СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сенсомоторный центр"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Lля оказания полноценной помощи в развитии речи и психических функций у детей необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания сенсомоторного центра в детском саду.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сенсомоторный центр"»
















Педагогический проект

«Сенсомоторный центр в детском саду»


Автор проекта:

С.М.Асташевская – учитель-логопед

Е.А.Медведева – учитель-логопед














2015-2017 уч. г.





«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют

развитию мозга»

И.П.Павлов


Тип проекта – познавательно-творческий

Продолжительность проекта – долгосрочный

Участники проекта – дети дошкольного возраста

Актуальность проекта.

Дошкольный возраста – период активного роста и развития ребенка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, и даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем большее количество информации получит мозг ребёнка через анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии, недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, низкий запас знаний и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук, бедность эмоциональной сферы. Поэтому для оказания полноценной помощи в развитии речи и психических функций у детей необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания сенсомоторного центра в детском саду.

Объект исследования – процесс развития речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.

Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей.

Формы работы с детьми

٭ Массаж и самомассаж

٭ Развитие тактильных ощущений

٭ Развитие мелкой моторики

٭ Снятие мышечного и эмоционального напряжения.



Цель – создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования полифункционального оборудования.

Задачи

Для детей

٭ Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

٭Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

٭ Решать образовательные задачи с помощью полифункционального оборудования.

٭ Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную учебную деятельность.

Для педагогов

٭ Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

٭ Выявить основные факторы, осложняющие становлению правильной речи у детей.

٭ Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

٭ Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по возрастам по развитию мелкой моторики рук и сенсомоторному развитию детей.

٭ Проанализировать влияние сенсомоторных игр на коррекцию речевых нарушений у детей.

٭ Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей

٭ Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей.

٭ Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально–технической базы центра по сенсомоторному развитию детей в логопедическом кабинете.



Этапы реализации проекта

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме сенсомоторного развития и влияния сенсомоторных игр на развитие речи детей

2. Проведение открытых мероприятий для педагогов ДОУ, коллег и родителей.

3. Поиск и использование в педагогической деятельности новых способов, форм, методов, приемов развития речи детей средствами сенсомоторных игр.

4. Обогащение опыта работы по данному направлению. Проведение мониторинга деятельности.

Продукт проекта

- Картотека пальчиковых игр.

- Картотека консультаций для родителей и педагогов.

- Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.

- Фото мастер-классы по изготовлению разных видов пособий по сенсомоторному развитию детей.

- Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук.

- Сенсомоторный центр в детском саду.

- Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.



Подведение итогов

- Выставка игр и пособий на заседании микрогруппы МО города.

- Презентация проекта на «Вернисаже» педагогического опыта.

- Сенсомоторный центр в детском саду.

- Конкурс на лучшую игру среди родителей.



Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (сбор информации по теме)

Содержание работы

Срок

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.

Сентябрь 2015

2. Обоснование путей реализации проекта


Основной (практический) этап

Содержание работы

Срок

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук:

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кисти рук;

- игры и упражнения с различными предметами;

- динамические упражнения;

- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворение, сценок, сказок.

2. Приобретение и изготовление пособий по развитию сенсомоторных навыков у детей разного возраста

По ходу реализации проекта















По ходу реализации проекта

2. Работа с детьми:

- игры с предметами;

- разного вида шнуровки;

- пальчиковый театр;

- картотека игр для пальчиков;


По ходу реализации проекта

3. Работа с педагогами:

Семинар практикум -

«Пальцы помогают говорить»;

«Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

«Сенсорное воспитание через развитие речи»

«Презентация игр и пособий для развития сенсомоторных навыков у детей»



2015-16 уч.год

2015-16 уч.год



2016-17 уч.год

Май 2017г.

4. Работа с родителями:

Консультации –

«Поиграйте с ребенком дома»;

«Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей»;

Конкурс на лучшее пособие



По ходу реализации проекта





Март 2017г.





Заключительный этап

Содержание работы

Срок

Подведение итогов и анализ:

- диагностика уровня развития мелкой моторики у детей;

- итоговое мероприятие «Веселые конкурсы»

Май 2017г.

Ожидаемый результат

1. У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).

2. Отмечается положительная динамика в развитии мелкой моторики, речи.

3. Значительно повысились внимание и память детей.

4. Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.

5. Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.


































Конспект итогового мероприятия для детей старшего возраста

«Веселые конкурсы»

Ведущие: учителя-логопеды С.М.Асташевская, Е.А.Медведева

Участники: дети МБДОУ «Детский сад №30 «Аист» и

МБДОУ «Детский сад № 27 «Садко»





Цель: закрепление сенсомоторных навыков в различных видах деятельности

Оборудование: массажные мячи, прищепки, шнуровки, вкладыши, дидактическая игра с прищепками «Кто что ест?», со счетными палочками «Собери картинку», сказки на прищепках «Колобок», «Репка».



План мероприятия.

1. Организационный момент

Знакомство. Представление команд.

2. Развитие мелкой моторики, силы пальцев рук, щипкового хвата.

Соревнование «Кто больше наденет прищепок» - дети нанизывают на веревку прищепки пока играет музыка.

3. Развитие тактильных ощущений

Игра «Рисунки на спине» - на столе выкладываются карточки с геометрическими фигурами, по-очереди дети «рисуют» на спине ребенка из другой команды фигуру, он должен выбрать нужную карточку.

4. Самомассаж - повышение кожно-мышечного тонуса.

А) Упражнение «Мячики» (по показу)

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.


Б) Сказка «Ёжик»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)

Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).

Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя.

А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много…

Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика). Довольный ёжик побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком).

Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке)



5. Развитие мелкой моторики, пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Эстафета «Животные» - уточнить с детьми названия животных и их пищи, раздать прищепки с животными. По команде дети по-очереди подбегают к столу и прикрепляют прищепку-животное к нужной еде. Победила команда, которая быстрей и правильней выполнила задание.

6. Развитие мелкой моторики и связной речи.

Конкурс «Сказки» - дети нанизывают на веревку персонажей знакомых сказок «Колобок», «Репка». Победила команда, которая быстрей и в правильной последовательности наденет прищепки с персонажами и перескажет сказку.

7. Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Колобок» муз. А.Жилинскиса

1.Жили-были дед и баба – 2 р.

Испекла баба Колобок,

А он взял и убежал.

Ой-ой-ой – а он взял и убежал.

2. А навстречу ему зайка – 2 р.

- Я тебя сейчас съем!

А он взял и убежал.

- Эй, ты куда? – а он взял и убежал.

3. А навстречу ему волк – 2 р.

- Я тебя сейчас съем!

А он взял и убежал.

- У-у-у – а он взял и убежал.

4. А навстречу ему мишка – 2 р.

- Я тебя сейчас съем!

А он взял и убежал.

- Ы-ы-ы – а он взял и убежал

5. А навстречу ему лисичка – 2 р.

- Хи-хи-хи – я тебя сейчас съем!

6. Сядь скорей ко мне на носик – 2 р.

А сама его ам-ам!

Ах, какая нехорошая лиса!



8. Развитие мелкой моторики, пространственных ориентировок, счетных операций.

А) Шнуровки

Б) Вкладыши

В) Игра «Собери картинку» - выложить из палочек на столе картинку точно ориентируясь на образец.

9. Итог мероприятия. Награждение команд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!