Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11» г. Байкальска
Слюдянского района Иркутской области
Проект
«Скорочтение. Мифы и реальность»
Выполнили:
ученики 5 «А» класса:
Архипов Р.,Андрейченко Д.;
ученики 5 «Б» класса:
Терещенко Д., Островский Д.,
Черепанова В.
Научный руководитель:
Пупова Д.Д.
Байкальск 2021
СОДЕРЖАНИЕ:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА……………………………………………… | 3 |
ПРИНЦИПЫ СКОРОЧТЕНИЯ…………………………………………….. | 4 |
ТЕХНИКИ СКОРОЧТЕНИЯ……………………………………………….. | 4 |
АНКЕТИРОВАНИЕ…………………………………………………………. | 5 |
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ……………………………………….. | 6 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… | 6 |
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………….. | 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………. | 9 |
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность нашего проекта состоит в том, что быстрое чтение развивают процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения школьников.
В интернете встречается множество статей прямо противоположного толка. В одних утверждается, что скорочтение ничего не даёт, другие приводят разнообразные примеры значительного успеха. Попробуем разобраться в способах, рабочих приёмах и технике освоения именно полезных навыков скорочтения.
Цель нашего проекта: узнать, что такое «скорочтение», изучить техники быстрого чтения. Создать продукт, который поможет в овладении быстрым чтением.
Объект: Скорочтение
Задачи нашего проекта:
1. Выяснить, в чем же заключается «скорочтение».
2. Проанализировать принципы «скорочтения».
3. Изучить три основных техники «скорочтения».
4. Провести анкетирование «Знаете ли вы, что такое скорочтение?»
5. Создать полезный продукт
2. ПРИНЦИПЫ СКОРОЧТЕНИЯ
Принципы скорочтения:
-
Визуализируйте четкие цели перед чтением. Решите, что вы хотите сделать с текстом. Какой метод чтения текста вы будете использовать запомнить наизусть, просмотреть, найти какой либо факт, внимательно прочитать.
-
Мысленно соединяйте прочитанные знания с полученными ранее знаниями. Систематизируйте. Прочитал - продумал - решил, что следует делать в будущем. Представил в уме - решил для себя как нужно применять на практике полученные знания.
-
Гибко меняйте скорость чтения. На мусор не обращайте внимания.
-
Активно перерабатывайте информацию. Читайте с записной книжкой.
-
Придумывайте вопросы автору текста. Пишите автору письма, пишите заметки.
-
Устали? - Отвлекитесь. Меняйте периодически виды работ.
Зачем так быстро читать?
Главная цель такой техники чтения — получить знания, усвоить смысл.
Скорочтение позволяет быстро работать с текстами и быть максимально продуктивным, не отвлекаться на ненужные детали и усваивать только самую важную информацию.
Темп жизни растет с каждым днем, времени катастрофически не хватает, и мало кто задумывался над тем, что именно, благодаря быстрому чтению, люди могут экономить столь драгоценное время, которого не так много им отпущено.
Скорочтение складывается из двух основных факторов:
СКОРОСТЬ + ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА = СКОРОЧТЕНИЕ.
Каждый, из которых прорабатывается отдельно. То есть в отдельных упражнениях вы увеличиваете скорость чтения, а в других учитесь работать с информацией. Одновременно это делать не получится.
3. ТЕХНИКИ СКОРОЧТЕНИЯ
Среди основных техник скорочтения можно выделить 3 наиболее показательных:
Линейное чтение
Чтение слово за словом и строка за строкой, как вас учили с самого начала. Это эффективный метод для сложных материалов и при скорости менее 800 слов в минуту.
Метод беглого скольжения
Человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. «Скольжение», - это всего лишь выборочное линейное чтение. При обучении этому методу обычно предлагается читать лишь первую строку каждого абзаца. Этот способ может помочь получить представление о содержании рассказа или статьи, но не подходит для сложных учебных текстов
Сканирование
При сканировании вы обычно что-то ищете. Поэтому вам приходится просматривать весь материал, чтобы увидеть, есть ли в нем то, что вам нужно.Один из самых распространенных примеров «сканирования» — поиск своей фамилии в списках класса. Вы ищете свою фамилию, что значительно облегчает процесс чтения. Но вы при этом должны увидеть все имена, чтобы убедиться, что это не то, что вам нужно.
Что мешает скорочтению?
Стоит сказать, что прежде чем пытаться повысить скорость чтения, нужно проработать упражнения по избавлению от артикуляции и регрессий.
Артикуляция
Артикуляция – проговаривание звуков, которое серьезно замедляет процесс чтения и усвоения материала. Для многих людей подавить артикуляцию и внутреннее проговаривание текста очень сложно и для этого нужно усилить другие составляющие чтения – воображение и визуализацию.
Регрессии
Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток — самый распространенный.
Отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза. Это самый простой способ ускорить чтение.
4. АНКЕТИРОВАНИЕ
Мы провели анкетирование одноклассников.
В анкетировании принимали участие 33 человека. Ученики 5 «а» и 5 «б».
В анкете было представлено 4 вопроса:
1. Знаете ли вы, что такое скорочтение?
2. Хотели бы вы научиться скорочтению?
3. Знаете ли вы какие – то техники обучения?
4. Считаете ли вы скорочтение полезным качеством?
5. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
диаграмма 1.
Итак, все знают, что такое скорочтение. Анкетирование показало, что скорочтение актуально, много кто хотел бы научиться техникам скорочтения. Больше половины считают, скорочтение полезным качеством в обучении и в жизни.
Исходя из результатов анкетирования, мы разработали памятки и чек – листы, которые помогут приблизить наших одноклассников к скорочтению (приложение 1.).
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении мы хотели бы сказать, что в этой работе мы узнали не только о том, что такое скорочтение и какую пользу оно несёт, но и разобрались с интересными принципами «скорочтения», которые мы будем обязательно использовать в жизни. Узнали, что же мешает быстрому чтению. Создали полезный продукт, который поможет всем узнать, что такое «скорочтение» и попробовать увеличить свою технику чтения. При разработке проекта было найдено очень много интересной, полезной и просто уникальной информации, но, к сожалению, наше время ограниченно.
7. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ
-
Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/скорочтение, свободный. – Загл. с экрана.
-
https://vplate.ru/samorazvitie/skorochtenie/
-
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/skorochtenie
-
https://habr.com/ru/company/smartprogress/blog/317400/
-
https://happymonday.ua/ru/skorochtenie-kak-nauchitsja-bystro-chitat
-
https://4brain.ru/skorochtenie/
-
https://advanceclub.ru/knowledge/articles/skorochtenie_s_chego_nachat_chtoby_nauchitsya_bystro_chitat/
-
https://blog.wikium.ru/skorochtenie-detyam-kak-razvit-i-zachem-eto-nuzhno.html
Приложение 1.
11