СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «русская азбука!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели. Закрепление знаний о русской азбуке, написании букв, соединений букв, умения писать слоги и слова с изученными буквами; развитие речи, памяти и внимания, интереса к учебному труду.

Задачи. Учить детей проговариванию написания букв и способам их соединения; работать над совершенствованием графического навыка.

Просмотр содержимого документа
«Проект «русская азбука!»»

РУССКИЙ АЛФАВИТ

ДАТА: 15.01.2018

Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите, его практической значимости.

Образовательныезакрепить знание порядка расположения букв в алфавите; познакомить детей с происхождением слова алфавит; формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита и навыки сознательного, плавного чтения.

Развивающиеразвивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

Воспитательныевоспитывать умение слушать других, умение работать в парах, в группах, любовь к чтению.

Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)- 2 мин.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте. - Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.-

- Скажите, а зачем вы пришли в школу? (учиться). Вспомните такие слова: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно.

- Сначала, садитесь, пожалуйста, девочки.

- А теперь - мальчики.

- Ребята, давайте договоримся, что сидеть за партой весь урок вы будете правильно и красиво.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии –4 мин.

Путешествие по городу Букв.– Скажите, для чего на уроках обучения грамоте каждый день, шаг за шагом вы изучали буквы?- Конечно, для того, чтобы вы научились читать – это самое главное.

- А как называется наша помощница, которая висит над доской?(Лента букв). - Что вы можете о ней сказать? Как она нам помогает? (Помогает рассказать всё про звуки.)

- Что такое буквы?

- Буквы – это знаки, с помощью которых обозначаем звуки.- Чем звуки отличаются от букв?

- Разделите буквы на две группы.- Это группа гласных и группа согласных.

- Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по городу Букв - в котором есть районы гласных и согласных, со своими улицами.

- Чем отличаются гласные звуки? (Тянутся, поются – состоят из голоса.) - Почему их назвали гласными? (Глас – это старинное слово, обозначает «голос».)- Разделите гласные на группы.

- Какие бывают гласные? (обозначающие твёрдость и мягкость предыдущего согласного звука)

- Произнесите гласные первого ряда… и гласные второго ряда.

- Сколько букв в русском языке? (33) - Сколько  гласных букв? (10) - Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ) - Мы можем их произнести? Для чего они нужны? Какую роль они выполняют в языке? (ь обозначают мягкость согласного звука, а ещё ь и ъ разделяют согласный звук от гласного) - Сколько согласных? (21) - Почему их назвали согласными?(Они согласны с гласными, поэтому могут быть или твёрдыми или мягкими.) - Какими бывают согласные звуки? (твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, парные - непарные) - Какие согласные только звонкие(л, м, н, р, й) - А какие - всегда глухие? (х, ц, ч, щ ) - Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки(й, ч, щ) - Назовите буквы, у которыхтолько твёрдые звуки(ж, ш, ц) - А теперь скажите, какими бывают буквы по написанию?(По написанию буквы бывают печатными и письменными – большими и маленькими, заглавными и строчными.) - Довольны ли вы своими знаниями, ребята? - Вы показали, что узнали много нового за время обучения с 1 сентября. Давайте погладим себя за правильные ответы. Молодцы!

3. Постановка учебной задачи -5 мин.

1. Разгадывание загадки

- Ребята, отгадайте загадку.

33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
- Ребята, что это? (Буквы.) 

- Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете, какое слово можно составить из этих букв? ( Алфавит)

- Как вы думаете, чему будем сегодня учиться?

- Как же может звучать тема урока? 

- Какова наша учебная задача?

узнаем, что такое …выясним, для чего нужен …

2. Звуковой анализ слова «алфавит».

Давайте исследуем слово алфавит. Послушаем его звучание. Произнесём слово хором. -Подсчитайте количество звуков в слове – 7 б. – Проведём звуковой анализ слова «алфавит».(1 ученик работает e ljcrb)

- Посмотрим, кто справился знак: «Мы справились».

Проверка. Вызванный ученик проводит проверку:

  1. Назвать слово, с которым работаем.

  2. Разделить слово на слоги.

  3. Определить ударный слог.

  4. Назвать первый слог.

  5. Дать характеристику каждому звуку.

  6. Назвать второй слог.Дать характеристику каждому звуку второго слога.

Подсчитайте количество звуков в слове – 7 зв. - Почему звук «в» - здесь мягкий? -Продолжим исследовать слово алфавитГрамматический анализ слова алфавит. - Расскажите,  сколько слогов в слове? - Почему 3 слога, как узнали?Поставьте в слове ударение.- Где в слове алфавит можно сделать ошибку на письме? - Запомните, как пишется слово алфавит. – Кто из вас может объяснить, что такое алфавит? (Возникает затруднение)

Физминутка

Знакомство с алфавитом. - У нас в классе висит плакат, на котором написано алфавит. Вам он, конечно, знаком. - Давайте рассмотрим алфавит на таблице. Что вы видите на таблице?- Буквы и их названия. – Это современный русский алфавит. Посмотрите, здесь есть все буквы, которые мы с вами выучили. - Как они здесь располагаются, как в ленте букв?(Нет.) - А как? (У каждой есть свое место). - Можно сказать, что каждая буква живёт в своей квартире, которая имеет свой постоянный номер. 

Как выдумаете, для чего буквы выстроили в таком порядке? (Их так удобно находить). Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется всё …(алфавит).

- Сформулируйте вывод о том, что такое азбука, алфавит?  (Это буквы, расположенные в определенном порядке).  - Можно ли буквы в алфавите менять местами? - Сделайте вывод: Зачем нужно знать алфавит? - Алфавит - это система, порядок. А что даёт такая система? Прежде всего, экономию времени. - Алфавит нужен везде для наведения порядка. И поэтому необходимо выучить его наизусть. - Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.

Алфавиты бывают разные- Наверное, вы обратили внимание, что сегодня мы часто повторяли понятия “русский алфавит, наша азбука”. И это неспроста. Как вы думаете, а бывает ли другой алфавит? - Какие народы проживают в России? - Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей.  - Догадайтесь, о чём это говорит? - Большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, значит, и свой алфавит. В них буквы имеют свою форму, своё название и порядок. Количество букв в алфавите может быть разным.

5. Первичное закрепление -5 мин.

1. А теперь пришло время поиграть в игру, которая называется «Алфавит». Правила игры очень просты. Начиная с первой парты, каждый из вас будет вставать и по цепочке правильно называть каждую букву алфавита. 

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) –3 мин.

Итог урока. Рефлексия.- Какие задачи ставили в начале урока?

- Удалось ли нам их решить?

- Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?- Что такое алфавит или азбука? -Почему алфавит так назвали? - Зачем надо  знать алфавит? - Сможем ли мы обойтись без знания алфавита?- Где можно применить новые знания?

Самооценка:- У меня на доске начерчен отрезок, на нём есть вершина и серединка. Кто считает, что он сегодня хорошо усвоил материал и очень хорошо работал, т.е. был на высоте, встаньте.

- Кто считает, что у него есть вопросы по этой теме и он мог работать лучше?

Поиграем в игру «Хлопки»

- Ребята, сейчас хлопают только те, кто любит учиться; - те, кому понравился урок.

- хлопают только те, у кого отличное настроение.

- хлопают все присутствующие. Молодцы!

- Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!