СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Роль темперамента в выборе профессии".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

При выборе профессии очень важно учитывать соответствие между должными характеристиками профессии и индивидуальными особенностями человека. К таким  особенностям относится в первую очередь темперамент.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Роль темперамента в выборе профессии".»

Введение

Я учусь в 9 классе. Вскоре мне предстоит сделать непростой выбор – где продолжить своё образование? Если я хочу получить среднее специальное образование, то как выбрать свою будущую профессию? Ведь правильно выбранная профессия это не только возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и создать условия для собственного материального благополучия.

К сожалению, сегодня некоторые выпускники выбирают профессии в соответствии с престижностью и потенциальной доходностью. Другие учащиеся стремятся получить специальности, появившиеся совсем недавно, независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Молодые люди получают желаемую профессию, но не могут состояться в ней, реализовать свои таланты. Такой путь выбора не всегда приводит к успешности, скорее к разочарованию, а в дальнейшем может привести к потере интереса к работе.

Я считаю, что при выборе профессии очень важно учитывать соответствие между должными характеристиками профессии и индивидуальными особенностями человека. К таким особенностям относится в первую очередь темперамент. Поэтому я решила выяснить, как темперамент человека влияет на выбор профессии.

Цель проекта:

Определить тип темперамента у выпускников 9 и 11 классов и предложить им рекомендуемый список профессий в соответствии с темпераментом. Гипотеза

Между типом темперамента и профессиональной деятельностью существует зависимость.

Задачи:

  1. Изучить историю учения о типах темперамента;

  2. Ознакомиться с технологиями изучения типов темперамента;

  3. В ходе теоретического анализа выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор;

  4. Изучить типы темперамента у учащихся 9 и 11 классов;

  5. Установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями;

  6. Информировать о полученных результатах выпускников школы.

Предмет исследования:

Особенности темперамента.

Объект исследования:

Обучающиеся 9 и 11 классов МОУ Шаранчинской СОШ.

Методы и формы работы:

  1. Теоретический анализ научной информации;

  2. Индивидуальное тестирование;

  3. Сравнительный анализ полученных данных.



1.Общее понятие о темпераменте

Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности (Е.И. Рогов).

При всем разнообразии подходов к проблеме ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:

· Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

· Двигательная, или моторная активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

· Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращения их).

Таким образом, темперамент человека отражается: на скорости протекания психических процессов и их устойчивости (например, скорость воспроизведения, устойчивость внимания и скорость его переключения, подвижности мыслительных процессов); на интенсивности реагирования на эмоциогенные раздражители (впечатлительности, силе эмоциональных переживаний, скорости смены эмоциональных состояний); на скорости и силе моторных реакций, процессов (походке, мимике, пантомимике, жестах, речи и т. д.); на избирательности психической деятельности и поведения (на стремлении к общению, к шумным компаниям или на склонности к уединению, на замкнутости).

Следует отметить такую особенность темперамента, как сочетание в психике человека всех его типов при преобладании одного из них. [8]

Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию. [10]



  1. История учения о типах темперамента.

Основателем учения о типах темперамента считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н.э.). Гиппократ утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, которые входят в его состав. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение. Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов. Согласно учению Галена, тип темперамента зависит от того, какой из «соков» преобладает в организме человека. Он выделил типы темперамента, названия которых сохранились до нашего времени и пользуются широкой известностью: сангвиник (от лат. sanguis - кровь), флегматик (от греч. phlegm - флегма), холерик (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole - черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

 Другие ученые пытались объяснить темперамент особенностями внешнего вида человека. Наибольшее распространение получила типология Э. Кречмера (1921), главная идея которой заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности.

В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона, согласно которой тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией.

 Своеобразное решение проблемы предложил К.Юнг (1923). Он выявил два главных типа поведения. Первый тип – экстравертированный. Люди этого типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих, общительны. Второй тип - интровертированный. Для людей этого типа свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий. По мнению Юнга, преобладание экстраверсии наблюдается у холериков и сангвиников, а доминирование интроверсии - у меланхоликов и флегматиков.

 Научное учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. Он связывал темперамент с функционированием центральной нервной системы. При изучении высшей нервной деятельности он обнаружил три основных ее свойства.

1. Сила - способность выдерживать интенсивные нагрузки: длительную работу, стресс и т. д. В зависимости от этого было выделено два ее типа: сильный и слабый.

И.П. Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения показывает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в выносливости, т.е. в способности клетки выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Люди, имеющие высокие показатели силы возбуждения, отличаются высокой работоспособностью, смелостью, склонностью к риску, умением преодолевать трудности и неудачи в работе; настойчивы и упорны в достижении своих целей, стремятся к самостоятельности, легко переживают неудачи.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения. Эта особенность проявляется в сдержанности в поступках, разговоре; в умениях хранить тайну, соблюдать правила; в собранности в ожидании опасности, неторопливости в принятии решений; в тщательном пережевывании пищи во время еды; в хорошем сне.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами (например, в работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками). Слабая нервная система более успешно справляется с другими (например, в условиях монотонной работы). Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом заключается ее преимущество перед сильной.

2. Уравновешенность - определяется соотношением силы процессов возбуждения и торможения. В зависимости от этого выделяют два типа нервной системы и соответствующих типа темперамента: уравновешенный и неуравновешенный. Если сила одного процесса превосходит силу другого, человек становится или излишне легко возбудимым, или излишне спокойным. Уравновешенный человек ведет себя собранно в самой напряженной обстановке. Без труда он подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений.

3. Подвижность - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. В соответствии с этим было выделено два типа нервной системы: подвижный и инертный. Они отличаются скоростью протекания соответствующих нервных процессов и соответствующих внешних или внутренних действий (мышления, памяти, воображения и т. п.). Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому. Например, ученик с подвижной нервной системой при прочих равных условиях быстрее решит задачу, чем ребенок с инертной нервной системой.

В зависимости от соотношения этих процессов были выделены четыре типа высшей нервной деятельности и соответствующие темпераменты: сангвинический – сильный уравновешенный, подвижный; флегматический – сильный уравновешенный, инертный; холерический – сильный, неуравновешенный;  меланхолический – слабый тип.

  1. Характеристика типов темперамента

Деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов. Так, например, видя, как неторопливо ученик выполняет домашнюю работу, помогает матери, можно подумать, что он флегматик. Но, наблюдая за ним на стадионе в тот момент, когда команда, за которую он болеет, забивает гол, можно решить, что он холерик. В классе этот же школьник будет казаться сангвиником. Но у доски его иногда можно принять за меланхолика. Однако если в этих же условиях наблюдать за учениками с различными темпераментами, их поведение будет еще более неодинаковым. Отнести темперамент человека к тому или иному типу можно только по преобладающим чертам.

Сангвинический темперамент  характеризуется повышенной реактивностью и активностью, благодаря чему он живо откликается на все новое. Соотношение активности и реактивности у него уравновешенное, он может сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакций достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, темпе речи, мышления и других психических процессах. Это человек очень энергичный и работоспособный, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Способен быстро сосредоточить свое внимание, ему присущи гибкость ума, находчивость. Сангвиник экстравертирован, быстро приспосабливается к меняющимся ситуациям, находит контакт с другими людьми, общителен, быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эмоционально неустойчив, легко поддается чувствам, они у него обычно несильны и неглубоки. Склонен к положительным эмоциям. Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен — известные истории сангвиники.

В основе холерического темперамента лежит неуравновешенный тип нервной системы. Для холерика, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакций, но реактивность преобладает над активностью. Отличается повышенной возбудимостью, неуравновешенностью, которая проявляется в общении и деятельности: он с увлечением берется за дело, проявляет инициативу, но энергия быстро истощается. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он часто проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость. В общении с людьми холерик вспыльчив, несдержан, раздражителен, что может приводить к конфликтным ситуациям. Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева

Флегматический темперамент  отличается спокойствием, уравновешенностью, малой подвижностью, большой ригидностью (отсутствием гибкости) и интровертированностью. Активность преобладает над реактивностью. Психические процессы протекают замедленно, ему требуется время для сосредоточения на какой-либо деятельности. Для флегматиков характерны малая реактивность и малая эмоциональная возбудимость. Движения у флегматика замедленны, он с трудом переключает внимание, плохо приспосабливается к новой обстановке. В деятельности проявляет настойчивость, терпение и усидчивость. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. В отношениях с людьми флегматик ровен, спокоен, его нелегко вывести из себя. Как правило, он с трудом сходится с новыми людьми, слабо откликается на новые впечатления, интровертирован. Среди великих умов этой категории: И.А.  Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон.

Меланхолический темперамент  характеризуется высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, повышенной ранимостью, склонностью к пониженному настроению, тревожностью, обидчивостью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы и фиксацию на травме. Меланхолик отличается медленным психическим темпом, вялыми и замедленными движениями. Мимика и движения у него невыразительны, голос тихий. Малая реактивность и пониженная активность проявляются в том, что он неуверен в себе, часто теряется, склонен не доводить работу до конца. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Он интровертирован, склонен к замкнутости, сдержан в выражении чувств, избегает общения с малознакомыми людьми. Среди меланхоликов много писателей, композиторов, например, А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.



  1. Методика определения типов темпераментов.

Для определения темперамента существуют различные методики: тест Н. Л. Крыловой, опросник Ганса Айзенка, опросник Яна Стреляу, опросник В. М. Русалова, диагностика по Шелдону. Я посчитала более подходящим опросник Ганса Айзенка, так как диагностика самооценки по Г Айзенку является классической методикой для определения темперамента и одной из самых значимых в современной психологии. Его опросник содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстраверсии-интроверсии, 24 других – на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности, остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

  1. Исследование

Для определения темперамента каждому ученику выдала опросник. Собрав и обработав материал, выявила следующее: 40% опрашиваемых – холерики (Дзюба Алёна, Махракова Кристина, Савватеева Дарья, Якимова Вера); 30% - сангвиники (Бутин Вадим, Доржиев Игорь, Самойлов Олег); 20% - меланхолики (Маркова Анна, Савватеева Екатерина); 10% - флегматики (Кашина Виктория).

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания

  1. Вывод

Изучив информацию по данному вопросу, я выяснила, что выбор профессии зависит не только от уровня подготовленности, интересов, склонностей, но и особенностей темперамента. Одни профессии предъявляют высокие требования к выдержке, самообладанию, быстроте реакции, другие требуют усидчивости, выносливости. То, что подходит сангвинику, не подходит меланхолику; там, где может успешно работать холерик, не выдержит флегматик.

Согласно теоретическим исследованиям Резапкиной Г.В. [6] были выявлены следующие соответствия типов темперамента и направлений профессиональной деятельности (Таблица 2).

Таблица 2. Соответствие типов темперамента и направлений

профессиональной деятельности

Тип темперамента

Рекомендуемые профессии

Нерекомендуемые профессии

Меланхолик

Деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик.


Врач, особенно хирург, спасатель, летчик, диспетчер.

Сангвиник

Педагог, адвокат, администратор, журналист, продавец, официант, экономист, менеджер по персоналу, врач, психолог, воспитатель, организатор, инженер-технолог

Ткач, делопроизводитель, бухгалтер, мастер-часовщик, радиомонтажник, библиограф, архивист, реставратор.

Флегматик

Диспетчер, лаборант, агроном, инженер, ветеринар, системный администратор, ювелир, корректор, оператор баз данных механик, электрик, агроном, водитель, ботаник, астроном, физик, математик, терапевт, экономист, бухгалтер, делопроизводитель.


Хирург, менеджер, актер, дирижер, телерепортер, коммерсант.


Холерик

Телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик, ведущий радио и телевидения, специалист по PR, гид-переводчик, дизайнер, рекламный и страховой агент. Из них часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены.

Цветовод, библиотекарь и бухгалтер.


Полученная информация может носить рекомендательный характер для учащихся с целью правильной ориентации при выборе профессии, а также педагогов школы при организации обучения и воспитания подростков.













источники информации.

1.Агаджанян Н.А., Власова И.Г., Ермакова Н.В., Торшин В.И., «Основы физиологии человека: учебник»; издание 2-е, М.; изд. РУДН, 2005.

2.Грановская P.M. Элементы практической психологии [Текст] / Р.М. Грановская. - 5-е изд. - СПб.: Речь, 2003.-656c.

3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л.. Физиология высшей нервной деятельности. Москва, Учебная литература, 1997г.

4.Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.

5. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся ст. классов / Я.Л. Коломинский. – М.: Просвещение, 1986. – 223 с., ил.

6.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 208 с., ил.

7. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 320с.

8. https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625b2bd78a5c53b89421216c37_0.html

9. https://studopedia.ru/7_162039_test--krug-ayzenka.html

10. https://studopedia.ru/3_103527_obshchie-ponyatiya-o-temperamente.html

















Какой у вас темперамент? (опросник Г. Айзенка)

На предложенные вопросы отвечайте только «да» или »нет».

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?

3. Легко ли вы обычно отвлекаетесь от своих забот?

4. Трудно ли вам ответить другим «нет»?

5. Долго ли вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять?

6. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свое обещание?

7. Нередко у вас бывают беспричинные спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Бывает ли вам тоскливо без достаточных на то причин?

10. Любите ли вы рискованные поступки?

11. Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным), незнакомкой(цем)?

12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?

13. Испытываете ли вы трудности только от того, что надо быстро действовать или отвечать?

14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали так, как не следовало поступать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение периодики и книг или другие занятия наедине общению с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато более близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете, стараясь забыть обыденность и неудачи?

22. Если на вас накричат, вы отвечаете мгновенно?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком ранимым и чувствительным?

27. Вы человек очень живой и подвижный?

28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство тревоги, что результат хуже, чем мог бы получиться?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится от того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах, чем расспрашивать людей?

33. Бывают ли у вас внезапные сердцебиения?

34. Нравится ли вам работа, которая требует длительного внимания и большой сосредоточенности?

35. Бывает ли у вас от волнения дрожь в руках или ногах?

36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?

38. Раздражительны ли вы?

39. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом, считая это проявлением дружеского отношения?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Свойственна ли вам медлительность в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным(ной), если бы длительное время были лишены возможности активного общения с людьми?

47. Можете ли вы сказать о себе, что вам свойственна нервозность?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что являетесь весьма уверенным в себе человеком?

50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Испытываете ли вы чувство тревоги за свое здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Часто ли у вас бывает бессонница?