным в соответствии с приоритетными задачами функционирования и развития системы дополнительного образования Республики Крым согласно приложению № 4 (прилагается).
2.3.2. Срок проведения общественной экспертизы программы:
На муниципальном уровне – с по ;
На региональном уровне – с по .
2.3.3. Результаты общественной экспертизы оформляются экспертом в форме экспертного листа оценки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы согласно приложению № 3 (прилагается):
- на муниципальном уровне – на усмотрение Управления образования/ МОЦ (заключения экспертов, результаты работы изложены в письменном виде; оформлены посредством заполнения электронной формы и др.);
- на региональном уровне – посредством электронной формы.
2.3.4. Для того, чтобы общественная экспертиза программы на муниципальном и региональном уровнях считалась завершенной, программа должна получить не менее 3 оценок от различных экспертов.
Обработка и оформление результатов общественной экспертизы ДООП по ШТ.
Управление образования/МОЦ:
- проводит анализ информации, представленной муниципальными экспертами в протоколах экспертной оценки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по театральному искусству;
- направляет в РМЦ/ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» ДООП по ШТ в формате PDF, которая получила высокую экспертную оценку на муниципальном уровне (одна ДООП по ШТ от муниципалитета);
- формирует итоговый документ (протокол, приказ и комплексную заявку, подготовленный по результатам общественной экспертизы на муниципальном уровне, и направляет его на региональный этап общественной экспертизы в РМЦ/ГБОУ ДО РК «ДДЮТ» в течение 5 дней после ее завершения;
- доводит до сведения образовательной организации (представителя организации, авторов программ), представившей на общественную экспертизу материалы, информацию о результатах общественной экспертизы на муниципальном этапе в течение 7 рабочих дней после утверждения результатов;
- создает перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по театральному искусству, реализуемых в школьных театрах муниципалитета (ДООП по ШТ, получившие высокую экспертную оценку на муниципальном уровне) (ежегодно). Перечень утверждает Управление образования (если за это отвечает МОЦ).
РМЦ/ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»:
- проводит анализ информации, представленной региональными экспертами в протоколах экспертной оценки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
- формирует итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы;
- доводит до сведения образовательной организации (представителя организации, авторов программ), представившей на общественную экспертизу материалы, информацию о результатах общественной экспертизы на региональном этапе в течение 7 рабочих дней после утверждения результатов;
- создает перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по театральному искусству, реализуемых в школьных театрах Республики Крым (ДООП по ШТ, получившие высокую экспертную оценку на региональном уровне) (ежегодно).
2.5. При наличии несоответствий в программе, представленной на экспертизу:
2.5.1. Муниципальные и региональные экспертные группы дают рекомендации автору программы по корректировке и доработке ДООП по ШТ.
2.5.2. Управление образования /МОЦ на муниципальном уровне, ГБОУ ДО РК «ДДЮТ»/ РМЦ на региональном уровне определяют сроки доработки программы и назначают новый срок проведения экспертизы.
2.6. Принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
2.6.1. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым:
- рассматривает информацию о результатах общественной экспертизы в течение 30 календарных дней;
- разрабатывает меры по совершенствованию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по приведению в соответствие содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся.
2.7. Результаты общественной экспертизы не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.