Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 им. Ю.А.Гагарина»
Проектная работа по немецкому языку
«Система образования в Германии, Швейцарии и Австрии»
Выполнила
Хащевская Мария Андреевна,
ученица 9 класса Б
Руководитель проекта
Бэдэнэу Елена Егоровна,
учитель немецкого языка
2023г
Оглавление
Паспорт проекта 3
Введение 4
Основная часть. Практическая часть 5
Практическая часть 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Приложения 14
Паспорт проекта
Наименование проекта | Система образования в Германии, Швейцарии и Австрии |
Исполнитель | Хащевская Мария Андреевна |
Цель (практическая) | Создать брошюру «Система образования в Германии, Швейцарии и Австрии» |
Задачи | 1. Изучить материал по теме «Система образования в Германии, Швейцарии и Австрии» 2. Выбрать интересующую нас информацию 3. Создать электронную презентацию и брошюру по теме «Система образования в Германии, Швейцарии и Австрии» |
Руководитель | Бэдэнэу Елена Егоровна |
Год разработки | 2022-2023 |
Предметная область | Немецкий язык |
Учебная тема (к которой ваш проект имеет отношение) | Страноведение |
Тип проекта | Информационный |
Тип проекта по предметно-содержательной характеристике: | Монопроект |
Краткая аннотация проекта. | В работе представлена информация о системе образования в немецкоязычных странах (Германия, Швейцария, Австрия). |
Сроки реализации проекта | Сентябрь – март |
Ожидаемые результаты (продукт) | Брошюра по теме «Система образования в Германии, Швейцарии и Австрии». |
Введение
Германия, Швейцария и Австрия во многом похожи. Эти европейские страны объединяет родственная культура, история и язык. Однако, когда речь идёт об образовании, между Германией, Швейцарией и Австрией оказывается немало различий.
Главная цель проекта – создание брошюры с информацией о системе образования в Германии, Швейцарии и Австрии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить материал по теме «Система образования в Германии, Швейцарии и Австрии».
Выбрать интересующую нас информацию.
Найти фотографии, иллюстрирующие систему обучения в Германии, Швейцарии и Австрии.
Создать электронную презентацию по теме «Система образования в Германии, Швейцарии и Австрии» и на её основе брошюру.
Методы:
работа с литературой;
анализ ресурсов в интернете;
сбор фотоматериалов и рисунков;
анализ и синтез отобранного материала.
Практическая значимость заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках немецкого языка при изучении темы «Страноведение». Проект будет также интересен тем, кто интересуется культурой Германии, Швейцарии и Австрии.
Основная часть. Практическая часть
Германия – одно из крупных государств в Центральной Европе /Приложение №1/. Она граничит с девятью странами – Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Чехией, Польшей, Австрией и Швейцарией. Германия – высокоразвитое государство, которое является одним из учредителей и влиятельных членов Евросоюза. Площадь страны – 357 тыс. кв. км. Население – более 80 млн. человек. Cтолица и крупнейший город – Берлин.
Система образования в Германии. Образование в Германии имеет классическую структуру, включающую в себя 3 уровня: дошкольное, среднее и высшее. Каждая земля в Германии имеет собственный закон об образовании, поэтому организация обучения и нюансы получения аттестатов и дипломов могут значительно различаться. Например, в Берлине и Бранденбурге дети учатся в начальной школе 6 лет, а на остальной территории страны — 4 года.
Дошкольное образование. В так называемые Kindergarten (детские сады) большинство немецких детей начинает ходить уже с трех лет /Приложение №2/. Можно, конечно, записаться и в ясли (Kinderkrippe), куда берут с шестимесячного возраста, но попасть туда весьма трудно, поэтому чаще всего места в них достаются детям из неполных семей /Приложение №3/. Цена вопроса регулируется местными властями. Например, Бавария и Берлин предлагают посещать сады совершенно бесплатно. А вот в Нижней Саксонии родителям придется выложить около 250 евро за месяц нахождения в группе. В детском саду Германии нет строгого плана действий и уроков. Занятия тут проходят исключительно в игровой форме. Во время них детей учат находить общий язык со своими сверстниками. Широко распространены лесные детские сады – учреждения, находящиеся на свежем воздухе /Приложение №4/.
Школьное образование. Школьное образование состоит из трех ступеней:
Начальное образование.
Среднее образование 1-ой ступени.
Среднее образование 2-ой ступени.
Как только ребенок из детского сада достиг 6 лет, он начинает учиться в начальной школе (Grundschule) /Приложение №5/. Здесь он учится 4 года. Средняя нагрузка ученика – 20-30 часов в неделю. Оценки в немецкой школе выглядят «перевёрнутыми». Единица считается лучшей отметкой, а пять баллов означают неудовлетворительно. Детей начинают оценивать в 3 классе. Когда ребенок заканчивает обучение в начальной школе Германии, преподавательский состав оценивает его способности, чтобы затем определить в одну из четырех групп для продолжения обучения в средней школе первой ступени. Образование второй ступени продолжается до 10-го класса. Наиболее слабые ученики направляются для дальнейшего обучения в так называемой «основной школе» (Hauptschule), где обучаются 5 лет. Основная цель этой школы — подготовка к малоквалифицированной профессиональной деятельности. Здесь даётся базовое образование. Средняя нагрузка 30-33 часа в неделю. После окончания главной школы молодой немец может начать работать или продолжить обучение в системе профессионального образования. Ученики со средними результатами идут в «реальную школу» (Realschule) и обучаются там 6 лет. После окончания реальной школы можно устроиться на работу, а наиболее способные могут продолжить обучение в 11-м и 12-м классах гимназии. В гимназии школьник получает классическое образование. После окончания гимназии даётся аттестат зрелости, дающий право на поступление в университет. Образование третьей ступени можно получить только в последних классах гимназии – в 11-м и 12-м классах. Учащиеся 13-го класса – это уже абитуриенты, которые проходят подготовку для учебы в вузах. В конце года они сдают экзамены по базовым школьным дисциплинам, которые называются Abitur. По результатам школьных выпускных экзаменов, а также с учетом некоторых социальных факторов, будет осуществляться прием в высшие учебные заведения.
Высшее образование. Немецкая система высшего образования отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии 376 вузов. Как и у нас, большинство немецких вузов являются государственными. А вот частных учреждений высшего образования здесь намного меньше, чем у нас – всего 69. Среди главных особенностей системы образования в Германии можно упомянуть отсутствие вступительных экзаменов в вузы. Самое главное для абитуриента – успешно сдать выпускные экзамены в гимназии и школе. /Приложение №6/.
Швейцария - государство в Центральной Европе/Приложение №7/. Это одна из красивейших и богатейших стран мира, большую часть территории которой занимают горы. Швейцария граничит с Италией, Германией, Австрией, Францией. Население Швейцарии составляет примерно 8 667 100 человек, а площадь страны занимает 41 285 кв. км.
Система образования в Швейцарии. Первое, что стоит знать об образовании в Швейцарии, касается его децентрализованности. Основная ответственность за организацию образования лежит на 26 кантонах, каждый из которых имеет свой отдел образования, индивидуально составляет учебную программу, определяет расписание учебного года и методы преподавания. Тем не менее, на государственном уровне в Швейцарии происходит гармонизация образования, чтобы обеспечить одинаковый уровень подготовки и уравнять шансы учащихся из разных кантонов на поступление в университет. Школьное образование в Швейцарии обязательно для всех детей от 4 или 6 лет до 15 лет, вне зависимости от наличия швейцарского гражданства. Таким образом, обязательное образование длится 9-11 лет. Большинство детей и подростков обучаются в государственных школах. Ещё одним аргументом в пользу частных школ является гибкость их образовательных программ.
Дошкольное образование. Как и в других европейских странах, в Швейцарии дошкольное образование не является обязательным, однако большинство родителей отдают детей в детские сады /Приложение №8/. В детском саду происходит социализация ребёнка и подготовка к началу учёбы в школе. В детский сад в Швейцарии детей отдают рано, есть группы, начиная с 4-х месяцев /Приложение №9/. Существуют государственные дошкольные учреждения и частные. Дошкольное образование в Швейцарии не является бесплатным даже в государственных учреждениях. Стоимость пребывания ребёнка в них частично покрывается городской казной, остальное доплачивают родители в зависимости от уровня дохода семьи.
Школьное образование, как и в Германии, состоит из трех ступеней:
1. Начальное образование.
2. Среднее образование 1-ой ступени.
3. Среднее образование 2-й ступени.
Начальное образование. Начальная школа в Швейцарии начинается рано — учиться дети начинают в 4 года. При школах, как правило, есть подготовительное отделение. Начальное образование в Швейцарии обязательно и бесплатно в государственных школах. В большинстве кантонов начальное образование длится 6 лет. Учебная программа рассчитана в среднем на 23-32 уроков в неделю. По стандартам государственной учебной программы выпускники средней школы обязаны владеть тремя языками: двумя государственными на выбор и английским. Изучение языков начинается ещё в детском саду, а иностранный язык в начальной школе — один из основных предметов.
Среднее образование. Обязательное среднее образование в Швейцарии — это начальная школа и первая ступень среднего образования (Secondaire I). Secondaire I — это 3 (в некоторых кантонах 4) класса, таким образом, обязательно обучение с 6 до 15 лет. От успехов в обучении на первом этапе зависит, в класс какого уровня ученик будет определён, если решит продолжить учёбу в школе. На данной ступени учащиеся осваивают широкую палитру дисциплин: они изучают два (при желании три) национальных языка, английский, математику, биологию, химию, физику, социальные науки, музыку, искусство и дизайн /Приложение №10/. После окончания обязательного среднего образования ученики обычно не получают аттестат и не сдают выпускные экзамены, но могут продолжить обучение, перейдя на следующий этап. Это особенно важно для тех учащихся, которые дальше планируют получение высшего образования в Швейцарии или любой другой стране. Те, кто прошёл на следующий уровень школьного образования — Secondaire II, в течение 3 лет проходят подготовку к сдаче экзаменов на получение аттестата зрелости. Подавляющее большинство учеников предпочитают обучение в техникумах или профессиональных училищах, где они осваивают практические навыки, необходимые в той или иной профессии. Часто обучение в колледже в Швейцарии происходит на базе определённой компании, которая впоследствии предлагает выпускникам работу по выбранному направлению.
Высшее образование. Швейцарские власти уделяют огромное внимание национальной системе высшего образования. Система высшего образования в Швейцарии построена на принципах Болонского соглашения. В соответствии с этим высшее образование в университетах Швейцарии подразделяется на 2 этапа: Бакалавриат (4 года), Магистратура (2 года).
Образование, полученное в университетах, считается высшим академическим. В институтах и колледжах Швейцарии студенты получают высшее профессиональное образование. Университетское образование связано с прикладными и научными исследованиями. В то время как профессиональное образование включает больше практической работы.
Австрия - государство в Центральной Европе /Приложение №11/. Эта маленькая страна расположилась между Германией, Чешской Республикой, Словакией и Венгрией. Государство делится на 9 федеральных земель. Население составляет 8,858 млн. человек, площадь — 83 879 км².
Система образования в Австрии. В целом обучение в Австрии строится по системе, достаточно привычной россиянам и включает два этапа:
начальный – это первые четыре года младшей школы;
и основной – средняя школа в Австрии предполагает прохождение 5 или 8 классов, к этому этапу относятся гимназии и школы со специальным уклоном.
Дошкольные учреждения страны к системе образования никакого отношения не имеют и приравниваются к няням.
Начальная школа. Вообще, начальных школ в Австрии две: народная (Volksschule) и особая (Sonderschule). Отличить их достаточно просто: в первой учится большинство детей без каких-либо медицинских противопоказаний, в другой – дети с серьезными заболеваниями. Продолжительность обучения в начальной школе составляет 4 года. Обязательными предметами к изучению в начальной школе являются 4 дисциплины: культура чтения, письмо, математика, охрана здоровья. Помимо обязательных предметов, для маленьких учеников предусмотрены и дополнительные занятия на добровольной основе. Дети могут посещать занятия по физическому воспитанию, изобразительному искусству, религии. Система оценивания результатов в австрийских школах полностью аналогична немецкой.
Средняя школа. По сути, эта система практически идентична немецкой. Средние школы в Австрии делятся на следующие виды:
Hauptschule – общая средняя,
Allgemeinbildende höhere Schule – школа с академическим уклоном,
Gymnasium – гимназия.
Общая средняя школа дает знания по заранее утвержденной государственной программе. Ученики, как правило, делятся на потоки по их способностям и предпочтениям. Основными предметами являются немецкий и английский язык + математика. Помимо них есть также музыкальные и спортивные секции /Приложение №12/. Высшая средняя школа (она же – школа с академическим уклоном) популярна у учеников, которые нацеливаются на поступление в вузы. Наряду с гимназией она считается более престижной, поскольку туда берут тех, кто фактически «на отлично» закончил начальную школу.
Переход в среднюю школу возможен при наличии хорошего балла по успеваемости в начальной. Процесс обучения в средних школах занимает 4 года. Если говорить о предметах в средней школе, то в большинстве случаев они аналогичны нашим, но есть и другие дисциплины, такие как социология, психология, философия. Все зависит от специализации учреждения. Частные школы страны составляют примерно 10% от общего количества всех школ. Подавляющая их часть находится под эгидой католической церкви, но и дисциплина в них гораздо строже. На стадии 7-8 класса отдельное внимание уделяется выбору специальности либо будущей академической программы. В зависимости от курса по выбору карьеры организуются различные практические тренировки с экскурсиями на промышленные объекты и офисы компаний. К 9-му классу перед учеником встаёт выбор между среднетехническим образованием или продолжением учебы в старшей школе для поступления в университет.
Среднее и средне-специальное образование. После окончания средней школы (8-9 классов) снова начинается дифференциация:
- колледж, высшее техническое или профучилище (Berufsbildende Höhere Schule, BHS). Упор делается на подготовку высококвалифицированных экономических и технических кадров. Продолжительность составляет 5 лет.
- техникум, промежуточная школа или Berufsbildende Mittlere Schule, BMS. Обучение длится 3-4 года, а по истечении этого срока можно сразу приступать уже непосредственно к работе. Практика оплачивается!
- медицинский колледж (Schulen für allgemeine Gesundheits- und Krankenpflege). Прием в эти учебные заведения предусмотрен уже на этапе старшей школы, но только после 10-го класса. Из-за этого аспекта поступать в австрийский медицинский вуз гражданину России можно только после двух лет вуза на родине.
- практика на производстве (Lehrlingausbildung). Здесь предусмотрен следующий график: днем ученик работает на предприятии (Lehrbetrieb), а еще получает знания в вечерней школе (Berufsschule). Программа рассчитана на 2-4 года, а по ее окончании сдается экзамен (Lehrabschlussprüfung).
Интересно, что 4/5 всех австрийских учеников идут по направлению рабочих и технических специализаций, и не всегда заканчивают полные 13 классов.
Старшая школа. Если же учащийся все же решает получить полное школьное образование, то после средней школы ему придется учиться еще 3-4 года. На самой высшей ступени (Oberstufe) ему предлагается академическая специализация: классическая, гуманитарная, художественная, музыка, естественные науки, предпринимательство.
Закончив полные 13 классов школы, будущий ее выпускник сдает экзамен на аттестат зрелости (Matura-Reifeprüfung) /Приложение №13/. Те, кто учился в гимназиях и AHS, сдают 3-4 письменных экзамена и столько же устных испытаний. А еще, в начале февраля будущие выпускники пишут научную работу (Vorwissenschaftliche Arbeit), которую они обязаны будут защитить. Выпускникам колледжей также предстоит сдача экзамена по своему профилю (Ausbildungsschwerpunkt-Prüfung).
Практическая часть
Мы считаем, что проект актуален, так как позволяет расширить знания и повысить интерес к культуре, истории Германии, Швейцарии и Австрии. Проект имеет ярко выраженную прикладную направленность. Компьютерная презентация и брошюра могут использоваться на уроках немецкого языка при знакомстве со страноведческим материалом и во внеклассной работе.
Заключение
В своей работе мы поставили цель: создать буклет о системе образования в Германии, Швейцарии и Австрии. И эта цель достигнута. Я получила полный и разносторонний опыт работы на всех этапах проекта. При работе над проектом основное развивающее воздействие было оказано на мыслительную компетентность, деятельность, связанную с логическими мыслительными операциями, развитие творческой компетентности, личной инициативы, ответственности, настойчивости, активности.
Был изучен большой объём информации в ходе работы над проектом. Автор научился лучше выделять значимые факты. Выполнение проекта помогло мне утвердиться в своих силах, научило самостоятельному поиску и сбору информации, позволило осознать то, что необходимо хорошо готовиться к поступлению в учебное заведение.
Можно утверждать, что проект актуален, так как позволяет расширить знания и повысить интерес к культуре и истории Германии, Швейцарии и Австрии.
Проект имеет ярко выраженную гуманистическую направленность. Кроме непосредственных знаний о системе образования в Германии, Швейцарии и Австрии автор расширил свои практические навыки в области информатики, получил новый опыт в представлении результатов своей работы в виде рекламной брошюры. В ходе проектной деятельности развивались организационные, интеллектуальные, коммуникативные общеучебные умения и навыки.
Список использованной литературы
1.Коваленко Ю. И. Профессиональное образование в ФРГ.– М. : Высш. шк., 1997.
2. Малькова З.А., Вольфсон Б.Л. Современная педагогика в капиталистических странах. – М.: Просвещение, 1995.
3. Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. – М.: Высшая школа, 1998.
4. Лысова Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе.//Педагогика, -М.: Педагогика, 1994, №3.
5. Сергеева Н.Б. Впечатления о современной немецкой школе.//Педагогика, -М.: Педагогика, 1993, №2.
.
Интернет-ресурсы:
1. Википедия. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/
2. Образование в Германии. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://germanexpert.ru/
3. Образование в Швейцарии. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://schoolsswitzerland.ru/
4. Образование в Австрии. Режим доступа: https://vseobr.com/
5. Образование в Германии. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://study.by/poleznaya-informatsiya/sistemy-obrazovaniya/470/
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11
Приложение №12
Приложение №13