Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Роль семьи в формировании личности
в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»
(на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных)
Выполнили: Маковская Ксения, Дементьева Екатерина,
ученицы 10 а класса.
Руководитель: Беспалая Александра Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы
Мегион, 2019 г.
Аннотация
Цель исследования: написать статью «Роль семьи в формировании личности в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных)».
Методы исследования: поиск, отбор, анализ и систематизация материала по теме «Роль семьи в формировании личности на примере романа-эпопеи Л Н. Толстого «Война и мир», анализ художественного текста, метод написания статьи.
Полученные данные: статья «Роль семьи в формировании личности на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Выводы: В современном обществе выделяют такие виды семей: полные, неполные (по наличию обоих родителей); бездетные, семьи с одним – двумя детьми, многодетные (по количеству детей); семьи, связанные юридическим браком; семьи, связанные фактическим браком (по наличию регистрации брака) [2]. В настоящее время существуют следующие проблемы современных семей: малодетность, снижение воспитательной роли семьи, утрата ценности семьи, ранние браки, культура семейной жизни как часть культуры общества, рождаемость детей вне брака[3].
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» показывает, какой должна быть семья, чтобы избежать данных проблем.
Мы увидели, что для автора идеальными являются семьи Ростовых и Болконских. Л.Н.Толстой восхищается эмоциональностью Ростовых и сдержанностью Болконских. Представителей этих семей отличает честность, открытость, благородство и патриотизм.
Ростовым и Болконским Л.Н. Толстой противопоставляет семью Курагиных.
Лицемерие, корысть, подлость – качества, свойственные им.
Созданная в результате работы статья содержит сравнительную характеристику Ростовых, Болконских и Курагиных.
На примере жизни героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» читатель может многому научиться.
Л.Н. Толстой показывает, что семья в жизни подрастающего поколения играет важную роль. Дети, воспитанные в разных семьях, обрели те качества, которые свойственны их родителям.
План работы
Проблема: Семья является одним из важнейших институтов общества, играет основную роль в передаче норм, ценностей и традиций от поколения к поколению. Ведь именно в семье человек растет, развивается, формируется как личность.
К сожалению, в современном обществе утрачиваются семейные традиции, семья становится не такой значимой. Для современной семьи характерен целый ряд проблем: малодетность, снижение воспитательной роли семьи, ранние браки, культура семейной жизни как часть культуры общества, рождаемость детей вне брака[3].
Какой должна быть семья? Какое влияние семья оказывает на формирование личности? На какие семьи можно равняться? На эти вопросы, на наш взгляд, отвечает Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир».
Задачи, поставленные для реализации проекта:
-
Дать определение понятию «семья», выявить её разновидности и проблемы.
-
Сравнить семьи Ростовых и Болконских в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир».
-
Определить, какие черты характера сформировались у детей в семьях Ростовых и Болконских в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир».
-
Выявить, в чем Л.Н.Толстой противопоставляет Ростовых и Болконских Курагиным.
Описание метода:
В данной работе был использован метод анализа художественного произведения, а также метод написания статьи с использованием следующих приёмов: определение темы, использование ключевых слов, определение границ темы и формирование главной мысли, сбор материалов, установление связи между микротемами, создание чистовика.
Библиография:
-
Л.Н. Толстой. Собр. соч. в 22-х томах, тт. 4-7. М., «Художественная литература», 1979-1981.
-
Война и мир: Роман в четырех томах. Т. 3-4. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 736с. (Русская классика).
-
Современная семья: основные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] URL: http://57510.ru/sample-sites/129-sovrsemya.html
-
Духовные ценности повседневной культуры семьи [Электронный ресурс] URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/440-article_23-4.html
Научная статья
1.Состояние изучаемой проблемы. Выбор объектов и методов исследования
Сегодня проблемы семей представляют огромный интерес, так как они касаются каждого человека и являются одним из показателей качества его жизни. Семья является одним из важнейших институтов общества, играет основную роль в передаче норм, ценностей и традиций от поколения к поколению. Ведь именно в семье человек растет, развивается, формируется как личность. Как правило, только из хороших семей выходят достойные люди.
К сожалению, в современном обществе утрачиваются семейные традиции, семья становится не такой значимой. Для современной семьи характерен целый ряд проблем: малодетность, снижение воспитательной роли семьи, ранние браки, разводы, культура семейной жизни как часть культуры общества, рождаемость детей вне брака. Какой должна быть семья? Какое влияние семья оказывает на формирование личности? На какие семьи можно равняться? На эти вопросы, на наш взгляд, отвечает Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир».
Семья – это древнейший социальный институт, ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически и психологически. Будучи малой социальной группой, семья подвергается влиянию всех процессов, происходящих в обществе, испытывает на себе расцветы и падения государств, войны, революции, реформы [1].
Сегодня институт семьи и брака переживает не лучшие времена. За последние десятилетия ценность семьи значительно снизилась. Подобно тому, как современное российское общество преодолевает кризис не только экономический, но и кризис духовный, современная семья также оказывается в зависимости от этих общественных процессов. Современные реалии таковы, что сегодня все больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь экономической, правовой, моральной ответственности. Следовательно, уменьшается само число браков, растет число внебрачных союзов мужчин и женщин. Всё это влечет за собой падение рождаемости детей[1].
Внушителен и процент разводов в России. Ежегодно распадается примерно 50% семей, т.е. каждый второй брак[1].
Существуют различные виды семей[2].
По наличию обоих родителей:
По количеству детей:
По наличию регистрации брака:
-
семьи, связанные юридическим браком;
-
семьи, связанные фактическим браком.
В современных семьях в настоящее время существуют следующие проблемы: малодетность, снижение воспитательной роли семьи, ранние браки, культура семейной жизни как части культуры общества, рождаемость детей вне брака[3].
Большинство семей не являются многодетными. Малодетность, а точнее однодетность семей есть итог преобладания в современном обществе малодетной ментальности. Одна из причин такого явления – отсутствие материальных возможностей для рождения и воспитания детей. Почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции[1].
Социально-демографическая обстановка в России вызывает большое опасение за ее будущее. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. А чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей[4].
Воспитательная роль семьи в современном мире, к сожалению, снижается. Воспитательная функция семьи не может быть заменена никаким другим институтом. В современной семье формально супруги равны. Но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей[4]. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети просто предоставлены улице, самим себе и порою становятся участниками преступлений.
Ранний брак, за редким исключением, не дает возможность супругам завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса быть успешным.
На данный момент в современных семьях нравственные и духовные достоинства не так значимы, как раньше. Именно в повседневной культуре семьи формируются духовные ценности, которые имеют огромное значение не только для всех членов семьи, но и для общества в целом[5].
Повседневную культуру каждой семьи характеризует определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью[5].
Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом. [6].
Семья для Л.Н.Толстого была очень важна. Мы знаем, что Лев Николаевич рано лишился матери, а затем отца и бабушки, но, несмотря на это, он сумел раскрыть и показать семейные ценности в своих произведениях. Идеальная семья в понимании Толстого – это семья, в которой царит любовь, доброта, милосердие, взаимопонимание, доверие, искренность и забота. Семейное счастье, по Толстому, – это награда за неустанную работу души.
2. Практическая часть
В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого большое внимание уделяется семьям Ростовых и Болконских. Какими предстают эти семьи перед читателем?
Обе семьи принадлежат к знатному роду.
Ростовы - московские дворяне. Перед нами графиня Наталья Ростова и граф Илья Ростов, их дети – старший сын Николай и младший сын Петр, старшая дочь Вера и младшая дочь Наташа, а также племянница графа – Соня. Живут они в Москве в большом богатом доме на Поварской улице.
Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся вдали от столицы. Во главе семьи стоит старый князь Николай Андреевич Болконский, который вырастил двух детей – Андрея Болконского и княжну Марью.
Л.Н. Толстой выражает мысль о том, что в настоящей семье должны быть дети. Для Толстого это принципиально.
В доме Ростовых царит атмосфера праздника, которая привлекает окружающих. «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц» [7, стр.79], - говорит всем совершенно искренне добродушный и гостеприимный граф Илья Ростов («он говорил всем без исключения, без малейших оттенков, как выше, так и ниже его стоявшим людям»). Толстой обращает внимание на то, что граф Ростов внимателен к своим гостям, готов дарить им свою ласку. В этом доме слышен звонкий смех детей и взрослых, в этой семье поют песни и танцуют.
Князь Николай Андреевич Болконский отличается от графа Ильи Ростова. Для него не- приемлемо ласковое отношение к людям. На страницах романа читатель ни разу не замечает, как князь устраивает веселые вечера у себя дома. Из-за строгого характера старого князя атмосфера в семейном гнезде была напряженной. Дети росли в обстановке, которая не располагала к частому смеху и веселью.
Жизнь Ростовых не подчинена определенному распорядку в отличие от жизни Болконских. Каждый свой день Ростовы проживают так, как душе будет угодно. Они постоянно устраивают балы, ездят в театр и на охоту.
Совершенно другой семейный уклад у Болконских. Их жизнь подчинена строгому распорядку, жесткой дисциплине. Князь Николай Андреевич Болконский является военным. Он и определяет дух семьи. Весь распорядок его дня расписан по минутам и выполняется с удивительной точностью. Л.Н. Толстой пишет: «Главное условие для деятельности есть порядок, и порядок в его жизни доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один час, но и минуту»[7, стр.146].
Приехав в родовое имение, князь Андрей не идет сразу к отцу, а дожидается, когда кончится время его отдыха, потому что уже привык к этому и знает, что порядок нарушать нельзя («…ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня» [7, стр.158]).
Читатель понимает, что меры в воспитании подрастающего поколения тоже применялись совершенно разные. Но, несмотря на это, и дети Ростовых, и дети Болконского смогли перенять у своих родителей лучшие человеческие качества.
Графиня Наталья Ростова – настоящая мать, она заботится о детях. Воспитывает она их без особой строгости. Графиня говорит о том, что, если ругаться на детей и кричать, они не будут ничего рассказывать, зато неизвестно что могут натворить потихоньку. «Держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, чтобы они делали потихоньку» [7, стр.88], - делится она своими мыслями с подругой. Поэтому дети Ростовых становятся открытыми и эмоциональными, не знающими границ в проявлении своих чувств. Например, Наташу Ростову во время бала не сразу приглашают на танец, и Толстой показывает читателю её «готовность на величайшую радость и на величайшее горе» [7, стр. 619]. Эмоциональность Наташи имеет и негативную сторону. Она не смогла выдержать разлуку с Андреем Болконским и позволила себе увлечься Анатолем Курагиным. Так она «ломает» себе жизнь.
Преодолевая трудности, графиня Ростова своим детям смогла дать должное воспитание. «Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться!» [7, стр.87] – говорит графиня. Толстой обращает внимание, что семейное воспитание – это труд, участие в жизни детей.
Князь Николай Андреевич Болконский – человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Он говорил, что «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум» [7, стр.146]. Эти пороки и добродетели являются для него главными ориентирами в воспитании детей. Поэтому Андрей и Марья отличаются своей сдержанностью и желанием действовать.
Старый князь систематически занимается физическим и умственным трудом («сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались…» [7, стр.146]) и этого же требует от своих детей. Например, вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом. «Чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу,» [7, стр.148] – говорил дочери князь Болконский.
Толстой отмечает, что князь Болконский вел себя грубо, «с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел», «бранился и швырял тетрадью» [7, стр.148]. Княжна Марья боялась отца: «у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу» [7, стр.148].
Но, несмотря на грубость отца, княжна Марья испытывает к нему теплые чувства, потому что эта грубость была продиктована желанием сделать свою дочь лучше. «Всё, сделанное её отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению» [7, стр.164], - пишет Л.Н. Толстой. «…И я так довольна и счастлива с ним! Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я…» [7, стр.171], - говорит княжна Марья. Живя рядом со своим отцом, она становится терпеливой и послушной, ведь грубость Болконского подобна не жестокости, а строгости.
В обеих семьях радости и горести переживают вместе, всегда помогают как своим родным, так и другим людям.
Так, Ростовы растят не только своих детей, но и готовы принять под своё крыло того, кто в этом нуждается. В их семье воспитывается Соня, племянница графа, и некоторое время проживает Борис – сын подруги графини Натальи Ростовой. Дети часто ведут между собой задушевные разговоры. Например, Наташа открыто делится своими секретами с Николаем и Соней, не видя причин что-либо скрывать от брата и сестры.
В семье Болконских также готовы помочь ближнему. Во время приезда Андрея Болконского и его жены Лизы в родовое имение сын просит отца присмотреть за его беременной женой, и князь Николай Болконский не возражает и не отказывает ему. Он готов помогать своему сыну.
Между родителями и детьми были доверительные отношения. Дети Ростовой бегут за советом к ней в любой ситуации. «До сих пор я была, слава богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием. Я знаю, что я всегда буду первою советницей моих дочерей… Я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую её, но, право, это, кажется, лучше» [7, стр.87-88], - говорит графиня о своей дочери Наташе.
Княжна Марья также доверяет своему отцу. Несмотря на то, что отец строг, она не боится рассказать отцу о своих чувствах к Курагину.
Князь Андрей также делится с отцом своими планами о женитьбе на Наташе Ростовой. И когда отец просит повременить с браком, Андрей к нему прислушивается. Читатель понимает, что Андрей уважает решение отца и доверяет ему.
Безграничная любовь родителей к детям проявляется по-разному.
В семье Ростовых это чувство выражено очень ярко. Читатель видит картину, как Николенька Ростов собирается отправиться на войну и отец, несмотря на то, что переживает за своего сына, готов отпустить его. Когда Николенька проигрывает в карты большую сумму денег Долохову, он просит у отца денег. Добрый граф Ростов говорит, что поможет сыну, хотя такие деньги ему трудно достать.
Болконским тоже не чужда любовь, но показывать её в семье не принято. Когда Андрей отправляется на войну, отец ему говорит: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…» [7, стр.176]. Читатель понимает, что старший Болконский беспокоится о сыне, а значит, любит его. Своими жестами отец также демонстрирует это чувство («Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его» [7, стр.176]).
Ростовы и Болконские щедры, милосердны. Однажды графиня Наталья просит деньги у мужа и отдает их Анне Михайловне на шитьё мундира для её сына Бориса.
Марье Болконской свойственно милосердие и сострадание. Важным в ее жизни является помощь знакомым и незнакомым ей людям. Марья в тайне от своего отца принимает в доме «божьих людей», которым от всей души старается помочь. К религии девушка относится очень трепетно. Для Марьи Болконской именно религия, а также семья являются главными в жизни.
Не только родители помогают детям, но и дети заботятся о своих родителях. Смерть родного сына Пети во время войны совсем плохо сказалась на здоровье графини Ростовой. «Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой,» - пишет Л.Н. Толстой [8, стр.567]. Именно дочь Наташа поддерживает мать и помогает ей справиться с тяжелым душевным состоянием.
Когда с князем Болконским случается удар, княжна Марья переносит его болезнь вместе с ним. Она ухаживает за отцом и молится об облегчении его участи. До последней минуты жизни отца дочь находится рядом, хотя ей было предложено уехать, так как в имении было небезопасно.
Ростовы и Болконские - настоящие патриоты. Их патриотизм проходит проверку войной. Семейство Ростовых одно из последних покидает Москву. Они отдают свои повозки, бросая нажитое. Читатель понимает, что материальное состояние не имеет никакой настоящей ценности для Ростовых, важна лишь добродетель и готовность помочь ближним. Князь Болконский - тоже патриот своей родины. Узнав, что наступают французы, князь становится во главе народного ополчения, готов защищать свою землю с оружием в руках, не дать ступить на нее врагу.
Родители и в детях смогли воспитать такое качество, как патриотизм.
Николай и Петр Ростовы с ранних лет чувствовали призвание к военной службе. Николай говорил своему отцу: « Я знаю, что никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую» [7, стр.86]. «Уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом-мужчиной» [8, стр.298], - пишет Толстой о Пете. Желание служить Родине, чувство долга превращают юношей в настоящих мужчин.
Князь Андрей Болконский во многом похож на своего отца и считает своим долгом служить родине. Он тоже стремится к власти, работает в комитете Сперанского. Спасать Отечество для него – святой долг.
Болконских также отличает фамильная гордость, честность и честь семьи. В их доме висит изображение генеалогического дерева старинного рода Болконских, что говорит нам о том, что Болконские гордятся своим происхождением. Отправляя сына на войну, князь Николай Андреевич дает ему напутствующие слова: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» [7, стр.176]. Толстой показывает, что нравственно здоровый человек должен знать и чтить свой род.
Таким образом, семейный уклад Ростовых и Болконских отличается, но ценности жизни у них схожи. Представители семьи Ростовых эмоциональны, они живут чувствами, душой. Главной же чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, несвойственно открытое проявление своих чувств. Ростовы и Болконские воспитали прекрасных детей, способных на милосердие и сострадание. На первом месте этих семей стоят моральные, духовные ценности и чувства: безграничная любовь, счастливая семья, патриотизм, собственная честь, а также мужество и смелость.
Битва при Аустерлице заставляет Андрея пересмотреть собственные приоритеты – теперь он выше всего ценит семью.
Совершенно иной предстает перед читателем семья Курагиных.
Курагины воспитывают троих детей: Ипполита, Анатоля и Элен. Эта семья непохожа на нежную и любящую семью Ростовых, не походит она и на сдержанных Болконских.
Князь Курагин – влиятельный человек в светском обществе. «Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состаревшемуся в свете и при дворе значительному человеку», - пишет о нем Л.Н. Толстой [7, стр. 38]). Князь Василий холодно относится к собственным детям. Сыновей считает «дурнями», непутёвыми людьми. «Мои дети – обуза моего существования. Это мой крест» [7, стр. 42], - говорит князь.
Василий Курагин лжив, хитёр, нечист на руку, высокомерен. Князь мастерски обманывает своего родственника Пьера Безухова, когда оказывается, что он назначен наследником старого графа. Князь «втирается» в доверие юноши, помогает ему в управлении огромным капиталом, имениями, душами и бессовестно обворовывает Пьера.
Коварство, корысть и лицемерие князя рушит судьбы многих персонажей, включая собственных детей. Анна Шерер предлагает князю женить сына Анатоля на Марье Болконской. Василий Курагин «принял к соображению это сведение». Однако вольготное поведение Анатоля, его неискренность стали причиной отказа.
Ценности и нравственные принципы князя стали моральной основой воспитания его детей.
Читатель видит, как яростно добивается Элен свадьбы с Пьером Безуховым. Не без помощи отца она достигает поставленной цели и вскоре становится графиней Безуховой. Мы понимаем, что в основе этого брака для Элен лежит лишь материальная выгода, любви там места нет. Элен умела поставить себя в отношениях с мужем. Он верил ей вопреки всем слухам. Она предает Пьера. Такой брак не делает ни Элен, ни Пьера счастливыми.
Участь Анатоля Курагина незавидна так же, как и участь сестры. Как и другие члены семьи, он не отличался добротой и честностью. Он привык играть чувствами людей. Например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Будучи женатым, он предлагает Наташе бежать с ним из родительского дома. Он не просит её руки у родителей, как это делают порядочные люди. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он губит жизнь Наташи, его даже не посещает.
Таким образом, читатель понимает, что семейство Курагиных не отличается благородством. Дети в полной мере перенимают отрицательные черты своих родителей. Практически все представители семьи были охвачены жаждой денег. Курагины не отличались гуманным отношением к окружающим.
3. Заключение
Работая над проектом, мы дали определение понятию «семья». Семья – это древнейший социальный институт, ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически и психологически.
В настоящее время существуют следующие проблемы современных семей: малодетность, снижение воспитательной роли семьи, утрата ценности семьи, ранние браки, культура семейной жизни как часть культуры общества, рождаемость детей вне брака. Роман Л.Н.Толстого показывает, какой должна быть семья, чтобы избежать подобных проблем.
Проанализировав семейные сцены в романе – эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого, мы поняли, что семья в жизни подрастающего поколения играет важную роль. Дети, воспитанные в разных семьях, обрели те качества, которые свойственны их родителям.
В семье должны быть дети. Для Толстого это принципиально.
Познакомившись с семьями Ростовых и Болконских в романе «Война и мир», мы поняли, что их семейный уклад различается, но ценности жизни у них схожи.
Семья Ростовых эмоциональна, она живет чувствами, душой. В доме Ростовых царит атмосфера праздника. Там слышен звонкий смех детей и взрослых, там поют песни и танцуют.
Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Им несвойственно открытое проявление своих чувств. Дети росли в обстановке, которая не располагала к частому смеху и веселью.
Жизнь Ростовых не подчинена определенному распорядку в отличие от жизни Болконских. Каждый свой день Ростовы проживают так, как душе будет угодно.
В семье Болконских совершенно другой семейный уклад. Их жизнь подчинена строгому распорядку, жесткой дисциплине.
В обеих семьях радости и горести переживают вместе.
Между родителями и детьми были доверительные отношения. Дети Ростовой бегут к матери за советом в любой ситуации. Княжна Марья также доверяет своему отцу. Несмотря на то, что отец строг, она не боится рассказать ему о чем - либо. Князь Андрей сообщает отцу о предстоящей женитьбе.
Безграничная любовь родителей к детям проявляется по-разному. В семье Ростовых это чувство выражено очень ярко. Болконским тоже не чужда любовь, но показывать её в семье не принято. Графиня Наталья Ростова воспитывает своих детей без особой строгости. Поэтому дети Ростовых становятся открытыми и эмоциональными, не знающими границ в проявлении своих чувств.
Ростовы и Болконские - настоящие патриоты, которые и в своих детях смогли воспитать это качество. Их патриотизм проходит проверку войной.
На первом месте в этих семьях стоят моральные, духовные ценности и чувства: безграничная любовь, счастливая семья, патриотизм, собственная честь, а также мужество и смелость. Толстой обращает внимание, что воспитание детей - это труд, участие в их жизни.
Так, растущая в любящей и благородной семье Наташа Ростова становится доброй, эмоционально открытой, чувственной девушкой, ей свойственны милосердие и отзывчивость.
Князь Николай Болконский, будучи человеком с сильным характером и устоявшимся мировоззрением, считавшим, что «есть только две добродетели: деятельность и ум», смог воспитать своих детей, которые отличаются сдержанностью и желанием действовать.
Тягу к службе Андрей Болконский перенял у своего отца. Это поспособствовало развитию таких качеств, как смелость, мужество, а также тщеславие.
Совершенно иной предстает перед читателем семья Курагиных. Эта семья непохожа на нежную и любящую семью Ростовых, не походит она и на сдержанных Болконских. Ценности этой семьи абсолютно другие. Вся семья Курагиных падка на деньги. Курагины не отличаются благородством. Они корыстные, подлые, лицемерные, лживые и хитрые люди, не отличающиеся гуманным отношением к окружающим.
Роман показывает, насколько важна для человека семья: в трудные моменты жизни герои прибегают к помощи семьи, через воспоминания о ней черпают душевные силы (эпизоды «Небо над Аустерлицем», «Проигрыш в карты Ростова» и др.).
Таким образом, на примере жизни трех разных семейств Толстому удалось донести до читателя главную идею, которая заключается в том, что семья - это основа развития гармоничной личности. Дети впитывают особенности семейного уклада, они тонко чувствуют атмосферу внутри родового круга, которая накладывает отпечаток на их сознание, мироощущение, поведение, а самое главное, на их судьбу [9].
Список литературы:
-
Современная семья: основные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] URL: http://57510.ru/sample-sites/129-sovrsemya.html
-
Виды семей [Электронный ресурс] URL:https://yandex.ru/images/search?text=виды%20семей&img_url=https%3A%2F%2Fmypresentation.ru%2Fdocuments%2Fba669d05298de748a0789b67c48c92e2%2Fimg6.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=57&source=wiz
-
Семья в современном обществе [Электронный ресурс] URL:http://www.grandars.ru/college/sociologiya/semya.html
-
Семья в современном российском обществе [Электронный ресурс] URL: https://revolution.allbest.ru/sociology/00415168_0.html
-
Духовные ценности повседневной культуры семьи [Электронный ресурс] URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/440-article_23-4.html
-
Значение семейных отношений [Электронный ресурс] URL: https://revolution.allbest.ru/sociology/00629279_0.html
-
Л.Н. Толстой. Собр. соч. в 22-х томах, тт. 4-7. М., «Художественная литература», 1979-1981.
-
Война и мир: Роман в четырех томах. Т. 3-4. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 736с. (Русская классика).
-
Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» [Электронный ресурс] URL: https://literaguru.ru/mysl-semejnaya-v-romane-vojna-i-mir/
Приложение 1.
Статья
«Роль семьи в формировании личности в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных)».
В наше время проблемы семей представляют огромный интерес, так как они касаются каждого человека и являются одним из показателей качества его жизни. Семья является одним из важнейших институтов общества, играет основную роль в передаче норм, ценностей и традиций от поколения к поколению. Ведь именно в семье человек растет, развивается, формируется как личность. Как правило, только из хороших семей выходят достойные люди.
К сожалению, в современном обществе утрачиваются семейные традиции, семья становится не такой значимой. Для современной семьи характерен целый ряд проблем: малодетность, снижение воспитательной роли семьи, ранние браки, культура семейной жизни как часть культуры общества, рождаемость детей вне брака. Какой должна быть семья? Какое влияние семья оказывает на формирование личности? На какие семьи можно равняться? На эти вопросы, на наш взгляд, отвечает Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир».
Мы увидели, что для автора идеальными являются семьи Ростовых и Болконских. Л.Н.Толстой восхищается эмоциональностью Ростовых и сдержанностью Болконских. Представителей этих семей отличает честность, открытость, благородство и патриотизм.
Ростовым и Болконским Л.Н. Толстой противопоставляет семью Курагиных. Лицемерие, корысть, подлость – качества, свойственные им.
У читателя романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» появляется возможность на примере жизни героев многому научиться.
Семья в жизни подрастающего поколения играет важную роль. Дети, воспитанные в разных семьях, обрели те качества, которые свойственны их родителям.
Семья Ростовых эмоциональна, она живет чувствами, душой. В доме Ростовых царит атмосфера праздника. Там слышен звонкий смех детей и взрослых, там поют песни и танцуют. Поэтому дети Ростовых становятся открытыми и эмоциональными, не знающими границ в проявлении своих чувств.
Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Им несвойственно открытое проявление своих чувств. В этой семье совершенно другой семейный уклад. Их жизнь подчинена строгому распорядку, жесткой дисциплине. Князь Болконский считал, что «есть только две добродетели: деятельность и ум». Поэтому Андрей и Марья отличаются своей сдержанностью и желанием действовать.
Ростовы и Болконские - настоящие патриоты, которые и в своих детях смогли воспитать это качество. Их патриотизм проходит проверку войной.
На первом месте в этих семьях стоят моральные, духовные ценности и чувства: безграничная любовь, счастливая семья, патриотизм, собственная честь, а также мужество и смелость. Толстой обращает внимание, что воспитание детей - это труд, участие в их жизни.
Так, растущая в любящей и благородной семье Наташа Ростова становится доброй, эмоционально открытой, чувственной девушкой, ей свойственны милосердие и отзывчивость. Безграничная любовь родителей к детям проявляется по-разному. Например, Наташа Ростова шалит, а родители, делая замечание, любуются ее шалостями. Болконским тоже не чужда любовь, но показывать её в семье не принято.
Князь Николай Болконский, будучи человеком с сильным характером и устоявшимся мировоззрением, считавшим, что «есть только две добродетели: деятельность и ум», смог воспитать своих детей, которые отличаются сдержанностью и желанием действовать.
Тягу к службе Андрей Болконский перенял у своего отца. Это поспособствовало развитию таких качеств, как смелость, мужество, а также тщеславие.
Совершенно иной предстает перед читателем семья Курагиных. Эта семья непохожа на нежную и любящую семью Ростовых, не походит она и на сдержанных Болконских. Ценности этой семьи абсолютно другие. Вся семья Курагиных падки на деньги. Курагины не отличаются благородством. Они корыстные, подлые, лицемерные, лживые и хитрые люди, не отличающиеся гуманным отношением к окружающим.
Роман показывает, насколько важна для человека семья: в трудные моменты жизни герои прибегают к помощи семьи, вспоминают именно семью, через воспоминания о ней черпают душевные силы (эпизоды «Небо над Аустерлицем», «Проигрыш в карты Ростова» и др.).
На примере жизни трех разных семейств Толстому удалось донести до читателя главную идею, которая заключается в том, что семья - это основа развития гармоничной личности. Дети впитывают особенности семейного уклада, они тонко чувствуют атмосферу внутри родового круга, которая накладывает отпечаток на их сознание, мироощущение, поведение, а самое главное, на их судьбу [9].
Какою будет ваша семья, дорогой читатель, решать вам! А русская литература помогает нам правильно сделать нравственный выбор, предупредить непоправимые ошибки и быть счастливыми!