Областной конкурс классных руководителей
«Современный классный руководитель»
Проект: «Содействие развитию информационной компетенции участников образовательных отношений – учащихся, родителей во внеурочной деятельности»
Дубинина Алена Анатольевна,
учитель начальных классов
Общеобразовательного учреждения
«Карповская школа»
Таврического района
Омской области
Мы живем в век информационных и цифровых технологий. То, о чем мы читали когда-то в фантастических романах, смело реализуется в реальном времени. Информационные технологии везде: в промышленности, в транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономике.
Информационный век требует новых подходов в обучении. Термин «информация» происходит от латинского «information», что означает разъяснение, осведомление, изложение. «Компете́нция» - от латинского «competentia» означает согласие, соразмерность от латинского «competere» - соответствовать, подходить - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.
К 4 классу ученик должен овладеть самостоятельно поиском и выделением необходимой информации; применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Для формирования информационной компетенции учебно-методические комплекты (УМК) по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) построены таким образом, чтобы ученик с первых дней обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью добывать и фиксировать информацию; понимать информацию, уметь ее преобразовывать; применять информацию в учебной деятельности; уметь относиться к полученной информации критически, оценивать степень ее достоверности. Учебники для начальной школы представляют предметное содержание в максимально разнообразной форме: картинки и иллюстрации, тексты, условные знаки, пиктограммы, таблицы, диаграммы, схемы, с помощью которых обучающиеся смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
В соответствии со ст.44 «Закона об образовании в Российской Федерации»:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2)соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ОУ. Однако, по причине низкого образовательного уровня (из 22 обследованных родителей в классе только двое имеют высшее образование; девять - средне-специальное), т.е. родительская общественность не всегда может оказать помощь в повышении качества образования и развития своих детей.
В такой ситуации принципиально меняется роль учителя российской школы: учить приходится и детей, и взрослых. Не секрет, что освоение ИКТ – компетенцией у обучающихся проходит интенсивнее, что влияет и на коммуникативные отношения с взрослыми, в т.ч. со своими родителями.
После проведения мониторинга уровня освоения ИКТ – компетенцией у обучающихся 1 класса (2016-2017 учебный год) и их родителей, начались интенсивные поиски информационных образовательных платформ. Получено письмо-приглашение от Uchi.ru. Хотелось найти такое содержание проекта, чтобы удовлетворить образовательные потребности и инициативы свои - как педагога, родителей – как заказчиков и обучающихся, чтобы в проекте смогли проявить и развить себя все участники образовательных отношений. В 2017-2018 учебном году с второклассниками запущен проект.
Актуальность проекта:
Взаимодействие учителя, школы с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и обучении младших школьников. Только в тесном сотрудничестве, взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов обучающихся.
Цель проекта:
Содействие развитию информационной компетенции участников образовательных отношений: учащихся и родителей во внеурочной деятельности через возможности интерактивной образовательной платформы Uchi.ru
Задачи проекта:
Содействовать повышению уровня информационно – коммуникационной компетенции участников образовательных отношений
Привлекать родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, через внеурочную деятельность на общеобразовательной интерактивной платформе Uchi.ru.
Содействовать формированию учебной самостоятельности и повышению познавательной мотивации у младших школьников через интерактивные задания во внеурочной деятельности.
Условия реализации проекта:
Заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы, пополнение электронного порфолио в личном кабинете Uchi.ru.
Ожидаемые результаты:
Для родителей | Для обучающихся | Для педагога |
Повысить уровень компетенции в вопросах развития и обучения младших школьников. Осознанное отношение родителей к личностному развитию своих детей. Доверительные отношения между педагогами и родителями. | Достигает планируемых результатов. Умеет контролировать свои действия. Оценивает свои достижения. Повышает уровень своего интеллектуального развития. Работает в комфортном режиме. | Сформировать учебную самостоятельность и познавательную мотивацию. Контролировать процесс освоения учебного материала и повышать уровень. Повысить уровень профессиональной компетенции в работе с родителями. Оценивать достижения учащихся. Дистанционно обучать учащихся, в том числе с ОВЗ. Корректировать знания и самообучение. Работать с одаренными детьми. Использовать интерактивные задания во внеурочной деятельности. |
Участники проекта:
Учитель начальных классов, родители (законные представители), обучающиеся 2-4 классов
Сроки реализации проекта:
Проект - долгосрочный (3 года), реализуется с сентября 2017 года по май 2020 года.
План реализации проекта
Первый этап – подготовительный (сентябрь 2016 – май 2017 г)
Цель - определение уровня освоения участниками образовательного процесса ИКТ – компетенциями.
Задачи этапа:
1.Составление социального паспорта класса.
2.Выявление образовательных возможностей, потребностей и инициатив участников образовательного процесса (средствами анкетирования, общения и диспутов в ходе родительских собраний, индивидуальных бесед);
3.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей: телефон, электронный дневник, наличие электронной почты.
4. Индивидуальное консультирование участников образовательного процесса по вопросам пользования компьютерной техникой с целью последующего оказания информационно-технической поддержки со стороны родителей.
4.Мониторинг доступа к сети интернет
Второй этап – практический (сентябрь 2017–май 2018 г)
Цель - организация взаимодействия между участниками проекта
Задачи этапа:
1. Информирование о запуске проекта
2. Создание электронных ящиков обучающихся.
3.Регистрация и активация обучающихся на интерактивной платформе.
3.Рассылка приглашений родителям.
4.Оповещение родителей о старте проекта.
6.Оказание методической помощи педагогам в переосмыслении профессиональной позиции по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников как субъектам образования.
7.Привлечение педагогов и родителей начальной школы к участию в вебинарах интерактивной платформы Uchi.ru.
8.Тьюторство (родитель-родителю, ученик–ученику, педагог-педагогу).
9.Совместная реализация проекта. Участие в мероприятиях интерактивной платформы Uchi.ru.
Третий этап – заключительный (сентябрь 2018 – май 2019 г)
Цель – Мониторинг эффективности формирования ИКТ – компетенции у участников образовательного процесса - участников интерактивной платформы Uchi.ru.
Задачи этапа:
1.Открытое обсуждение материалов проекта на уровне ОУ «Карповская школа»
2. Определение перспектив дальнейшего взаимодействия с родителями начальной школы
3. Обмен опытом с другими классами образовательной организации.
Четвёртый этап – аналитический (сентябрь 2019 – май 2020 г)
Цель - анализ и подведение итогов реализации проекта
Задачи этапа:
1.Проведение анализа проделанной работы.
2.Выставка портфолио
Описание проекта и его обоснование.
«Uchi.ru» появился во Всемирной сети сравнительно недавно - в 2015 году. Создатели платформы Иван Коломоец и Евгений Милютин. Символом платформы стали динозаврики, которых можно увидеть в образовательном мультсериале "Заврики". Сам же сервис представляет собой место, где разрабатываются курсы и методики, позволяющие обучающимся успешно освоить школьную программу.
Основные предметы в «Uchi.ru» для начальных классов с 2 по 4 класс: математика, русский язык, окружающий мир, английский язык. С 2019 года - программирование. Все методики и курсы разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Эта уникальная платформа способна анализировать успехи ученика и разрабатывать для него дальнейшую программу. Мотивирует обучающихся к получению знаний мультсериал, который можно посмотреть только после прохождения определенного задания. Сервис работает для обучающихся с разными учебными возможностями, планомерно повышая их уровень знаний и навыков. Заниматься могут и дети с ОВЗ.
Чем интересен интерактивный курс «Uchi.ru»?
Во-первых, это отечественная интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование. Участие – бесплатное.
Во-вторых, в настоящее время она позволяет каждому ученику, вне зависимости от социально-экономического и географического положения, освоить базовую программу в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории», формирующейся на основе не применявшегося ранее в России анализа накопленной базы действий учеников по решению различных задач.
В-третьих, ученик получает возможность самостоятельно изучать предмет, что является важной частью образовательного процесса.
Основное содержание
Деятельность участников проекта регулируется основной образовательной программой начального общего образования ОУ «Карповская школа», учебно - воспитательным планом и планом реализации проекта.
Данный проект осуществляется:
в совместной деятельности педагога и обучающихся;
во взаимодействии педагога, обучающихся и их родителей;
в самостоятельной деятельности обучающихся.
Вопрос поиска современных форм взаимодействия школы и семьи был и остаётся актуальным. Возникает необходимость в разработке и внедрение современных форм работы для активного включения родителей в жизнь школы. Педагогической практикой накоплено множество как традиционных, так и нетрадиционных форм работы с родителями:
Формы организации взаимодействия педагога и родителей |
Диагностические | Досуговые | Познавательные | Информационно-просветительские и информационные |
-Соцопрос; -анкетирование, -интервьюирование -круглые столы; -индивидуальные, групповые консультации специалистов | -Совместные праздники, выставки, походы; - квест; - флэш-моб. | -Семинары, практикумы, лектории, консультации; -проведение собраний; -игры с педагогическим содержанием; - дискуссии; -педагогическая библиотека для родителей; - вебинары. | -Информационные проспекты, буклеты для родителей; -дни открытых дверей, в т.ч. открытые уроки, внеурочные занятия и другие виды деятельности педагогов и обучающихся; - СМИ; - сайт ОУ; - социальные сети; -личная электронная почта; - портфолио |
Ресурсы обеспечения проекта
Материально-технические
Учебный кабинет
Компьютер или ноутбук
Проектор
Колонки
WiFi-роутер, раздающий сигнал
Наличие гаджетов у обучающихся с операционной системой не менее Windows 10 .
Доступ к интернету
Риски
1.Не все родители поддержат проект.
2. Низкий образовательный уровень родителей.
3.Отсутствие гаджетов у обучающихся в домашних условиях (в школе с одним компьютером учителя – сложно)
4.Ограничение доступа к сети Интернет (школьные фильтры не позволяют работать на платформе)
5.Низкая скорость или неустойчивое соединение с сетью («вылетает из сети»)
6.Финансовые (оплата трафика, печатная продукция)
7.Отсутствие команды педагогов - единомышленников
Перспективы дальнейшего развития проекта
На 2019-2020 учебный год запланировано продолжить работу по установлению партнёрских взаимоотношений с родителями (законными представителями) по следующим направлениям:
1.Приобретение рабочих тетрадей по предметам
2.КИМов
3.Обеспечение необходимыми информационными и техническими ресурсами (компьютер, планшет, интернет)
Оценка результатов деятельности
Проект Дубининой А.А. «Содействие развитию информационной компетенции участников образовательных отношений: учащихся и родителей во внеурочное время» направлен на установление сотрудничества, взаимопонимания родителей и педагогов в обучении и воспитании младших школьников.
Организация взаимодействия с родителями – сложное и важное звено в учебно-воспитательном процессе. Успех определяется инициативой, терпением педагога, профессиональным умением, руководством процесса реализации проекта.
Цель - использование возможностей интерактивной образовательной платформы Uchi.ru во внеурочной деятельности через взаимодействие с родителями частично достигнута, мы находимся на заключительном этапе проекта. В 2019-2020 учебном году (4 класс) вводится учебный предмет «Информатика».
Использование новых форм работы дало первые результаты: повышен уровень профессиональной компетентности педагога при организации взаимодействия с родителями, родители – активные участники учебно-воспитательного процесса, через внеурочную деятельность на общеобразовательной интерактивной платформе Uchi.ru; обучающиеся стали более самостоятельны, повысилась познавательная мотивация через интерактивные задания во внеурочной деятельности.
С результативностью участия обучающихся можно в таблице приложения 1.
Благодарю школьную администрацию и родителей за финансовую поддержку, педагогов–единомышленников за то, что вместе мы - команда.
Список использованной литературы:
1.
2.
3.
Приложение 1
Результаты использования возможностей интерактивной образовательной платформы Uchi.ru обучающимися 3 класса ОУ «Карповская школа»
в 2018 – 2019 учебном году
№ | Название мероприятия | Сроки | Количество участников | Результаты |
Основной тур | Призовая игра (на выбор) |
| Осенняя олимпиада «Заврики» по математике 2018 г. для 3-го класса | Октябрь 2018 | 7 | | Сертификат участника-4 Похвальная грамота – 2 Диплом победителя- 1 |
| Олимпиада BRICSMATH.COM | Ноябрь 2018 | 2 | | Сертификат участника-2 |
| Осенняя олимпиада «Заврики» по английскому языку 2018 г. для 3-го класса | Декабрь 2018 | 8 | | Сертификат участника -7 Диплом победителя -1 |
| Зимняя олимпиада «Заврики» по русскому языку 2018-2019 гг. для 3-го класса | Январь 2019 | 14 | | Диплом победителя-3 Похвальная грамота-6 Сертификат-5 |
| Игра «Мудрец [Макс] | Январь 2019 | | 1 | Диплом-1 |
| Игра «Фуры-фигуры» | Январь 2019 | | 1 | Диплом -1 |
| Игра «Jungle Type» | Январь 2019 | | 1 | Диплом -1 |
| Образовательный марафон «Марафон №2» | Февраль 2018 | 18 | | Грамота участника-12 Грамота лидера -6 |
| Зимняя олимпиада «Заврики» по математике 2019 для 3-го класса | Февраль 2019 | 12 | | Сертификат участника-5 Похвальная грамота-7 |
| Зимняя олимпиада «Заврики» по программированию 2019 для 3-го класса | Февраль 2019 | 9 | | Сертификат участника-4 Похвальная грамота-3 Диплом победителя-2 |
| Игра «Комиксы» | Февраль 2019 | | 3 | Диплом-3 |
| Игра «Фуры-фигуры» | Февраль 2019 | | 1 | Диплом-1 |
| Игра «Кругосветное путешествие» | Февраль 2019 | | 1 | Диплом-1 |
| Игра «Кругосветное путешествие» | Март 2019 | | 1 | Диплом-1 |
| Игра «Комиксы» | Март 2019 | | 1 | Диплом-1 |
| Марафон «Дино» | Март 2019 | 15 | | Грамота участника - Грамота лидера - |
Результаты использования возможностей интерактивной образовательной платформы Uchi.ru для педагога
ОУ «Карповская школа»
в 2018 – 2019 учебном году
№ | Название мероприятия | Сроки | Результаты |
1 | Осенняя олимпиада «Заврики» по математике 2018 | Октябрь 2018 | Благодарственное письмо школе и учителю |
2 | Участие в олимпиаде BRICSMATH.COM 2018 | Ноябрь 2018 | Благодарственное письмо школе и учителю |
3 | Участие в осенней олимпиаде «Заврики» по английскому языку 2018 | Декабрь 2018 | Благодарственное письмо школе и учителю |
4 | Участие в зимней олимпиаде «Заврики» по русскому языку 2018-2019 год | Январь 2019 | Благодарственное письмо школе и учителю |
5 | Участие в образовательном «Марафон №2» | Февраль 2019 | Грамота за прохождение марафона «Марафон №2» Учителю и ученикам |
6 | Участие в зимней олимпиаде «Заврики» по математике 2019 | Февраль 2019 | Благодарственное письмо школе и учителю |
7 | Участие в олимпиаде «Заврики» по программированию 2019 | Февраль 2019 | Благодарственное письмо школе и учителю |
8 | Участие в образовательном «Марафон «Дино»» | Март 2019 | Грамота за прохождение марафона «Марафон «Дино»» Учителю и ученикам |
Записи обучающих вебинаров для педагогов, родителей на платформе Uchi.ru |
1 | Математическая онлайн-олимпиада «Заврики», разбор задач 3-4 классов |
2 | Новогодняя игра "Мудрец": как играть и выигрывать? |
3 | Онлайн-олимпиада «Заврики» по английскому языку: разбор основного тура |
4 | Онлайн-олимпиада «Панда» по русскому языку: разбор пробного тура |
5 | Разбор задач II международной олимпиады BRICSMATH для 3-5 классов |
6 | Разбор задач II международной олимпиады BRICSMATH для 1-2 классов |
7 | Онлайн-олимпиада «Заврики» по английскому языку, зима 2019: пробный тур |
8 | «Заврики» по математике, зима 2019, основной тур: разбор задач 3-4 классов |
9 | «Заврики» по математике, зима 2019, основной тур: разбор задач 1-2 классов |
10 | Олимпиада «Заврики» по программированию для 1-4 классов: разбор пробного тура |
11 | Олимпиада «Заврики» по математике для младших классов: пробный тур |
12 | Олимпиада «Заврики» по русскому языку для младших классов: основной тур |
13 | Олимпиада «Заврики» по русскому языку для начальных классов: пробный тур |
14 | Платформа Учи.ру для учителей начальной школы: новые возможности |
15 | Создание сценария урока с использованием приложений МЭШ на примере Учи.ру |
16 | Подготовка к Всероссийским проверочным работам с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру, часть 2 |
17 | Подготовка к Всероссийским проверочным работам с использованием заданий образовательной платформы Учи.ру, часть 1 |
18 | Что такое Учи.ру: вводный вебинар для учителей о платформе Учи.ру |
Копии дипломов и благодарственных писем