СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Соленное тесто"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Соленное тесто"»

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35»











Проектно – исследовательская работа

по теме:



«История соленого теста»






Проект выполнила: ученица 3 «Д» класса

Казьмина Арина.



Руководитель: учитель начальных классов

Абдильдинова Линара Абдулхаевна







Содержание:

  1. Введение

  2. Актуальность

  3. Цель, задачи

  4. План работы

  5. История

  6. Дневник исследования

  7. Заключение

  8. Литература

Приложение: мастер-класс в 3«Д» классе на тему: «Поделка из слоёного теста».






















Введение.

Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский музей Вечности, главными экспонатами которого являются Вдохновение, Работа, Мастерство.

Время сметает с лица Земли целые государства, исчезают многие виды животных, птиц и рыб, исчезают обычаи многих народов и сами народы. Но ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни извержения вулканов, ни страшные эпидемии, ни войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, как стремление к красоте.

Красота – дело наших рук, было бы желание и терпение. Наши предки умели украшать свой быт. Дивной красоты резные наличники и деревянная утварь, игрушки и расписная посуда, вышивка и кружева, глиняные вазы, настенные украшения и многое другое. Сегодня, увы, все это мы видим реже и реже.


Актуальность:

 Техника лепки из солёного теста возникла давно, в настоящее время она становится всё популярнее. Слепленное вручную изделие – это рукотворное произведение, существующее в единственном экземпляре.


Проблема проекта:

С раннего детства нас радуют подарки. Это мячи, мягкие игрушки, настольные игры и поделки, сделанные своими руками.

Для меня, было, очень важно смогу ли я сама изготовить поделку из соленого теста: замесить тесто, вылепить изделие, правильно высушить его, красиво разукрасить?



Цель проекта:

1. Изучить историю возникновения поделки из солёного теста.

2.Оценить свои возможности в проектной деятельности.

3.Разработать и выполнить проект.

4.Сделать поделку своими руками.

5.Развивать творческие способности.

6.Любить и уважать промыслы народного творчества.

Задачи:

  • собрать и изучить информацию о соленом тесте;

  • подобрать материалы, необходимые для работы с соленым тестом;

  • провести наблюдения в ходе работы за свойствами соленого теста;

  • составить свой «секретный рецепт» - наиболее удачный для лепки;

  • познакомить своих одноклассников с техникой тестопластики ;

  • провести мастер – класс;

  • проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования: лепка из солёного теста развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику.

Практическое значение: В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. В народном творчестве выражается тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Сейчас все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста.









План:

1. Мотивация выбора темы.

2. История возникновения соленого теста.

3. Это интересно.

4. Материалы и способы приготовления.

5. Анкетирование. Результат.

6. Мастер класс «Мыши и сыр».

7. Выводы.

8. Литература.

1. Мотивация выбора темы.

Я выбрала исследовательский проект на тему: «История солёного теста», так как лепка из соленого теста очень необычное, интересное и увлекательное занятие, тренирующее усидчивость, терпение, а также прививающее эстетический вкус и развивающее дизайнерские способности. В результате кропотливого труда из небольших кусочков теста получается настоящее произведение искусства.

А ручная работа ценилась во все времена.

Тесто — удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время.

Я люблю лепить из солёного теста. В результате моего увлечения работой с соленым тестом у меня возни ряд заинтересовавших меня вопросов:

- Как появилось соленое тесто?

- Почему люди стали изготавливать из него фигурки?

- Смогу ли я научить своих одноклассников технике работы с соленым тестом?

- Какие рецепты соленого теста существуют?

2. История возникновения соленого теста.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом, в Вавилоне, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба . Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали для преклонения перед своими божествами фигурки из теста.

В Европе в древности фигурный хлеб делали только руками, без вспомогательных инструментов.

На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля) – день первого выгона скота и лошадей пекли “козули” - сделанные из ржаного теста.

Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.

В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста.

В Германии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.

Один из художественных народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста.

В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделенные пышными орнаментами.

В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают; типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым.

В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.

3. Это интересно.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

В России на Рождество пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки». Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли - так возникло соленое тесто.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.

"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Сегодня, работая с солёным тестом, многие придумывают удивительно красивые названия - тестопластика, биокерамика и даже, мукосолька! Но как не называй - результат, порой, превосходит все наши ожидания! Рождение шедевра из солёного теста - это всегда событие!

4. Материалы и способы приготовления.

Для того чтобы лепить из теста, надо не так уж много.

Во-первых — стол. Его желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеенкой. Кроме того, вам нужна рабочая доска.

Инструментом для лепки могут быть всевозможные приспособления. Основные - это маленький кухонный нож, скульптурные стенки из дерева или пластмассы. Расческа, формочки для выпечки, шариковый стержень, шпильки, колпачки от фломастеров, кисточки, рельефные пуговицы и многое другое. Работать необходимо чистыми руками, периодически смывать тесто с рук и насухо вытирать. Лепка из теста требует максимального внимания, аккуратности, реализации своей фантазии. Готовые работы выкладывать на тонкую газетную бумагу.

Техника приготовления теста.

При работе с соленым тестом меня заинтересовали способы его приготовления. Я проконсультировалась с преподавателем по художественной лепке в творческой студии, куда я хожу заниматься. Она рассказала мне о том, что рецепты могут отличаться друг от друга в зависимости от того, что именно вы хотите слепить из приготовленного теста.

Рецепты соленого теста :

Объемные пропорции. Для простых моделей.

200 гр. = ( 1 СТАКАН ) = муки

200 гр. = (0,5 Стакана) = соли

125 мл. воды

! Обратите внимание соль тяжелее муки поэтому по весу они одинаковы, а по объёму соль занимает примерно в два раза меньше.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:

- 15-20 г (столовую ложку) клея ПВА или

- крахмала ( столовую ложку)

- клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:

200 гр. муки

400 гр. соли

125 мл воды

Тесто для тонких работ:

300 гр. муки

200 гр. соли

4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)

2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать

Для замеса лучше использовать миксер – это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.

Подкрашивать соленое можно пищевыми красителями, акварелью, гуашью.

Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао.

Сушка готового изделия.

Для того, чтобы сохранить готовые изделия, их следует обжечь в духовке, либо хорошенько высушить на воздухе. Я свои изделия сушу на воздухе, потому что духовкой я ещё не умею пользоваться.

Как оформить готовое изделие.

Готовые изделия можно раскрасить полностью или частично.
Для раскрашивания можно использовать акварельные краски. Для этого акварель размешивают кисточкой очень густо с минимальным количеством воды и наносят на изделие так, чтобы краска не растекалась. Раскрашенные таким образом работы необходимо закрепить лаком.
Гуашевые краски тоже могут быть использованы для раскрашивания. В этом случае в гуашь следует добавить немного клея ПВА.
Чтобы окрасить готовое вымешанное соленое тесто из пшеничной муки, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое, вымешенное тесто следует разделить на части по количеству цветов.

5. Анкетирование. Результат.

Я провела анкетирование среди учащихся нашего класса. В нашем классе учится 21 человек, все они приняли участие в анкетировании. Анкета содержала в себе 3 вопроса:

Результаты анкетирования:

1. Знаком ли ты с техникой работы с соленым тестом?

Да 13 учащихся

Нет 5 учащихся

Частично 3 учащихся

2. Знаешь ли ты рецепты приготовления соленого теста?

Да 11 учащихся

Нет 4 учащихся

Частично 6 учащихся

3. С чем тебе больше нравится работать с пластилином или с соленым тестом?

Пластилин 3 учащихся

Тесто 7 учащихся

И тесто, и пластилин 10 учащихся

По результатам опроса выявлено, что большая часть учащихся знакома с техникой работы с соленым тестом. Также большая часть учащихся знает рецепты приготовления соленого теста. При определении своего выбора большинство учащихся отметили, что им нравится работать и с пластилином и с тестом в равной степени.

Значит можно сделать вывод, что большинство учащихся знают о технике работы с соленым тестом, и им нравится с ним работать не меньше, чем с пластилином.

6. Мастер класс «Мыши и сыр».

Я решила познакомить своих одноклассников с техникой работы с соленым тестом поближе. Рассказать им о традициях разных народов связанных с этим продуктом. Донести до них, что техника тестопластики (мукосоль)- древняя техника, распространённая в разных странах. Познакомить с разными видами работ. Постараться ещё больше сдружить ребят и показать, что работа с тестом- не только для девочек и женщин. Для этого я задумала провести с ребятами мастер класс по изготовлению фигурок из теста. Мой выбор упал на композицию «мыши и сыр», так как она достаточно проста в изготовлении и в результате получаются очень симпатичные поделки.

Ребятам очень понравилось работать с соленым тестом. Фигурки получились милыми и очень забавными. Так же моих одноклассников заинтересовала история появления работы с солёным тестом. Они с удовольствием слушали интересные факты о соленом тесте.

Дневник работы над проектом.

п/п

Содержание работы

Методы исследования

Сроки

Примечание

1

Поиск материалов об истории соленого теста

Чтение литературы, работа с интернет ресурсами

В течении месяца

Нужно проверять полученную информацию в разных источниках

2

Подбор различных рецептов изготовления соленого теста

Чтение литературы, работа с интернет ресурсами

В течении месяца

Рецепты достаточно различны по содержанию и не всегда получается, то что задумано. Следует пробовать разные рецепты.

3

Проведение анкетирования

Анкетирование одноклассников

1 день


4

Проведение мастер класса пор работе с соленым тестом для одноклассников «Мыши и сыр»

Практическая работа

2 дня

Следует обратить внимание на технику безопасности и правила работы с соленым тестом



Вывод.

Чем глубже постигаешь азы, тем больше открывается для тебя что-то новое. На занятиях лепкой воспитывается художественный вкус. Сейчас, в оформлении интерьера, хочется многим иметь что оригинальное, чего нет у других. Поэтому картины собственного изготовления всегда выглядят замечательно.

Когда мы лепим, мы развиваем мелкую моторику, совершенствуем движения пальчиков, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления.

Создание игрушек, картин из соленого теста развивает творческие способности, помогает развивать зрительную память и пространственное воображение. С каждой новой поделкой приобретаются навыки в работе и овладение новой техникой. С помощью лепки воспитывается усидчивость, точность и аккуратность.

Приятно и то, что поделки можно сохранять на долгие годы.

Преимущество солёного теста.

Соленое тесто-это экологически чистый материал, поэтому его легко можно доверить даже самому маленькому рукодельнику. Лепят все и это неудивительно, ведь лепить большое удовольствие и радость. К тому же все необходимые материалы легкодоступны. 

Экологическая оценка.

Я считаю, что работа с тестом – это совершенно экологически чистое, безотходное производство. При работе материалы (мука, соль, вода) не выделяют никаких вредных веществ для организма человека и природы.

Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы.

Анализ процесса творчества

Лепка из соленого теста – это очень увлекательное занятие. Здесь нужно проявить не только терпение, усидчивость и настойчивость, но и упорство в достижении цели. Изделие, изготовленное в результате данной работы, получилось качественное. Оно может украсить интерьер не только моей комнаты, но и любого другого помещения. Я не только выполнила поставленные перед собой цель и задачи, но и узнала много нового из истории лепки соленого теста, насколько интересно, увлекательно создавать красивые вещи своими руками.

Как повлияло творчество на мое развитие?

Я проследила путь работы по тестопластике и заметила положительные результаты:

  1. Благодаря развитию сенсомоторики я улучшила свой почерк. Не зря писал В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

  2. Чтобы лучше узнать историю соленого теста – я много читаю книг.

  3. Так как много читаю – достигла хорошей скорости чтения.

  4. Развила фантазию и творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость.

  5. Я заинтересовала моим увлечением учительницу Линару Абдулхаевну и своих одноклассников. На уроках труда я обучаю их основам лепки и наглядно показываю весь процесс.

Результаты, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют меня, побуждают к выполнению новых поделок.



Список литературы (источники информации):

1. Румянцева Е.А. Соленные фантазии г. Москва «АЙРИС-пресс», 2007г.

2. Ирина Хананова. Солёное тесто. Фантазии из муки и соли, - Москва, «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2007г.

3. Силаева К. В. Солёное тесто. – Москва, «Эксмо», 2003г.

4. Кискальт Т.И. «Солёное тесто», М.Профиздат, 2002г.

Ресурсы интернет:

http://www.hobbygirl.ru

http://testoplastica.ru/

remeslo.okis.ru

StranaMasterov.ru