1. Название проекта | Школа территория здоровья |
2. Слоган проекта | Здоровый образ жизни – это сила! Ведь без здоровья в жизни никуда. |
3. Основная идея проекта | Проект «Школа территория здоровья» предназначен для учащихся МБОУ «Табатская СОШ» и направлен на формирование у них позитивного опыта ведения здорового образа жизни. Проект организуется в рамках программы «Здоровье», программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для нас», которые разработаны в нашей школе. В команду проекта входят участники школьной волонтерской общественной организации «ШАНС». Мероприятия проекта проводятся по принципу «равный-равному», то есть их проводят работники, ребята, имеющие опыт и достижения в активном здоровом образе жизни, творчестве, учебе и спорте. Все мероприятия носят позитивный оптимистичный характер. Данный проект предусматривает создание методических и дидактических материалов для реализации программы «Здоровье», направленных на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и на обучение умению противостоять различным факторам риска. |
4.Стадия проекта | Проект находится в стадии реализации. |
5. Проблема | Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов, являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных приоритетов современной школы входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Мы заинтересовались этой проблемой и решили провести собственное социологическое исследование. В одном из социологических опросов, проводимых на общешкольном родительском собрании, на вопрос: «Что, по Вашему мнению, важнее всего для счастливой жизни ребенка?» 72% родителей отметили: « Крепкое здоровье». Более половины опрошенных родителей считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером. Аналогичное исследование в подростковой среде позволило выявить, что современным школьникам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей. В то же время, для большинства опрошенных, безусловно важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровье сбережению стала модель школы, где приоритетным является забота о сохранении здоровья обучающихся и педагогов. По определению ВОЗ «здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия» Наше будущее зависит от сегодняшних выпускников, от их физического и нравственного здоровья. Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм, курение школьников. Вовлечение учащихся в реализацию проекта поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье. Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в школе проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе и дома даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к здоровому образу жизни для нашей школы действительно остается актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации проекта |
6. География проекта | МБОУ «Табатская СОШ» |
7. Срок проекта | Сентябрь 2017 года – июль 2017 года |
8. Цель проекта | Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение здоровья школьников через организацию комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни |
9. Основные задачи проекта | Пропаганда здорового образа жизни; Повышение двигательной активности обучающихся; Формирование осознанного отношения школьников к своему здоровью; Воспитание активной жизненной позиции; Организация полезного проведения свободного времени; Профилактика асоциального поведения; Развитие волонтёрского движения; Формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков; Формирование потребности коллективной работы. |
10. Целевая аудитория проекта | Все обучающиеся школы (6-16 лет), при этом учащиеся 1-7 класса выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а подростки (ученики 8 – 10 классов) действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей, так и участники мероприятий. |
11. Календарный план реализации проекта |
Наименование и описание мероприятия | Сроки начала и окончания | Ожидаемые итоги |
Создание школьного волонтерского объединения «Шанс» к участию в данном проекте | Сентябрь-октябрь | Овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию. Участие в мероприятиях по здоровому образу жизни, организуемых в школе, районе. |
Буклеты, листовки, ролики о здоровом образе жизни | В течение срока проекта | Изготовление, выпуск и распространение буклетов, листовок, роликов в школе с целью пропаганды ЗОЖ. |
Создание агитбригады «Наш выбор – здоровая жизнь» | декабрь | Подготовка и выступление агитбригады, которая кратко и четко объясняют учащимся принципы здорового образа жизни. |
Дни здоровья | Февраль, апрель | Подготовка и проведение спортивно-оздоровительных игр, направленных на закрепление спортивных умений и навыков, формирование необходимых физических качеств. |
Общешкольная утренняя зарядка | В течение всего срока проекта | Развитие двигательных навыков учащихся, зарядка ускоряет процесс пробуждения, улучшает общее состояние физического здоровья, укрепляет силы и добавляет уверенности. |
Динамическая пауза для учащихся 1-4 классов | В течение всего срока проекта | Проведение динамических пауз с целью снятия напряжения, вызванное утомлением; развитие двигательных навыков у учащихся начальной школы |
Тренинги для учащихся | В течение всего срока проекта | Проведение тренингов для привлечения активности детей к ведению здорового образа жизни и развитие выработки у подростков практических навыков по отказу от вредных привычек. |
Анкетирование учащихся, родителей | Октябрь, май | Проведение анкетирования учащихся с целью выявления уровня знаний о ЗОЖ. |
Спортивный клуб «Атлант» | В течение всего срока | Работа спортивных кружков и секций для привлечения детей к занятию физкультурой и спортом. |
Медицинский осмотр учащихся | По графику | Выявление детей по состоянию здоровья. |
Круглые столы о здоровом образе жизни | В течение всего срока | Проведение круглых столов с целью заинтересованности детей вести здоровый образ жизни. |
Участие в муниципальных и республиканских конкурсах и спортивных соревнованиях по пропаганде ЗОЖ | По плану работы | Привлечение детей к занятию физкультурой и спортом, повышение уровня физической подготовленности школьников, выявление сильнейших школьных команд и претендентов на лучшие показатели. |
Аромотерапия | В течение учебного года | Выращивать в классах цветы, способствующих снятию стрессов (герань), хорошо очищающих воздух (хлорофитум), нейтрализующих радиоактивность (кактусы) |
Разработка и внедрение программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для нас» | В течение учебного года | Проведение профилактической работы с семьями детей, оказавших в социально-опасном положении, выяснения условий содержания и воспитания детей в семье, контроль детей во внеурочное время, посещаемость и занятие учащихся в кружках и секциях. |
Создание и работа клуба выходного дня | В течение учебного года | Предоставить родителям информацию о направлениях сохранения здоровья школьников. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. Убедить родителей в важности формирования у ребенка привычки вести здоровый образ жизни. Убедить родителей, что их личный пример является ключевым в формировании у ребенка здорового образа жизни. Вовлекать родителей к участию совместных спортивных соревнованиях |
Конкурс рисунков, презентация «Я и мое здоровье» | В течение всего срока проекта | Все работы пропагандируют здоровый образ жизни: занятие спортом, закаливание, полезное времяпровождение. Самые маленькие участники, 6-10 лет, рисуют здоровых, спортивных жизнерадостных людей без вредных привычек. Дети старшего возраста отражают трагизм людей, попавших под влияние вредных привычек и страдания не только их самих, но и окружения. Участники конкурса призывают быть благоразумным, не сдаваться, если ты попал в беду, не быть равнодушным к проблемам близких вам людей. |
Просмотр и обсуждение фильмов по профилактике асоциального поведения | В течение всего срока проекта | Организация просмотра фильмов и дальнейшее обсуждение актуальной тематики, пропаганда здорового образа жизни. |
Профилактика и коррекция нарушения зрения, осанки | Ежедневно | Проведение классных часов мотивируют учащихся вести здоровый образ жизни. |
Планирование летнего отдыха детей в детском оздоровительном лагере на базе школы. | Каникулярное время | Приобщение детей к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные эстафеты, спортивные праздники и др. |
12. Команда проекта | Завуч по УВР, социальный педагог, старшая вожатая, учитель физкультуры, классные руководители, волонтерское объединение «ШАНС». |
13. Партнеры проекта | Участковый инспектор, учреждение культуры, сельская библиотека, фельдшер. |
14. Результаты проекта | После воплощения этого проекта в школе предполагается, что у детей повысится мотивация к двигательной активности, спортивным мероприятиям, ведению здорового образа жизни. Увеличится число учащихся, занятых во внеурочное время в кружках и спортивных секциях. Возрастет активность участия детей группы риска в спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых школой. В школе ежегодно, согласно плану работы, проводится анкетирование для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни. |
15. Методы оценки проекта | Основным методом оценки результата деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у школьников правильного понимания здорового образа жизни. Основными показателями такого критерия будут служить: - Активизация познавательной деятельности учащихся. - Информированность по теме проекта. - Активный образ жизни (занятия спортом и творчеством, посещение кружков по интересам, спортивных секций). Предполагаемые методы регистрации показателей: наблюдение и анкетирование учащихся и родителей на разных этапах реализации проекта, анализ результатов. |
16.Дальнейшая реализация проекта | В ходе подготовки и реализации проекта мы (команда проекта) получим огромное кол-во полезной информации и постараемся помочь увидеть все плюсы и минусы агитации здорового образа жизни. И мы считаем, что наш проект можно: реализовывать циклично; расширить географию проекта; основывать новые виды деятельности; увеличить качественные и количественные результаты; использовать онлайн формы тестирования и диагностики; организовать работу активных групп по пропаганде здорового образа жизни в социальных сетях Интернета и размещать публикации материалов проекта; увеличить опору на интересы и инициативу подростков. По завершении действия проекта планируется публичная презентация полученных результатов. |