СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Синичкин день" во второй младшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на ознакомление родителей и детей с народным праздником, расширение  знаний детей о роли птиц в природе и жизни человека, воспитание у детей заботливого отношения к природе, желания помочь птицам в трудных зимних условиях, на развитие творческих способностей детей. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Синичкин день" во второй младшей группе»

МБОУСОШ № 27 (дошкольное отделение)


П ознавательно-творческий проект

для детей 2-й младшей группы

7 «Смешарики»
















Воспитатели: Генесева М.И.,

Абакумова Т.В.




ноябрь 2023 год




ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Вид проекта: краткосрочный, познавательно - творческий, групповой.


Срок реализации: 5 дней (7,8,9,10,13 ноября)


Участники проекта: дети 2-й младшей группы, воспитатели, родители.


Ожидаемый результат: дети знают и рассказывают о народном празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.

Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление

о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам.

Любят и бережно относятся к природе родного края.


Проблема: у воспитанников недостаточно сформированы знания о народном празднике «Синичкин день»; о видовом разнообразии зимующих птиц, о возможности помочь птицам зимой.


Цель:  ознакомление родителей и детей с народным праздником «Синичкин день».


Задачи:

Образовательные:

1.  Расширить  знания  о роли птиц в природе и жизни человека.

2.  Сформировать  представления  о причинах гибели птиц в зимний период.

3.  Научить  распознавать  синиц по характерным признакам.

Воспитательные:

1. Воспитывать  у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных

зимних условиях.

2. Формировать  экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

Развивающие:

1. Формировать  умения  сравнивать,  выявлять   отличительные  признаки.

2. Развивать творческие способности детей.

3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.


Этапы


Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– подбор методической литературы для реализации проекта;

-разработка цикла занятий по данной теме;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы,

репродукций картин;

–подборка видеоматериалов и музыкального сопровождения (звуки птиц);

– изготовление дидактических игр.

-коллективная реализация проекта


Основной этап

– проведение беседы с детыми и занятий по теме;;

–целевая прогулка, наблюдение за птицами на участке;

– организация проведения подвижных игр, пальчиковой гимнастики, физминуток,

- проведение дидактических игр по теме;

– аппликация «Синичка» с элементами рисования; лепка «Синички на кормушке» (совместная композиция детей, воспитателей и родителей), раскрашивание по теме;

–заучивание заклички «Птиченька-синиченька»

– чтение рассказа «Весёлая синичка», сказок и стихотворений по теме.


Заключительный этап

– оформление стенгазеты «12 НОЯБРЯ СИНИЧКИН ДЕНЬ»;

– изготовление кормушек, совместно с родителями, развешивание их на участке.

– изготовление папки-передвижки по теме;

– подведение итогов;

– создание презентации проекта и фотоотчёта в родительский уголок.







План реализации проекта

Дата

Мероприятие

Задачи

Работа с детьми

1 день

07. 11.

2023

1 Беседа "Синичкин день".

познакомить детей с синицей;

учить отличать синиц от других видов птиц;

воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам;

вызвать желание помогать птицам в зимний период;

2 Просмотр картинок с изображением зимующих птиц

закрепить в памяти у детей образ синицы;

способствовать запоминанию её отличительные признаки;

побуждать детей помогать птицам выжить зимой.

3 Прослушивание пения синиц.


сформировать у детей понятия, что синички умеют красиво петь;

побуждать относиться к пернатым с добротой;

развивать чувство прекрасного и учить детей наслаждаться природой.

4. Подвижные игры «Воробушки (синички) и автомобиль», «Птички и кошка»

формировать умение детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя

учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.


5.Пальчиковая гимнастика «Птички и ветер»

развитие мелкой моторики рук;

развитие памяти, речи.

6. Рисование «Заготовка - круг» для последующей аппликации «синички»

учить обводить круг по трафарету простым карандашом

учить правильно пользоваться кистью,

учить аккуратному закрашиванию круга гуашью;

2 день

8. 11.

2023

1 Чтение рассказа «Весёлая синичка». Рассуждение по рассказу.

познакомить детей с новым произведением;

в художественной форме рассказать детям о синице;

развивать внимание, память, речь, любознательность.

2 Пальчиковая гимнастика «Синички».

развитие мелкой моторики рук;

развитие памяти, речи.

3 Аппликация «Синички»

с помощью аппликации закрепить образ синицы в памяти детей;

формировать умение наклеивания составных элементов синицы аккуратно;

вызвать желание сделать работу аккуратно и красиво.


4.Разучивание заклички «Синиченька-невеличенька»

расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи  по теме;


3 день

9. 11.

2023

1 Чтение экологической сказки про синичку или просмотр развивающего мультфильма по теме

познакомить детей с новым произведением;

в художественной форме рассказать детям о зимующих и перелётных птицах;

развивать внимание, память, речь, любознательность.

2 Подвижная игра «Стайки».

 превратиться в птичек и полетать стайкой,

развивать ловкость, быстроту реакции и умение действовать по сигналу.


3 Д. игра «Четвертый лишний», «Кто какой голос подает» по теме «зимующие птицы»

закрепление у детей в памяти внешнего вида зимующих птиц;

развивать внимание, память, речь и слух.


4. Раскрашивание «Синичка на ветке»

учить аккуратному раскрашиванию красками изображения синицы

закреплять умение правильно держать кисть во время раскрашивания.


4 день

10. 11.

2023

1.Лепка «Синички на кормушке»


развивать мелкую моторику рук, чувство эстетики и вкуса

научить скатывать шарики разных размеров, учить вытягивать клювик.

воспитывать аккуратность в выполнении поделки


2. Пальчиковая гимнастика «Птички прилетали», «Птичка птичка…»

развитие мелкой моторики рук;

развитие памяти, речи.

Целевая прогулка-наблюдение за птицами, развешивание кормушек на участке

учить наблюдать за птицами, их повадками и особенностями поведения;

развивать сопричастность и сочувствие к зимующим птицам;

установить кормушку на площадке;

насыпать заготовленный корм

Подвижные игры «Перелет птиц», «Птицы в гнездышке»

закрепить умение залезать на предметы, приподнятые над полом (землей), быстро ориентироваться в пространстве по сигналу.

учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.



Работа с родителями

5 день


7-13. 11.

2023

1.Оформление стенгазеты

«12 ноября Синичкин день»


2.Наблюдение дома и на прогулке  за птицами.

3. Совместное изготовление кормушек.

4.Заготовка корма для птиц



 познакомить родителей с  целью  и  задачами  проекта, привлечь их к участию в проекте

донести до родителей информацию о празднике;

вызвать желание у родителей вместе с детьми изготовить кормушки и подкармливать птиц зимой.






ВЫВОД



В  ходе  реализации  проекта  дети  и  родители  участвовали  во  всех мероприятиях, рассматривали и читали книги и энциклопедии. 

В   процессе  реализации  проекта  дети  узнали  много  нового  о «Синичкином  дне»  и  зимующих  птицах:  об  особенностях  внешнего  вида, повадках  птиц  и  приспособленности  их  к  среде  обитания.  Обогатился словарный запас детей, они стали более наблюдательными и внимательными по  отношению  к  птицам. 

Работа над данным проектом оказалась актуальна, т. к. была интересна и полезна и детям, и  родителям.  Родители  воспитанников с особой  заботой  и ответственностью  подошли  к  вопросам  воспитания,  развития  детей. Благодаря  сотрудничеству  и  совместному  творчеству  воспитателей,  детей  и родителей, удалось достичь намеченной цели.





Используемые интернет-ресурсы:



1.http://miniskazka.ru/malysh_skazki/veselaya_sinichka.html


2.https://infourok.ru/prezentaciya-k-vneklassnomu-zanyatiyu-po-teme-zimuyuschie-ptici-

nashego-kraya-kl-1625589.html


3.https://multiurok.ru/files/konspiekt-otkrytogho-piedaghoghichieskogho-mieropr.html


4.https://multiurok.ru/files/kartotieka-podvizhnykh-ighr-dlia-podghotovitiel-noi-ghruppy.html


















П риложение 1

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ


«Птички и птенчики»

Цель. Упражнять детей в беге. Развивать у детей умение действовать по сигналу.

Правила игры. Дети делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа имеет свой домик - гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т. п.). Малыши, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель - птичку. На слова "Полетели, полетели!" птенчики выпархивают из гнездышек и стараются улететь за кормом подальше. На слова воспитателя "Полетели домой!" птенчики возвращаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания. Педагог следит, чтобы дети - птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома - там больше корма.

Оборудование. Обруч.

«Птички в гнездышке»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Описание. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" деть возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).


«Воробушки (синички) и автомобиль»

Цель:  формирование умения детей начинать движение и менять его по сигналу воспитателя.

Ход игры: Объяснить правила:  действовать строго по сигналу; воробушки и автомобили не должны появляться на дороге в неподходящее время.

Дети - "воробушки" садятся на скамейку - "гнездышки". Воспитатель изображает "автомобиль" и передвигается по площадке. После слов воспитателя: "полетели воробушки на "дорожку", дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая "крылышками". "Автомобиль" в это время стоит в стороне (гараже).

По сигналу: "автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки", автомобиль выезжает из "гаража", а  воробушки улетают в "гнёздышки" (садятся на скамейки). "Автомобиль" возвращается в "гараж".

Правила игры:

В се действия дети выполняют в соответствии с текстом игры. Дети должны бегать в разных  направлениях, не наталкиваясь  друг на друга, начинать движение и менять его по словесному  сигналу, находить свое место.

Усложнение: можно ввести два "автомобиля", а "воробушки" могут передвигаться, только прыгая на двух ногах, а не бегать.


«Птицелов»


Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий, которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать (синь-синь, чик-чирик, вур-вур, кар-кар). Дети идут по кругу со словами:

Во лесу, во лесочке,

На заснеженном дубочке

Птицы сидели,

Тихо песни пели.

Вот птицелов идет —

В плен нас возьмет.

Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов»  угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».



«Перелет птиц»

Цель. Закрепить умение залезать на предметы, приподнятые над полом (землей), лазить по гимнастической стенке, быстро ориентироваться в пространстве по сигналу. Учить детей помогать друг другу. 

Ход игры. Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят.

Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям.

Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.


«Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: в большом кругу сидит «кошка», за кругом - «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» «кошка» отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

Желтогрудая синица

С ветки прыг, на ветку скок,

Собирает хлеба крошки,

Кошка птичку не страшит.

Кошке тоже не сидится,

Кошка точит коготок.

Мяу-мяу, сейчас поймаю!



«Стайки»

Цель: превратиться в птичек и полетать стайкой, развивать ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя..

Описание игры: Воспитатель говорит: -Вылетайте, птички, на лужок, Быстро делайте кружок. Воспитатель занимает место среди детей, читает слова рифмовки и демонстрирует малышам действия. Мы играем в стайку. Стайка, полетай-ка! (бежать на носочках по кругу друг за другом), (размахивать руками, как крыльями), (2-3 раза), (остановиться), (присесть, развернувшись лицом в круг, стучать указательными пальцами, как клювами, по полу), (2-3 раза), (встать лицом в круг) Полетели птички, птички-невелички. Птички летают, устали не знают. Стоп! Сели птички на дорожку, поклевали птички крошки: «Клю-клю-клю — поклюем, потом песенку споем».

После завершения игры дети садятся на стульчики.




























П риложение 2.


СТИХОТВОРЕНИЯ, РАССКАЗЫ, СКАЗКИ

***

…Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.


Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.


Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

(Александр Яшин)


***

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)


Закличка


Синиченька - невеличенька

Прилетай ты к нам


Из чужих краёв
Принеси ты нам.
Зиму снежную, зиму тёмную
Синиченька - сестриченька
Созывай снегирей
И лети к нам скорей!


***

Я гляжу в окошко,

Прилетели птички.

Привяжу им сала,

Кушайте, синички!


***

Посмотрите, детки,

Вот сидят на ветке,

Птички-невелички,

Желтые синички.


**

Нас синички не боятся,

Смело на руки садятся.

Им нужны не хлеба крошки,

А тепло моей ладошки.


***

Холодно в лесу, холодно!

Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.

Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.

Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи крепко.


Бесплатные столовые

Настало тяжёлое время для маленьких наших друзей – птиц, голодное время, лютое время… Сильно страдают от голода и холода певчие птицы. Сердобольные горожане устраивают для них маленькие бесплатные столовые в садах и прямо у себя на окнах. Одни вывешивают из окна кусочки хлеба и сала на ниточке. Другие выставляют в сад лукошки с зерном и хлебом…Трудно – ох, трудно! – приходится певчим пичугам, да и другим птицам!


(Рассказы В.Бианки из «Лесной газеты»)





Э кологическая сказка

Жила-была девочка Маша. Ей было шесть лет, и она ходила в детский садик.
На прогулке с ребятишками во дворе детсада Маша увидела птичку-синичку в красивом жёлтом наряде. Маленькая Синичка сидела на ветке рябины. В клюве она держала ягодку рябины, уже из последних, что оставались на дереве. Маша пожалела её:

– Как тебе холодно, Синичка! У тебя нет своего дома, и нечего покушать.

Синичка быстро склевала ягодку, а потом ответила:

– Не надо меня жалеть. Меня и других птиц, кто не улетает зимовать на юг. Природа одарила нас особой стойкостью к холоду, чтобы хватило сил перезимовать. Но самое главное для всех – не пропасть бы с голоду. Правда, нам бывает трудно найти еду – с приходом холодов все букашки прячутся до весны.

Маша сняла с руки варежку, достала из кармана шубы шоколадную конфету и протянула Синичке:

– Возьми, угощайся!

– Что ты, Машенька! Я такое не ем. Как и все птицы, я клюю семечки, ягодки, зёрнышки. Другого мне не надо.

Маша тяжело вздохнула.

– Как же мне и нашим ребятам помочь вам, птичкам?

– Сколько лет я в город прилетаю, сколько зим уже перезимовала, всегда люди ставят нам кормушки для еды и делают домики для жилья.

– Но у нас в садике нет кормушки. Надо сказать воспитательнице, чтобы мы кормушку сделали.

– Молодец, Маша, правильно говоришь! – похвалила Синица Машу. И девочка обратила внимание, что вокруг послышались голоса других птиц, которые слетелись на ветки рябины и наблюдали за разговором. Они были согласны с синицей. Доклевав последние ягоды, птицы поспешно улетели, как будто играли в догонялки.

Когда прогулка в детсаду закончилась, Маша рассказала всем о встрече с птичкой-синичкой. Воспитательница и ребята с интересом слушали её.

– Давайте вместе сделаем кормушку для птиц, чтобы у них тоже был столик для еды! Сделаем подарок птицам к празднику великого Рождества! Мы не должны допустить голода, чтобы птички также справляли этот праздник весело, как и мы, – предложила воспитательница.

Ребята с радостью согласились. Им очень хотелось помочь птичкам перезимовать. Воспитательница и ребята пошли в комнату, где они мастерили разные поделки, лепили из пластилина. Она достала с полок всё, что нужно для поделки кормушки: картон, клей, ножницы, бумагу, толстые нити – шпагат. Все дружно сели за большой стол. Каждый делал свою работу: кто чертил на картоне основание кормушки, кто вырезал детали, кто разукрашивал яркими красками фигурки из бумаги; кто клеил их на картон. Воспитательница пришила нитки шпагата для подвешивания кормушки. И вот кормушка готова! Как все ребята были довольны! – красивая, широкая, удобная для посадки птиц. А дворник дядя Паша тем временем смастерил домик для птиц.

Когда после обеда, пошли все гулять, ребята с нетерпением хотели поскорее повесить кормушку.

– Погодите, ребята. Надо взять с собой ещё хлебушек, семечки, зёрнышки, чтобы угощать птичек.

Повариха тётя Зина насыпала в кулёк по горсточке разной крупы, семечек и отдала ребятам.

– Давайте повесим кормушку на ветку рябины, – предложила Маша.
– Конечно, Маша, – согласилась воспитательница. Ребята насыпали корм на кормушку, и воспитательница повесила её на ветку. Дворник дядя Паша прикрепил домик птичкам.

Маша посмотрела вверх, и ей стало грустно: Синицы не было – улетела отдыхать до утра, так как время было уже за полдень.

На следующий день ребята пришли к рябине. Они увидели на кормушке радостно щебечущих птиц. Синичка-сестричка подлетела поближе к ребятам и поблагодарила их:

– Спасибо тебе, Маша, спасибо всем ребятам и воспитательнице за заботу о нас. Теперь нам не страшен голод зимой. Вы настоящие друзья! Теперь мы спокойно перенесём холода. Так и грелись всю зиму птицы от холода в домике, прилетая к кормушке клевать корм, и радовались доброте ребят. Ребята, что лучше: жалеть братьев меньших на словах, или помогать им делом?

Https://compas-hmao.ru/byl-i-nebyl/


Рассказ «Весёлая синичка»


Жила в лесу птичка-невеличка, по прозванию синичка. Она очень любила петь, а все обитатели леса с радостью слушали ее пение. Белочка часто просила синичку спеть, а сама садилась на пенек и мечтала, глядя на проплывающие по небу облака. Ежик часто брал в руки скрипку, и синичка устраивала концерты под его аккомпанемент.

Тут уж все лесные звери пускались в пляс, и веселее всех отплясывал маленький бурый медвежонок. Больше всего любил пение синички зайка, и после таких концертов он всегда дарил ей большие букеты лесных цветов.

Однажды, когда уже наступила осень, синичке пришло письмо.

«Прилетайте скорее в город, дорогая синичка! — говорилось в нем. — Здесь все с нетерпением ожидают ваших гастролей!»

Собралась синичка и прилетела в город. Села она на скамейку и протенькала свою песенку для мальчика Пети.

— О, милая синичка! Ваше пение так прекрасно! Оставайтесь у нас насовсем! — воскликнул мальчик.

И с тех пор синички стали жить в городе.




П риложение 3.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА


«Птичка»

Птичка летала, (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила, (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла. (вращение замком)

Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы

изображают клюв

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи).


«Птички и ветер»


Маленькие птички, (сжимаем и разжимаем кулачки)

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (соединили пальцы в "замок")

Там не тронет их никто.



«Синички»

Две синички прилетели, (Машем руками, изображая крылья)

На ладошки дружно сели, (Показываем ладошки).

Стали семечки клевать

И тихонько напевать. (Стучим пальчиками по ладошкам).

Мы погладим нежно птичек, (Гладим ручки со всех сторон.)

И отпустим невеличек. (Сделать лодочку, раскрыть и встряхнуть руками).


***

Птичка-птичка – Встряхиваем кистями рук

Вот тебе водичка! – Водим пальчиком по ладошке

Вот тебе крошки на моей ладошке. – Барабаним пальчиками по ладошке.

***

Птички прилетали, - Большие пальцы цепляем друг за друга как крючки, остальными машем, как крыльями.

Крыльями махали, сели посидели – кисти рук собираем в кулачки и фалангами кладем на стол

Дальше полетели – Повторяем первое движение.





Приложение 4.

РАСКРАСКА





Приложение 5.

Конспекты занятий- «Синичкин день»


Вар. беседы № 1.

Задачи:

- познакомить детей с традицией отмечать праздник «Синичкин день», вспомнить зимующих птиц, закрепить знания о том, какие звуки издают птицы

-развивать внимание и мышление детей, умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц, развивать детскую фантазию и коммуникативные способности

-воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам, любовь к природе


Ход мероприятия:


Воспитатель: ребята, послушайте загадку.

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут ее ….

Дети: синичка.

Правильно, молодцы! Давайте вспомним как выглядит синичка? Как она передвигается? Чем питается? Где зимует? (ответы детей)

Птичка синичка очень красивая птичка, кажется, что она нарядилась в желтую рубашку с черным галстуком, в зеленый плащик, а голову украсила черной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам и веткам деревьев.

В теплый край не улетают

На морозе распевают

Эти птички – невелички

Раскрасавицы синички.

Давайте послушаем голосок синички.

(запись голоса синички)


С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. Послушайте стихотворение про синичку:

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем

Твой веселый голосок.

Воспитатель: ребята, как вы думаете легко ли в холодное время птичкам добыть корм?

Дети: нет, нелегко.


Сало и зернышки, хлеба горбушка

Птиц угощает зимою…


Дети: кормушка.

Воспитатель: теперь позовем синичек.

Синичка, синичка

Маленькая птичка,

Прилетай в наш детский сад

Каждый будет тебе рад.

Сало, крошки, зерна

Будешь ты довольна.

Воспитатель: ребята, а пока мы с вами ждем синичек, я предлагаю вам поиграть в игру.

ИГРА «СИНИЧКИ И КОШКА»

выбирается «кошка»

СЧИТАЛКА

Тиле - теле

Птички пели,

Взвились к лесу полетели,

Стали птички гнезда вить

Кто не вьет, тому водить.

(Дети стоят в кругу и произносят слова, «кошка» сидит внутри круга)

Желтогрудая синица

С ветки прыг, на ветку скок,

Веселится от души,

Собирает хлеба крошки,

Кошка птичку не страшит.

Кошке тоже не сидится,

Кошка точит коготок.

Мяу-мяу, сейчас поймаю

(дети разбегаются по участку врассыпную, «кошка» ловит птичек, первый пойманный становится водящим - «кошкой», игра повторяется несколько раз)


Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какие еще птички остаются на зиму в наших краях и не улетают в теплые страны.

(воспитатель загадывает загадки)

Воспитатель: Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это?

Дети: воробей!

Воспитатель: Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг.

Дети: дятел!

Воспитатель: Верещунья, белобока, а зовут её …. ?

Дети: сорока!

Воспитатель: На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится? ” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я … .

Дети: ворона!

Воспитатель: правильно, молодцы! хоть зимой и холодно, но наши птички радуются каждому солнечному дню и с удовольствием поют свои песни.

(дети подражают голосам птиц: дятел – трррр, воробьи – чик-чирик, вороны кар-кар, синички – тинь-тинь)

Воспитатель: какой славный хор у нас получился!

Молодцы вы все, ребятки,

Отгадали все загадки!

И в игре вы, малыши,

Тоже были хороши!

А сейчас, детвора,

Возвращаться нам пора!



Вар. беседы № 2.


Цель беседы: сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения.

Задачи:

1) учить отличать синиц от других видов птиц,

2) воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,

3) вызвать желание помогать птицам в зимний период.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулки за птицами. Чтение художественной литературы. Слушание рассказа В.Бианки «Синичкин календарь». Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник  слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В  былые времена 12 ноября   отмечали как «день синиц». Поэтому,  именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. 

Считается, что именно в этот день, 12 ноября, птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку. 

      В  народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.

  1. Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.

  2. Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну. 

  3. Свистит синица - на ясный день.

  4. Синицы утром пищат - на ночной мороз.

       Вы спросите: «Почему же  птиц называют синицами»?

Название «синица», возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперение этих птиц часть перьев, имеет сине - голубую окраску.

    Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Синичий ряд обширный. В наших парках и лесах живут 6 видов этих птиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек. В солнечный полдень они звонко  и протяжно поют свою песню: синь-синь, а нам кажется: «Скинь кафтан».

Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

С Синичкиного Дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них. В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». 

     В этот день люди укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала... зимой, в отсутствие насекомых, синички едят все — не только сало, но и семечки подсолнуха, крупу, семена растений.   

     Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

   Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.

Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна, -

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.












































Приложение 6.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ ВО 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «СИНИЧКИН ДЕНЬ»

12 ноября, 2023

Образовательные области: интеграция областей" речевое развитие", "физическое развитие", " познавательное развитие", " художественно-эстетическое"

Возраст детей: 3 года

Цель: формировать представления детей о птицах и их особенностях.

Задачи:

1.знакомить с внешним видом синички, выделить наиболее характерные особенности;

2.обогащение  и активизация словарного запаса детей;

3.воспитывать бережное отношение и любовь к птицам.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулки за птицами, аудирование на тему:" Голоса леса ", чтение стихотворения С. Дрожжин "Птичка", рассматривание игрушек и иллюстраций с изображением птиц, экскурсия в "Птичью столовую" на территории детского сада.

Материалы и оборудование:  фонограмма (пение птиц), картинки с изображением синички, снегиря, кормушки для птиц, картинки птиц, заготовки из цветной бумаги для аппликации, клей ПВА, кисточки (на каждого), заготовки черно-желтых кругов, ½ голубого картона (на каждого).

Ход совместной деятельности:

Звучит фонограмма(пение птиц)

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто это поёт?

Дети: Птички поют.

Воспитатель : Посмотрите   в окошко, что  же это за птички прилетели к нам в гости? - это синичка. Дети сегодня синичкин день. (показ картинки синички)

Давайте посмотрим, что есть у нашей гостьи синички?

Дети: Голова, клюв, крылышки, ножки, хвостик.

Воспитатель: Правильно , а кого цвета у синички грудка?

Дети: Жёлтая

Воспитатель : ребята а ещё синичку называют сестричкой воробья. А почему? Посмотрите, чем похожа синичка на воробья?

Дети: синичка тоже маленькая

Воспитатель: хорошо. А ещё у меня есть другие картинки давайте посмотрим, что делают птички (картинки с действиями)

Воспитатель: Вот сколько всего делают птицы, они всегда чем то заняты. 

Воспитатель: На улице становится очень холодно и птичка в лесу не хватает корма, поэтому они летят поближе к людям, надеясь на их помощь.

Ребята, а как мы можем помочь птичкам?

Дети :мы можем их покормить.

Воспитатель : а чем мы можем покормить птичек?

Дети: зернышками, хлебушком.

Воспитатель : правильно, вот у меня на тарелочках лежат те угощения, которые любят птички.

Воспитатель : давайте отправимся с вами на прогулку и покормим наших птичек, вы согласны?

Дети :да

Воспитатель на прогулке : ребята, а что это такое? Показ кормушки

Дети: Кормушка

Воспитатель правильно, но она совсем пустая, мы с вами накормим птичек?

Дети: накормим

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами превратимся в птичек и немножко поиграем?

Физминутка "Шустрые синички"

Скачет шустрая синичка, 

Ей на месте не сидится, 

Прыг-скок, прыг-скок, 

Завертелась, как волчок. 


Воспитатель: Какие все молодцы! Поиграли, птичек накормили, а теперь нам пора возвращаться в группу.

Практическая часть:(аппликация)

Воспитатель: Ребята, настоящих птичек мы с вами навестили, покормили, а сейчас мы сделаем из бумаги красивых синичек и украсим нашу группу.

Воспитатель: для начала мы сделаем пальчиковую гимнастику:

Синичка синичка весёлая птичка,

Летает ловко,

Щебечет плутовка.

Птичка синичка

Ростом невеличка,

Наша синичка

Воробью сестричка.

Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает.

Воспитатель : посмотрите, какие красивые синички у нас получились. Они говорят вам большое спасибо. Вам понравилось играть с синичками? Красивая птичка прилета к вам в гости, как она называется?

Дети: ответы детей.
















Приложение 7

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Цель: ознакомление детей с народным праздником «Синичкин день».

Задачи: закреплять знания детей о зимующих птицах; продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами; развивать способности у детей участвовать в различных играх подвижного характера, создавать радостное и веселое настроение.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулки за птицами: птицы могут летать, во время полета машут крыльями, тело птиц покрыто перьями. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. На снегу остаются следы.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Слушание записи «Голоса леса».

Подвижные игры:  «Воробушки (синички) и автомобиль», «Стайки», «Птички в гнездах», «Перелет птиц».

Демонстрационный материал: изображение птиц, кормушка.


Ход мероприятия:

В. Когда я пришла в детский сад, нашла письмо. (Показ письма)

В. Вы хотите узнать, что лежит в конверте? Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нём. (Воспитатель достаёт из конверта письмо и читает его детям.)

В. «Здравствуйте ребята, я птичка - синичка. (Показ картины – синичка) Вы мне очень понравились, вы добрые и весёлые дети, поэтому я решила сделать вам подарок. А что это, вы скоро узнаете».


Подвижная игра «Синички и кошка»

В. Дети, сегодня мы отмечаем праздник, посвященный удивительной маленькой птичке синичке. Он так и называется «Синичкин день». В этот день люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки.

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать.


Игра «Шустрые синички»

Скачет шустрая синичка, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ножке)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ножке)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку. (присели)

Почесала клювом грудку. (встали, наклоны головой)

И с дорожки – на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

В. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. А какие это птицы, мы узнаем, когда отгадаем загадки.


Отгадывание загадок.

(Воспитатель загадывает загадку и показывает иллюстрацию – отгадку.)

- Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)

- Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

- Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

- Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)


Логоритмическое упражнение: «Воробей»

(Движения выполняем в соответствии со словами.)

Воробей по лужице

Прыгает и кружится

(прыгают, кружатся, наклоняются, хвостиками машут)

Пёрышки взъерошил он, (хлопают в ладоши)

Хвостик распушил

Погода хорошая: «Чив», «Чив»!

В. Все вы молодцы! Очень весело поиграли.

В. Вы хотите узнать, что же синичка оставила нам в подарок? Тогда скоро мы узнаем.

(Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть вокруг и найти подарок.)

В. А кто из вас знает, что это такое?

В. Правильно, это кормушка. Эта кормушка для птиц. Скоро будет зима. Нам, людям, она не страшна. Мы тепло одеваемся, живем в теплых домах и даже очень рады, что зимой выпадает много снега, что можно играть в веселые зимние игры. Но далеко не всем животным и птицам так хорошо зимой. Особенно трудно приходится зимующим птицам. Самое страшное для зимующих птиц – голод. Зимой корма очень мало, и если не помочь птицам, они могут умереть. Синичка подарила нам кормушку для того, чтобы мы кормили птиц.


Чтение и заучивание стихотворений.

***

Летом птицы корм найдут,

С голоду не пропадут.

А зимой - с едой беда.

Снегом скрыта вся еда.

***

Мы поможем птичкам:

Воробьям, синичкам.

Им кормушку смастерим

И к деревьям прикрепим.


Игра «Накорми птенца»

Воспитатель предлагает детям взять заранее приготовленный корм для птиц (семечки, зернышки и хлебные крошки) и насыпать его в кормушку.

В. Когда мы пойдем на прогулку, повесим эту кормушку на дерево.


Песня – игра «Птички и собачка» (под музыку):

Вот летали птички, птички – невелички,

Все летали, все летали, крыльями махали.

На дорожку сели, зернышки поели    

Клю, клю, клю, клю, как я зернышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище.

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг, скок, прыг, скок, прыгаем по веткам.

(Дети выполняют движения согласно тексту песни.)

Ведущая: А собачка прибежала и всех птичек распугала.  


Итог мероприятия.

В. А сейчас пойдем с вами на прогулку и повесим кормушку. Птицам, которые прилетят на нашу кормушку, скажем: «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Мы добрые. Вы – наши друзья».