ПРОЕКТ «САГААЛГАН – ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА»
Антипова Людмила Андреевна – учитель-дефектолог, ГБОУ СКОШИ I-II вида, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Соктуева Аюна Даши-Нимаевна – учитель-дефектолог, ГБОУ СКОШИ I-II вида, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Бальжиева Марина Викторовна - учитель-дефектолог, ГБОУ СКОШИ I-II вида, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
Тип проекта: творческий.
Сроки реализации проекта: январь, февраль
Участники проекта: педагоги школы, учащиеся, родители.
История и значение праздника «Сагаалган»
Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание у обучающихся чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган». Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы. Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год но лунному календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих буддизм. Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия:
- белый цвет означал радость;
- белый смех – смех доброты, дружелюбия;
- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;
- «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;
- «шэнэлхэ» - обновить, обновлять;
- «Шэнэ жэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги.
Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов, достойно дополняющих значимость праздника. У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года. Таким будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.
В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса.
Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо всё живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.
Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.
Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру его проживания.
Актуальность
Праздник - важная часть общественной жизни, которое обогащает духовно, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстановить добрые традиции, приобщает к национальной культуре, народным традициям, к общечеловеческим ценностям, объединяет и побуждает к творчеству.
Положительное влияние праздников на личностное развитие детей с нарушениями слуха, их социальную адаптацию в большей мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства, с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции ( мышление , память, внимание и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к празднику расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умения общения.
Школьный проект «Сагаалган» будет способствовать к овладению воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации как в учебной так и внешкольной деятельности.
Праздник «Сагаалган» – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Наш проект направлен на сохранение культуры, традиций и обычаев бурятского народа, а также для развития чувства сопричастности к народным торжествам.
Проект «Сагаалган – праздник белого месяца» предполагает организацию деятельности детей с нарушениями слуха по изучению национального праздника, подготовку к его проведению и вовлечение в совместную творческую деятельность родителей учащихся. Реализация данного проекта предполагает вовлечение родителей в совместную деятельность и способствует формированию родительского интереса к проблемам и успехам своих детей, поможет выстраивать позитивные взаимоотношения.
Актуальность
Праздник - важная часть общественной жизни, которое обогащает духовно, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстановить добрые традиции, приобщает к национальной культуре, народным традициям, к общечеловеческим ценностям, объединяет и побуждает к творчеству.
Положительное влияние праздников на личностное развитие детей с нарушениями слуха, их социальную адаптацию в большей мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства, с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции ( мышление , память, внимание и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к празднику расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умения общения.
Школьный проект «Сагаалган» будет способствовать к овладению воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации как в учебной так и внешкольной деятельности.
Праздник «Сагаалган» – это символ обновления человека и природы, чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Наш проект направлен на сохранение культуры, традиций и обычаев бурятского народа, а также для развития чувства сопричастности к народным торжествам.
Проект «Сагаалган – праздник белого месяца» предполагает организацию деятельности детей с нарушениями слуха по изучению национального праздника, подготовку к его проведению и вовлечение в совместную творческую деятельность родителей учащихся. Реализация данного проекта предполагает вовлечение родителей в совместную деятельность и способствовует формированию родительского интереса к проблемам и успехам своих детей, поможет выстраивать позитивные взаимоотношения.
Цель
Педагогические | Ученические |
Воспитание нравственных качеств личности, формирование позитивных детско –родительских отношений | Знакомство с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. |
Задачи
Педагогические | Ученические |
Развивать познавательную сферу: внимание, восприятие, память, мышление. Развивать коммуникативные компетенции, навыки взаимодействия. Формировать позитивные межличностные отношения. Формировать навыки рефлексии и адекватную самооценку. Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, семейным традициям. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, культуру поведения. Развивать жизненную компетенцию, воспитывать самостоятельность, ответственность, сознательность | Познакомиться с содержанием книг и другими Приготовить подарки на праздник. Принять участие в празднике «Сагалгаан» |
Этапы реализации проекта
Первый этап
Содержание деятельности учащихся | Содержание деятельности педагога |
Обсуждение перспективного плана проекта «Сагалгаан» с детьми , родителями, социальными партнерами содержание проекта, составление содержания проекта, составление плана мероприятий. Посещение дацана, республиканской детской библиотеки, экскурсии в музеи города. Чтение книг: -народные бурятские сказки- - «Гэсэр»- бурятский народный эпос - «Мы живем за Байкалом», А. Бальбуров - «Буряты. Традиции и культура», Г.Башкуев | Оказание организационной и консультационной помощи. Организация мероприятий по ознакомлению учащихся с дацанами и библиотеками города. Привлечение к совместной деятельности родителей. |
Второй этап
Содержание деятельности учащихся | Содержание деятельности педагога |
Знакомство и обсуждение сценария праздника Сагалгаан» Участие в конкурсах детского творчества. Беседы на темы: -«Молочная пища», «Цвета хадака» «Значение бурятских имен» «Бурятская национальная одежда» и др. Проведение традиционных бурятских игр Интерактивные занятия для детей: «Легенды Белого месяца» « Легенда о войлочной юрте» Знакомство с бурятскими музыкальными инструментами: «иочин», «ятаг», «чанза» Работа над презентациями «Традиции Саглагаана». Подготовка праздника «Сагалгаан». | Оказание консультационной помощи при распределении обязанностей, разработка плана деятельности. Привлечение родителей, партнеров обеспечение необходимыми материалами. |
Третий этап
Содержание деятельности учащихся | Содержание деятельности педагога |
Представление презентаций «Легенда о 12 животных восточного календаря» «Как встречать Сагаалгаан». Оформление выставки детского творчества. Проведение праздника. Подведение итогов | Оказание помощи в проведении мероприятий привлечение родителей и партнеров, подготовка призов. Организация классного часа совместно с родителями для подведения итогов |
Ожидаемые результаты проекта:
Разработка системы занятий для детей с нарушениями слуха по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
Оформление практического материала по теме проекта;
Проведение праздника «Сагаалган»;
Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: выставка детских рисунков: Национальная одежда. "Как мы встречаем праздник Сагаалган", выставка поделок к празднику, участие в празднике;
Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции бурятского народа».
Литература:
Бальбуров А. Мы живем за Байкалом. – М. Детская литература. 1967
Башкуев Г. Буряты. Традиции и культура – Soyol, 1999
Богданова Т.Г. Сурдопсихология.- Москва, 2002
Воспитание учащихся с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях /Под ред. Г.Н. Пенина и З.А.Пономаревой С -П, Каро, 2006
Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. – Бурятское книжное издательство, 1986.
Зыкова М.А. Самостоятельное общение глухих школьников в процессе совместной деятельности // Дефектология. - 1995. - № 4. - С.38-43.
Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: в 2 ч.– М,: Издательство НЦ ЭНАС, 2001
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I-II вида /Под ред. Речицкой Е.Г М.: Владос, 2013
Речицкая Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы
Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.
Сурдопедагогика. /Под ред.Е.Г. Речицкой. - М.: Просвещение, 2004.