СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Школа Ангарских Родителей (ШАР), как условие для родительского просвещения психолого-педагогической направленности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В МБДОУ № 108 г. Ангарска был разработан проект "ШАР" в рамках которого  осуществляется становление и развитие системы непрерывной социально-психолого-педагогической помощи родителям в воспитании их детей.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Школа Ангарских Родителей (ШАР), как условие для родительского просвещения психолого-педагогической направленности»»

ПРОЕКТ «ШКОЛА АНГАРСКИХ РОДИТЕЛЕЙ (ШАР),

КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

  1. Введение.

Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность, ответственность и другие основания фундамента полноценного развития личности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Известно, что воспитание как целенаправленная деятельность взрослых зависит от целого ряда обстоятельств: семейных отношений, нравственной и духовной культуры родителей, их опыта социального общения, семейных традиций и т.д. Важнейшее место среди них занимает педагогическая культура родителей.

В настоящее время уровень сформированности педагогической культуры большинства родителей довольно низок, что отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а, следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими, насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их педагогической культуры, такого уровня, который позволит им сделать семейное воспитание процессом радостным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с образовательным учреждением.

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников.

  1. Актуальность.

 Проблема организации единого целенаправленного процесса воспитания с момента рождения ребенка до его гражданской зрелости в настоящее время становится весьма злободневной. Недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к стихийности формирования личности ребенка и большим рискам.

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности и достаточно распространено в современной научной литературе, однако пока чаще всего оно используется как некая характеристика педагогического сознания и педагогической практики.

Е.В. Бондаревская, вводя понятие «педагогическая культура» выделила три аспекта. Первый заключается в том, что она рассматривается как часть общечеловеческой культуры и включает в себя мировой педагогический опыт. Второй аспект заключается в том, что педагогическая культура рассматривается как характеристика среды, особенностей педагогической системы. Суть третьей позиции заключается в том, что педагогическая культуры является отражением уровня освоения человеком социально-педагогического опыта.

В педагогическом энциклопедическом словаре мы находим следующее определение: «Педагогическая культура – совокупность специфических «механизмов» и средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями»[5].

А.В. Косова определяет педагогическую культуру родителей как личностное образование, которое выражается в ценностно-гуманном отношении к ребенку, в творческом владении педагогическими технологиями, в отношениях взаимодействия семьи и школы, в гуманистическом стиле взаимодействия с детьми [3].

Ключевым механизмом является четкое осознание воспитательных целей и способов их достижения. Способы достижения представляют собой определенные знания и умения, которые позволяют более эффективно выстраивать процесс воспитания ребенка.

В работе Н.П. Борисовой отмечается, что на формирование педагогической культуры родителей оказывают влияние те формы, методы и приемы работы, которые используют образовательные учреждения и педагоги, в частности для повышения педагогической культуры. При этом исследователь отмечает, что не все методы и формы одинаково эффективны в решении данных задач [1].

А.В. Косова отмечает, что формирование педагогической культуры родителей непременно должно базироваться на изучении особенностей педагогической культуры родителей, поскольку уровень педагогической культуры у всех разный, и это является основанием для организации дифференцированного подхода в отборе содержания, форм и методов работы [3].

Осмысление происходящих социальных процессов в обществе, анализ сложившейся практики семейного воспитания выявили в настоящее время ряд противоречий:

1. Нестабильность современного мира приводит семью к глубокому кризису: семейные традиции утрачиваются и трансформируются. Однако именно семья, семейные ценности, родные, близкие люди в этих неблагоприятных условиях могут стать для человека источником стабильности, надежности, крепостью, в которой он может укрыться от опасности.

2. С одной стороны, современные родители (особенно молодые), воспитывая детей в условиях социальной нестабильности, все больше нуждаются в помощи специалистов, зависят от их профессиональной компетенции. С другой стороны, приметой времени является переход от «иждивенческих» позиций семьи, когда воспитание и развитие детей были делом «государственным», к осознанному отношению, «ответственному материнству и отцовству», когда молодые люди становятся активными субъектами «партнерского» взаимодействия с обществом, государством в вопросах воспитания и развития детей.

3. Широкий доступ к научному знанию, информированность позволяет молодым родителям интенсивно развиваться и совершенствоваться. Вместе с тем реальная жизнь и данные комплексных научных исследований демонстрируют глубокие девиационные процессы и часто вопиющее невежество молодых людей в области образования и воспитания детей.

Для разрешения обозначенных и других существующих противоречий, в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № 108 (далее по тексту – МБДОУ № 108) был разработан проект «Школа ангарских родителей» (далее по тексту - ШАР) в рамках которого осуществляется становление и развитие системы непрерывной социально-психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей детского сада.

Для обощения и трансляции опыта семейного воспитания и системы непрерывного психолого-педагогического образования родителей, формирование у них новых родительских компетенций, отвечающих вызовам времени в МБДОУ № 108 были созданы определенные условия:

Во-первых, кадровые условия. Взаимодействие воспитателей со специалистами МБДОУ № 108: психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания, врач-педиатр, медицинская сестра, позволяет развивать и систематизировать непрерывное психолого-педагогическое образование родителей.

Во-вторых, информационно-методические условия. Разнообразие информационных материалов для повышения педагогической культуры родителей выражена в выпуске информационных бюллетеней и оформлении информационных уголков для родителей, консультации на официальном сайте МБДОУ № 108, рассылки на электронные адреса родителей с ссылками на Интернет-ресурсы и др.

В-третьих, организационные условия. В образовательном процессе МБДОУ № 108 реализована система организационных мероприятий, в которых родители выступают не зрителями, а активными участниками. При этом активность родителей может быть выражена как в непосредственном участии, так и в планировании, подготовке или анализе мероприятий. Такими мероприятиями могут быть как традиционные родительские собрания, совместные праздники и др., так и нетрадиционные формы – семинары, коллективно-творческие дела, социальные проекты, тренинги и др. Привлечение родителей (врачей узкой специализации, педагогов из образовательных учреждений высшего образования и др.) в качестве лекторов, участников круглых столов.

  1. Цель и задачи

 Цель: повышение уровня педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах психологии, воспитания и развития детей, качества семейного воспитания.

Задачи:

1. Формирование у родителей осознанной необходимости своего внутреннего изменения в вопросах семейного воспитания, ответственности за судьбу детей, их будущее.

2. Повышение родительских компетенций в вопросах воспитания и социализации детей; вооружение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на различных возрастных этапах его жизни.

3. Содействие возрождению традиционных устоев и уклада семьи, гармонизации супружеских и родительско-детских отношений.

  1. Новизна

Проект ШАР представляет собой нестандартную форму психолого-педагогического просвещения родителей на основе личностно- и практико-ориентированного подходов и гуманной педагогики. Он нацелен не только на вооружение родителей необходимыми знаниями и основами педагогической культуры, но и на включение их непосредственно в единый непрерывный образовательный процесс детей (обучение, воспитание, развитие).

В МБДОУ № 108 формирование родительских компетенций осуществляется не только в рамках сложившихся традиционных форм обучения родителей основам социальных и педагогических знаний (лекции, собрания), но и через консультирование родителей специалистами – представителями педагогической науки и практики, проведение тематических видеоконференций и круглых столов, других активных форм. Родители активно вовлекаются в социально-педагогическую деятельность (социальные и творческие проекты, конкурсы, спортивно-оздоровительные соревнования, праздники и другие формы активного досуга).

  1. ШАР как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников МБДОУ № 108.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает важное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса МБДОУ № 108.

Ко всем встречам родителями оформляется большая выставка игр и игрушек, книг, дидактических игр, пособий и специальной литературы по подготовке детей к школьному обучению, вернисаж детских рисунков, фотографии родителей воспитанников в дошкольном детстве. Родители проявляют большой интерес к этим выставкам, анализируют, какие игрушки они приобретают для своих детей, какое влияние оказывают эти игрушки и игры на психоэмоциональное развитие ребёнка.

На организационном этапе большое внимание уделяется подготовке видеосюжетов: к каждой встрече с родителями, с их разрешения, проводилась видеосъёмка детей, на которой дети высказывали своё мнение по вопросам темы заседания.

В период практического этапа работа с родителями проходит в соответствии с планом работы ШАР (Приложение 1). С помощью тестирования, анкетирования, проективных методик определялся круг проблемных вопросов, на которые родители получали ответы.

В ходе проведения ШАР использовалось онлайн-тестирование, когда с помощью разноцветных полосок родители голосовали за какой-либо вариант ответа тестовых вопросов, предложенных на слайде. Например, родителям предлагалось определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. Полоска красного цвета означала сильное беспокойство, зелёного – умеренное беспокойство, жёлтая – ощущение радости, чувство уверенности. Родители выбирали полоску соответствующего цвета, поднимали её и обосновывали свой выбор. С целью активизации родителей использовался приём «волшебная палочка». «Волшебную палочку» - карандаш, фломастер – родители передавали друг другу, при этом отвечали на поставленный вопрос.

В период решения проблемных ситуаций семейного воспитания, каждый из участников имеет возможность не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы ведущего, других родителей отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

В процессе работы ШАР, для активизации внимания родителям предлагался просмотр кратковременных обучающих видеофильмов. Например, «Влияние игрушек на психику ребёнка» вызвало всплеск эмоций и бурные дебаты. А просмотр видеоролика «Родительские установки» стал толчком для обсуждения часто встречающихся негативных родительских установок и тех последствий, которые они могут иметь на развитие личности ребёнка.

Неподдельный интерес у родителей вызывали интерактивные игры, упражнения с элементами тренинга: ролевое проигрывание стилей семейного воспитания.

Завершается каждая встреча рефлексией, обменом мнений. После рефлексии родителям предлагается печатная продукция: памятки, буклеты. Зачастую, после ШАР родители подходили на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу.

Родители после занятий (встреч) ШАР стали активнее участвовать в совместных коллективно-творческих делах МБДОУ № 108, группы. На праздниках, развлечениях и театральных неделях выступали с детьми в качестве героев.

Таким образом, реализуя проект ШАР, позитивными результатами можно считать следующее:

  • динамика позитивного отношения родителей к деятельности образовательного учреждения;

  • позитивная динамика удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогами и специалистами по решению проблем его ребенка;

  • рост посещаемости родителями мероприятий по просвещению психолого-педагогической направленности;

  • активное участие родителей в коллективной творческой деятельности образовательного учреждения и групп;

  • реализация индивидуальных маршрутов сопровождения для развития воспитанников;

  • активное участие в управлении образовательного учреждения через деятельность родительских комитетов групп, Управляющего совета;

  • активное вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность (социальные и творческие проекты, конкурсы, спортивно-оздоровительные соревнования, праздники и другие формы активного досуга);

  • повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями через совершенствование своих навыков изучения семьи, общения с родителями, планирования и организации совместной деятельности и др.

Литература:

  1. Борисова Н.П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия [Текст] / Н.П. Борисова, С.Ю. Занкевич // Управление детским садом. – 2007. – №2. – С. 5–6.

  2. Бондаревская Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях [Текст] / Е.В. Бондаревская // Введение в педагогическую культуру. – Ростов н/Д., 2006. – 152 с.

  3. Косова А.В. Генезис понятия «профессионально-педагогическая культура родителей» [Текст] / А.В. Косова // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – №3 (27) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-professionalno-pedagogicheskaya-kultura-roditeley (дата обращения: 04.11.2015).

  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. –Скрипторий, 2011. – 72 с.

  5. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2006. – 528 с.

  6. Разорвина А.С. Родительский университет как новая форма взаимодействия семьи и образовательных организаций [Текст] / А.С. Разорвина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – №1/2. – С. 167–172.

  7. Спесивцев А.В. Особенности организации родительского университета в условиях образовательного учреждения [Текст] / А.В. Спесивцев // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 2601–2605 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86551.htm













1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!