СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сны и сновидения в русской литературе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе  определяется  место и роль снов и сновидений в художественных произведениях русских писателей XIX века: в романах  «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Обломов» И.А. Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сны и сновидения в русской литературе"»

Гапоу со «Вольский педагогический колледж им. Ф.и. панферова»

«Сны и сновидения в русской литературе XIX века»

Проект по литературе








Вольск, 2018



Выполнила
Протасова Екатерина,

студентка группы 1д1.

Руководитель

Адаскевич В.Е.,

преподаватель



Оглавление

1.Введение…………………………………………………………… с. 2-3

Глава 1. Сон как художественный прием и различные подходы

к его изучению …………………………………………………. ….. с.4-6

Глава 2. Роль сновидений в произведениях русских писателей

XIX века

2.1. Сон Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»……………………………………………………..с.7-9

2.2. Сон Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»……. …с.10-12

2.3. Страшные сны Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»…………………с.12-16

Заключение………………………………………………………….с.17-19

Список литературы……………………………………………………..с.20



















Введение

Сон всегда был загадкой для человека. Как всякая тайна, он необыкновенно привлекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания, и колдовство... Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой культуры.

Известно немало фактов, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днём, а ночью, в сновидении. Так, немецкий химик Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола. Дмитрию Ивановичу Менделееву сон помог создать периодическую таблицу химических элементов.

«Сном пользовались боги, чтобы сообщить людям свою волю», — говорил Гомер. В древней Спарте особые чиновники – эфоры – при обсуждении трудных государственных дел ложились спать в храмах, чтобы во сне увидеть правильное решение.

Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средства отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века.

Актуальность данного исследования определяется тем, толкование снов всегда было и будет популярным занятием, привлекающим своей мистичностью. Выбранная тема может быть интересна многим, в особенности тем, кто увлекается литературой. Сны, описанные в произведениях литературы, могут быть интерпретированы читателями по-разному. Главное – понимать их значимость в масштабе целых произведений, соотнося этот художественный прием с общей картиной сюжета.

Объект исследования – романы: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Обломов» И.А. Гончарова и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – сны и сновидения героев художественных произведений А.С.Пушкина, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского.

Цель исследования – определение значимости сна как художественного приема в произведениях русской литературы.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Собрать материал по данной теме и проанализировать его.

2. Определить роль сна в масштабе целых произведений русской литературы.

3. Систематизировать полученный результат.

Для достижения поставленной цели использованы методы анализа, сравнения и обобщения. Порядок и структура работы определены хронологическим принципом изучения русской литературы.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: если изображение сна – описание сновидения – весьма распространенный художественный прием, то, можно предположить, что его использование в русской классической литературе является важным средством не только для отображения психологического состояния  героя, но и для отражения действительности, и зависит во многом от мировоззрения автора.

 Практическая значимость: работа имеет практическую направленность и представляет интерес как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.








Глава 1. Сон как художественный прием и различные подходы к его изучению

Мир снов и сновидений с давних времен интересовал человека. Для него сон всегда был загадкой, тайной, ведь неизвестно, что происходит с сознанием человека во сне. Еще Аристотель в трактатах «О сне» и «О вещих сновидениях» предположил, что сновидения – это не «язык богов» или «странствия души», а явления, вытекающие из самой сущности человеческого духа и представляющие собой результат специфической деятельности мозга.

Знаменитый психиатр Фрейд создал оригинальную теорию, согласно которой, сон – это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Согласно другому психиатру, Юнгу, сны – прямое проявление бессознательного.

Древнегреческий философ Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения. Сновидения часто используются в мифах и в фольклоре, где они является выражением народных представлений о жизни и смерти. Сновидения связаны с другими жанрами устного народного творчества: загадками, заклинаниями, заговорами. Они часто включаются в сказки, былины, лирические песни.

Сны и сновидения во все времена интересовали писателей и поэтов. Можно вспомнить произведения мировой литературы, в названия которых вынесено слово «сон»:«Сон в летнюю ночь» В. Шекспира, «Сон» Дж. Г. Байрона, «Сновидение» А.С. Пушкина, «Сон» М. В. Лермонтова, «Дядюшкин сон», «Петербургские сновидения в стихах и прозе», «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского, «Тяжелые сны» Ф. Сологуба и др.

В русской литературе сны всегда играли большую роль. Многие писатели делали сон полноценным действующим лицом своих произведений. Сны героев позволяют лучше понять характеры, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Во сне освобождается подсознание человека, поэтому он не может лгать, притворяться. Наверное, именно по этим причинам авторы часто прибегают к такому приему как раскрытие личности персонажа через его сон.

Литературные сны неоднократно становились предметом научного анализа. Русский писатель XX века Алексей Ремизов размышлял о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе. По мнению Ремизова, в снах проявляются и отражаются индивидуальность человека, его жизнь и быт, дневные впечатления и занятия. В книге «Огонь вещей. Сны и предсонье» писатель пишет: «Редкое произведение русской литературы обходится без сна. В снах не только сегодняшние обрывки дневных впечатлений, недосказанное, недодуманное, в снах дается и познание, и сознание, и провидение, жизнь, изображаемая со сновидениями, развертывается в века и до веку» [14, с. 136]. Сон понимается автором как послание высших сил, существующих не только вне человека, но и внутри него. А. Ремизов называет сны в литературе «снами в рассказах» [14, с. 137].

Считается базовым определение, данное Ю. Лотманом: «сон – знак в чистом виде, так как человек знает, что есть сон, видение, знает, что оно имеет значение, но не знает – какое. Это значение нужно расшифровать» [10, с.123].

В исследовании Ю.А. Кумбашевой «Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века» [9] сон-лирический мотив, сон как поэтический троп, метафора. Исследовательница прослеживает видоизменения мотива сна, его динамику в нескольких сменяющих друг друга лирических системах, раскрывает смысловой, жанровый и стилистический потенциал мотива. В качестве объекта изучения Ю.А. Кумбашевой выбрана эпоха 1800-1830-х годов. Русская лирика данной эпохи рассматривается в достаточно широком контексте: на фоне ряда произведений мировой литературы, творчества Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина.

Ряд авторов, изучали литературные сновидения отдельных произведений русских писателей. Наиболее часто исследователи обращаются к творчеству А.С. Пушкина. Объектом изучения литературоведов, лингвистов и культурологов неоднократно становился сон Татьяны, занимающий особое место в структуре романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Среди таких исследований следует назвать работы Ю. М. Лотмана, B.М. Марковича, Ю.Н. Чумакова. Например, широко известна книга Ю. Лотмана «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий», содержащая пояснения к тексту романа А. С. Пушкина, которые помогают глубже понять произведение классика.

На основе изложенного можно сделать вывод, что под сном понимается не только психофизическое явление, но и элемент художественного произведения. В научной традиции отсутствует четкое определение литературных сновидений. Сон персонажа обозначается разными понятиями: «сны в рассказах», «сон – знак», «устойчивый художественный прием», «мотив сновидения».

Сновидения восходят к архаичным культурам, являются неотъемлемой частью мифов, в том числе и религиозных.

С XIX века сновидение превратилось в метод характеристики персонажей и художественной реальности. Сон в литературном художественном произведении помогает читателю проникнуть в глубинные, природные, пласты подсознания литературных героев. Сон играет либо компенсаторную роль нереализованного желания, либо имеет значение предощущения поворотного момента в жизни человека, вмешательства судьбы в планы героя; либо незначительные впечатления дня, получаемые извне, сон превращает в гиперболические формы времени, пространства и причинности, объясняющие религиозные и эстетические воззрения художественных персонажей.


Глава 2. Роль сновидений в произведениях русских писателей XIX века


2.1. Сон Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин уделил сну Татьяны Лариной десять строф – точнее 145 стихов – в V главе романа «Евгений Онегин». Уверенно можно сказать, что эта часть произведения является самой загадочной и таинственной, сон Татьяны несет в себе глубокий смысл. Этот сон – зловещий знак судьбы.

Включая в повествование сон героини, автор помогает читателю понять образ Татьяны и обстановку, в которой жили и воспитывались провинциальные барышни, подобные ей. Татьяна читает иностранные романы, русских тогда еще не создали, но снятся ей русские, даже простонародные сны. Ее вещий сон, пронизанный фольклорными образами и символами, вероятно, вызван тоской героини по несбыточному счастью. Татьяне снится:

…будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена.

Сон героини очень логичен и последователен, встречающиеся трудности в виде незамерзающего ручья, длинного пути в сугробах ей помогает преодолеть «лакей косматый». Татьяна замирает от ужаса, когда ее подхватывает медведь:

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Она бесчувственно-покорна,

Не шевельнется, не дохнет.

В хижине, куда затем попадает Татьяна, - веселье (яркий свет, «крик и звон стакана»). Но Пушкин сразу говорит: «Как на больших похоронах», что и не предвещает героине ничего хорошего, и одновременно намекает на потустороннюю силу.

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Используя систему художественных образов, Пушкин создает пародию на гостей, которые будут присутствовать на именинах Татьяны в доме Лариных. Но главное, кроме них Татьяна видит и того, кто «мил и страшен ей», Евгения, и причем в роли «хозяина» (все ему подчиняются), атамана шайки нечисти.

Вещий сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Этот сон определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое. Он также является не просто вещим – он в мельчайших подробностях отражает судьбы главных героев и помогает понять глубину переживаний девушки. Предвещает ей будущее замужество: видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.

Встав на «дрожащий гибельный мосток» и перейдя через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток, Татьяна в символической форме открывает своё будущее. «Бурлящий» поток символизирует мечтательную юность героини, её мечты и любовь к Онегину. Перейдя мост, Татьяна оставляет прошлое позади.

Сон Татьяны открывает нам ее внутренний мир, сущность ее натуры. Во многом сон Татьяны — это воплощение ее чувств и мыслей. Именно поэтому она скрывает свой сон, не рассказывая о нём: во сне и мечты об Онегине, и страдание от разлуки с ним: «Как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей», преградивший ей дорогу в заснеженном лесу. Миросозерцание Татьяны исполнено народного духа, память ее хранит обычаи и предания старины. Она верит в приметы, любит слушать рассказы няни, в романе ее сопровождают фольклорные мотивы. Поэтому вполне естественно, что во сне героиня видит образы русских народных сказок: большого медведя, лес, избушку, чудовищ. Но Татьяну тревожит ссора друзей, смерть одного из них в ее сне (Онегин убивает Ленского). До самого дня именин этот сон тревожил Татьяну, пока не стал явью.

Итак, картина сна является неотъемлемой частью романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.  В ходе анализа я пришла к выводу, что сон Татьяны выступает как средство ее характеристики: сон раскрывает внутренний мир героини, её мечты, тревоги. Кроме того, сон как художественный прием в произведении А.С.Пушкина предвосхищает будущее героев, благодаря сну Татьяны автор подготовил читателя к развязке сюжетной линии Онегин—Ленский, которая повлечет неизбежные изменения в судьбах главных героев — Онегина и Татьяны.


2.2. Сон Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Сон Обломова является одним из ключевых эпизодов романа И.А. Гончарова «Обломов». Не случайно Гончаров назвал его «увертюрой всего романа». Это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн. Перед читателем проходит раннее детство Ильи Ильича. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одним из важных в идейном отношении. А.В. Дружинин написал о нем: «Сон Обломова» – этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной…Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, – «Сон» его разъясняет все наши недоразумения и, не давая нам ни одного полного толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова…» [5].
В Обломовке, которую герой видит во сне, формировался душевный склад мальчика, предопределивший его судьбу. Здесь лежат причины такого удручающего и неискоренимого в русской жизни явления, как «обломовщина», а с другой стороны – здесь же можно обнаружить истоки той «голубиной кротости» и незамутненной ясности души, которыми столь выразительно отличался Илья Ильич от других людей предприимчивого и меркантильного мира.

Обломов — барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты. «Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья» [3, с. 59]. Он просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

«А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором»[3].

Обломов видит себя семилетним мальчиком, резвым и игривым, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт» [3, с. 122]. И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет 12-13 лет. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Главное, что волновало его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Именно этот сон во многом разъясняет образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее. Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света: «Вся природа — и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы — все горит точно багровым заревом» [3, с. 125].

После таких волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где «счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть». Писатель знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте» [3, с. 117]. Здесь родился и формировался Обломов.

Дочитав главу до конца, осознаем единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал. Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви… Этот идеал и обрёк его на дальнейшее бесцельное существование. А путь туда ему уже заказан. Обломовщина — это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Итак, Гончаров использует сон героя как сюжетный элемент романа, который не только помогает раскрыть внутренний мир персонажа, но и показать истоки характера Ильи Ильича. В главе «Сон Обломова» автор даёт подробное описание его детства, показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое. У Гончарова сон – это способ увидеть прошлое, чтобы определить настоящее.

2.3. Страшные сны Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сновидения являются важнейшим элементом художественного мира Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание» – самый насыщенный сновидениями роман писателя. Можно говорить не только о снах-новеллах, но и о цикле снов в контексте романа.

На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения. Однако в романе также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.

Первый сон можно назвать «сном о лошади». Он снится Раскольникову накануне преступления. Герой называет его «страшным сном»: «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…», «…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» [4, с.53, 54]. Эту лошадь забили кнутом до смерти. Мальчик бросается ее защищать, плачет, «обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы» [4, с.57]. Раскольников просыпается «весь в поту» и решает отказаться от убийства: «Неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» [4, с.59].

Главная мысль этого эпизода, безусловно, заключается в неприятии убийства, и в частности неприятии убийства Раскольниковым. Это определяет его как человека, по природе гуманного.

В разных образах этого сна перед нами как бы четыре роли, которые играет Раскольников в жизни: роль жертвы (кляча), роль убийцы (Миколка), роль свидетеля страданий (толпа), роль борца за униженных (мальчик). Все эти четыре роли живут и спорят в душе Раскольникова, но роль убийцы временно берет верх. Этот сон символичен: Раскольников-мальчик любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство. Но дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит. Кабак — это то жуткое, мирское, земное, что губит в человеке человека. Эти образы показывают, что внутри героя происходит постоянная борьба души и разума, которая будет продолжаться еще долго и после преступления. И только в эпилоге романа духовное восторжествует, душа одержит победу.

Отголоски первого сна Раскольникова встречаются на протяжении всего произведения: Раскольников, содрогнувшийся перед тем, что он задумал, все-таки убьет старуху и еще Лизавету, такую же беспомощную и забитую, как кляча: она не осмелится даже поднять руку, чтобы защитить лицо от топора убийцы.

А ведь первый сон Родиона Романовича Раскольникова является вещим. Этот сон – предзнаменование того, что ему не следует идти на преступление, что у него ничего не получится. Так же, как во сне маленький Родя пытается защитить лошадь, но оказывается бессильным против жестоких пьяных мужиков, в жизни он – маленький человек, не способный изменить общественный строй. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему во сне, — страшное преступление не свершилось бы. Таким образом, в первом сне Раскольникова не только показаны истинные душевные качества героя, но и дано предзнаменование неминуемой ошибки, пророчество грядущей смерти («я себя убил или старушонку?»). Образы этого сна соотнесены не только с предшествующей сну действительностью, но и с будущим временем жизни героя.
Между первым и вторым снами, непосредственно перед убийством, Раскольникову приходит видение: пустыня и в ней оазис с голубой водой (здесь используется традиционная символика цвета: голубой — цвет чистоты и надежды, возвышающий человека). Раскольников хочет напиться, значит, для него еще не все потеряно, есть возможность отказаться от «эксперимента над собой». Однако, вновь не принимая во внимание предупреждение сердца, Раскольников все же идет к Алене Ивановне с топором...

Второй сон Раскольников видит уже после убийства, когда раздумывает о драгоценностях, спрятанных им во дворе старого дома под камнем. Герою снится уже пережитое: он идет к старухе-процентщице. «...На стуле в уголку сидит старушонка, вся, скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: «Боится!» — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,— так и заливалась тихим, неслышным смехом... Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота» [4, с.89].

Этот сон удивителен по своей психологической точности и художественной силе. Достоевский нагнетает, сгущает краски (смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, насмешливый), чтобы как можно более четко и достоверно отразить состояние отчаявшейся души героя, особенно усилившееся после провала «эксперимента над собой».

Раскольников оказывается не Наполеоном, не властелином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех старухи — это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. Второй сон Родиона Романовича – это сон человека, который удостоверился, что он не старуху убил, а себя убил. Эпизод сна дает ответ главному герою и читателю, что эксперимент был затеян зря.

Последний, третий, сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. Раскольников болен, лежит в бреду. Под подушкой – Евангелие, принесенное Соней по его просьбе (однако ни разу доселе им не открытое). Ему снятся картины апокалипсиса: «Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе...» [4, с. 230].

В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по-новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей своими последствиями (этот апокалипсис – и есть последствия воплощения теории Раскольникова в жизнь). Исследователи творчества Достоевского считают, что именно теперь, после третьего сна, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству – то есть «совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания», а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Таким образом, в «Преступлении и наказании» никакой красочности роману сны не придают. Они не только являются осмыслением жизненной ситуации героя, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Сны здесь помогают лучше понять внутренний мир очень сложного человека – Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова символичны, их отголоски звучат на протяжении всего романа, помогают лучше понять замысел писателя, ведь у Достоевского сон – это выражение взглядов писателя, предупреждение о грядущих событиях.









Заключение

С древних времен художественное изображение сновидений играло важную роль в фольклоре и в литературе.

Сны являются важнейшим художественным приемом, который помогают автору полномерно донести до читателя свою мысль. Сны героев позволяют лучше понять их характеры, причины их поступков, отношение к другим людям и к себе, а иногда вообще определяли их жизнь. Сны предрекают будущее персонажей, разъясняют их прошлое, помогают сделать правильный выбор или пытаются предостеречь от ошибок. 

Проанализировав три произведения русской художественной литературы XIX века, я пришла к выводу, что функции сна в произведениях А.С. Пушкина, И.А. Гончарова и Ф.М. Достоевского были различны и подчинялись, прежде всего, тем задачам, которые ставили перед собой авторы.

Так, сон Татьяны выполняет композиционную роль и связывает содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Сон выступает как средство отражения действительности. Помимо этой функции, сон героини в романе Пушкина создает психологическую характеристику «русской души» героини, ее внутренние переживания. Сон раскрывает глубину образа Татьяны (она единственная поняла и почувствовала неординарность натуры Онегина) и противоречивость характера Онегина (он – один из чудовищ во сне Татьяны и, вместе с тем, он один имеет человеческий облик и руководит всеми монстрами).

Другой важной характерологической функцией сна Татьяны является свидетельствование о тесной связи пушкинской героини с народной жизнью, русским фольклором.

С помощью большого количества слов-символов, использованных в описании сна Татьяны, автор не только раскрывает образы, но и предоставляет читателю шанс заглянуть в будущее и узнать дальнейшие судьбы героев. Помимо этого, сон-пророчество Татьяны является художественным приемом, который делает текст романа более красочным и убедительным.

У Гончарова сон – это способ увидеть прошлое, чтобы определить настоящее. Роль главы «Сон Обломова» очень велика в раскрытии характера главного героя. Здесь подробно изображено становление характера и личности Ильи Обломова под влиянием барских условий жизни. Глава показывает этапы превращения обычного дворянского мальчика Илюши, живого и резвого, в Илью Обломова, ставшего символом лени, бездеятельности. Кроме того, это сон-мечта. Во сне Обломова показан идиллический уголок, благословенный край, мир «детства», свободный от любых страстей.

Общее назначение художественных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произведения – опровержения теории, убивающей в человеке человека при осознании этим человеком возможности убийства им другого человека.

Каждый сон является зеркалом души Родиона Романовича, которое отражает именно то, что и хотел донести до читателя автор. В романе существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, способствующие раскрытию образа главного героя, углублению психологической стороны романа.

Таким образом, сны в русских романах многофункциональны. Они вбирали в себя все три времени: показывали картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста и выполняя функцию памяти. Введение фантастических элементов (сна) реалистически мотивировано. Это и форма введения сюжетных элементов (например, экспозиции в романе И.А.Гончарова), и форма выражения авторских взглядов (в «Преступлении и наказании») и отражение бессознательного в психике героя (в произведениях Достоевского и Пушкина).

Выдвинутая гипотеза о том, что сны, как художественный прием в литературе, являются важным средством не только для отображения психологического состояния  героя, но и для отражения действительности, и его использование зависит во многом от мировоззрения автора, нашла свое подтверждение: эти сны имеют огромное значение для понимания основной идеи романа, являются средством создания образа героя, раскрытия его внутреннего мира, отражения психологического состояния.

























Список литературы

  1. Большой современный толковый словарь русского языка. https://slovar.cc/rus/tolk.html

  2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина / С.Г. Бочаров. – М.: Наука, 1974. 207 с.

  3. Гончаров И.А. Обломов / И.А. Гончаров. – М.: АСТ, 2007. – 493 с.

  4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: роман в шести частях / Ф.М. Достоевский. – М.: Худ.лит, 1983. – 527 с.

  5. Дружинин А.В. «Обломов». http://oblomov.omsk.edu/kritika/druginin

  6. Ершенко Ю.О. Поэтика сна в творчестве А.С. Пушкина. http://cheloveknauka.com/poetika-sna-v-tvorchestve-apushkina#ixzz4PLHaWqww

  7. Камедина Л. Текст в диалоге с читателем. https://books.google.com.ua/books?isbn=5457909301

  8. Кукуева А.А.«Сон Обломова» – евразийская «лебединая песня» русской литературы. http://vestnik.adygnet.ru/files/2014.4/3370/113-118.pdf

  9. Кумбашева Ю.А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века. http://cheloveknauka.com/poetika-sna-v-tvorchestve-a-spushkina#ixzz4PLIvuwL9

  10. Лотман Ю.М.Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий / Ю. М. Лотман. – М.: Просвещение, 1983. – 416 с.

  11. Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны. http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket =ibivAODqtiE%3 D&tabid=10183

  12. Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое / М.В. Отрадин // Русская литература. – 1992. – № 1. – С. 3-12.

  13. Пушкин А.С. Евгений Онегин: [роман в стихах]. Драмы // А.С. Пушкин. – М.: АСТ, 2006. – 316 с.

  14. Ремизов А.М. Огонь вещей. Сны и предсонье. // А.М. Ремизов. Собрание сочинений в десяти томах. – М.: Русская книга, 2000-2003. – Т. 7. С. 135-138.

  15. Савельева В.В. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф.М. Достоевского .http://portalus.ru


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!