СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Система работы с родителями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Система работы с родителями"»

Номинация: Работа с родителями Тема: Система работы с родителями будущих первоклассников. Проект « Мы - вместе» Описание выдвигаемой идеи.

В педагогической науке и практике эта тема всегда актуальна. Переход из детского сада в начальную школу - это важным этап в жизни ребенка, который требует особого внимания со стороны педагогов, родителей и определяет образовательный процесс и общую социализацию детей.
Цель: создание единой образовательной среды, в которой ребенок чувствует себя уверенно и защищенно.

Цель достигается через гармоничное сочетание подходов к обучению и воспитанию, а также через активное взаимодействие между детским садом и школой: детского образования и школьного обучения. Происходит обмен информацией о развитии каждого ребенка, но и разрабатывать совместные программы, учитывающие индивидуальные особенности воспитываемого.
Родители являются основными участниками образовательного процесса и должны получить достаточно информации о том, как проходит переходный период, какие возникают сложности и как они могут помочь своему ребенку адаптироваться к школьной жизни.
Важным аспектом становится формирование у родителей активной позиции.
Вопрос преемственности призван обеспечить не только образовательный, но и эмоциональный перевод на новый уровень развития, что является залогом успешной адаптации детей. Реализация этой идеи требует внимательного анализа существующих образовательных практик, диагностики потребностей детей и их родителей, а также разработки новых методов и форм взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Понимание и реализация принципа преемственности помогают избежать многих трудностей, возникающих в переходный период, и делают этот процесс более плавным и естественным. Это определяет основную ценность работы с родителями как с партнерами в образовании, что, несомненно, влияет на будущее каждого ребенка и всего образовательного пространства в целом.
В нашем лицее уже есть сложившиеся за многие годы традиции в воспитательной работе и система работы с будущими родителями лицея.

Наша идея состоит в том, что выделяя именно работу с родителями будущих первоклассников, необходимо заложить крепкий фундамент в построении не только воспитательно - образовательного процесса в начальной школе, но и заинтересовать родительское сообщество в сотрудничестве с коллективом лицея. В нашем проекте родители выступают в роли соратников в деле воспитания и обучения детей.

Наша задача воспитывать в родительском коллективе активных единомышленников в реализации воспитательно - образовательного процесса Лицея.

Механизмы реализации предлагаемой идеи

Изучив основные проблемы первого года обучения в нашем лицее, выделим для себя два этапа, которые проходит семья в период перехода из детского сада в начальную школу:

  • организационный;

  • адаптационный.


Таблица 1

Этапы первого учебного года

Возникающие проблемы.Период решения.

Варианты решения

I этап: организационный

Родительские собрания

Документально-правовой.

(апрель-август)

  • проведение ряда тематических родительских собраний;

  • использование различных психологических приемов.

Мастер-классы на базе детского сада

Переход от игрового вида деятельности к учебной.

(апрель, май)

  • проведение мастер-класса «Профессии театра». Современная сказка «Морозко» (выступают дети с детского сада) + мастер-класс «Профессии театра» (ученики 2 Г класса Лицей 7)

День открытых дверей в школе «Мы будущие первоклассники!»

Знакомство детей с организацией Лицей №7.

(март - май)

  • ознакомительная экскурсия по учреждению (бассейн, столовая, школьный музей, спортивный зал, библиотека)

  • игровое занятие

«Преемственность в обучении детей правилам дорожного движения»

Воспитание дисциплинированного пешехода

(Сентябрь, май)

  • проведение игрового занятия отрядом ЮИД на базе детских садов.

II этап: адаптационный

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе Лицея в период каникул


Организация отдыха и оздоровления детей в период с мая-июнь. Адаптация детей к новым условиям жизнедеятельности.

Предоставление дополнительного образования в период летнего отдыха детей. (посещение кружков, модулей, секций, творческих мероприятий, экскурсий).

Одной из основных трудностей, с которыми сталкиваются дети, является изменение образовательной среды. Если в детском саду ребенку предоставляется пространство для игры и свободной деятельности, то в школе акцент смещается на учебный процесс, требующий большей организованности и дисциплины. Это воспринимается многими детьми как стресс, который может привести к снижению интереса к обучению.
Необходимо отметить, что недостаточная готовность к школе может являться следствием того, что информация о требованиях и ожиданиях не была вовремя донесена до родителей, что подчеркивает роль преемственности. Когда ожидания учителей и родителей не совпадают с возможностями детей, это может привести к чувству неуверенности и даже к развитию тревожности.

Переходный период часто сопровождается изменениями в социальном окружении ребенка:

  • появление новых одноклассников;

  • установление контактов с учителями;

  • адаптация к новому режиму будущего первоклассника;

  • отношение родителей к процессу перехода «Детский сад – школа».
    Не менее значимыми являются проблемы коммуникации между детским садом и школой: недостаточный обмен информацией о достижениях и развитии ребенка.
    Таким образом, необходимо решать комплекс проблем, касающихся как детей, так и их родителей, а также внедрять новые подходы к работе между различными уровнями образования, чтобы обеспечить плавный переход для каждого ребенка. Устранение этих проблем позволит создать базу для успешного обучения и гармоничного развития детей.

Поэтому мы решили так спланировать свою деятельность, чтобы в каждом периоде максимально успешно организовать просветительскую работу, которая на каждом этапе будет решать цели и задачи этого периода.

Методы и средства реализации идеи

План работы родительских собраний

Таблица 2

Название мероприятия и период проведения.

Форма работы

Основное содержание.


Готовность ребенка к школе

Беседа


1.Что такое психологическая, интеллектуальная и физическая готовность к школе.

2.Как определить, готов ли ребенок к обучению.

3.Роль родителей в подготовке к школе.

Адаптация к школе: как помочь ребенку

круглый стол


1.Особенности адаптационного периода.

2.Как справляться с возможными трудностями (стресс, усталость, нежелание идти в школу).

3.Роль режима дня и отдыха в успешной адаптации..

Требования школы к будущим первоклассникам




собрание-тренинг

1.Какие навыки и знания должны быть у ребенка к началу обучения.

2.Базовые умения: чтение, письмо, счет, логическое мышление.

3.Навыки самообслуживания и самостоятельности.



Прогнозируемые результаты.

Результаты данной системы работы по взаимодействию между школой и детским садом мы видим в успешной адаптации каждого ребенка к учебной деятельности и активном участии родителей в обучении и воспитании детей к новым образовательным условиям.

Разнообразные мероприятия, такие как дни открытых дверей, мастер-классы и встречи с отрядом ЮИД способствуют укреплению связи между детским садом и школой. Родители станут более информированными о методах обучения и воспитания, понимают свою роль в подготовке детей к старту в школе.

Необходимые условия для реализации проекта.

  1. Создание коллектива единомышленников. Проведение семинара «Мы - вместе» для учителей начальных классов и воспитателей детских садов.

  2. Обмен опыта работы по данной проблеме в форме мастер-класса.

  3. Распространение своего опыта работы мы видим через участие в мероприятиях ГАОУ РХ ДПО «Хакасского института развития образования и повышения квалификации».

  • написание статьи на ЭР и в СМИ об имеющихся результатах данной деятельности.

  • собрать и издать методический сборник с проведенными мероприятиями и обобщением опыта работы по данной теме.

Творческий коллектив:

Савилова Светлана Геннадьевна, Карелина Ирина Алексеевна, Чернова Анастасия Геннадьевна, Дрожжина Виктория Валерьевна, Суровцева Анна Ивановна.



Варианты планируемых мероприятий для данного проекта.

Приложение 1

Мастер-класс на базе детского сада

( из опыта)

Тема: Профессии театра

Совместное мероприятие подготовительной группы «Ландыши» детского сада № 21 «Аленький цветочек» и учащихся 2Г класса МБОУ Лицей 7 по плану проводим в апреле.

Подготовка ведется воспитателем, родителями и детьми сада и родителями, учителем и детьми – учащимися Лицея.

Дошкольники показывают театрализованную постановку для школьников. После просмотра ребята-лицеисты проводят мастер-класс, взаимодействуя с дошколятами. Обстановка приближена к школьной. Сейчас старшие учат младших товарищей. Дети легче идут на контакт с детьми, даже если это учащиеся младших классов.

Цель мастер-класса: знакомство детей с профессиями театра, обеспечение преемственности детского сада и школы.

Задачи:

- познакомить детей детского сада и учащихся Лицея с новым видом

совместной деятельности;

- формировать устойчивый познавательный интерес;

- собирать материал на тему «Профессии театра»;

- расширять область знания;

- воспитывать духовные, нравственные, патриотические ценности;

- формировать коммуникативные навыки;

- целенаправленно направлять и родителей и ребенка на успех.

Время проведения: апрель


Этапы совместной работы: детский сад-школа

  1. Определяемся с темой мероприятия.

  2. Составляем план. Подбираем материал.

  3. Подготовка. Репетиции.

  4. Проведение мероприятия.

- Выступление группы детей детского сада с театральной постановкой «Морозко» ( на новый лад).

- Знакомство с профессиями театра. Мастер-класс. Выступление 2 Г класса по станциям. Микрогруппы класса: бригада красных, бригада оранжевых; бригада желтых, бригада зеленых и бригада синих подготовили интересные виды работ по станциям, познакомили дошколят с профессиями режиссера, актера, гримера, бутафора и костюмера. Школьники сами обучали дошколят мастерству.





Собирали слово

Отгадывали

Узнавали


Слушали

Подбирали детали костюма

Составляли образ героя


Заворачивали бутафорские конфеты

Мастерили перчаточную куклу


  1. Дарим подарки.

Родители ребятами-детсадовцами стряпали сладкие печенья.

Сладкий сюрприз от дошколят.

Родители с ребятами - второклассники изготовили игры дошколятам

Игра «Лягушка и мяч»


Игра для группы из 5-8 человек на взаимодействие. Дети держа за бортики игры - коробки, учатся сообща загонять мяч в отверстие.




Игра «Слоники и кольца»

Это эстафета. Дети выстраиваются друг за другом, задача: повесить кольцо на хобот слонику.

Тренируется меткость, командная сплоченность.

Мы подарили трех таких слоников.

Для игры в военную игру, мы так же изготовили ТАНК

Игра «Отрази атаку!»

Ребята по очереди забираются внутрь танка, откидывают крышку люка вверху и кидают гранату ( пустую пластиковую бутылку»

Командный дух,физическая активность, бодрое настроение обнспечены!




Итог нашего мастер-класса

Организация подобного мероприятия - это совместное творчество детей, родителей, воспитателя и учителя, которое позволяет сообща искать информацию, систематизировать изученный материал, добывать новые знания, проводить их в игровой форме, предоставив младшеклассникам самим провести занятие с дошкольниками.



Савилова Светлана Геннадьевна



Приложение 2

День открытых дверей в школе «Мы будущие первоклассники!»

Одной из форм работы с родителями будущих первоклассников является День открытых дверей в школе. Самая главная задача – рассказать об условиях обучения, о преимуществах и отличиях от других школ. В этом году День открытых дверей в нашей школе провели в виде игры —путешествия «АБВГДЕйка». Многие родители думают, что работа школы – это только уроки по предметам. Поэтому главной целью мероприятия было ознакомить родителей с работой школы в различных направлениях, показать не только уроки.

Игры по станциям. Участники ученики и родители.

5 Станция « Литературный лабиринт». На асфальте 3 тропинки. Ведущий задает вопрос. Игрокам нужно угадать 3-х известных литературных героев. Затем выйти из лабиринта по тропинкам.

2. Станция «Загадкино».Ведущий загадывает 10 загадок, кидая мяч игроку, загадывая загадку. Игрок обратно кидает мяч ведущему, отгадывая загадку. За каждую верную отгадку -2 балла. Записывается в маршрутный лист.

3. Станция «Лучший стрелок». Игроки по очереди забрасывают мяч в круг, обозначенный на асфальте. Количество попавших мячиков записывается как набранные баллы в маршрутный лист.

4. Станция « Песенный калейдоскоп». Ведущий включает отрывки из детских песен. Команда должна допеть этот куплет до конца. За каждую песню выставляются баллы.

Чернова Анастасия Геннадьевна




Приложение 3

«Преемственность в обучении детей правилам дорожного движения»

Обучение детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процесса. С целью создания условий для формирования у дошкольников устойчивых установок безопасного поведения в детских садах нашего города проводятся занятия с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Важным условием в обучении дошкольников навыкам безопасного общения пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей.

С поступлением в школу учащиеся продолжают изучать правила дорожного движения. В рамках месячника безопасности в дневник каждого первоклассника вклеивается план 8 микрорайона, где находится наш Лицей. Первоклассник, совместно со своими родителями проговаривает безопасный маршрут из дома в школу и обратно и наносит его на маршрутный лист.

На родительских собраниях доводится информация об ответственности родителей за участие детей в ДТП, обращается внимание на обязательное наличие светоотражающих элементов на одежде ребенка, отмечаются особо опасные участки во дворах, на улице.

В конце учебного года отряд ЮИД из числа учащихся 2-4 классов, в рамках акции «Зеленая волна», встречается с дошкольниками подготовительных групп близлежащий детских садов. Цель занятия: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда безопасного дорожного движения. Дошкольники с увлечением выполняют предложенные задания, участвуют в викторинах и играх. В конце занятия получают от юных инспекторов движения, памятки, рисунки.

Результативность: полученные знания безопасного поведения на улицах пригодятся воспитанникам для сохранения не только здоровья, но и жизни. Только в тесном содружестве образовательных учреждений с семьей можно выработать у детей навыки культурного поведения и ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться правилам дорожного движения.

Карелина Ирина Алексеевна





Приложение 4

«Лагерь — это пространство,

которое открывается, когда чрезвычайное

положение начинает становиться правилом»

Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

С.А.Шмаков

Отдых это не просто - активно полезная занятость которая является формой организации свободного времени детей с дошкольного возраста, уровня развития интеллектуальных, социальных, творческих способностей, адаптации и социализации ребенка. Для педагогов в свою очередь лагерь прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.

ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, обеспечение преемственности детского сада и школы; адаптация к школьной жизни.

ЗАДАЧИ: ˗ развитие личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов;

˗ приобщение детей к разнообразному социальному опыту: создание отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

˗ снижение детского травматизма и предупреждение детской преступности;

˗ воспитание детей на традициях национальной культуры и общественных ценностях; создание теплой, комфортной эмоциональной атмосферы смены.

Основная идея программы - программа предусматривает организацию отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.

Кроме того программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря, ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

В лагере есть свои правила пребывания:10 отрядов со своей символикой, девизами, уголками (экран настроения, эмблема отряда и тд). В названиях отрядов детям предлагается отразить тему смены, например, «Солнышко», «Незнайки» и др.

Организующим началом в деятельности лагеря является утренняя линейка, на которой проводится утренняя зарядка, подводятся итоги прошедшего дня сообщается тема дня. В конце дня заполняется экран настроения.

В игровой форме ежедневно реализуются направления воспитательной работы:

Правовое и профилактическое направление занимает одно из основных мест в системе воспитания. Так как дети в летний период располагают большим количеством свободного времени, не умеют его организовать с пользой для себя и общества, необходима профилактика асоциального поведения, бродяжничества, правонарушений

Спортивно – оздоровительное: ежедневный контроль состояния здоровья детей, организация здорового питания детей, минутки здоровья, подвижные игры на воздухе, эстафеты, веселые старты, соревнования, утренняя гимнастика, туризм.

Экологическое: повышение экологической культуры учащихся, воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды и соблюдение здорового образа жизни

Патриотическое: воспитание гражданственности и чувства патриотизма, любви к родному краю, чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру.

Эстетическая деятельность: эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения.

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

  1. Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде» и др.

˗ Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Осанка – основа красивой походки», «Опасности лета», «Правильное питание», и тд.

  1. Мероприятия на развитие творческих способностей: Оформление отрядных уголков, стенгазет, ярмарка идей и предложений; загадки, кроссворды, ребусы, игра-квест «Вместе весело шагать!» - 1 июня День защиты детей, игра по теме «Мы за здоровый образ жизни», интеллектуальная игра «Карусель сказок», и тд.

КТД «Парад вежливости», «Уроки Айболита» - экологическая сказка, «Дорожный лабиринт» путешествие по станциям, КТД «Я эту землю Родиной зову» (история города Саяногорска») и тд.

Развлекательные мероприятия: развлекательная программа «Ура! Каникулы!», «Успех приносит каждый» интеллектуальное лото по ПДД, конкурсная программа «Мисс лагеря, мистер лагеря». «Ухохочешься!» КПМ – конкурс пантомимного мастерства, КТД «Скоморошина» - игровая программа, «Расстаются друзья…» - театрализованное закрытие смены и др.

Программа основывается на двух главных положениях:

а) максимально удовлетворить потребности ребёнка, признавая, что каждый ребёнок индивидуальность, имеющая свои тенденции развития. Это означает, что программа должна соответствовать интересам каждого из его членов. То, то для одного является желанным, для другого может быть второстепенным, способности одного могут значительно отличаться от способностей другого

б) способствовать постепенному интегрированию ребёнка в общество, что можно осуществить, поощряя ребёнка к саморазвитию позволяя демонстрировать ему свои знания и навыки, способность к адаптации, используя при этом источники социального взаимодействия, сотрудничества.


Я люблю тебя, Россия!

П од таким лозунгом воспитанники пришкольного лагеря присоединились к городской акции в преддверии Дня России!









Ш кола юного туриста








В рамках реализации мероприятий, посвящённых году семьи, в пришкольном лагере Лицея №7 прошёл конкурс рисунков "Семья вместе - душа на месте»

"



« Детство без войны» рисунки на асфальте, посвященные Дню памяти и скорби 22 июня 1941 года.


С целью приобщения детей к занятиям физической культуры и спорту воспитанники пришкольного приняли участие в Спартакиаде "Летний спортивный калейдоскоп в Республике Хакасия" по следующим видам спорта: баскетбол, волейбол, мини-футбол.

Также юным участникам п редстояло выполнить испытания из комплекса ГТО.














Дрожжина Виктория Валериевна

9