Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»
Проект по теме:
«Русская дуэль»
Автор проекта: Колювский Дмитрий,
ученик 10А класса
Руководитель проекта: Рагулина О. Ф.
учитель русского и литературы
г.Троицк, 2022
Содержание:
Введение
Цели и задачи
История русской дуэли
Оружие для дуэли
Дуэли на примере А.С. Пушкина
История русских дуэлей.
Русские были просто пропитаны презрением к смерти: в начале XIX века слова «К барьеру!» и «Я Вас вызываю» звучали едва ли не чаще, чем «Добрый вечер!» или «Доброе утро!». Дуэльные традиции пришли в Россию с Запада, но очень быстро стали теми заимствованиями, которые превращаются в неотъемлемые национальные особенности.
Первая в России задокументированная дуэль состоялась в 1666 году в Немецкой слободе. Дрались между собой два офицера русской службы из иноземного полка — англичанин и шотландец, повздорившие на пирушке в честь дня рождения английского короля. Вскоре же и в среде русской знати зародилась привычка стреляться за поруганную честь. Стрелялись совсем не так, как было принято у европейцев, дуэли были жёстче, а поводы весомей, отчего дуэлянты и встречали благодушие и снисхождение правительства.
Русские поединки с самого начала прославились своей жестокостью. Впрочем, не скрывали этого и сами дуэлянты, откровенно насмехаясь над европейской манерой стреляться. Обоюдный промах не восстанавливал честь русских дуэлянтов, однозарядное оружие перезаряжалось и перезаряжалось, пока дуэль не доводилась «до конца» — смерти или хотя бы потери сознания одним из дуэлянтов. В Европе же, в свою очередь, большинство поединков заканчивались бескровно: европейцы предпочитали стреляться из неподвижного положения на 25-35 шагах или дальше. Русские же стрелялись с 15-20 шагов и меньше, а то и вовсе использовали чисто русские отчаянные формы поединков типа «пистолет ко лбу», «дуло в дуло», или «через платок», в которых избежать смерти одного дуэлянтов было практически невозможно.
Можно долго философствовать о русском национальном комплексе, порождающем такое отчаянное стремление к смерти, заставляющее стреляться лучших друзей и нежных утончённых поэтов, но нельзя не восхищаться смелостью и аристократизмом дуэльных традиций, нельзя отрицать, что дуэль как явление — признак присутствия свободной личности. Дуэль — это дерзкий элемент подлинной свободы, претензия на право распоряжения своей и чужой жизнью, претензия на безграничное право отстаивать собственную честь и правду. https://palaman.livejournal.com/390637.html (это источники, потом перенесу в конец)
Оружие для дуэли
В XVIII веке на дуэлях всё большее распространение получает огнестрельное оружие, главным образом — курковые однозарядные пистолеты. Страшное оружие, которое в руке опытного стрелка оставляло мало шансов противнику.
Шпага (от итал. Spada) – напрямую происходящее от полутораручного меча длинноклинковое колюще-рубящее или колющее оружие с длинной клинка 1000 мм и более, прямое, в ранних конструкциях с одним или двумя лезвиями, более поздних с гранёным клинком, а так же характерным развитым эфесом сложной формы с защитной дужкой, весом от 1 до 1.5 кг.
Рапира или гражданская шпага с прямым клинком длиной около 1100-1300 мм, вес около 1.5 кг знакома нам по фильмам о мушкетёрах.
Короткие шпаги (англ. Small sword «малый меч») колющее оружие с прямым клинком длиной около 800 мм, общая длина около 1000 мм, вес 1-1.3 кг. Могут быть как с лезвиями, так исключительно гранёными с заточенным остриём.
Сабля (венг. szablya от венг. szabni — «резать») рубяще-режуще-колющее клинковое холодное оружие со средней длиной изогнутого односторонней заточки клинка 80-110 см, с массой 0.8-2.6 кг.
Кодекс дуэли
1. Дуэль может и должна происходить только между равными.
2. Основной принцип и назначение дуэли — решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи.
3. Дуэль служит способом отомщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права.
4. Оскорбление может быть нанесено только равным равному.
5. Лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его.
6. Поэтому дуэль, как отомщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.
7. При вызове дворянина разночинцем первый обязан отклонить вызов и предоставить последнему право искать удовлетворения судебным порядком.
8. При нарушении права дворянина разночинцем, несмотря на оскорбительность его действий, первый обязан искать удовлетворения судебным порядком, так как он потерпел от нарушения права, но не от оскорбления.
9. Если, несмотря на это, дворянин все-таки пожелает драться, то он имеет на это право не иначе, как с формального письменного разрешения суда чести, рассматривающего, достоин ли противник оказываемой ему чести.
10. Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению.
https://ru.wikisource.org/wiki/Дуэльный_кодекс_В._Дурасова
А.С. Пушкин
Пушкина действительно можно считать одним из самых главных русских дуэлянтов: задокументировано 29 состоявшихся и несостоявшихся дуэлей Александра Сергеевича, а быть вызванным или вызывать на дуэль ему приходилось около сотни раз. Нельзя сказать, что Александр Сергеевич всегда придерживался благородных мотивов и правил дуэльного кодекса: часты были и дуэли на почве личной неприязни, когда Александра Сергеевича оскорбляло само присутствие того или иного человека. Большинство дуэлей отменялось — зачастую стороны всё-таки приходили к мирному соглашению. В тех же поединках, где противники всё же брались за оружие, Александр Сергеевич, несмотря на то, что был зачинщиком поединка, уступал первый выстрел сопернику, после чего смеялся, стрелял в воздух или опускал оружие, не пользуясь возможностью вызвать соперника к барьеру и застрелить. За все свои многочисленные дуэли он так ни разу и не пролил ни капли чужой крови. Вероятно, к дуэлям поэта тянула самая настоящая что ни на что есть скука и желание «пощекотать нервы», рискнуть, тем самым зачерпнув себе новую порцию вдохновения.
Так однажды, направляясь в один из виноградников Кишинёва на очередную дуэль, Пушкин находился в очень приподнятом настроении и по пути набрал полную фуражку спелой черешни. Черешня столь приглянулась поэту, что он невозмутимо продолжал её есть под дулом пистолета офицера Зубова прямо во время дуэли. Пушкинское хладнокровие и дерзость выводили офицера из себя: свидетели вспоминают, как трясло Зубова, выцеливающего жующего черешню Пушкина. Последовал выстрел, после чего смех Александра Сергеевича. Пушкин же стрелять отказался, отправившись гулять по винограднику.
Обладая довольно вздорным характером, на дуэлях Пушкин всегда был как никогда хладнокровен и выдержан: это составляло его особый, «пушкинский» стиль. С возрастом, конечно, Александр Сергеевич всё меньше относился к дуэли как к азартному развлечению, но, оставаясь до крайности щепетильным в вопросах своей репутации, продолжал активно использовать дуэль по прямому назначению — защите своей чести и достоинства.
https://palaman.livejournal.com/390637.html
М.Ю. Лермонтов