СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Реконструкция школьного музея

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Реконструкция школьного музея»

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа»











ИНДИВИДАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема «Реконструкция школьного музея»









Автор проекта: Сидорко Вероника, учащаяся 11 класса

Руководитель проекта: Будникова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания







2020

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………...

3

  1. Теоретическая часть……………………………………………………..

6

    1. Изучение нормативных документов……………………………….

7

1.1.1 Особенности школьного музея……………………………...

7

1.1.2 Требования к участку музея………………………………….

7

         1.1.3 Постоянная экспозиция………………………………………

8

      1. Функциональная программа музея…………………………

9

      1. Состав основного фонда……………………………………..

9

1.1.6 Формирование коллекций……………………………………

10

1.1.7 Паспортизация школьных музеев…………………………...

10

1.1.8.Основные правила хранения музейных предметов………...

11

    1. Анализ состояния образовательных возможностей школы……..

18

  1. Практическая часть………………………………………………………

24

2.1 Создание 3D интерьера музея……………………………………….

24

         2.2 Поисково-исследовательская работа………………………………...

28

Заключение…………………………………..………………………………….

30

Список литературы…………………………………..…………………………

31

Приложение…………………………………..…………………………………..

31















Введение

В настоящее время молодежь стала забывать историю нашей Родины и это является огромной проблемой для всей страны. Чтобы пополнить свои знания в этой области, люди читают книги, статьи, смотрят исторические фильмы и другие телепрограммы, но ничто не вызывает такой интерес, как вживую увидеть экспонаты. В этом нам поможет музей. Но наш старый школьный музей был не очень информативен, и планировка помещения была неудачна, поэтому в своем проекте я бы хотела показать, каким я вижу идеальный музей нашей школы.

Краеведческая работа в школьных музеях

Ситуацию, характеризующую состояние школьных музеев в последние десятилетия, можно определить следующим образом:

- музеи во многом утратили образовательные функции;

- значительная часть музеев работает по очень узкой тематике (примерно каждый второй музей посвящен ВОВ);

- недостаточное внимание уделяется местной истории, слабо используется потенциал краеведения;

- музеи в своей деятельности во многом ориентируются на «взрослые» музеи, в них не задействованы возможности детского творчества.

Вместе с тем, в последние годы происходит значительное оживление краеведческой работы. Появились, казалось бы, навсегда утраченные направления краеведческих исследований, новые темы. Тем более важно сейчас на концептуальном уровне, с учетом накопленного многолетнего опыта работы школьных музеев попытаться определить пути их развития, оптимизировать их деятельность.

Школа как социальный институт своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему помогли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы.

Год создания музея: 2004 год.

Объект проекта: школьный музей

Предмет проекта: реконструкция музея

Цель проекта: разработка плана реконструкции школьного музея

Задачи проекта:

1.Изучить устройство современных музеев.

2. Изучить фонд музея.

3. Разработать 3D модель.

4. Найти подходящие материалы, мебель и прочее.

5. Составить смету

Методы:
1.Изучение литературных и Интернет-ресурсов
2. Проведение замеров помещения;
3. Системный анализ;
4. Моделирование

Возможные риски реализации проекта

- отсутствие финансирования музея – необходимо привлекать средства из внебюджетных источников, привлекать спонсоров, искать пути получения дополнительного финансирования.

Ожидаемые результаты. 

  1. Реконструкция школьного музея;

  2. Изучено устройство современных музеев;

  3. Изучен фонд музея;

  4. Создана 3D модель;

  5. Подобраны материалы, мебель и прочее;

  6. Составлена смета.

































  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мы составили следующий план реализации проекта:

п/п

Мероприятия

Цель

Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2018г.)

1.

Изучение нормативных документов

Ознакомиться со стандартами школьных музеев и общими принципами их обустройства. Изучить способы хранения экспонатов.

2.

Анализ состояния образовательных возможностей школы

Комплексное изучение коллекции (инвентарная книга), динамики роста поступлений, состава и количества потенциальных посетителей, специфики видов деятельности.

Основной этап (январь- март 2019г.)

1.

Создать 3D интерьер музея.

Создать экспозиции, разделы музея.


На основе изученных материалов создать модель музея, чтобы он соответствовал всем нормам. Расставить оборудование, мебель и распределить экспонаты.

2.

Поисково-исследовательская работа.

По 3D модели подобрать нужный материал, мебель в каталогах строительных магазинов и составить смету.

Заключительный этап (апрель-май 2019 г.)

1

Анализ результатов выполнения проекта

Сравнить свою модель с настоящим музеем. Подвести итоги своей работы.

2

Представление проекта реконструкции музея

Представление результата своего проекта работникам школы, ученикам и всем желающим.



1.1 ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕТОВ

1.1.1 Особенности школьного музея.

МУЗЕЙ –это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. ( по словарю С.И. Ожегова)

Школьный музей-это тот музей, где имеются:

- музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим

учетом музейных предметов;

- музейная экспозиция;

- актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию;

- программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная

на концепции музея и его коллекциях.

Музей школы может быть отнесен как к школьному образовательному, так и

к музейному пространству. Школьные музеи все более активно интегрируются в учебно-воспитательный процесс.

1.1.2 Требования к участку музея.

Участок музея включает следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную.

1. Входная зона служит для адаптации посетителей перед посещением музея, местом сбора экскурсий и ожидания. Здесь размещается реклама и информация.

2. Экспозиционная зона образцов орудий, военной техники, каменных изваяний, археологических фрагментов, памятников народного зодчества, монументальных композиций, посвященных знаменательным событиям и героям - в музеях исторического профиля;

Образцов флоры и фауны - в краеведческих музеях.

3. Рекреационная зона предназначается для отдыха посетителей и может быть совмещена с входной или экспозиционной зонами.

Площадь участка музея зависит от величины и характера коллекций.

Характеристика помещения музея. Общая площадь помещения: комната, несколько комнат (отдельных или классных), зал, рекреация, отдельное здание (кв.м.). Наличие оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов.

1.1.3 Постоянная экспозиция.

Постоянная экспозиция - основное звено деятельности музея. Формируется, главным образом, на подлинных экспонатах.

Основные требования к экспозиции:

- цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции;

- создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей);

- выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тематико-экспозиционным планом;

- меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, меры по охране).

1.1.4 Функциональная программа музея.

1. Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу, деятельности музеев, определяют структуру, состав и площадь помещений. (табл. 1 , 2).

2. При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов.

Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность.

1.1.5 Состав основного фонда.

В основной фонд входят:

- подлинные документальные и вещественные материалы, имеющие историческое значение (обмундирование, снаряжение, личные вещи, документы и т. п.);

- историко-бытовые и технические коллекции, отдельные предметы, характеризующие развитие производства, общественные отношения (орудия труда, образцы продукции промышленности, образцы видов сырья и т. п.);

- мемориальные комплексы и отдельные предметы, относящиеся к важнейшим историческим событиям, а также характеризующие жизнь и деятельность активных участников исторических событий, ветеранов, творческих деятелей науки и культуры;

- подлинные письменные и печатные документы;

- книги старопечатные, произведения художественной литературы с автографами авторов;

-фотографические материалы (оригинальные негативы и фотоотпечатки, отражающие факты, события, явления общественной жизни, представляющие интерес как произведения искусства или имеющие какие-либо другие примечательные особенности);

- произведения изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура).

1.1.6  Формирование коллекций.

Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев.

Выявление, взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной принадлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные.

Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 1-2%. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ.

1.1.7 Паспортизация школьных музеев.

Основным нормативным актом, устанавливающим основные правила организации и деятельности школьного музея является « Положение о музее образовательного учреждения».

Паспортизация школьных музеев – официальная регистрация музеев образовательных учреждений (школьных музеев). Осуществляется комиссией по паспортизации, создаваемой учреждениями образования (обычно – центрами и станциями детско-юношеского туризма и краеведения). В комиссию обязательно включается сотрудник государственного музея.

Основные критерии, по которым музею вручается паспорт и свидетельство музея:

- коллекция подлинных предметов, зафиксированная в книге поступлений;

- экспозиция, размещенная в приспособленном помещении;

- актив из числа обучающихся и педагогов, ведущий работу в музее;

- устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

1.1.8 Хранение. Основные правила хранения музейных предметов.

Хранение музейных предметов – первостепенная задача музея. Это создание таких условий, которые способны обеспечить безопасность использования музейных коллекций, и прежде всего безопасность музейных экспонатов от вандализма, хищений и пожаров.

В идеальном случае музей должен иметь отдельные помещения для экспозиции и фондохранилища. Однако, учитывая проблемы с помещениями в школах, следует признать, что создание фондохранилища здесь практически невозможно.

Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей.

Рассмотрим основные требования к экспозиционному помещению. Экспозиция должна располагаться в отдельном помещении (не в рекреации), иметь экспозиционное оборудование, соответствующее всем требованиям. Помещение для экспонирования необходимо защитить от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков. Все окна должны быть снабжены шторами (жалюзи). На окнах должны быть решетки. При искусственном освещении применяются лампы накаливания, использование люминесцентных ламп не рекомендуется. Но за последние десятилетия мировые стандарты по освещению музеев шагнули вперед, и сегодня активно для этих целей применяются светодиоды. Дверь должна быть металлическая, если нет возможности поставить металлическую дверь, можно использовать крепкую, добротную деревянную дверь с хорошим замком. В помещении необходимо производить влажную уборку, проветривание и чистку экспонатов и витрин.

Все материалы, хранящиеся в музее, разделяются для учёта на ряд однородных групп. Это облегчит работу по учёту и хранению, наблюдение за сохранностью экспонатов. Можно выделить, учитывая материал изготовления, следующие основные группы:

- материал на бумажной основе (документы, книги, фотографии, рисунки и т. п.);

- изделия из металла (предметы домашнего обихода и т. п.);

- ткани и одежда;

- изделия из дерева и кожи;

- керамика и стекло;

- естественнонаучные коллекции;

- произведения живописи.

Большое значение для сохранности имеет хранительское и экспозиционное оборудование. Самое простое оборудование для этих целей в школьном музее - стеллажи и закрывающиеся шкафы. На стеллажах размещают предметы, которые не боятся пыли и света: керамика, стекло, изделия из металла и т. п. Для лучшей сохранности музейных памятников рекомендуется закрывать стеллажи шторами или полиэтиленовой пленкой. Все остальные предметы, в том числе документы и фотографии, лучше хранить в закрытых шкафах. Шкафы, стеллажи, полки рекомендуется пронумеровать, что позволит сделать соответствующие «топографические» отметки в инвентарной книге и каталожной карточке и будет способствовать быстрому поиску нужного предмета.

У каждого шкафа и стеллажа размещается небольшой планшет с топографической описью того, что там находится. На коробках и в папках, помещенных в шкафах и на стеллажах, пишут инвентарные номера находящихся в них материалов.

Книги обычно хранятся закрытыми в вертикальном положении, корешками наружу. Документы, листовки, литографии, рисунки, картины нужно хранить в папках с клапанами. В папке каждый экспонат должен быть переложен чистой бумагой или вложен в паспарту, сделанного из плотной белой бумаги или картона. К внутренней стороне нижней половины листа прикрепляется на лапках гравюра, рисунок, литография, редкая рукопись. В верхней половине листа делается вырез на 0,5-1,0 см меньше, чем размер художественного произведения или документа. Нижняя половина паспарту предохраняет оборотную сторону художественного произведения, а толщина бумаги или картона защищает лицевую сторону от соприкосновения с другими экспонатами.

Для хранения марок, открыток, этикеток требуются специальные альбомы (кляссеры) и папки.

Документы и фотографии сначала прикрепляют на лист картона, размер которого должен равняться размеру документа. Крепление делается из полоски бумаги или ткани размером 2x4 см, сложенного вдвое. Одна половинка этой полоски приклеивается к картону у верхнего края, другая - у нижнего края по диагонали, в тех местах, где будут находиться уголки прикрепляемого документа или фотографии. Можно приобрести готовые уголки для прикрепления фотографий и использовать их. Картон прикрепляется к стенду и сверху накладывается стекло, прижимающее фотографии или документы к стенду. Современные методики предлагают множество других способов экспонирования документов и фотографий. Так, можно использовать два стекла, между которыми располагаются фотографии или документы, или вместо подлинных фотографий и документов можно использовать цветные и черно-белые ксерокопии, фотокопии. Тогда копии документа могут быть приклеены к стенду, и защита стеклом не является обязательной в фондах музея остается подлинный документ. Нужно помнить, что любое ксерокопирование или сканирование документа разрушает его структуру и приводит к необратимым последствиям. Современные технологии предлагают много способов копирования документа, и, если в фондах музея находятся редкие ценные документы, то для копирования этих документов лучше обратиться к специалистам курирующего или профильного государственного музея. При экспонировании подлинных произведений живописи необходимо для защиты от пыли и механических повреждений окантовать их под стекло в паспарту.

Фотоотпечатки, негативы нужно помещать в конверты из чёрной бумаги и хранить вертикально в коробках. На наружной стороне конверта нужно записать данные о предмете.

Монеты и медали хранятся в бумажных пакетиках, которые вкладываются в коробки с разделителями. На пакетике пишутся краткие данные о монете или медали. В школьных музеях разрешается хранение только тех медалей и орденов, которые после смерти награждённого были оставлены семье на вечное хранение и переданы в дар музею. Передача орденов и медалей в школьные музеи при жизни награжденного недопустима.

Предметы из драгоценных металлов (золота, платины, серебра) хранить в школьных музеях не разрешается. Все материалы из драгоценных металлов подлежат передаче в государственный музей. Исключение составляют мелкие серебряные монеты.

Хранение нарезного огнестрельного оружия любого вида, даже приведенного в боевую негодность, запрещается.

Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, тканей, фотографий и т. п.) применяются дополнительные меры предохранения шторы, занавески на витринах и стендах. Музейные предметы требуют особого температурно-влажностного режима. Помещения для экспозиции и хранилища должны быть сухими и вентилируемыми, температура воздуха вних должна быть в пределах +15-+28 градусов. Пределы относительной влажности -50-60%. Искусственно воздух увлажняется при помощи ванночек с водой.

Если постоянное экспонирование музейного предмета в экспозиции становится угрозой для его сохранности, то следует подлинник заменить копией или муляжом, а сам памятник поместить в хранилище.

Основные правила хранения музейных предметов на экспозиции и в фондах.

При оформлении экспозиции не следует забывать ряд правил и рекомендаций.

1. Для оформления экспозиции не рекомендуется применять шерстяные ткани, недопустимы прокладки из резины и окраска оборудования казеиновыми красками, так как при старении этих материалов выделяется сероводород.

2. Произведения графики и старые фотографии должны экспонироваться под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина (не рекомендуется мелованная бумага). Рекомендуется ватман, полуватман, белый картон.

3. При окантовке графики не рекомендуется использовать фанеру и доски без бумажных прокладок. Лист графики должен быть прикрыт по краям не менее чем на 5 мм. Для монтажа произведений, выполненных пастелью, углем, мягкими карандашами, запрещается использование оргстекла.

4. В залах с естественным освещением наиболее ценные и чувствительные к воздействию света предметы (акварели, документы) закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой прокладке либо темной плотной тканью.

5. Музейные предметы на бумажной основе крепятся при помощи бумажных шарниров (лапок). Для лапок следует применять белую писчую бумагу. Лапки – это небольшие полоски бумаги (примерно 3х1 см), сложенные вдвое. Одной половиной они приклеиваются по углам и серединам сторон экспоната (документа, фотографии), другая смазывается клеем ПВА иприкладывается к монтируемой плоскости (стенду, паспарту, альбому). При приклеивании части лапки на подлинник используется клей декстрин. Для школьных музеев рекомендуется использовать клейстер. Его варят из муки и воды или крахмала и воды.

6. Одежду в экспозиции и хранилище желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, концы которых обматываются ватой или полосками ткани и обшиваются тканью. Одежду экспонировать лучше всего на манекене либо конструкции, приближенной к манекену.

7. Экспонировать знамена, флаги необходимо в развернутом виде, таким образом, чтобы не было сгибов ткани. Хранить их следует в свернутом виде и зачехленными.

8. Общая продолжительность экспонирования всех видов бумажных материалов должна составлять не более 6 месяцев в году, старых фотографий не более года.

В постоянной экспозиции наиболее ценные экспонаты необходимо заменять копиями.

Категорически запрещается:

1. При наклеивании лапок и монтаже применять какие-либо виды клея, кроме вышеперечисленных, использовать клейкую ленту (скотч).

2. Прикалывать музейные предметы кнопками, иголками и прибивать гвоздями. Помимо механических повреждений (разрывов ткани и бумаги) это легко приводит к появлению ржавчины.

3. Занимать авторские поля и обрезать их.

4. Наклеивать музейные предметы сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля музейного предмета.

5. Склеивать листы книг, брошюр, документов друг с другом без лапок.

6. При креплении экспонатов накладывать их один на другой.

7. Прикреплять этикетаж непосредственно на экспонаты. Не рекомендуется помещать в экспозицию документы с угасающим текстом.

8. Запрещается самостоятельно производить реставрацию музейных предметов.

  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЫ

После изучения информации по устройству музея и хранению экспонатов мы приступили ко второй части первого этапа – анализ состояния образовательных возможностей школы.

Мы выяснили, что музейный фонд составляют 846 экспонатов ив нем есть 8 стендов: «История села», «Их подвиг прекрасен и свят», «Село сегодня», «Выпускники – гордость школы», «Какое гордое призвание», «Славы нынешней творец», «Школа сегодня», «История школы», а так же 47 альбомов: альбомы:« История села», « Сердца, отданные детям», « Тропинка школьная моя», « Первый раз в первый класс», « Наш класс», «Незабываемые мгновенья», « Наши вожатые», «Выпускники 2005 года», «Наш класс 2004года», «Первый выпуск в нашей школе 1969г.», «Выпуск 1998 года», « Если звёзды зажигают огни, значит это кому-нибудь нужно» и др.

Затем мы приступили к изучению инвентарной книги музея, которую перевели в электронный формат для удобства. После ее изучения пришли к выводу, что все экспонаты можно разделить на группы, в зависимости от материала, что потом пригодится при обустройстве музея, чтобы учесть все особенности каждого вида. Получили следующие результаты:

Вид экспоната

Номер экспоната

Способ хранения

Материал на бумажной основе

4-10, 16-27, 31-38, 41, 43, 44, 47, 49, 51-57, 67-90, 95-97, 99-210, 212-679, 682-684, 708-846

Отдельно хранится цветная и черно-белая фотография, дагерротипы. Дагерротипы хранятся в шкафах, имеющих отдельные ячейки для каждого предмета. Позитивы и негативы хранятся отдельно. Для негативов необходимо предусмотреть индивидуальную упаковку из специальных материалов, не пропускающих свет и ультрафиолетовое излучение. Упакованные в конверты негативы сортируются по размерам, укладываются в коробки и хранятся в шкафах в вертикальном положении. Для негативов лучше всего использовать специальные упаковки. Удобные упаковки из синтетического материала, не склеивающегося с пленкой негатива и имеющего ультрафиолетовый фильтр, выпускает фирма Kodak. Использование бумаги должно быть осторожным, т.к. ее волокна могут прилипнуть к негативу и ухудшить его качество. Плохо сказывается на негативах хранение в скрученном виде, т.к. это может привести к склеиванию и повреждению эмульсионного слоя (то же происходит при хранении больших негативов, когда их непереложенными хранят в одной папке, конверте и т.п.). Позитивы на твердых паспарту размещают вертикально в шкафах или в коробках, предварительно поместив в конверты. Не имеющие паспарту позитивы хранят в горизонтальном положении в конвертах для фотобумаги в шкафах. Альбомы с позитивами помещают в шкафы вертикально. Письменные источники, даже если хранятся в музее, составляют часть Архивного фонда Российской Федерации. Их учет и хранение ведутся по правилам, разработанным Государственной архивной службой Российской Федерации60. Хранятся как отдельными листами, так и папками (комплекс документов). Недопустимо при подшивке документов использовать металлические конструкции, т.к. металл может коррозировать, а это приводит к порче документов. Рукописные, старопечатные, редкие книги хранятся раздельно.

Ткани и одежда

2, 65, 93, 98, 706, 707

А) Одежда хранится сгруппированной по материалам, подвешенной на плечики (обязательно с мягкими прокладками, имитирующими естественные плечевые линии и препятствующие деформации) в шкафах.

Б) Плоские предметы одежды из кожи и меха хранят отдельно в горизонтальных ящиках-лотках;

В) знамена наматывают на древко лицевой стороной внутрь, зачехляют и хранят в специальных стойках в вертикальном положении. При отсутствии древков хранят как отдельные фрагменты тканей;

Г) ковры, шпалеры, гобелены и т.п. навертывают на вал лицевой стороной внутрь, зачехляют и хранят в горизонтальном положении. Без валов хранить такие предметы нельзя, т. к. будут образовываться заломы.

Изделия из дерева

3, 698, 699, 701, 702

а) мебель, крупногабаритная скульптура хранятся на специальных стеллажах;

Б) домашняя утварь, игрушки, мелкая скульптура расставляются по назначению и размерам и хранятся в шкафах;

Естественнонаучные коллекции

58-64

чувствительны к свету, поэтому их следует хранить в глухих шкафах

Произведения живописи

91, 92, 94, 692, 693

Изобразительные источники хранятся в зависимости от материала (живопись, графика и т.д.), основы (бумага, дерево, холст и т.д.), устройства (наличие подрамника, наличие скосов на подрамнике и т.п.):

А) масляная живопись на подрамниках хранится на щитах или стеллажах. Стеллажи должны иметь решетчатые полки для циркуляции воздуха и ячейки для каждой картины. Картины без подрамников наматываются на валы с кружалами (диаметр 50–70 см). На 1 вал наматывается не более 10 картин малого размера и не более 2–3 картин крупного размера. Намотка производится лицевой стороной внутрь. Хранение картин в штабелях разрешается только как временная мера. Штабель должен быть установлен на брусья не менее чем в 15 см от пола. Картины при этом подбирают по размерам подрамников и устанавливают парами лицевой стороной к лицевой, оборотной – к оборотной;

Б) темперная и клеевая живопись хранится только застекленной. Желательно, чтобы стекло было снабжено ультрафиолетовым фильтром;

В) рисунок, акварельная живопись, пастель, сангина и т.п. хранятся в экспозиции только остекленными (длительное нахождение этих предметов в экспозиции недопустимо). Предпочтительнее хранить акварели, рисунки, пастели и т.п. в альбомах (до 30 листов в двойных паспарту в папке). Если листы не имеют паспарту, то папки подбираются строго по размеру листов. Хранят папки в горизонтальном положении в шкафах с выдвижными полками;

Изделия из металла

1,66, 697

Шкафы для хранения предметов из цветных и черных металлов должны изготавливаться из лиственных пород дерева (предпочтительно из березы).


Медали

11-15, 28-30, 39, 40, 42, 45, 46, 48,50, 680, 681, 685-691, 700, 704

Нумизматика (монеты, медали, ордена, жетоны, значки и т.д.) хранится в шкафах, оборудованных плоскими выдвижными ящиками-лотками. Рекомендуется высота ящика 3 - 5 см. В ящики устанавливаются рядами жестяные, картонные, пластмассовые коробки высотой 1,5 - 2 см (без крышек), шириной и глубиной на 1 см превышающей размер предметов. Перед помещением предмета в коробочку на ее дно должна быть положена карточка из чертежной или рисовальной бумаги с данными о предмете. На каждый лоток кладется этикетка с указанием общего количества монет и раздельно - по металлам.

Изделия из пластмассы

211,694, 695, 696, 703

Нет особых условий хранения


Далее мы проанализировали динамику роста фонда музея и его посещаемость до 2018 года, так как с 2019 в нем начались строительные работы.

Мы изучили большое количество литературы по созданию и организации пространства школьного музея. Нам нужно было полное раскрытие темы хранения каждой группы экспонатов. Основой для проекта выбрали «Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений СЗОУО». Это пособие полноценно охватывает все аспекты оформления школьного музея.









2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Создание 3D интерьера музея

После изучения всей литературы нужно было выбрать форму представления оформления музея. Сначала выбирали между созданием эскизов на бумаге или же выполнение объемной модели из подручных средств. Но потом приняли решение сделать 3D модель музея в компьютерной программе. Осталось решить, в какой именно. Из всех просмотренных вариантов, приглянулись «Дизайн Интерьера 3D», «SweetHome 3D» и «Sketchup». При выборе лучшей из них, я учитывала следующие критерии:
  • Понятные панели инструментов.

  • Обширная библиотека мебели.

  • Возможность составления двумерных и трехмерных планов.

  • Возможность визуализации и анимации любого жилого пространства

И по данным критериям«SweetHome 3D» оказалась победителем. Она бесплатная, проста в использовании и имеет множество дополнений, которые так же бесплатны.

Далее мы просмотрели онлайн-экскурсии по знаменитым музеям, а так же изучили оформление при помощи фотографий и видео.


На основе всех рекомендаций и всего изученного материала, а так же с учетом проведенных замеров, я создала модель музея(Приложение 4-13)

Концепцию мы выбрали следующую: первый зал- для проведения уроков, внеурочных занятий, второй зал- сама экспозиция.

Зал №1:

Для данного зала выбрали нейтральную расцветку стен- бежевую. Такой природный цвет в интерьере устраняет агрессию и расслабляет, не будет отвлекать на уроках. Он не теплый и не холодный, при этом обстановка мягкая и нежная. При смене освещения меняется восприятие помещения: в полумраке все выглядит таинственным, а при ярком свете — торжественным и праздничным. Беж может расширять или уменьшать пространство в зависимости от оттенка. Мы же выбрали бежево-коричневый оттенок, который расширит пространство нашего музея. На окна нужно повесить жалюзи- это самый оптимальный вариант, так как во время уроков их можно закрыть для просмотра электронных материалов, а в остальное время держать открытыми, чтобы свет поступал в фойе, так как этого требует СанПиН. Хорошей альтернативой жалюзи будет тупплюр - рулонная штора, которая полностью устраняет свет в помещении, чтобы материал с проекционной доски был лучше виден. В центре зала будет стоять большой стол, чтобы сконцентрировать всех учеников в одном месте. На конце стола поставим проектор, а проекционная доска будет висеть на стене. Ноутбук расположится на тумбе, находящейся возле стола. Учителю будет комфортна такая расстановка во время урока, ведь ему будет видно всех учеников и саму доску. При входе во второй зал будут висеть стенды«История села» и «Село сегодня», данную композицию дополнят фотографии, газетные вырезки и предметы быта односельчан, эти экспонаты будут расположены в тумбе под стендами.

Самым сложным было определиться с новой перегородкой, которая отделила бы фойе и зал. Идеальным решением было бы сделать стену из стеклоблоков, но данная идея требует больших вложений. Тогда мы придумали следующее: сделать стену в виде решетки из OSB. Этот материал не особо дорогой, оформление в виде решетки будет оптимальным, так как в фойе будет попадать достаточно света, но и музей будет огражден. Данное решение будет выглядеть необычно, и на деревянную поверхность новой стены можно будет прибить полки или же повесить небольшие картины, фото, тем самым создать место для сменной экспозиции.

Во время онлайн-экскурсий мы заметили, что практически во всех музеях залы разделены арками, а не дверями, поэтому мы решили поступить так же, а старую дверь поставить в перегородку. Арка позволяет сделать помещение визуально более просторным и необычным по оформлению, а перенос двери позволит нам не покупать новую, что сэкономит средства.

Данный зал будет освещен двумя светодиодными лампами, которых будет достаточно, чтобы осветить все помещение.

Зал №2:

В первую очередь в главном зале нужно выровнять пол, для этого используем стяжку для пола. Помещение для экспонирования необходимо защитить от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков. Поэтому, единственное окно мы убираем и делаем сплошную стену. Цветовую палитру мы решили взять из прошлого зала, ведь на бежевом цвете будут выделяться темные тумбы с экспонатами, а картины и стенды сразу привлекут внимание к себе.

Данный зал мы предлагаем посвятить трем разделам: «История школы», «Великая Отечественная война» и «История села».

Стена с окном имеет много выступов и чтобы их всех не ровнять, предлагаем сделать это частью концепции музея. Оба выступа будут по 60 сантиметров, тогда для средней части остается 184 сантиметра. Данная стена будет посвящена нашей школе. В проеме будут располагаться 5 стеклянных полочек с альбомами выпускников, а над ними мы поместим картину В.А. Шатилова «Наша школа». Мы выбрали именно стеклянный полочки, чтобы при освещении сверху свет попадал на все полочки, а это позволит сделать только стекло. Под полочками, на бетонном выступе, будут находиться объемные экспонаты, такие как печатная машинка, два монитора от компьютеров, прялка. И дополнят данную стену стенды «Школа сегодня» и «История школы», которые разместятся на выступах по обе стороны от картины.

Для освещения всех экспонатов данной стены мы предлагаем использовать светодиодную ленту. Она будут размещена над картиной «Наша школа. Стеклянные полки позволили нам не размещать светодиодную ленту на каждом уровне, а расположить одну сверху.

Стены около стендов будут украшены картинами В.А. Шатилова, учителя БОУ «Хлебодаровской СОШ», и стендом «Выпускники – гордость школы», а на тумбе перед стеной с историей школы будет стоять макет школы, сама тумба может использоваться в качестве архива. Такое расположение позволит осматривать макет со всех сторон. На второй тумбе будет располагаться проигрыватель, а внутри нее – архив. И завершит раздел «История школы» шкаф с экспонатами, полученными от учителей и учеников нашей школы. Нижние тумбочки шкафа будут хранилищем для документации и сменной экспозиции.

Угол при входе во второй зал будет посвящен Великой Отечественной войне. Начнут композицию стенды «Их подвиг прекрасен и свят» и «Какое гордое призванье», на которых содержится информация о наших героях-односельчанах. Под стендом расположены стеллажи, на которых разместятся фотографии ветеранов и газетные вырезки. И так как медали нельзя хранить в открытом виде, то они будут находиться в шкафу со стеклянными дверцами, который закрывается на замок. Так же в шкафу будут храниться значки, удостоверения, письма и фотографии, которые будут освещены с помощью светодиодной ленты, расположенной на внутренней стороне крышки шкафа. В нижнем отсеке шкафа будут храниться документы и материалы для сменной экспозиции. А между стеллажами и шкафом разместятся картины «Родной уголок» и «Перед грозой» П.В. Михеенко, ученика БОУ «Хлебодаровской СОШ»


Вся левая стена будет посвящена разделу «История села». В шкафах разместятся предметы быта жителей нашего села, образцы зерновых культур, фотографии, грамоты, газеты и др. В нижнем отсеке шкафа буду храниться архивы, поэтому дверцы будут деревянные и так же закрывающиеся на ключ. Освещение, как и в других шкафах, будет осуществляться с помощью светодиодной ленты.

Возле входа будет висеть стенд «Славы нынешней творец» с информацией о великих людях нашего села, а между шкафов будут стоять манекены, одетые в школьную форму советского времени, что дополнит экспозицию «История школы».

Главный зал будут освещать две светодиодные лампы, мощности которых хватит на все экспонаты и стенды.

2.2 Поисково-исследовательская работа

Смета для реализации проекта:

Наименование

ед.измерения

Кол-во

Цена за ед., руб.

Стоимость, руб.

Краска водно-дисперсионная

цвет: белый

кг.

6

19.20

115.2

Краска для стен и потолков «TrendFarbe» цвет: Рубиновое вино

лит.

2

198

396

Декоративная краска для стен и потолков «Dulux»

цвет: пустынные дюны

лит.

6

607.20

3 643.2

Шкаф со стеклодверями

шт.

4

6 520

26 080

Стяжка пола

кг.

10,8

114(25 кг)

114

Линолеум «Дуб классический»

м2

6

258

1 548

Тумба с ящиком

шт.

2

2 135

4 270

Тупплюр

шт.

4

999

3 996

Стул офисный

шт.

8

600

4 800

Бьюрста

шт.

1

7 999

7 999

Плита ОСП-3

м2

16,159

234, 24

3785

Лампа светодиодная «Wolta simple»

шт.

4

71

284

Проекционный экран «ViewScreenScroll» 150x150

шт.

1

2 196

2 196

Стекло листовое

м2

4

530

2 120

Стеллаж 4 секции 70x70x31,5 см, ЛДСП цвет: венге

шт.

4

1 548

6 192

Женский манекен

шт.

1

1 100

1 100

Мужской манекен

шт.

1

1 375

1 375

Светодиодная лента

м

0,504

238

238

Зажим металлический

шт.

5

213

1 065

ИТОГ

71 316.4



Таким образом, для реализации нашего плана реконструкции школьного музея потребуется 71 216.4 рублей с учетом того, что некоторые материалы уже были, а строительные работы будут осуществляться собственными усилиями.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая планировка музея органично впишется в образовательное пространство школы, что позволит проводить, например, музейные уроки, классные часы, викторины, уроки Мужества, экскурсии, интеллектуальные игры и др. Что поможет развитию лучших гражданских качеств учащихся, включение их в творческую деятельность и культурно-историческое пространство школьного музейного уголка.

В процессе создания проекта я изучила литературные и интернет – ресурсы о музеях и их планировке. Проанализировала и систематизировала полученную информацию, соотнеся ее с полученными при замере параметрами музея и его фондом, который перевели в электронный вариант для удобства. Продуктом нашего проекта является 3D модель музея и подобранные по ней строительные материалы, мебель и прочее.

Таким образом, я выполнила свою цель – разработала модель, с помощью которой возможно провести реконструкцию старого музея.

В результате своей работы я расширила знания о музеях, планировании и моделирования, освоила новые компьютерные программы.











ЛИТЕРАТУРА


  1. Методические рекомендации по созданию и организации деятельности музеев образовательных учреждений СЗОУО

  2. Рекомендации по проектированию музеев Ц НИИЭ П им. Б.С. Мезенцева

  3. Освещение в музеях

  4. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи
  5. «Дизайн Интерьера 3D»
  6. «SweetHome 3D»
  7. «Sketchup»




























ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1 - Содержание экспонатов

Функция

Место

Показ

Экспозиционные и выставочные залы

Сбор и хранение

Фондохранилище

Изучение

Рабочие комнаты

Источник: Рекомендации по проектированию музеев Ц НИИЭ П им. Б.С. Мезенцева

Таблица 2 - Обслуживание посетителей

Функция

Место

Прием

Вестибюль, кинолекционный зал, кружковые

Показ

Экспозиционные и выставочные залы

Информация

Инвентарная книга, картотека, виртуальный музей



Источник: Рекомендации по проектированию музеев Ц НИИЭ П им. Б.С. Мезенцева




Рисунок 1- Диаграмма динамики роста фонда школьного музея за 2006-2020гг.


Рисунок 2 - Диаграмма посещаемости школьного музея за 2010-2018гг.


Рисунок 3 – Диаграмма работы музея за 2010-2018гг

Рисунок 4 – Задняя стена зала №1



Рисунок 5 – Передняя стена зала №1



Рисунок 6 – Левая стена зала №1



Рисунок 7 – Правая стена зала №1



Рисунок 8 – Передняя стена зала №2



Рисунок 9 – Левая стена зала №2



Рисунок 10 – Правая стена зала №2

Рисунок 11 – Задняя стена зала №2



Рисунок 12 – Общий вид



Рисунок 13 – Общий вид






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!