Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29)
624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10
электронный адрес[email protected]
телефон 834384 (32277)
сайт https://29kt.tvoysadik.ru/
Проект
«Широкая Масленица»
Составители:
Инструктор по физ. культуре
Бельш Юлия Викторовна
Воспитатели:
Колчанова Алина Максимовна
Пономарёва Юлия Анатольевна
г. Краснотурьинск
2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение ………………………………………………………………... | 3 |
2. | Основная часть…………...…………………………………………….. | |
3. | Заключение……………………………………………………………… | |
4 | Источники и литература……………………………………………….. | |
ВВЕДЕНИЕ
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г.Н. Волков
Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (7 дней)
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица - один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, потеши, частушки, пляски, игры, знакомятся с ремеслом. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Проблема: В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня -противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у родителей и детей.
Цель проекта: Формирование представлений о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздничной недели «Широкая Масленица».
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности, память, мышление, внимание;
- формировать интерес к русским народным традициям;
- совершенствовать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами русского декоративно - прикладного искусства.
Воспитательные:
- возрождать интерес к русским обрядовым праздникам;
- воспитывать чувство патриотизма, основанного на национальных традициях;
- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
- формировать любовь к Родине, ее истории.
Предполагаемый результат:
Дети
- умеют поддерживать беседу по теме проекта, высказывать свою точку зрения;
- имеют представление о народных обрядовых праздниках, играх;
- владеют знаниями масленичной кухни;
- проявляют интерес к предметам русского декоративно - прикладного искусства;
- с интересом участвует в народных играх;
- выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
- активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Родители
- ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье;
- проявляют интерес и активное участие а командной работе со всеми участниками воспитательного процесса.
Педагоги
- накопление методического материала;
- установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 этап подготовительный
- определение проблемы;
- постановка цели, задач;
- обсуждение проекта с родителями и детьми;
- подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематические презентации);
- составление перспективного плана работы;
- изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
- подбор материалов для продуктивной деятельности.
2 этап содержательный
| Цель | Мероприятия |
Понедельник «ВСТРЕЧА» | Познакомить детей с русским народным праздником - Масленицей, традициями, обычаями, культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре. | Беседа «Что за праздник Масленица?» Презентация «История Масленицы» Чтение поговорок про масленицу Продуктивная деятельность «Масленичные куклы». Сбор семейных рецептов блинов, стихов, частушек |
Вторник «ЗАИГРЫШ» | Продолжать знакомить детей с русским народным обрядовым празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. | Беседа «Как отмечать Масленицу». Презентация «Празднование Масленицы» Слушание песни «Как на Масленой недели» Народная игра-забава на прогулке: «Катание на санях с горки». Разучивание масленичных закличек. частушек про тещу Сбор семейных рецептов блинов, стихов, частушек. |
Среда «ЛАКОМКА» | Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. | Беседа «Значение и символика блинов» Презентация «Как приготовить традиционные русские блины» Слушание русской народной песни «Масленица - блиноедка» Чтение стихотворений, художественных произведений; Сбор семейных рецептов блинов, стихов, частушек |
Четверг «РАЗГУЛЯЙ» | Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Презентация «Народные промыслы России» Подготовка к спектаклю «Широкая Масленица». Народные игры-забавы на прогулке: «Бой подушками» «Перетягивание каната» Лепка «Созываток» Сбор семейных рецептов блинов, стихов, частушек |
Пятница «ПОСИДЕЛКИ» | Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Беседа: «Что мы узнали о Масленице?» Народные игры-забавы: «Ручеёк» «Карусель» Съемка спектакля «Широкая масленица». |
Взаимодействие с родителями:
- семейные рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинок - масленый бок»;
- чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица»;
-разучивание с детьми частушек и стихотворений
В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния, организованные на Центральной площади города.
3 этап итоговый
- Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;
- Оформление и выпуск:
- сборника рецептов «Блинок - масленый бок»;
- сборника частушек про тещу;
- сборника стихов посвященного прощеному воскресенью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучать традиции родной страны. Дети ближе познакомились с обрядовым праздником «Широкая Масленица».
Работа по проекту помогла развить у воспитанников кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставила перед собой цель - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г.
2. Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г.
3. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005г.
4. Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.
5. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г.
6. «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 2001г.
7. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы»- М. «Скрипторий 2003», 2011г.