Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ахматовская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района Чувашской Республики «Робот-счётчик» Выполнили: Шушарин Александр, ученик 7-го класса МБОУ «Ахматовская СОШ» Алатырского района ЧР. Научный руководитель: Кашкин А.В., учитель математики и информатики МБОУ «Ахматовская СОШ» Алатырского района ЧР. с. Ахматово 2018 |
Введение.
Обоснование выбора темы
Каждый год на уровне Республики проходит олимпиада по робототехнике «РобоФест». В 2018 году для учащихся 7-9 классов проводились соревнования «РобоКарусель». Чтобы принять участие в этой категории, нужно было создать три робота и запрограммировать их. Одним из трёх роботов был создан робот-счётчик
Актуальность
«РобоФест» – крупнейший в Европе и один из крупнейших в мире фестивалей, ежегодно собирающий лучших участников научно-технического творчества в возрасте от 6 до 30 лет, которые представляют свои уникальные разработки. Идея его проведения родилась у Олега Дерипаска в 2007 году при посещении Североамериканских всемирных соревнований роботов FIRST (For Inspiration and Recognition of Science and Technology – «Развитие и поощрение интереса к науке и технике»). В России на тот момент не было единой программы поддержки робототехники и инженерных специальностей. При этом наша страна всегда была знаменита своими физиками, математиками, изобретателями, инженерами. Возродить престиж инженерных профессий в России, привить интерес к ним со школьной скамьи – ключевые задачи «РобоФеста». XXI век немыслим без роботов. Они работают повсюду: в космосе, военной промышленности, медицине, во всех отраслях производства, в образовании и быту. Для создания механизмов, оживленных компьютерным интеллектом (роботов), необходимо новое поколение инженеров. Один из способов повысить престиж инженерных профессий и поддержать талантливую молодежь – это Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест».
Цель проекта:
Создание робота для соревнований «РобоКарусель» на республиканском этапе по робототехнике «РобоФест-2018» в г. Чебоксары для учащихся 7-9 классов. Формирование культуры конструкторско-исследовательской деятельности и освоение приемов конструирования, программирования и управления робототехническими устройствами (базовый набор конструктора LEGO MINDSTORMS Education NXT).
Задачи проекта:
познакомиться с конструктором LEGO NXT
изучить основы программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
сконструировать модель робота
создать программу для управления роботом
получить навык в работе с датчиками освещённости, проанализировать их работу.
испытать полученного робота
Предмет исследования:
конструктор со средой программирования LEGO MINDSTORMS NXT.
Гипотеза: Робототехника – область техники, связанная с разработкой и применением роботов, также компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации. Роботы и робототехнические системы предназначены для выполнения рабочих операций от микро до макро размерностей, в том числе с заменой человека на тяжелых, утомительных и опасных работах. Существует много типов робототехнических устройств: роботы-манипуляторы, мобильные роботы, шагающие роботы, средства помощи инвалидам и др. Робот представляет собой машину автоматического действия, которая объединяет в себе свойства машин рабочих и информационных, являясь таким образом принципиально новым видом машин. К функциям, которыми в первую очередь должен обладать робот, можно отнести следующие четыре. Первая – функция манипулирования и перемещения. Манипулируя предметами, робот должен выполнять полезную работу и обеспечивать свое перемещение. Второй функцией является функция определения состояния внешней среды. Робот должен обладать органами чувств, позволяющими ему «видеть», «осязать», «чувствовать» силу, «распознавать» объекты и др. К третьей функции относится функция осмысления и принятия решения. Она даѐт возможность планировать последовательность операций, необходимых для достижения цели, заданной человеком, а также для осуществления соответствующего управления. И наконец, четвертой функцией является функция диалога, при реализации которой обеспечивается эффективная связь человека с роботом. С помощью комплексной реализации этих четырех функций можно создать робота. Ожидаемые результаты
умение программировать в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0,
умение конструировать различные модели роботов,
получить навыки в работе с датчиками освещённости,
заинтересованность обучающихся школы в изучении Робототехники.
Методы реализации проекта:
1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др);
2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;
4. Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (компьютерный практикум);
5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);
6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.
Материальные ресурсы:
конструктор с программным обеспечением Lego Mindstorms NXT – 2 набора,
АРМ ученика и учителя (компьютер, проектор, сканер, принтер)
Этапы разработки проекта:
Организационный этап (октябрь, ноябрь, декабрь 2017г.)
знакомство с конструктором LEGO NXT
изучение основ программирования в среде LEGO MINDSTORMS
NXT 2.0
Этап реализации проекта ( январь 2018 г.)
разработка механизма робота на основе конструктора LEGO NXT.
составление программы для управления роботом в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0
тестирование модели робота, устранение дефектов и неисправностей.
Заключительный этап (январь 2018 г.)
Основная часть.
Теоретические положения
В результате изучения конструктора LEGO MINDSTORMS NXT я выяснил, что конструктор состоит из 431 элемента ( смотри приложение 1).
Конструирование.
Сначала я создал робота теоретически, т.е. я определил, какие операции он будет выполнять: 1) двигаться по чёрной линии (нужно два датчика освещённости, два двигателя), 2) определять перекрёстки, где расположены белые и чёрные банки ( определяют те же два датчика освещённости), 3) определять цвет банки (я использовал датчик освещённости), 4) для нахождения банок нужен третий двигатель, на котором с помощью балки закреплён датчик освещённости. Потом я продумал, как соединить все эти элементы с помощью различных соединительных втулок и балок.
Программирование.
При написании программы я учёл все те действия, которые должен выполнять робот и их последовательность. В результате у меня программа была разбита на части: 1) проезд по чёрной линии, 2) остановка на поперечной чёрной линии, 3) подведение датчика освещённости к банкам, 4)определение цвета банки, 5) подсчёт количества банок определённого цвета, 6) вывод результатов на экран дисплея NXТ, 7) остановка за чертой финиша. Все эти действия я запрограммировал с помощью объектного языка программирования NXT 2.0. ( смотри приложение 2).
Тестирование робота
Для тестирования робота было сделано игровое поле (близкое к настоящему). (Смотри приложение 3).
В результате тестирования я сделал вывод, что для плавного движения робота по чёрной линии нужно использовать программу, в которой мощность двигателей устанавливается в результате показания датчиков освещённости. Так же я установил, что точность определения цвета банки зависит от точности подвода датчика освещённости к банке. Для этого робот должен встать ровнее на чёрной линии.
Реализация проекта
На ступени реализации организационного этапа я изучил:
основные компоненты конструкторов LEGO;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
виды имеющихся датчиков и принцип их работы;
основные приемы конструирования роботов;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы в NXT;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.).
Заключение
В ходе реализации проекта у меня сформировались умения и навыки:
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
создавать программы на компьютере на основе компьютерной программы MINDSTORMS NXT 2.0;
передавать (загружать) программы в NXT;
корректировать программы при необходимости;
демонстрировать технические возможности роботов;
излагать логически правильно действие своей модели (проекта).
Вывод
В результате реализации проекта «Робот-счётчик» у меня получилась модель робота, которую ещё нельзя использовать на соревнованиях по робототехнике. Она определяет только белые и чёрные банки в заданном месте, а на соревнованиях кроме белых и чёрных выставляются красные, синие, зелёные и жёлтые. Для определения других цветов нужен датчик цвета, которого у нас нет. Я получил первые навыки программирования в среде LEGO MINDSTORMS NXT 2.0.. Глубоко изучил датчики освещённости.
Перспективы развития проекта
создание новых моделей роботов,
участие в различных состязаниях по робототехнике,
довести программу до конца.
Библиографический список
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
Образовательная робототехника в дополнительном образовании школьников: Методическое пособие/ Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В. – Йошкар-Ола: ОАНО «Инфосфера», 2011. – 32 стр.
Интернет ресурсы:
http://lego.rkc-74.ru/, http://www.lego.com/education/, http://www.wroboto.org/, http://www.roboclub.ru/, http://robosport.ru/, http://www.prorobot.ru/.
Приложенние 1
2 шт. 4297185 1 шт. 4297187 4 шт. 4297188 3 шт. 4494063 1 шт. 4532371 1 шт. 609326 4 шт. 4297209 2 шт. 4524358 2 шт. 4639695 8 шт. 4121667 6 шт. 370526 4 шт. 370626 2 шт. 370726 2 шт. 370826 2 шт. 373726 36 шт. 655826 2 шт. 4107783 4 шт. 4113805 2 шт. 4119589 60 шт. 4121715 | 8 шт. 4140801 4 шт. 4512363 1 шт. 4520872 2 шт. 471626 4 шт. 4177431 4 шт. 4248204 2 шт. 4255563 4 шт. 281526 4 шт. 6028041 8 шт. 4666579 2 шт. 4514555 2 шт. 6084724 1 шт. 4100758 10 шт. 4206482 36 шт. 4514553 1 шт. 4120158 1 шт. 4156530 1 шт. 4562544 2 шт. 4100396 | 8 шт. 4142865 1 шт. 4651441 2 шт. 70905 2 шт. 4544151 10 шт. 4239601 2 шт. 4210935 2 шт. 4211052 4 шт. 4210638 4 шт. 4210667 4 шт. 4210668 4 шт. 4210686 10 шт. 4210751 8 шт. 4210753 4 шт. 4495931 2 шт. 4522937 4 шт. 4542576 2 шт. 4603472 6 шт. 4645730 2 шт. 4210655 4 шт. | 2 шт. 4508553 4 шт. 4514558 4 шт. 6012451 4 шт. 4239896 1 шт. 4296969 1 шт. 4520887 1 шт. 4565588 1 шт. 4296917 2 шт. 4296929 3 шт. 4297008 1 шт. 4297174 1 шт. 6034375 4 шт. 4211387 8 шт. 4211388 4 шт. 4211440 4 шт. 4211441 4 шт. 4211442 4 шт. 4211443 4 шт. 4211466 4 шт. 4211398 | 4 шт. 4211442 4 шт. 4211443 4 шт. 4211466 4 шт. 4211398 4 шт. 4211445 2 шт. 4211444 2 шт. 4211449 2 шт. 4211542 4 шт. 4297210 2 шт. 4299119 20 шт. 4211775 2 шт. 4225033 6 шт. 4296059 10 шт. 4211622 8 шт. 4211639 14 шт. 4211815 2 шт. 4211434 2 шт. 4211510 4 шт. 4211565 2 шт. 4211635 | 2 шт. 4285634 4 шт. 4640536 4 шт. 4211432 2 шт. 4563045 4 шт. 4494222 1 шт. 306548 1 шт. 306541 1 шт. 306544 1 шт. 4275606 3 шт. 4603220 60 шт. 4121715 |
Приложение 2
Приложение 3
3