СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Русская изба»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Русская изба"

Просмотр содержимого документа
«Проект «Русская изба»»



Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный

Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Актуальность проекта:

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.



Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.

2. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

3. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

4. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)

5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

7. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

8. Воспитывать патриотические чувства.


В процессе реализации проекта прогнозируется:

- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

- изготовят макет русской избы;

- будет создан мини-музей «Русская изба».

- Воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.


Сроки реализации проекта: февраль – май 2020 г.

Формы работы с детьми:

Создание мини - музея «Русская изба».

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях.







ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этап проекта

Сроки

Содержание работы

I Этап

Подготовительный

03. 02. 2020г. – 16.03.2020г.

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

  1. создание в группе мини-музея «Русская изба»:

  • Стол, полки, лавки, печь, люлька, сундук;

  • Самовар, чугунок, бочка, расписная деревянная посуда и т.д.;

  • Коромысло, прялка, швейная машинка; ухват и т.д. (предметы обихода);

  • Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники;

  • Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы.

  1. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).

Научно-методическое:

  1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

  2. создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»

  3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»

II Этап

Основной

16.03.2020г. – 20.04.2020г.

  • Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;

  • Чтение русско-народных сказок;

  • заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

  • Проведение консультаций для родителей и педагогов;

  • Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;

  • Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»

III Этап

Заключительный

20.04.2018г. – 29.05.2018г.

  • Диагностика полученных знаний детей;

  • Анализ полученных данных;

  • Презентация мини-музея «Русская изба»,

  • Итоговое мероприятие: развлечение для детей «Деревенские посиделки»

  • Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сроки

Тема

Форма работы

Цель

Март

Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Беседа «Русская изба»;


Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Посещение мини-музея «Русская изба»;


Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать

сказки.






Музейное занятие «Русская печь»






Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Музейное занятие «Посиделки»








Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.


Изучение малых фольклорных форм

Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.


Расширять и обогащать словарный запас детей.

Аппликация «Русская изба»

Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»; «Народные куклы».




Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

Проведение русских народных игр.






Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Ознакомление с образцами вышивки и кружев.

Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

Май

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Беседа «В гости к мастерам»

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.

Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»






Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.


Лепка «Дымковская игрушка»












Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.


Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.


Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.


Рисование «Дымковская барыня»














Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.


Лепка «Филимоновская игрушка»
















Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.




Беседа «В гости к гжельским мастерам»








Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Рисование «Роспись гжельской посуды»










Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.

Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»


Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.






Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.


Обогащать словарь детей.










Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»


Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.




Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи»

Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью

Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»


Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).

Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам»

Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.

Роспись жостовского подноса

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;

Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

«Весёлый Городец» роспись разделочной доски

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Дидактическая игра «Составь узор»

Ознакомление с названиями городецкой росписи;

Составление композиции на досках различной формы.

Выставка детского творчества

«Чудо чудное – диво дивное»

Май

Традиции и обычаи русского народа

Беседа «Что такое обычай, обряд?»

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»


Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Развлечение «Деревенские посиделки»

Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Чтение русских народных сказок

Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Викторина «Народный фольклор»

Закрепить знания детей о народном фольклоре.



Итоговое мероприятие

Развлечение «Деревенские посиделки»

Выставка поделок

«Ай, да умельцы!»



Литература

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!