Муниципальное казенное учреждение
«Отдел образования Алексеевского муниципального района
Республики Татарстан»
Проект
Школа молодого педагога «Путь к мастерству»
Автор проекта:
Гадеева Разиля Рафкатовна –
методист по профессиональному
росту педагогов
п.г.т. Алексеевское 2024г.
Содержание проекта
Паспорт проекта …………………………………………………….….. 3 – 5 стр.
Пояснительная записка…………………………………………….…... .6 – 7 стр.
Описание проекта………..……………………………….……...….….8 – 12 стр.
Список литературы ………………………………..……………………….13 стр.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Школа молодого педагога «Путь к мастерству» |
Инновационная направленность проекта | В рамках реализации проекта будет осуществляться наставническая деятельность молодых педагогов на основе сетевого взаимодействия, что поможет: - применить разные формы наставничества (виртуальное, групповое, реверсивное, краткосрочное); - закрепить наставников из других школ и расширит географию применения проекта. |
Основание для разработки проекта | - «Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» утвержденный распоряжением Министерства просвещения РФ от 6.08.2020года № Р-76; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; |
Направленность на педагогическое просвещение | Проект призван решать текущие затруднения молодых педагогов, обеспечить условия для их профессионального роста и поддержки на пути саморазвития, постепенного погружения в педагогическую среду. В рамках реализации проекта будут созданы условия для устранения профессиональных дефицитов: - выявленных по итогам диагностики профессиональных компетенций педагогических работников республики ГАОУ «Центр оценки профессионального мастерства работников образования» в ГИС ЭО РТ (Аналитический отчет по результатам диагностики профессиональных компетенций педагогических работников с 6 по 16 сентября 2023 года в государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан»); - выявленных по итогам диагностики профессиональных дефицитов молодых педагогов на основе профессионального стандарта «Педагог» проведенный МКУ «Отдел образования Алексеевского муниципального района Республики Татарстан» в октябре 2023г. |
Цель проекта | Оказание методической помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей; адаптация в коллективе, воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в результатах педагогического труда. |
Задачи проекта | - ускорение процесса профессионального становления педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности; - адаптация молодых педагогов к условиям осуществления педагогической деятельности, приобщение к образовательной культуре; - развитие у молодых педагогов интереса к осуществляемой профессиональной деятельности; - развитие профессионально значимых качеств личности; - формирование активной гражданской и жизненной позиции; - создание в педагогических коллективах благоприятного социально-психологического климата; - снижение текучести кадров в образовательных организациях и мотивация педагогов к установлению длительных трудовых отношений. |
Участники проекта | - молодые педагоги со стажем работы от 0 до 3 лет; - педагоги-наставники; - руководители образовательных организаций; - методисты отдела образования. |
Сроки реализации проекта | С 01.06.2024 по 31.08.2025г. |
Прогнозируемый результат проекта | - Будет обеспечен рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов; - Будет улучшена наставническая работа в муниципальном районе; - Будет обеспечено развитие кадрового потенциала; - Будут получены положительные результаты образовательной деятельности. |
Пояснительная записка
Важнейшей задачей Стратегии развития образования Республики Татарстан на период до 2030 года заявлено развитие кадрового потенциала системы образования. Развитие наставнической деятельности на основе сетевого взаимодействия в условиях дополнительного профессионального педагогического образования актуально и необходимо для достижения поставленной задачи.
Наставничество – эффективная форма адаптации молодых педагогов, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.
В рамках реализации проекта «Школа молодого педагога», в целях изучения образовательных запросов молодых педагогов в 2023-2024 учебном году в Алексеевском муниципальном районе была проведена диагностика их профессиональных дефицитов на основе профессионального стандарта «Педагог». В диагностике приняли участие 18 педагогов со стажем работы до 3 лет. Результаты диагностики приведены ниже.
Молодые учителя начальных классов испытывают следующие профессиональные затруднения:
- 77% в проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе;
- 50% во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования;
- 25% в постановке различных видов учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания.
40% учителей основной и средней школы испытывают профессиональные затруднения:
- в организации самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской;
- в области разработки и реализации проблемного обучения, осуществлении связи обучения по предмету с практикой, обсуждении с обучающимися актуальных событий современности.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что молодых педагогов необходимо вовлекать в различные формы поддержки и сопровождения, формировать у них эффективную систему достижения новых образовательных результатов.
Специально организованное сопровождение поможет молодым педагогам в адаптационный период и позволит осуществить непрерывное профессиональное развитие. Этим и обоснована необходимость разработки и реализации проекта методического сопровождения наставнической работы в муниципальном районе.
Описание проекта
№ | Описание мероприятий | Ответственные | Сроки |
Этап 1. Организационно-аналитический |
1 | Торжественное чествование молодых педагогов в рамках августовской конференции. | Куратор проекта | август 2024 г. |
2 | Работа с наставниками: - индивидуальные собеседования с целью выяснения их уровня психологической готовности работать с молодыми педагогами; - формирование наставнических пар наставник – наставляемый. | Куратор проекта Методисты | август 2024 г. |
3 | Корректировка нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих порядок наставничества в образовательных организациях и в муниципальном районе: - приказы об организации наставничества; - положения о наставничестве; - планы работы по наставничеству в образовательных организациях, методических объединениях; - индивидуальные образовательные маршруты и т.д. | Куратор проекта Методисты Директора школ | август - сентябрь 2024 г. |
4 | Создание виртуального методического кабинета. | Куратор проекта | август 2024 г. |
5 | Исследование и анализ профессиональных затруднений и образовательных запросов молодых педагогов (Приложение). | Куратор проекта Педагоги-наставники | сентябрь - октябрь 2024 г. |
Этап 2. Теоретико-практический |
1 | Работа с наставниками: - проведение обучающих мероприятий, подчеркивающих значимость роли наставников в системе образования муниципального района (индивидуальные беседы, круглые столы, семинары); - изучение лучших методических материалов по наставничеству педагогов РТ на сайте http://www.irort.ru/node/1915 - обобщение опыта работы наставников на заседаниях районных методических объединений, на страницах педагогических изданий; - аттестация наставников на квалификационную категорию «Педагог-наставник» | Куратор проекта Руководители МО Заместители директоров по УВР | В теч. года |
2 | Организация сетевого взаимодействия наставников и наставляемых. | Куратор проекта | Сентябрь 2024 г. |
3 | Реализация планов наставничества: - работа наставников с наставляемыми в парах/группах (индивидуальные собеседования, форсайт-сессии, посещение уроков с последующим анализом, изучение опыта работы старших коллег); - творческие работы в парах/группах (решение педагогических задач, практические занятия по применению различных педагогических технологий, методов и форм работы на уроках и во внеклассных мероприятиях) | Куратор проекта ЗДУВР Наставники | В теч. года |
4 | Практико-ориентированное сотрудничество, проведение семинаров, круглых столов, мастер-классов, открытых уроков и т.п. | Куратор проекта | сентябрь 2024 г. – август 2025 г. |
5 | Повышение квалификации наставников и наставляемых | Куратор проекта | По плану |
6 | Метакомпетенциия – самообразование молодых педагогов | Наставляемые | В теч. года |
7 | Психологическое сопровождение (предотвращение профессионального выгорания) | Психологи | В теч. года |
8 | Участие педагогов в конкурсах, научно-практических конференциях. | Куратор проекта Наставники Наставляемые | В теч. года |
9 | Участие молодых педагогов в работе муниципального методического совета. | Методисты наставляемые | В теч. года |
10 | Проведение конкурса методических разработок с применением образовательных технологий, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся. | | |
11 | Размещение методических и практических материалов на сайте виртуального методического кабинета. | Куратор проекта | В теч. года |
12 | Сопоставительный анализ профессиональных компетенций молодых педагогов и образовательных результатов обучающихся | Куратор проекта Наставники ЗДУВР | Май 2025г. |
Этап 3. Результативно-оценочный |
6 | Рефлексивно-обобщающие мероприятия: - прохождение выходного анкетирования по проделанной работе; - подведение итогов проекта, представление отчетов образовательных организаций, методических объединений; - работа с отзывами; - размещение информации на сайтах ОО, отдела образования; - издание приказов по итогам реализации проекта; - пересмотр, анализ мероприятий проекта с целью их усовершенствования. | Куратор проекта, Руководители МО Заместители директоров по УВР | май – август 2025 г. |
Обобщающий этап |
7 | Подведение итогов: - проведение итоговой конференции наставников и наставляемых в муниципальном районе; - поощрение лучших наставников муниципального района; - представление лучших практик от наставников на муниципальном и республиканском уровнях. | Куратор проекта, Руководители МО Заместители директоров по УВР | май – август 2025 г. |
Список литературы
Нормативно-правовые материалы
Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников (утверждена распоряжением Минпросвещенния РФ от 6.08.2020года № Р-76)
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Методические материалы
Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю.Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. — М.: Рыбаков Фонд, 2016.—153 с.
Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. – 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
Наставничество: от теории к практике: учебное пособие/ авт.-сост.: Л.Н. Нугуманова, Т.В. Яковенко. – Казань: ИРО РТ, 2023. – 198 с.
Настольная книга наставника / авт.-сост. Шевченко Н.А., Исланова Н.Н., Хазиева Е.В., Сайфиева О.В. – Казань: ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2023. – 72с.