СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Широкая Масленица»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        «Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».

Г.Н. Волков

Просмотр содержимого документа
«Проект «Широкая Масленица»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29)

624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10

электронный адрес[email protected]

телефон 834384 (32277)

сайт https://29kt.tvoysadik.ru/






Проект

«Широкая Масленица»


Составители:

Инструктор по физ. культуре

Бельш Юлия Викторовна

Воспитатели:

Колчанова Алина Максимовна

Пономарёва Юлия Анатольевна

г. Краснотурьинск

2022

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Введение ………………………………………………………………...

3

2.

Основная часть…………...……………………………………………..


3.

Заключение………………………………………………………………


4

Источники и литература………………………………………………..

























ВВЕДЕНИЕ

«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».

Г.Н. Волков

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.


Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (7 дней)

Возраст детей: 6-7 лет

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Актуальность: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица - один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, потеши, частушки, пляски, игры, знакомятся с ремеслом. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Проблема: В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня -противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у родителей и детей.

Цель проекта: Формирование представлений о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздничной недели «Широкая Масленица».

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

- познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Развивающие:

- развивать коммуникативные способности, память, мышление, внимание;

- формировать интерес к русским народным традициям;

- совершенствовать художественно - творческую деятельность путем ознакомления с предметами русского декоративно - прикладного искусства.

Воспитательные:

- возрождать интерес к русским обрядовым праздникам;

- воспитывать чувство патриотизма, основанного на национальных традициях;

- содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

- формировать любовь к Родине, ее истории.

Предполагаемый результат:

Дети

- умеют поддерживать беседу по теме проекта, высказывать свою точку зрения;

- имеют представление о народных обрядовых праздниках, играх;

- владеют знаниями масленичной кухни;

- проявляют интерес к предметам русского декоративно - прикладного искусства;

- с интересом участвует в народных играх;

- выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

- активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Родители

- ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье;

- проявляют интерес и активное участие а командной работе со всеми участниками воспитательного процесса.

Педагоги

- накопление методического материала;

- установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
























ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 этап подготовительный

- определение проблемы;

- постановка цели, задач;

- обсуждение проекта с родителями и детьми;

- подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематические презентации);

- составление перспективного плана работы;

- изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

- подбор материалов для продуктивной деятельности.


2 этап содержательный


Цель

Мероприятия

Понедельник

«ВСТРЕЧА»

Познакомить детей с русским народным праздником - Масленицей, традициями, обычаями,  культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.

Беседа «Что за праздник Масленица?»


Презентация «История Масленицы»


Чтение поговорок про масленицу

Продуктивная деятельность «Масленичные куклы».

Сбор семейных рецептов блинов, стихов, частушек

Вторник

«ЗАИГРЫШ»

Продолжать знакомить детей с русским народным обрядовым празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

Беседа «Как отмечать Масленицу».

Презентация «Празднование Масленицы»

Слушание песни «Как на Масленой недели»

Народная игра-забава на прогулке:

«Катание на санях с горки».

Разучивание масленичных закличек. частушек про тещу

Сбор семейных рецептов блинов, стихов, частушек.

Среда

«ЛАКОМКА»

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

Беседа «Значение и символика блинов»

Презентация «Как приготовить традиционные русские блины»



Слушание русской народной песни «Масленица - блиноедка»


Чтение стихотворений, художественных произведений;

Сбор семейных рецептов блинов, стихов, частушек

Четверг

«РАЗГУЛЯЙ»

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Презентация «Народные промыслы России»

Подготовка к спектаклю «Широкая Масленица».

Народные игры-забавы на прогулке:

«Бой подушками»

«Перетягивание каната»


Лепка «Созываток»

Сбор семейных рецептов блинов, стихов, частушек

Пятница

«ПОСИДЕЛКИ»

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Беседа: «Что мы узнали о Масленице?»

Народные игры-забавы:

«Ручеёк»

«Карусель»

Съемка спектакля «Широкая масленица».



Взаимодействие с родителями:

- семейные рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинок - масленый бок»;

- чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица»;

-разучивание с детьми частушек и стихотворений

В выходные дни предложить родителям вместе с детьми посетить народные гуляния, организованные на Центральной площади города.


3 этап итоговый

- Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»;

- Оформление и выпуск:

- сборника рецептов «Блинок - масленый бок»;

- сборника частушек про тещу;

- сборника стихов посвященного прощеному воскресенью.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучать традиции родной страны. Дети ближе познакомились с обрядовым праздником «Широкая Масленица».

Работа по проекту помогла развить у воспитанников кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставила перед собой цель - сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.





ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г.

2. Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г.

3. Комарова Т.С., Зацепина И.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005г.

4. Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.

5. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс»,2000г.

6. «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» - Москва «Современник» - 2001г.

7. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду». Образовательная область «Чтение художественной литературы»- М. «Скрипторий 2003», 2011г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!