Министерство образования Новосибирской области
Департамент образования мэрии города Новосибирска
МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»
Новосибирская митрополия РПЦ
IX открытые Тихомировские Чтения
Секция «Православная культура».
Предмет: Изобразительное искусство
«Житейское умение»
Автор: Хакимова Дамира 6В
МБОУ СОШ № 168 с УИП ХЭЦ
Консультант проекта: Фоменко Тамара Яковлевна,
учитель изобразительного искусства
г. Новосибирск, 2019
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проект «Житейское умение».
Участник проекта: Хакимова Дамира
Класс: 6 В
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 168 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла» Железнодорожного района, города Новосибирска.
Предметная область: Изобразительное искусство.
Время работы над проектом: октябрь 2019 г. - ноябрь 2019 г.
Цель проекта: Создание швейных изделий с орнаментом по традиционной технологии кубовой набойки.
Задачи:
Изучить литературу по традиционной набойке по ткани.
Узнать о традициях православных праздников.
Воспроизвести технологию кубовой набойки на ткани.
Выявить возможности использования набивной ткани в швейных изделиях.
Тип проекта: Художественно-исследовательский.
Форма продукта проекта: Сумка- лакомка, салфетка.
Содержание
Введение
История появления кубовой набойки на Руси
Традиции православных праздников
Технология печатного орнамента
Заключение
Список источников
Приложение «Технологическая карта кубовой набойки и швейного изделия»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта. С ранних лет развивается в человеке «житейское умение» - способность жить в мире и согласии с собой и окружающим миром. Дети всегда вносили свой собственный вклад в русскую культуру, в сохранение традиций и национальной духовности. Они участвовали в православных праздниках создавая самоделки из различных материалов. Живя в мире взрослых, дети с благодарностью учились у родителей любить природу и бережно пользоваться ее дарами. А природа, сама – творец, становилась для них живительным источником фантазий и творчества. Русский народ имеет большой опыт воспитания и передачи традиций народных ремесел от старших к младшим.
В народных ремеслах меня привлекает естественная красота и универсальность. Например, при схожести русских орнаментов они всегда индивидуальны, неповторимы, но при этом узнаваемы. Народные промыслы сохраняют русскую культуру, а это главное.
Изучение народных промыслов натолкнуло меня на интересную поисковую работу. Современную одежду мы уже не представляем без рисунков и орнаментов. Оказывается, наши бабушки такой орнамент на ткани создавали сами, печатным способом. Особенно любили украсить платочек, который покрывал голову, когда они ходили в церковь. В платочках ходили не только бабушки и мамы, но и девочки. В платочек наряжались с первыми теплыми лучами, был он «белоземельный» с цветочным орнаментом. «Белоземельный» - значит платок с орнаментом на белом фоне.
По обычаю, принарядившись, хозяйки несли в дом прутики вербы, освященные на Вербное воскресенье. Мне, современному городскому человеку интересно прошлое моего народа. Я решила узнать, как создавали печатный узор и можно ли напечатать узор по своим рисункам.
Цель проекта: Создание швейных изделий с орнаментом по традиционной технологии кубовой набойки.
Задачи:
Изучить литературу по традиционной набойке по ткани.
Узнать о традициях православных праздников.
Воспроизвести технологию кубовой набойки на ткани.
Выявить возможности использования набивной ткани в швейных изделиях.
История появления кубовой набойки на Руси
Примерно с XII века начала появляться набойка. Набойка выполнялась при помощи резных досок – «манер». Такая доска смачивалась краской, накладывалась на ткань, разложенную на столе, затем пристукивалась — «набивалась» деревянным молотком для про печатки рисунка. Отсюда и название техники – набойка и название рисунка или ткани – набивная. «Набивка» рисунка на ткань первоначально производилась вручную красными или оранжевыми красками по белому или окрашенному фону. Если фон оставался не закрашенным, такая набойка называлась «белоземельной».
Первые русские набойки были по большей части мелкоузорчатые, основой их были растительные мотивы. По мере освоения технологии резьбы, рисунки набивки усложнялись. Применялись они для украшения тонких льняных тканей, а в более позднее время для хлопчатобумажных тканей. Орнаменты печатались по неокрашенному фону, дополнялись полосками и мелким горохом «пико».
Сейчас способом ручной набойки, оформляются изделия, дополняющие костюм – головные и шейные платки, косынки, шарфы, палантины, галстуки, а в последнее время и собственно костюмы, блузы, юбки. Также ручная набойка используется для создания деталей при украшении домашнего интерьера, например, комплекты салфеток, скатертей, занавесок, фартуков, выполненные в одном стиле и цветовой гамме. Таким образом, ручная набойка сейчас переживает некоторое возрождение. К сожалению, только силами энтузиастов и любителей.
Традиции православных праздников
Самый торжественный день новогодних праздников – Рождество Христово. 7 января (25 декабря по старому стилю) Православная Церковь отмечает величайшее событие – рождение в палестинском городе Вифлееме у Девы Марии Богомладенца Иисуса Христа, основателя Христианства. Рождество Христово – первый из двенадцати главных, двунадесятых, православных праздников года (приложение №1) Его символ – Вифлеемская звезда, возвестившая миру о рождении Спасителя.
Раньше Рождество встречали в каждом доме. В первый день Рождества ходили славить Христа. Самыми ранними славильщиками были дети. Ходили группами, мальчики и девочки. Подойдут к дому и запоют тропарь: «Рождество твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи слава тебе!» Пропоют и скажут:
Хозяин и хозяюшка, не морозьте,
Хоть копеечку да бросьте.
Хозяйка выйдет на крыльцо и даст каждому христославный рождественский калачик или сушку. Не плечах у ребят висят разноцветные самодельные сумочки, в них и складывают все, что «выслявят». Так они обходили дворы и славят целый день.
Технология печатного орнамента
Я решила сделать цветную набойку на тонких хлопчатобумажных тканях. Из полученной узорной ткани сшить «сумку-лакомку» для славильщиков и белый платочек -подарок к празднику Рождества Христова.
Шитье сумки-лакомки предполагает разные варианты, моя сумка будет иметь традиционную прямоугольную форму, а платочек квадратную форму. Размер подбираю в соответствии со своим ростом. Украшение сумки и платочка будет в виде растительного орнамента. Для этого я разработала и подготовила несколько эскизов орнаментов.
Примеры построения орнамента
Орнаментальный ряд | Вращение «розетка» | Решетки |
Простейший прием создания орнаментального ряда – копирование фигуры и ее сдвиг. Создавая различные промежутки между копиями можно добиваться различного ритма в пределах ряда | Прием зеркального отражения можно применять при создании розеток. Общее количество секторов должно быть четным. | Вспомогательным приемом при построении орнамента является вычерчивание решеток. Простейшая решетка создается, за счет горизонтального и вертикального сдвига квадрата. |
| | |
Для набивки рисунка мне понадобятся следующие материалы и инструменты: фото № 2
- Белая х/б ткань (один квадрат 50 см -50 см)
- Ткань розового цвета (один прямоугольник 80 см – 30 см)
- печать деревянная - «манера» в форме цветка;
- печатная краска-паста красного и желтого цвета;
- доска, обтянутая толстой тканью;
- деревянный молоток;
- лоскутки ткани для пробной печати;
- альбом с эскизами орнаментов;
- линейка и цветной мел для разметки.
Технологическая последовательность набивания орнамента по ткани:
Фото №5
1. Вырезать из деревянного спила печать «манер»;
2. Ровно расправить холст на верстаке и закрепить кнопками;
3. Разметить рапорт одного из видов орнамента:
- решетки в прямоугольнике- для сумки ;
- розетка в квадрате – для салфетки;
- однорядный.
4. Аккуратно прикладывать смоченную в краске «манеру» к ткани по размеченным линиям, и набивать- постукивая киянкой.
5.Ткань просушить, примерно в течение суток.
Технологическая последовательность пошива сумки- лакомки.
Фото №7
1.Начертить на ткани детали необходимого размера 80 см- 30 см.
2. Детали вырезать и сшить между собой по боковым швам.
3. Выкроить те же детали из материала для подкладки и сшить.
4. Соединить сумку и подкладку по верхнему краю притачав тесьму.
5. Пришить две ручки из тесьмы.
Технологическая последовательность пошива платочка.
1.Начертить на ткани деталь необходимого размера 50 см- 50 см.
2. Деталь вырезать и прошить краевым швом в подгибку по периметру платочка.
3. По краю платочка пришить кружево.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я собрала информацию о набивных рисунках на ткани. Воссоздала весь процесс окрашивания ткани способом «набойка». Печатать орнамента - это увлекательное занятие, оно напомнило о древнем способе украшения тканей набивным узором, характерным для русского народного искусства. Я сшила полезную и современную вещь из окрашенной ткани. Я надеюсь, что сумка-лакомка станет украшением моей комнаты. В ней приятно хранить рукоделие, уютно сидеть куклам и мишкам. Нарядный платочек – хороший Рождественский подарок.
Теперь я могу с уверенностью сказать, что вещи, сшитые из цветной набойки, прочные, красивые и неповторимы. А если скроить вещь на современный лад, получиться модно и эксклюзивно. Теперь я знаю, что изучение народных традиций – это увлекательное занятие.
Список используемых источников
1. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. Санкт- Петербург. 1998г.
2. Дайн Г. Детские народные праздники. Хотьково, Сергиев Посад. 2010 г.
3. М. Семенова «Мы- Славяне».
4. Кубовая набойка. Сайт: Кириллица. cyrillitsa.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Двунадесятые праздники
Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября;
Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря);
Рождество Христово - 25 декабря (7 января);
Крещение Господне - 6 (19) января
Сретение Господне - 2 (15) февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля);
Вход Господень в Иерусалим - ближайшее воскресенье перед Пасхой, 6-ое воскресенье Великого поста, в церковном календаре также называется Неделей ваий или цветоносной или Вербным воскресеньем. Переходящий;
Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи, четверг 6-й седмицы после Пасхи. Переходящий;
День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи, 8-ое воскресенье после Пасхи. Переходящий;
Преображение Господне - 6 (19) августа;
Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Технологическая карта изготовления «сумки- лакомки».
| | |
1 | Нарисовать эскизы изделия | Фото №1 |
2 | Подготовить материалы и инструменты | Фото № 2 |
3 | Вырезать «манер» из деревянного бруска | Фото №3 |
4 | Закрепить холст | |
5 | Разметить на холсте рапорт рисунка; | Фото № 4 |
6 | Набить рисунок на холст | Фото №5 |
7 | Раскроить ткань | Фото №6 |
8 | Сшить сумку | Фото №7 |