Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Волшебная сказка КОРПУС 4
(г. Краснокамск, ул. Калинина, 10А)
Творческий проект
«Сохраним семью – сбережём Россию».
(тип проекта среднесрочный, 5 месяцев)
| Авторы проекта: Зубова Татьяна Валерьевна, музыкальный руководитель Попова Галина Альтиновна, социальный педагог; Маркова Елена Викторовна, воспитатель Маслова Елена Викторовна, воспитатель |
2025 год
Актуальность проекта:
Разобщённость членов семьи с появлением интернет технологий даёт порой чудовищные результаты. Соблазн окунуться в информационный океан, не имея компаса и ограничений, настолько велик, что безудержное насыщение предлагаемой извне информацией, с катастрофической быстротой вытесняет живое общение сначала в семье, а потом и за её пределами. Прочным связующим началом между людьми находятся такие чувства, как уважение и любовь. Но они обретаются только через живое общение. Леонардо да Винчи принадлежат такие слова: «Полюбить можно лишь то, что знаешь».
Мы бываем счастливы тогда, когда все и всё, что нас окружает, согрето любовью, проявляющейся в желании окружить близких заботой, вниманием, бережным отношением. Именно это делает нас «живыми».
Заложенное в семье, прорастает и за её пределами. Какое семя – таков и плод.
Именно в детстве мы способны, как губка, доверчиво впитывать в себя то, в чём нуждаемся больше всего – радости общения.
Позже, когда границы мира неизбежно расширяются, накопленное проецируется и изливается в той же степени и на весь остальной мир.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.
Цель проекта: Раскрытие понятие патриотизма для детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной.
Задачи проекта:
1. Пополнять знания детей о семье, детском саде, родном городе, крае, стране: история, традиции, символика, достопримечательности, традиции.
расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой,
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на взаимоотношения в семье, традиции детского сада, красоту родного города, края, нравственно- этические законодательные постулаты страны.
2. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы.
3. Развивать связную речь, выражать свои мысли, рассуждать, обогащать словарный запас.
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, стране посредством художественного слова, поэзии, песен и музыкального творчества.
5. Знакомить детей и родителей с существующими семейными традициями, увлекая и поощряя их в создании своих собственных
5. Создавать пространства для созданий этих традиций: музицирование, прикладное творчество, познавательно - исследовательское направление.
Ожидаемый результат:
- Дети знают больше о своей семье: о членах семьи, их увлечениях, семейных традициях, проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи.
- Дети приобретают больший объём знаний о детском саде, узнают о людях, которые трудятся для их блага в стенах детского сада.
- Дети знают название своего города, узнают и называют его основные достопримечательности.
- Знакомясь с понятием Родина, дети через всевозможные виды деятельности преисполняются чувством любви и ответственности за всё происходящее в ней.
- Осознание родителями о важности патриотического воспитания детей.
Проект рассчитан на 5 месяцев.
Разделы проекта:
1. «Моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Мой город»
4. Пермский край – моя земля.
4. «Моя страна» - народные традиции.
Во все времена патриотическое воспитание являлось ведущим направлением государственной политики. Правовыми основами патриотического воспитания являются Закон РФ «Об образовании в РФ», Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Закон РФ «Об образовании в РФ» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания в направлении патриотического образования дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, и двор где он не раз гулял - всё это Родина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с того, что тебе дорого и близко. В семье это отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу, республике, стране.
Цель проекта: Раскрытие понятие патриотизма для детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой и большой Родиной.
Задачи проекта:
1. Пополнять знания детей о семье, детском саде, родном городе, крае, стране: история, традиции, символика, достопримечательности, традиции.
расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой,
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на взаимоотношения в семье, традиции детского сада, красоту родного города, края, нравственно- этические законодательные постулаты страны.
2. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы.
3. Развивать связную речь, выражать свои мысли, рассуждать, обогащать словарный запас.
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, стране посредством художественного слова, поэзии, песен и музыкального творчества.
Проект рассчитан на 5 месяцев (не считая летних месяцев):
с 3 апреля 2023 года по 30 ноября 2023 года.
Разделы проекта:
1. «Моя семья»
2. «Мой детский сад»
3. «Мой город»
4. Пермский край – моя земля.
4. «Моя страна» - народные традиции.
Тема апреля: «Моя семья»
Месяц, № недели | Задачи, формы проведения и пути достижения: | Ответственные: |
Апрель 1, 2 недели | Подготовительный этап. - Изучение психолого - педагогической литературы по воспитанию нравственных, гражданско-патриотических чувств. - Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми и их родителям. - Создание необходимых условий для реализации проекта. - Составление перспективного плана работы по проекту. Задачи: Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать интерес к семейным традициям; привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей, формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов. | музыкальный руководитель, воспитатель подг. гр. воспитатель ст. гр., социальный педагог. |
3 – 4 недели | Формы проведения и пути достижения цели: - Рассматривание семейных фотографий. - Беседа «Как мы провели выходные с мамой и папой». Цель: учить составлять небольшой рассказ из личного опыта. - Беседа «Чем и как можно порадовать своих близких?» Цель: развивать диалогическую речь посредством подготовленной беседы. Расширить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. - Интегрированное занятие «Моя дружная семья». Цель: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным. Заучивание стихов и песен, пословиц, поговорок про семью. Чтение детям: С.Черный «Имя», Л.Толстой «У бабки была внучка», Г.Браиловская «Наши мамы, наши», «Помогай», Осеева рассказ «Сыновья», Д.Габбе «Моя семья». - Слушание на занятии и в свободное время музыки: П.И.Чайковский «Нянина сказка», «Мама», «Утренняя молитва» («Детский альбом»); - Разучивание авторской песни «Семейная прогулка» (авт. Т.В.Зубова); Итог: Выставка детских рисунков на тему «Моя рука - моя семья» - Размещение в родительской группе в ВК выступления детей с авторской песней (Зубовой Т.В.) «Это наш любимый дом» - Старт бессрочной акции детско - родительского флешмоба «Музыкальная семья». | восп. подг. гр. социальный педагог восп. подг гр. муз.руководитель восп. подг. гр. восп. ст. гр., музыкальный руководитель, муз. руководитель муз. руководитель муз. руководитель восп. подг. гр. восп. ст. гр., |
Тема мая: «Мой любимый детский сад»
Месяц, № недели: | Задачи, формы проведения и пути достижения цели: | Ответственные: |
Май 1-2 неделя | Задачи: Закреплять у детей представление о детском садике, его предназначении, структуре и сотрудниках. Развивать диалогическую речь, воспитывать у детей чувство и любви к родному садику. развивать интерес к традициям детского сада Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями. Формы проведения и пути достижения цели: - Выставка (фойе второго этажа) репродукций на тему «Петушок – золотой гребешок». - Статья о истории символа «Золотого петушка» о смысловом значении названия садика через образ Золотого петушка в одноимённой сказке А.С.Пушкина. - Разучивание стихов про детский сад. | социальный педагог муз. руководитель восп. подг. гр. восп. ст.гр |
3- 4 недели | - Размещение в фойе второго этажа выставки работ детей подг. группы на тему «Я люблю свой детский сад» - Разучивание песни про детский сад: «Я люблю свой детский сад» (Филиппенко) .(ст. гр) «Я люблю свой детский сад» (автор неизвестен плдг. гр. Зкскурсии по детскому саду: знакомство со структурой сада и его сотрудниками: заведующей, мед работником, завхозом, поварами, дворниками. ИТОГ: - Статья на сайте МКУ о стартававшем в ДОУ музыкальном флешмобе «Музыкальная семья». - Фотовыставка по теме «Наш «Золотой петушок». Выставка посвящена страницам истории детского сада. | восп. ст. гр. восп. подг. гр. музыкальный руководитель Социальный педагог восп. ст. гр. восп. муз. руководитель социальный педагог. |
Тема месяца «Мой город Краснокамск»
Месяц, № недели: | Задачи, формы проведения и пути достижения: | Ответственные: |
Сентябрь 1-2 недели | Задачи: Закреплять у детей представление о родном городе, его славе, градообразующих предприятиях, культурных центрах. Воспитывать у детей чувство и любви к родному городу, развивать интерес к его традициям. Формы проведения и пути достижения цели: - Целевая прогулка по близлежащим улицам. - Целевая прогулка на «Площадь Гознака». - Видео экскурсия по городу Краснокамск. - Целевая прогулка «Парк здоровья» (между школами №8 и №1) | социальный педагог, воспитатель подг. гр. |
3-4 недели | - Беседа «История города Краснокамска» (презентация). - Рассматривание фотографий с видами города, природы за городом. - Беседа «Расскажем Незнайке о достопримечательностях города». - Беседа «Основные производства города Краснокамска ». - Дидактическая игра «Назови и расскажи» (о достопримечательностях города с использованием фото). -Дидактическая игра «Что делают из нефти?» - Рисование «Город, в котором я живу». Знакомство с культурными центрами нашего города: - Видео экскурсии: ДМШ, школа Искусств, Дворец Гознака, Дворец Ленина. Разучивание с детьми старшей и подготовительной групп авторских песен «Краснокамск – любимый город», «Люблю свой город Краснокамск». Разучивание с детьми вокального кружка «Голосок» авторской песни «Кама – Кама - Камушка» Знакомство с музеем игрушек, Краеведческим музеем, картинной галереей. Цель: Знакомство с родным городом (формирование начальных представлений о родном крае, его культуре, истории). Итог: Игра-путешествие по городу Краснокамск. Цель: закрепить знания детей о родном городе, развивать умение активно и доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и педагогом. | Социальный педагог восп. подг. гр. социальный педагог, восп. подг. гр. восп.ст. гр Социальный педагог, восп. подг. гр. восп.ст. гр восп. подг. гр. муз. руководитель муз. руководитель воспитатель ст. гр; социальный педагог, восп. подг. гр. муз. руководитель восп. ст. гр. Социальный педагог, восп. подг. гр., восп.ст. гр |
Тема месяца: «Пермский край – моя земля»
Месяц, № недели: | Задачи, формы проведения и пути достижения цели: | Ответственные: |
Октябрь 1 -2 недели | Задачи: закреплять у детей представление о Пермском крае, его славе; - развивать чувство гордости за Пермский край. - знакомить с основной краевой атрибутикой (гербом, гимном, флагом) Формы проведения и пути достижения цели: - Беседа «Мы живем в Пермском крае». Цель: Прививать любовь к природе, расширять знания о родном крае. -Беседа «Многоликое Прикамье». Цель: дать представление о Родине, воспитывать любовь к родной стране, предложить сложить из кубиков домик, развивать умение логически мыслить, строить по схеме, внимание, усидчивость. - Рассматривание открыток с видами города Перми, городов Пермского края, реки Камы - Рассматривание иллюстраций с видами разных климатических зон России. - Рассматривание кукол в национальных костюмах. - Слушание песен о Пермском крае: Гимн «Пермский край!» авт. И.Зорина, знакомство с музыкальноым творчеством народов Прикамья. | социальный педагог. восп. подг. гр. восп. ст. гр.; осп. подг. р. восп. ст. гр.; осп. подг. р. муз.руководитель. . |
3-4 недели | - Дидактическая игра «Угадай, чей флаг?», «Составь флаг». - Чтение русских народных и сказок народов Пермского края. - Беседа с детьми ст. и подг. группы на тему «Народы Прикамья» - Разучивание песни авторской песни Зубовой Т.В. «И я расту» с детьми вокального кружка «Голосок». Итог: Участие семьи Новосёловых в краевом фестивале «Многоликое Прикамье». | социальный педагог. восп. подг. гр.,– восп.ст. гр. муз. руководитель муз. руководитель |
Тема месяца: «Мы все из России».
Месяц, № недели: | Задачи, формы проведения и пути достижения цели: | Ответственные: |
Ноябрь: 1-2 неделя | Задачи: закреплять у детей представление о нашей родине России, её истории ; - развивать чувство сопричастности ко всему, что происходит в нашей стране и ответственности за происходящее. Формы проведения и пути достижения цели : - Знакомство с основной краевой атрибутикой (гербом, гимном, флагом) Знакомство детей с глобусом, континентами.- Познакомить с Историей Росси (рассказ воспитателя) - Разучивание стихов о России с детьми ст. и подг. групп. - Знакомство с понятием «Малая Родина», подбор мультфильмы о России; - Знакомство и изучение карты России (самостоятельное изготовлении карты России) - Знакомство детей с символами России: -Показ мультфильма для детей о символах России; Продуктивная деятельность: - аппликация «Флаг России», раскраски; Игры: «Найди недостающую полоску и восстанови флаг России», Раскрасить палочки от мороженного в три цвета и составь флаг, выкладывание флага из бросового материала (крупы и др). Рассказ, беседа: «Что такое Герб?» «История появления герба», - Раскрашивание с опорой на образец и по памяти. Разрезные картинки. - Слушание: «Гимн России в исполнении Сводного Детского Хора России. Дидактические и настольные игры: «Народные промыслы» «Города России» «Достопримечательности России» «Сказочные герои России» «Праздники России» «Великие люди России» Прослушивание музыкальных произведений о России. Загадки, стихи, пословицы о России Информация для родителей: папки – «Россия – моя Родина», «Права у маленького ребенка». Итог: Раскрашивание кукол в национальных костюмах народов, населяющих Россию. Выкладывание на страничке ДОУ в ВК видео выступления детей вокального кружка «Гололоск» с песней «И я расту» | восп. подг. гр.,– восп.ст. гр. Воспитатели социальный педагог. восп. подг. гр.,– восп.ст. гр. социальный педагог. восп. подг. гр.,– восп.ст. гр. восп. подг. гр.,– восп.ст. гр. социальный педагог. восп. подг. гр.,– восп.ст. гр. муз. руководитель |
Ожидаемый результат:
- Дети знают больше о своей семье: о членах семьи, их увлечениях, семейных традициях, проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи.
- Дети приобретают больший объём знаний о детском саде, узнают о людях, которые трудятся для их блага в стенах детского сада.
- Дети знают название своего города, узнают и называют некоторые его достопримечательности.
- Знакомясь с понятием Родина, дети через всевозможные виды деятельности преисполняются чувством любви и ответственности за всё происходящее в ней.
- Осознание родителями о важности патриотического воспитания детей.
Материал и оборудование:
1. Репродукции картин.
2. Методическая литература.
3. Наглядные и дидактические пособия.
6. Аудиозаписи.
7. Глобус.
8. Художественная литература.
9. Государственная символика.
Заключение:
Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.
Можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.
Используемая литература:
1. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 3-7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Управление ДОУ. — 2005. — № 1. — С. 36 -46
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Текст] / Издательство: Перспектива, 2014 г. — 32 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в
Российской Федерации».
4. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2010. - 304с.
6. Ветохина, Дмитренко, Жигналь, Краснощекова, Подопригора, Полынова, Савельева - Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.