СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сагаалган - праздник белого месяца"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сагаалган - праздник белого месяца"»



ПРОЕКТ «САГААЛГАН – ПРАЗДНИК БЕЛОГО МЕСЯЦА»

Антипова Людмила Андреевна – учитель-дефектолог, ГБОУ СКОШИ I-II вида, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

Соктуева Аюна Даши-Нимаевна – учитель-дефектолог, ГБОУ СКОШИ I-II вида, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия

Бальжиева Марина Викторовна - учитель-дефектолог, ГБОУ СКОШИ I-II вида, г.Улан-Удэ, Республика Бурятия


Тип проекта:  творческий.

Сроки реализации проекта: январь, февраль

Участники проекта: педагоги школы, учащиеся, родители.

История и значение праздника «Сагаалган»

Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание у обучающихся чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган». Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы.  Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год но лунному календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих буддизм.  Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у кочевых племен  складывались следующие понятия:

- белый цвет означал радость;

- белый смех – смех доброты, дружелюбия;

- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;

- «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;

- «шэнэлхэ» - обновить, обновлять;

- «Шэнэ жэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги.

Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов, достойно дополняющих значимость праздника. У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года. Таким будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.

В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса.

Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо всё живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.

Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.

Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором.  Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру  его проживания.

Актуальность

Праздник - важная часть общественной жизни, которое обогащает духовно, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстановить добрые традиции, приобщает к национальной культуре, народным традициям, к общечеловеческим ценностям, объединяет и побуждает к творчеству.

Положительное влияние праздников на личностное развитие детей с нарушениями слуха, их социальную адаптацию в большей мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства, с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции ( мышление , память, внимание и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к празднику расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умения общения.

Школьный проект «Сагаалган» будет способствовать к овладению воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации как в учебной так и внешкольной деятельности.

Праздник «Сагаалган» – это символ обновления человека и природы, чистоты  помыслов, надежды и добрых ожиданий. Наш проект направлен на сохранение культуры, традиций и обычаев бурятского народа, а также для развития чувства сопричастности к народным торжествам.

Проект «Сагаалган – праздник белого месяца» предполагает организацию деятельности детей с нарушениями слуха по изучению национального праздника, подготовку к его проведению и вовлечение в совместную творческую деятельность родителей учащихся. Реализация данного проекта предполагает вовлечение родителей в совместную деятельность и способствует формированию родительского интереса к проблемам и успехам своих детей, поможет выстраивать позитивные взаимоотношения.

Актуальность

Праздник - важная часть общественной жизни, которое обогащает духовно, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстановить добрые традиции, приобщает к национальной культуре, народным традициям, к общечеловеческим ценностям, объединяет и побуждает к творчеству.

Положительное влияние праздников на личностное развитие детей с нарушениями слуха, их социальную адаптацию в большей мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства, с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции ( мышление , память, внимание и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к празднику расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умения общения.

Школьный проект «Сагаалган» будет способствовать к овладению воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации как в учебной так и внешкольной деятельности.

Праздник «Сагаалган» – это символ обновления человека и природы, чистоты  помыслов, надежды и добрых ожиданий. Наш проект направлен на сохранение культуры, традиций и обычаев бурятского народа, а также для развития чувства сопричастности к народным торжествам.

Проект «Сагаалган – праздник белого месяца» предполагает организацию деятельности детей с нарушениями слуха по изучению национального праздника, подготовку к его проведению и вовлечение в совместную творческую деятельность родителей учащихся. Реализация данного проекта предполагает вовлечение родителей в совместную деятельность и способствовует формированию родительского интереса к проблемам и успехам своих детей, поможет выстраивать позитивные взаимоотношения.


Цель


Педагогические

Ученические

Воспитание

нравственных качеств личности, формирование позитивных детско –родительских отношений

Знакомство с культурой, бытом и обычаями бурятского народа.


Задачи

Педагогические

Ученические

Развивать познавательную сферу: внимание, восприятие, память, мышление.

Развивать коммуникативные компетенции, навыки взаимодействия.

Формировать позитивные межличностные

отношения.

Формировать навыки рефлексии и адекватную самооценку.

Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, семейным традициям.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, культуру поведения.

Развивать жизненную компетенцию, воспитывать самостоятельность, ответственность, сознательность

Познакомиться с содержанием книг и другими

Приготовить подарки на праздник.

Принять участие в празднике «Сагалгаан»




Этапы реализации проекта

Первый этап

Содержание деятельности

учащихся

Содержание деятельности педагога

Обсуждение перспективного плана проекта «Сагалгаан» с детьми , родителями, социальными партнерами содержание проекта, составление содержания проекта, составление плана мероприятий.

Посещение дацана, республиканской детской библиотеки, экскурсии в музеи города.

Чтение книг:

-народные бурятские сказки-

- «Гэсэр»- бурятский народный эпос

- «Мы живем за Байкалом», А. Бальбуров

- «Буряты. Традиции и культура», Г.Башкуев

Оказание организационной и консультационной помощи.

Организация мероприятий по ознакомлению учащихся с дацанами и библиотеками города.

Привлечение к совместной деятельности родителей.


Второй этап

Содержание деятельности

учащихся

Содержание деятельности педагога

Знакомство и обсуждение сценария праздника

Сагалгаан»

Участие в конкурсах детского творчества.

Беседы на темы: -«Молочная пища»,

«Цвета хадака»

«Значение бурятских имен»

«Бурятская национальная одежда» и др.

Проведение традиционных бурятских игр

Интерактивные занятия для детей:

«Легенды Белого месяца»

« Легенда о войлочной юрте»

Знакомство с бурятскими музыкальными инструментами:

«иочин», «ятаг», «чанза»

Работа над презентациями «Традиции Саглагаана».

Подготовка праздника «Сагалгаан».

Оказание консультационной помощи при распределении обязанностей, разработка плана деятельности.

Привлечение родителей, партнеров обеспечение необходимыми материалами.



Третий этап

Содержание деятельности

учащихся

Содержание деятельности педагога

Представление презентаций «Легенда о 12 животных восточного календаря»

«Как встречать Сагаалгаан».

Оформление выставки детского творчества.

Проведение праздника.

Подведение итогов

Оказание помощи в проведении мероприятий привлечение родителей и партнеров, подготовка призов.

Организация классного часа совместно с родителями для подведения итогов


Ожидаемые результаты проекта:

        Разработка системы занятий для детей с нарушениями слуха по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;

        Оформление практического материала по теме проекта;

        Проведение праздника «Сагаалган»;

        Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: выставка детских рисунков: Национальная одежда. "Как мы встречаем праздник Сагаалган", выставка поделок к празднику, участие в празднике;

        Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции бурятского народа».


Литература:

  1. Бальбуров А. Мы живем за Байкалом. – М. Детская литература. 1967 

  2. Башкуев Г. Буряты. Традиции и культура – Soyol, 1999

  3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология.- Москва, 2002

  4. Воспитание учащихся с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях /Под ред. Г.Н. Пенина и З.А.Пономаревой С -П, Каро, 2006

  5. Гэсэр. Бурятский народный героический эпос. – Бурятское книжное издательство, 1986.

  6. Зыкова М.А. Самостоятельное общение глухих школьников в процессе совместной деятельности // Дефектология. - 1995. - № 4. - С.38-43.

  7. Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: в 2 ч.– М,: Издательство НЦ ЭНАС, 2001

  8. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I-II вида /Под ред. Речицкой Е.Г М.: Владос, 2013

  9. Речицкая Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы

  10. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.

  11. Сурдопедагогика. /Под ред.Е.Г. Речицкой. - М.: Просвещение, 2004.










 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!