Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение «Детский сад №222»
ДЕТСКО - ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ
В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ № 12 "Пчёлка"
Мир динозавров
образовательные области:
«Познавательное, социально-коммуникативное развитие»
Выполнила:
Пискунова Е.С.
Пояснительная записка
Знание истории - помогает развивать в ребёнке познавательно – исследовательские способности, формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение этому - растущая любознательность в старшем дошкольном возрасте, стремление к экспериментированию. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а помочь ее развить. К старшему дошкольному возрасту познавательно – исследовательская деятельность переходит в особую деятельность ребенка со своими мотивами, целями, осознанным намерением понять, как жили динозавры, чем питались, почему вымерли, дошкольники стремятся узнать новое о мире, хотят упорядочить свои представления об окружающем.
Сотни миллионов лет назад на планете царствовали динозавры и примитивные млекопитающие. Из-за природных катаклизм от них остались окаменелые скелеты и следы да далекие потомки вроде черепах и крокодилов, благополучно переживших многие земные катастрофы.
Однажды Алемхан принес в детский сад новую игрушку. Это был большой динозавр. Ребята очень заинтересовались этим необычным животным. Детьми задавалось большое количество вопросов, относительно того, когда жили динозавры, чем они питались, как размножались. В связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты вызывает интерес у детей нашей группы. И мы решили выяснить все о динозаврах, времени, когда они жили, и, конечно же, причине их вымирания. Теме доисторических обитателей планеты в детском саду не уделяется достаточного внимания, а она вызывает огромный интерес у дошкольников. Поэтому данный проект поможет поддержать познавательную инициативу, расширить знания детей о жизни на земле в далекие времена, развить творческие способности в детском художественном творчестве, научит создавать макеты, радоваться совместно созданной работе.
Название проекта: «Мир динозавров».
Образовательная тема проекта: «Исследуем и познаем».
Проблемное поле проекта: теме доисторических обитателей планеты в детском саду не уделяется достаточного внимания, а она вызывает огромный интерес у дошкольников. Поэтому, данный проект поможет поддержать познавательную инициативу, расширить знания детей о жизни на земле в далекие времена, развить творческие способности в детском художественном творчестве, научит создавать макеты, радоваться совместно созданной работе.
Методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта «Мир динозавров»
В работе по воспитанию и образованию детей мы используем различные методы и формы работы: от традиционных до инновационных и современных.
1)метод наблюдения: - распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2)Метод демонстрации, включает различные приемы: _показ предметов; - демонстрация картин, иллюстраций.
3) Словесные методы и приемы: - объяснение; - рассказ воспитателя или ребёнка.
4) Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы:
- исследование,
-постановка задания,
- оперативное стимулирование,
-анализ результатов,
- метод игры.
Цель: формирование представлений у детей об эпохи динозавров, посредством создания благоприятных условий для реализации познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.
Задачи:
познакомить детей с удивительными животными древнего мира – динозаврами, с разнообразием их видов и внешними особенностями;
познакомить детей с элементами профессиональной деятельности ученых-палеонтологов, занимающихся изучением древних животных;
через экспериментирование и практическую деятельность развивать у детей интерес к истории древнего мира;
совершенствовать умение составлять рассказы об обитателях древнего мира, делать зарисовки и различные поделки.
воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, словесное искусство), познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Планируемые результаты:
сформируются основы знаний о древних животных – динозаврах;
сформируются элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира);
повысится творческий потенциал в художественно-изобразительной, речевой, игровой деятельности;
познакомятся с профессией ученых-палеонтологов, занимающихся раскопками и изучением древних животных.
Вид проекта: познавательно–исследовательский, информационный, игровой, практико-ориентированный.
Состав участников: воспитанники группы общеразвивающей направленности, воспитатели, родители воспитанников.
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время проведения проекта с 21.06.2021г. – 09.07.2021г.
№ п/п | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Педагоги: Определение цели, задач. Сбор информации и материалов, подбор художественной литературы. Дети: Восприятие цели и задач, предложенных воспитателем. Родители: художественная литература по теме проекта, фигуры динозавров. | 4 дня 21.06 – 24.06 |
2 | Аналитический | Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами. | 2 дня 24.06-25.06 |
3 | Практический | Воспитатель организует работу через виды деятельности, оказывает практическую помощь детям. Формирует знания, умения, навыки. | 3 недели 21.06 – 09.07. |
4 | Презентационный | Организация презентации проекта через мини - выставку фигурок динозавров, фотоотчёт. | 09.07 |
5 | Контрольный | Викторина «Удивительный мир динозавров» | 09.07 |
Организационные формы работы над проектом
№ п/п | Деятельность по участникам | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Деятельность воспитателя | Подбор художественной литературы: просмотр и беседа по энциклопедиям «Все о динозаврах», стихи, загадки, рассказы. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта. Создание дидактических игр: Подготовка атрибутов для мини-выставки фигурок динозавров | Сказка М. Наумова «О летучем динозавре», короткая поучительная "Сказка о динозаврах-братьях" заучивание сти-я «Почему исчезли динозавры?», детская энциклопедия «Что? Как? Почему?», «Эра динозавров», энциклопедия с развивающими заданиями «Динозавры», самая лучшая иллюстрированная энциклопедия «О динозаврах». Стихи и загадки о динозаврах. д/и «Найди лишнее в каждой строчке», «Что идет дальше.»(построй логическую цепочку), «Помоги динозаврам добраться до яиц», «Найди по описанию», пазлы «Собери динозавра»; наглядный материал «Динозавры», «Растительный мир динозавров». «Найди динозавра по описанию», «Кто, что ест?» Создание декораций и героев к мини-выставке. | 1-я неделя В течение всего проекта В течение всего проекта 1-я неделя |
2 | Совместная деятельность педагога и детей | Чтение Беседы Опыты Физкультминутки пальчиковые игры, подвижные игры д/и | Сказка М. Наумова «О летучем динозавре». Детские энциклопедии «В мире динозавров», «Доисторическая эпоха» "Сказка о динозаврах-братьях" заучивание сти-я «Почему исчезли динозавры?», детская энциклопедия «Что? Как? Почему?», «Эра динозавров», энциклопедия с развивающими заданиями «Динозавры», самая лучшая иллюстрированная энциклопедия «О динозаврах». Стихи и загадки о динозаврах. «Что мы знаем о динозаврах?»; «Кто такие динозавры и когда они жили?»; «Дети динозавров»; «На кого похожи динозавры» «Растущее яйцо динозавра»; «Извержение вулкана». «Динозавр устал сидеть», «Мир динозавров», «Планета динозавров», «Через гору динозавра», «Горбы динозавра» | В течение всего проекта. В течение всего проекта. 1-2 неделя. 1-3неделя |
3 | Совместная деятельность детей друг с другом | Дидактические игры Конструирование из лего. | «Найди динозавра», «Покорми динозавра», «Найди маму динозавра», «Парк Юрского периода», «Назад в прошлое», «Опиши динозавра», «Сложи картинку динозавра», «Посчитай динозавров», «Найди динозаврам пару» «Планета динозавров», «Гигантский динозавр» | 1-3 неделя 1-я неделя |
4 | Самостоятельная деятельность детей | Организация мини-выставки Лепка Раскрашивание рисунков. Рисование | Создание декораций и героев к мини-выставке. «Мой динозавр» «Мои динозавры» и др. тематические раскраски «Мой динозавр», «Неизвестная планета динозавров», «Хищные и травоядные динозавры» | 1-3 неделя 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя |
5 | Совместная деятельность ребенка с родителями | Беседы Чтение художественной литературы | «Что мы знаем о динозаврах?»; «Кто такие динозавры и когда они жили?» Детские энциклопедии «В мире динозавров», «Доисторическая эпоха»; Ронни Орен «Секреты из пластилина. Динозавры». Сказка М. Наумова «О летучем динозавре», короткая поучительная "Сказка о динозаврах-братьях" заучивание сти-я «Почему исчезли динозавры?», детская энциклопедия «Что? Как? Почему?», «Эра динозавров», энциклопедия с развивающими заданиями «Динозавры», самая лучшая иллюстрированная энциклопедия «О динозаврах». Стихи и загадки о динозаврах. | В течение всего проекта |
6 | Деятельность родителей | Подготовка материала к мини-выставке | Аппликация совместно с ребенком «Мой любимый динозавр»; Составление рассказа совместно с ребенком «История моего динозавра». | 1-я неделя |
Итоговое мероприятие
Викторина «Удивительный мир динозавров»
Продукты проекта:
- Творческие работы: рисунки: «Мой динозавр», «Неизвестная планета динозавров», «Хищные и травоядные динозавры»;
- Лепка: «Мой динозавр»;
- мини-выставка различных фигурок динозавров
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство, словесное искусство), физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
№п/п | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство) | Ручной труд (конструирование из лего, природного материала) «Планета динозавров», «Гигантский динозавр»; Рисование «Мой динозавр», «Неизвестная планета динозавров», «Хищные и травоядные динозавры»; Лепка «Мой динозавр» | - развивать творческие способности детей, фантазию, - развивать мелкую моторику рук, - развивать умение подбирать цветовую гамму при рисовании, - воспитывать бережное отношение к природе. |
2 | Художественно-эстетическое развитие (словесное искусство) | Сказка М. Наумова «О летучем динозавре», короткая поучительная "Сказка о динозаврах-братьях". Стихи и загадки о динозаврах. | - прививать интерес к художественной литературе, - развивать логическое мышление, - развивать речь. |
3 | Познавательное развитие | «Что мы знаем о динозаврах?»; «Кто такие динозавры и когда они жили?». | - расширять знания о жизни динозавров; - воспитывать бережное отношение к природе - формировать у детей представления, кто такие динозавры и в какое время они существовали на земле; - расширять знания детей о растениях в эру динозавров. |
4 | Социально-коммуникативное развитие | «В парке динозавров», «Древние люди», «Борьба динозавров», «Я-динозавров». | - формировать у детей представления, как жили и чем занимались динозавры, - формировать у детей уважительное отношение в игре друг к другу |
5 | Физическое развитие | Физкультминутки, пальчиковые и подвижные игры. | - развивать двигательную активность детей, моторику рук. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта.
Для реализации проекта необходимо разнообразить знания детей на такие темы, как «Кто такие динозавры, чем они питались», «Как динозавры заботились о своих детях», «Существуют ли сейчас животные, похожие на динозавров», «Почему вымерли динозавры?» и с помощью наглядного материала разъяснить причины, по которым мы с детьми можем узнать данную информацию.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок экспериментирования в группе (материал для опытов и экспериментов в рамках данного проекта).
2. Методический инструментарий (дидактические игры, конспекты бесед, наглядный материал, журнал).
3. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
4.Атрибуты и оборудование для рисования, лепки, конструирования.
5. Подборка опытов и экспериментов.
ПРОЕКТНАЯ КАРТА
Долгосрочный проект
(3 недели)
Проектная карта |
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Недели | Дни недели |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Совместная с взрослыми деятельность | 1-ая | Просмотреть энциклопедию «Эра динозавров» П/и «Горбы динозавра» | Сказка М. Наумова «О летучем динозавре», короткая поучительная "Сказка о динозаврах-братьях" | Опыт «Извержение вулкана». | Подготовка атрибутов для мини-выставки динозавров; «Через гору динозавра» | С/и «В парке динозавров»; Просмотр мультфильма «Динозавр» |
2-ая | Беседы на тему «Что мы знаем о динозаврах?»; «Кто такие динозавры и когда они жили?» | Составление рассказа совместно с родителями «История моего динозавра» | Просмотр детского документального сериала «Доисторический парк», | Д\и «Собери пазлы» | П/и «По следам динозавров». |
3-я | Подвижные и спортивные игры «Волшебное путешествие», «Планета динозавров»«Горбы динозавра» | П /и «Через гору динозавра» | Разучивание песни «Динозавр Денвер» | Опыт «Растущее яйцо» | Математическая игра «Веселый счет с динозаврами» |
2 | Совместная с другими детьми деятельность | 1-ая | Сбор фигурок динозавров для мини-выставки | Конструирование забора из природного материала | Конструирование из конструкт. лего забора для гигантского динозавра | Создание декораций и героев к мини-выставке. | Лепка «Мой динозавр» |
2-ая | Д/и «Найди динозавра» | Д/и «Покорми динозавра» | Д/и «Найди маму динозавра» | Д/и «Парк Юрского периода» | Раскраски «Мои динозавры» и др. тематические раскраски |
3-я | П/и «По следам динозавров» | Д/и «Назад в прошлое» | Д/и «Опиши динозавра», | Д/и «Сложи картинку динозавра», | Шаблон графия «Динозавры». |
3 | Самостоятельная деятельность | 1-ая | Д/и «Посчитай динозавров» | Д/и «Найди динозаврам пару» | Д/и «Собери пазлы» | Д/и «Найди динозавра» | Рисование «мой динозавр» |
2-ая | Д/и «Покорми динозавра» | Д/и отгадаем» | Д/и «Найди маму динозавра» | Математическая игра «Каждому динозавру по домику», | Раскрашивание рисунков «Планета динозавров» |
3-я | Д/и «Что сначала, что потом» | Д/и «Кто найдет больше отличий» | Д/и «Парк Юрского периода» | Шаблон графия «Динозавры». | Составление рассказа «История моего динозавра». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия « Динозавры», «Все динозавры»
2. М. Авдонина, «Динозавры». Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо»,2007г.
3. Все о динозаврах», издательство «Астрель», Москва, 2000г.
4. «Динозавры и другие исчезнувшие животные», издательство «Махаон» 2005г.
5. Энциклопедия «Мир вокруг нас» (с развивающими заданиями)
6. Интернет-ресурсы.
Приложение № 1
Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»
Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.
Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями.
Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий.
Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина.
Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров». Почитайте сказки о динозаврах: «Сказка о динозавре по имени Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной «гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям.
Успехов Вам и Вашему ребенку!
Приложение № 2
Викторина «Планета динозавров»
1.
Что означает слово «Динозавр»?
Ужасный ящер
Древний ящер
Доисторическое чудовище
2.
Каких динозавров никогда не существовало?
Шоколадоядные
Хищники
Травоядные
3.
Умели ли динозавры летать?
Да, умели
Летали не динозавры, а рептилии, которые жили в то время
Нет, не умели
4.
Подбери к картинке название динозавра
Стиракозавр
Тиранозавр
Трицератопс
Диплодок
5.
.
Тиранозавр
Трицератопс
Диплодок
Стиракозавр
6.
.
Тиранозавр
Диплодок
Трицератопс
Стиракозавр
7.
.
Трицератопс
Тиранозавр
Диплодок
Стиракозавр
8.
Как называются ученые, которые изучают динозавров?
Археологи
Зоологи
Палеонтологи
Биологи
9.
Правда ли то, что динозавры глотали камни?
Да. Они служили для перетирания жестких листьев и побегов непосредственно в желудке динозавра
Да, камнеядные динозавры глотали камни
Нет, динозавры не глотали камни
10.
Какого цвета были динозавры?
В основном - зеленого цвета
Какого цвета были динозавры, никто не знает. Специалист полагают, что окрас динозавров соответствовал среде их обитания.
Чаще всего - коричневого цвета
11.
Могли ли динозавры чуять запахи?
Нет, динозавры не различали запахи
Многие динозавры обладали отличным обонянием
Ученым не известен ответ на этот вопрос
12.
Строили ли динозавры себе дома?
Некоторые динозавры рыли норы
Нет, динозавры не строили себе жилища
Некоторые динозавры строили себе гнезда для кладок яиц
13.
Есть ли на земле место, где не жили динозавры?
Останки динозавров обнаружены на всех континентах Земли
В Антарктиде - там было слишком холодно
В Австралии - там было слишком жарко для толстокожих динозавров
14.
Вымерли ли вместе с динозаврами все прочие рептилии?
Вымерли, но немного позже
Нет. Многие рептилии смогли выжить и даже дожили до наших дней
Да, вымерли вместе с динозаврами
15.
Спали ли динозавры?
Нет, им это не надо
Все животные, включая человека, нуждаются во сне и отдыхе. И динозавры не исключение
Спали, но очень редко
16.
Жили ли динозавры в море?
Динозавры не жили в море, они могли заходить в воду для охоты на рыбу или переплывать реку, спасаться от хищника.
Да, конечно жили!
Нет, динозавры никогда не подходили к воде!
Приложение №3
Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия. 1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно. 2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра. | 3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок. 4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм. | 5. Обведите на листе картона диск, рассчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы. 6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска. |
7. На диск приклейте кусочки двустороннего скотча, отклейте защитную плёнку и соедините с контуром основы. 8. Дорисуйте маркером или фломастером глаза, наклейте окружающие предметы. Здесь можно использовать фрагменты открыток, иллюстраций из журналов. | Вот такая красота получается у нас. | Мастер – класс «Такие забавные динозавры». |