Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №167»
Ленинского района г. Саратова
Утверждаю
заведующий МДОУ
«Детский сад
комбинированного вида № 167»
_______________Н. А. Марченко
Проект
«Русская изба»
Воспитатели подг. гр.
«Василек»:
Шапкина Ю.П.
Джардимова Б.С.
Саратов 2020г.
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.) Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.
2. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
3. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
4. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)
5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
7. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
8. Воспитывать патриотические чувства.
В процессе реализации проекта прогнозируется:
- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;
- познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;
- обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;
- дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;
- изготовят макет русской избы;
- будет создан мини-музей «Русская изба».
- Воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.
Сроки реализации проекта: февраль – май 2020 г.
Формы работы с детьми:
Создание мини - музея «Русская изба».
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этап проекта | Сроки | Содержание работы |
I Этап Подготовительный | 03. 02. 2020г. – 16.03.2020г. | Изучение литературы по данной теме; Составление перспективно – тематического плана; Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; Обогащение развивающей среды: Материальное: создание в группе мини-музея «Русская изба»: Стол, полки, лавки, печь, люлька, сундук; Самовар, чугунок, бочка, расписная деревянная посуда и т.д.; Коромысло, прялка, швейная машинка; ухват и т.д. (предметы обихода); Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники; Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.). Научно-методическое: подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций; создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок» Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее» |
II Этап Основной | 16.03.2020г. – 20.04.2020г. | Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений; Чтение русско-народных сказок; заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок. Проведение консультаций для родителей и педагогов; Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»; Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!» |
III Этап Заключительный | 20.04.2018г. – 29.05.2018г. | Диагностика полученных знаний детей; Анализ полученных данных; Презентация мини-музея «Русская изба», Итоговое мероприятие: развлечение для детей «Деревенские посиделки» Выставка поделок «Ай, да умельцы!» |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сроки | Тема | Форма работы | Цель |
Март | Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. | Беседа «Русская изба»; | Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни) |
Посещение мини-музея «Русская изба»; | Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее. |
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка» | Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки. |
Музейное занятие «Русская печь» | Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. |
Музейное занятие «Посиделки» | Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны; |
Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. | Изучение малых фольклорных форм |
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | Расширять и обогащать словарный запас детей. |
Аппликация «Русская изба» | Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода. |
Занятие «Бабушкин сундучок» Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»; «Народные куклы». | Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами |
Проведение русских народных игр. | Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. |
Ознакомление с образцами вышивки и кружев. | Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий. |
Май | Знакомство с декоративно-прикладным искусством. | Беседа «В гости к мастерам» | Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью. |
Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка» | Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора. |
Лепка «Дымковская игрушка» | Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму. |
Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок. | Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей. |
Рисование «Дымковская барыня» | Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре. |
Лепка «Филимоновская игрушка» | Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства. |
Беседа «В гости к гжельским мастерам» | Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. |
Рисование «Роспись гжельской посуды» | Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии. |
Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России» | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики. |
Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели. | Обогащать словарь детей. |
Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор» | Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве. |
Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» | Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью |
Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома» | Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка). |
Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» | Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения. |
Роспись жостовского подноса | Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово; Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов. |
«Весёлый Городец» роспись разделочной доски | Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи. |
Дидактическая игра «Составь узор» | Ознакомление с названиями городецкой росписи; Составление композиции на досках различной формы. |
Выставка детского творчества «Чудо чудное – диво дивное» |
Май | Традиции и обычаи русского народа | Беседа «Что такое обычай, обряд?» | Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь. |
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» | Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников. |
Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства» | Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства. |
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» | Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. |
Развлечение «Деревенские посиделки» | Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники. |
Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка» | Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. |
Чтение русских народных сказок | Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа. |
Викторина «Народный фольклор» | Закрепить знания детей о народном фольклоре. |
Итоговое мероприятие Развлечение «Деревенские посиделки» |
Выставка поделок «Ай, да умельцы!» |
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н, Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.