МКУ «Районное управление образования»
Администрация МО «Кабанский район»
МАОУ «Селенгинская СОШ № 1»
проект «Шпаминалка»
направление деятельности: физика.
Автор:
Каптёрова Елизавета, ученица 7 «б» класса.
Научный руководитель:
Мордовская Светлана Владимировна,
учитель физики
первой квалификационной
категории
89021626600
Селенгинск 2023г
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть …………………………………………………………………4-8
Практическая часть …………………………………………………………………..9-20
Заключение ……………………………………………………………………………21
Список использованной литературы ………………………………………………...22
Введение
Опыт и наблюдение — таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека.
Уильям Эллери Чэннинг
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы дети, которые с большим трудом усваиваем несложные школьные законы, так легко запоминаем сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями.
Не хочется, что после объяснения учителя " в одно ухо влетело - в другое вылетело"! И ведь слушали, внимательно! И понятно как будто все! А через пять минут - ничегошеньки не помним.
Что же нужно делать для того, чтобы знания, попадая в голову, задерживались там, на долгое время? Что может облегчить запоминание? Как сэкономить время при запоминании? Оказывается, существует множество приемов и методов запоминания. В своей работе я расскажу об одном из них – мнемотехнике. А для тех, кто увлекается физикой, я изготовила «Шпаминалку», я объеденила два слова «шпаргалка» и «запоминалка» которая поможем учащимся лучше запоминать, а значит, и усваивать физические формулы.
Актуальность выбранной темы очевидна, ведь люди получают за свою жизнь огромное количество информации, однако, большую часть узнанного забывают. В своей работе я предлагаю к рассмотрению новые приемы эффективного запоминания посредством создания необычной шпаминалки.
Цель: Составить и изготовить «Шпаминалку» физических величин с формулами, для запоминания учебного материала по физике учащимися школы.
Задачи исследования
Ответить на вопрос: «Что такое мнемотехника?»
Изучить мнемотехнические приёмы и методы запоминания.
Изготовить «Шпаминалку».
Предмет исследования – мнемотехника
Гипотеза. Предполагаю, что созданная мной запоминалка, позволит лучше запомнить
формулы по физике
Объект исследования – физические мнемотехнические приёмы и методы запоминания
Метод исследования – теоретический и практический
Теоретическая часть
Мнемотехника.
МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Одни говорят, что она была известна на востоке, другие “изобретателем” этого искусства считают греческого поэта – Симонида (умер 469 до н.э.) Об этом существует даже легенда.
Симонида пригласили к одному богатому человеку на пир. Когда гости уже сидели за столом, ему доложили, что пришли два молодых человека, которые желают его видеть. Он тот час же встал из-за стола и вышел, но никого не нашел. А в это время, комната, в которой происходило пиршество, провалилась, и все в ней находившиеся были убиты. Родственники погибших попросили Симонида вспомнить, кто и где сидел. Он действительно вспомнил, в каком порядке сидели пирующие за столом и места, ими занимаемые. Этот случай и привел к открытию особенности памяти, что по месту можно вспомнить информацию, имеющую конкретный образ.
Мнемоника впервые была описана неизвестным римским учителем риторики. Мнемоника использовалась как инструмент, позволяющий точно запоминать большие объемы смысловой информации. Надо заметить, что ни один оратор греческий или римский не выступал перед публикой с конспектом в руках, что делало необходимым применение искусственных приемов запоминания. Кстати, многие ораторы и сейчас используют приемы мнемоники, описанные еще Цицероном.
Мнемотехнику преподавал даже Джордано Бруно, разъезжая по разным городам Европы он предлагал memoria technica. В средние века это искусство пользовалось большим успехом, и легко понять почему. Нужно было знать наизусть чрезвычайно много; для богословских споров, в то время особенно практиковавшихся, необходимо было знание наизусть и целиком места из Священного Писания; требовалось иногда указать точно, в какой книге, главе, параграфе и прочее находится известное место. Все эти трудности, возможно, было обойти, только воспользовавшись мнемоникой.
Мнемотехникой интересовался и Аристотель, который обучил этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладал Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт
К сожалению, только в конце прошлого века вновь возродился интерес к мнемотехнике. Стали создаваться новые приемы, методы и техники запоминания.
Кому нужна мнемотехника?
Школьникам и студентам.
Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.
Школьники и студенты пишут шпаргалки перед экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить эти шпаргалки. Тогда на экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может быть сохранена в вашей памяти пожизненно. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области.
Мнемотехника существенно сократит вам время подготовки к экзаменам. Если применять мнемонические методы запоминания в течение учебного года, то вообще не придется готовиться к экзаменам. Вы просто будете помнить содержание всех своих учебников.
Нововведением системы являются правила-образы в рисунках.
Образы, рисунки мы называем «запоминалки». Изучив правило в учебнике, мы помогаем увидеть его в рисунке, в образе.
Практическая часть. Физическая «запоминалка» и не только.
7 класс физика.
| Если на картинке величины на одном "этаже" треугольника, то их умножаем. Если на картинке величины на разных этажах, то верхнее делим на нижнее |
| |
| |
14 марта – Международный день числа "Пи". | Запоминание числа "Пи" (количество букв в каждом слове соответствует значению числа "Пи" - 3,1416). "Пи" многие знаки мне лишни, напрасны"» (соответственно 3.14159265358). «Нужно только постараться И запомнить все, как есть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть» Три, четырнадцать, пятнадцать, Девять, два, шесть, пять, три, пять. Чтоб наукой заниматься, Это каждый должен знать |
| Приставки дека (10), гекто (102) , кило (103), мега (106), гига (109), тера (1012), пета (1015), экса (1018), зетта (1021), йотта (1024) Декадент Геннадий кидался мелкими гирьками в терапевта Петра, экпроприировавшего зелёнку и йод. |
| Приставки деци(10 -1), санти (10-2), милли (10-3), микро (10-6), нано (10-9), пико (10-12), фемто (10-15), атто (10 -18), зепто (10-21), йокто (10-24) Дефицит сантимов миллионер Микро нанайский пикантно в феврале атторнею (атташе) записал йоркширскому. |
Заключение
Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео- и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать. У представителей многих профессий - летчиков, космонавтов и т.д. - зачастую просто нет времени обращаться к другим источникам информации, кроме собственной памяти.
Поэтому нужно тренировать память, развивать ее способности. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений.
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе «да» и это будет решением проблемы.
Гораздо больше людей сомневаются в своей памяти, чем доверяют ей. Чем меньше доверяют, тем меньше хотят ею пользоваться. Чем меньше пользуются, тем меньше она работает и, как следствие, доверяют ей еще меньше. Казалось бы, это замкнутый круг, но ситуацию можно изменить.
В своей работе я рассказала о «мнемотехнике», одном из приемов запоминания информации. Но теперь я знаю, что существует множество приемов запоминания, их огромное количество. Имея воображение, желание и капельку терпения, немного посидев, вы и сами сможете придумать свои приемы, которые сможете использовать для улучшения запоминания. Да, и используйте «запоминалки», о которых вы узнали из моей исследовательской работы. Желаю вам в этом удачи!
Список литературы
Голубева Индивидуальные особенности памяти человека М., 1980. 235 с.
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. 186 с.
Немов Р.С. Психология. Учебник для ВУЗов. Кн.1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: Владос, 1994. 576 с.
Эренберг Отто, Эренберг Мириам, серия: "Живите с умом", 2004 г., Изд.: ПОПУРРИ.
Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. 816 с.
Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996. 498 с.
Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. – М: Педагогика, 1990. 176 с.
Интернет – материалы.
Кутасова Л. С., Таныгина З. С. Новые приемы эффективного запоминания правил учащимися. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-17.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].
9