СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Солнечная Система

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Солнечная Система»





І районная научно-практическая конференция младших школьников

«Первые шаги в науку»







СЕКЦИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ.

НОМИНАЦИЯ:

ТЕМА: ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.

Ф.И.О. АВТОРА: ЧИГАЛИЕВ ДЖАМАЛДИН РУБЕНОВИЧ.

КЛАСС: 2 «Б»

ШКОЛА: МКОУ УСУХЧАЙСКАЯ СОШ.

РУКОВОДИТЕЛЬ: ДЖАБАРОВА АЛИСА УМАХАНОВНА.















Аннотация

Тема представленной презентации актуальна во все времена – человек всегда хотел узнать, как устроен окружающий его мир, в особенности, Космос, Вселенная. А ребенку - это вдвойне интереснее, т.к. он делает только первые шаги в познании окружающего мира. Также важно научиться искать нужную информацию в том огромном современном информационном поле – книги, журналы, интернет. И что особенно важно, делать выводы из полученной информации.

В проекте «Планеты Солнечной системы» рассказывается о том, как появилась Вселенная, что такое Солнечная система, планеты и спутники, что ребенок узнал, когда делал макет, а также есть наглядные изображения планет – фотографии планет Солнечной системы.























Отзыв

на исследовательский проект ученика 2 «б» класса

МКОУ «Усухчайская СОШ»

Чигалиева Джамалдина

Работа Чигалиева Джамалдина представляет собой исследование по изучению планет солнечной системы. Актуальность работы заключается в том, что человек всегда хотел узнать, как устроен окружающий его мир. А ребенку еще интереснее, какие еще планеты находятся в солнечной системе, кроме нашей планеты Земля. Но солнечную систему и как устроена наша Вселенная надо знать.

Автор поставил перед собой цель узнать, как устроена Солнечная система, что такое планеты и спутники. Также сделал макет Солнечной системы.

Содержание работы соответствует заявленной теме.

Текст работы изложен на 10 листах печатного текста, что представляется достаточным для учащегося начальной школы.

Работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.


Работу Джамалдин выполнял с родителями, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной ему для исследования. Самостоятельно, при поддержке родителей, провел исследование планет солнечной системы. При выполнении работы проявил: самостоятельность, творчество, инициативу, спо­собность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполнял все рекомендации научного руководителя, и вовремя устранял замечания в процессе доработки исследовательской работы.



Рекомендации: исследовательская работа Чигалиева Джамалдина по теме:

«Планеты солнечной системы» отвечает требованиям, предъяв­ляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.


Руководитель МКОУ «Усухчайская СОШ» Джабарова А. У.
















Оглавление

I Введение

II Основная часть

1. Изучение строения Солнечной системы и небесных тел, входящих в ее состав.

1.1 Развитие представления о строении Солнечной системы.

1.2. Строение Солнечной системы.

Раздел 2. Создание модели Солнечной системы.

III Заключение

Список литературы































Введение.

С давних времен люди смотрели на небо и пытались понять, что такое звезды, почему одни светят ярче, а другие более тусклые, почему звезды разного размера и цвета, почему в разных точках земли люди видят разные звезды и разные созвездия.

Актуальность:

В наше время научно-технического прогресса, когда появляются новые возможности для изучения Космоса, Солнечной системы, планет, которые люди даже не могут видеть невооруженным глазом, интерес к изучению Космоса неуклонно возрастает. Наблюдая за Солнцем, ученые предсказывают магнитные бури, которые влияют на здоровье людей, на работу электроприборов, компьютеров, мобильных телефонов и даже бытовой техники. Своевременное обнаружение астероида или кометы, приближающихся к Земле, помогает избежать чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Кроме того, с появлением новых сверхмощных телескопов, астрономы всего мира открывают все новые и новые звезды, астероиды, и может быть, когда-то откроют новую планету, на которой существует жизнь!

Поэтому, уже сегодня, нам надо знать, что такое Космос, что такое Солнечная система и, в конечном счете, что такое планета Земля, на которой мы живем.

Цель работы:

узнать, как устроена Солнечная система, что такое планеты, спутники, звезды. Сделать макет солнечной системы.

Задачи работы:

1) дать характеристику планетам Солнечной системы;

2) определить группы планет;

3) определить возможность жизни на планетах.

Гипотеза: 1)знания о планетах необходимы для дальнейшего изучения космоса;

2)предположим, что модель Солнечной системы может сделать ученик начальных классов, используя набор обычных канцелярских материалов и материалов для детского творчества. Модель Солнечной системы поможет лучше запомнить ее строение, расположение и название космических объектов, входящих в ее состав.

Методы:

-анализ литературы, интернет ресурсов по данной теме;

-наблюдение;

- просмотр телепередач;

- беседа со специалистом;

Этапы работы:

- Подбор материала для создания презентации и доклада, работа с литературой, интернетом.

- Сбор информации о планетах, современных данных о спутниках, кометах.

- Подбор необходимых фотографий.

- Создание модели Солнечной системы.

- Оформление презентации, подготовка слайдов.

- Письменное оформление работы.



















Основная часть

1. Изучение строения Солнечной системы и небесных тел, входящих в ее состав.

1.1 Развитие представления о строении Солнечной системы.

По мере развития древней науки менялось и представление о строении Солнечной системы.

В Древней Индии Землю представляли плоской, расположенной на трех слонах, которые на гигантской черепахе плавали в бесконечном океане. Вокруг Земли вращались Солнце и Луна.

Древнегреческий астроном Клавдий Птолемей создал свою систему Мира, в которой центром являлась Земля, а вокруг нее вращались Солнце, Луна и пять, известных на тот момент, планет. Эту систему назвали Геоцентрической – Земля в центре. (от греческого ГЕОС – Земля). Первым теорию о том, что в центре вселенной находится Солнце, а вокруг него движутся Земля и другие планеты, выдвинул польский астроном Николай Коперник. Вокруг Земли движется лишь Луна. Модель мира Николая Коперника назвали Гелиоцентрической, т.е. Солнце в центре. (от греческого слова ГЕЛИОС – солнце).

В настоящее время Гелиоцентрическая система строения Солнечной системы признана учеными всего мира. К известным в древности пяти планетам добавили еще три. Почти все планеты имеют свои спутники. Кроме планет и их спутников в Солнечной системе движется множество небесных тел, которые представляют интерес для современной науки.

Космос и наша галактика.

Солнечная система не единственная в Космическом пространстве. Космос состоит из множества Галактик. В каждой Галактике может существовать не одна система, похожая на нашу – солнечную. Галактика, в которой расположена Солнечная система – это Млечный путь. 

Как произошли планеты.

Существует множество гипотез о происхождение Солнечной системы и планет. Ни одна из них не получила окончательного признания. Ориентировочно 5-6 миллиардов лет назад одно из газопылевых облаков нашей большой Галактики (Млечного пути), имеющее форму диска, начало сжиматься к центру, понемногу формируя нынешнее Солнце. Дальше, по одной из теорий, под действием мощных сил притяжения, большое количество частиц пыли и газа, вращающихся вокруг Солнца, стали слипаться в шары – образуя будущие планеты. Как гласит другая теория, газопылевое облако сразу распалось на раздельные скопления частиц, которые, сжимались и уплотнялись, образовав нынешние планеты. Теперь 8 планет вращаются вокруг Солнца постоянно.

1.2. Строение Солнечной системы.

Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.
По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет.

Солнце - ближайшая к Земле звезда

Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы, а также их спутники и другие объекты, вплоть до космической пыли. Солнце излучает в пространство свет и тепло с момента своего рождения (примерно 4,55 млрд. лет). Солнце, как и все звезды – гигантский газовый шар, который держится благодаря собственной гравитации. Диаметр Солнца в 109 раз больше земного. (Если представить что Солнце размером с грецкий орех, то земля будет в виде макового зернышка, расположенного на расстоянии 10 см от ореха). Масса Солнца примерно в 330000 раз больше массы Земли. Температура поверхности 5507 градусов Цельсия.

73,46% атмосферы Солнца составляет Водород, 24,85% Гелий. Кроме того, в атмосфере Солнца содержится незначительное количество кислорода, углерода, железа, серы, неона, азота, кремния и магния. Солнце самый главный источник тепла и энергии, благодаря которому при содействии других благоприятных факторов на Земле есть жизнь. Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, поэтому каждые сутки, находясь на солнечной стороне планеты мы можем наблюдать рассвет и удивительное по красоте явление закат, а ночью, когда часть планеты попадает в теневую сторону, можно наблюдать за звездами на ночном небе.

Планеты Солнечной системы — это загадочные миры, в которых существует шанс зарождения жизни. Главными компонентами Солнечной системы являются планеты. (Планета в переводе с греческого – «путник»). Планеты получили свое название в честь древнегреческих богов. Все, что окружает нас в данный момент, является частью планеты по имени Земля. Очень сложно представить, что вне нашей космической обители может существовать что-то еще. Несмотря на то, что Земля представляется нам чрезвычайно огромной, она, на самом деле, очень маленькая по меркам Солнечной системы. Помимо Земли вокруг Солнца вращаются по своим орбитам еще восемь планет, из которых Земля одна из самых небольших по размеру. 

Типы планет Солнечной системы

Планеты земной группы имеют высокую плотность и состоят преимущественно из камня и металла. Они, как правило, обладают небольшими размерами и вращаются вокруг своей оси с низкой скоростью. В нашей солнечной системе к планетам земной группы относятся:

  • Меркурий - Первая планета от Солнца;

  • Венера - Вторая планета от Солнца;

  • Земля - Третья планета от Солнца;

  • Марс - Четвертая планета от Солнца.

Планеты земной группы имеют небольшое количество спутников, т.е. лун. Из вышеприведенного списка только две планеты имеют спутники — Земля и Марс.

Планеты Земной группы







Меркурий Венера Марс Земля

Меркурий – ближайшая к солнцу планета. Свое название она получила в честь древнеримского бога торговли и прибыли – Меркурия. Она обращается вокруг Солнца за 88 суток, в то время как Земля за 365. На Меркурии нет атмосферы и воды. Температура поверхности планеты от минус 173 до плюс 427 градусов Цельсия. Поверхность Меркурия почти однородно серая. У него нет даже защитного магнитного поля, чтобы защитить себя от беспощадного солнечного ветра..

Венера – вторая планета от Солнца, выглядит как очень яркая звезда, ее еще называют «утренней звездой». Венера получила свое название в честь римской богини любви и красоты. Температура поверхности – 464 градуса Цельсия. Её атмосфера состоит из углекислого газа. (углекислый газ составляет 96,4% атмосферы) и серной кислоты. Венера это - настоящий ад. Сернокислые облака скрывают раскаленную поверхность планеты. При этом Венера – близнец Земли. Ее масса незначительно меньше, а состав идентичен земному. И, если бы не близость к Солнцу, которое сильно разогревает планету и, испарившаяся из-за этого вода, то на Венере, так же могла зародиться жизнь, как и на Земле.

Земля – третья от Солнца планета. Это единственная известная планета, покрытая водой, с озоновым слоем и жизнью. Земля покрыта пышной растительностью. Никто так и не может объяснить, почему именно на Земле зародилась жизнь! Это наша планета – наш дом! Большая масса Земли позволяет ей удерживать вокруг себя атмосферу. Днем облака и воздух защищают Землю от чрезмерного нагревания, а ночью не дают ей сильно остыть. Период обращения Земли вокруг Солнца 365,26 суток. Основную часть атмосферы составляют азот (78,08%) и кислород (20,95%).Положение Земли относительно Солнца уникально: вода здесь может находиться в жидком состоянии. На других планетах она либо испарилась, либо замерзла. Более 70% Земли покрыто водоемами.

Атмосфера Земли из космоса выглядит очень тонкой. Если представить Землю в виде яблока, то атмосфера Земли не толще яблочной кожуры. Изменение освещенности полушарий из-за обращения Земли вокруг Солнца, вызывает смену времен года. Земля имеет 1 спутник – Луна, который играет очень важную роль в регулировании климата на планете, она управляет приливами и отливами. Это единственное небесное тело в Солнечной системе, где побывал человек. Луна покрыта лунной пылью, которая образуется из-за постоянного столкновения микрометеоритов с ее поверхностью.

Марс - четвертая планета от Солнца. Марс получил свое название в честь римского бога войны. Поверхность планеты содержит много железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Температура поверхности от – 140 до + 20 градусов Цельсия. Марс обладает атмосферой, хотя она почти полностью состоит из углекислого газа. Состав атмосферы: углекислый газ 95,3%, азот – 2,7%, аргон- - 1,6%. Это планета с ледяными шапками, гигантскими вулканами, облаками и пылевыми бурями. Там есть следы древних рек. Сходство планеты с Землей растет. Солнце восходит каждые 24 часа, как и на Земле. На Марсе находится самая высокая гора Солнечной системы – Олимп. Ее высота 27 км. Марс имеет два спутника: Фобос и Деймос.

Пояс астероидов - это тысячи каменных обломков в пространстве между Марсом и Юпитером. Что это такое? Очевидный ответ: это остатки планеты, которая распалась или взорвалась. Но общая масса пояса настолько мала, что возникает предположение: астероиды не погибшая планета, а планета не рожденная. В настоящее время известно 700 тысяч астероидов. По оценке ученых их количество может достигать 1,7 млн. Крупных астероидов около 200. Крупнейшие из них: Церера, Веста, Паллада, Гигея.

Газовые гиганты в нашей солнечной планете представлены четырьмя самыми удаленными от Солнца космическими объектами:

  • Юпитер - Пятая планета от Солнца;

  • Сатурн - Шестая планета от Солнца;

  • Уран - Седьмая планета от Солнца;

  • Нептун - Восьмая планета от Солнца;

Планеты данного типа имеют огромные размеры и состоят из водорода и гелия. Юпитер, к примеру, больше земли в тысячу раз. Плотность газовых гигантов относительно низкая, а скорость вращения чрезвычайно велика. Все четыре планеты имеют множество спутников, а также кольца астероидов вокруг себя. Данная особенность объясняется тем, что газовые гиганты обладают мощным гравитационным полем, способным притянуть большее количество космических объектов, чем слабые гравитационные поля планет земной группы.



Газовые гиганты







Сатурн Юпитер Уран Нептун

Юпитер – пятая планета от Солнца. Юпитер получил свое название в честь верховного бога неба и солнца. Имеет цветастую атмосферу. Самая большая планета по объему. Он превосходит Землю в объеме в 1320 раз. Температура минус 140 градусов Цельсия. Атмосфера состоит в основном из водорода (96%) и гелия (3%). Юпитер имеет сильное магнитное поле (оно в 15 раз мощнее земного).У Юпитера на сегодняшний день известно 67 спутников. Четыре из них открыл итальянский ученый Галилео Галилей. Это – Ганимед, Каллисто, Ио и Европа. Этим четырем спутникам присвоено название Галилеевые. Они самые большие спутники Юпитера.

Сатурн - шестая планета от Солнца. Вторая по величине планета Солнечной системы. Ее диаметр в 10 раз больше диаметра Земли. Атмосфера в основном состоит из водорода(96%) и гелия(3%). Сатурн опоясан системой широких колец, состоящих из обломков льда и камней. В зависимости от положения планеты к наблюдателю, кольца либо видны, то исчезают из виду.

У Сатурна 62 известных спутника. Самый крупный из них – Титан. Единственный спутник планет газовых гигантов, на который садился исследовательский зон. По величине он второй в Солнечной системе. Титан превосходит по размерам Меркурий.

Уран – седьмая планета от Солнца, расположенная в 19 раз дальше Земли. Названа в честь греческого бога неба УранаТемпература поверхности отминус 214 до минус 205 градусов Цельсия. Состав атмосферы: водород (83%), гелий (15%), также метан, этан. У планеты 27 спутников..

Нептун - восьмая, самая далекая от Солнца планета. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна – минус 223 – минус 220 градусов. Атмосфера, аналогична атмосфере Урана – водород, гелий, метан, этан. У Плутона известно 14 спутников. Крупнейший спутник – Тритон.

Плутон и карликовые планеты.

Плутон - считался девятой планетой Солнечной системы с момента открытия в 1930 году до 2006 года. Сверх холодный шар из обледенелой породы, очень маленький – гораздо меньше Луны. Его диаметр всего 2300 км.

Плутон настолько удален от Солнца, что оно здесь кажется далекой яркой звездой.

Итак, мы познакомились со строением Солнечной системы. Узнали, какие небесные тела движутся вокруг Солнца, что такое звезды и планеты, что такое спутники, кометы, астероиды и метеоры. Познакомились с каждой планетой Солнечной системы.

Используя полученные знания, можно сделать макет Солнечной системы, чтобы нагляднее представлять ее строение, лучше запомнить название и порядок расположения планет. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Раздел 2. Создание модели Солнечной системы

Этапы работы:

Планеты изготовлены из пенопласта, обклеены бумагой и раскрашены. Их изготовляли, соблюдая примерные пропорции в размерах планет и их окраску.

Солнце изготовлено из пенопласта, которые мы покрасили желтым цветом.

Модель Солнечной системы готова. На модели можно увидеть в каком порядке расположены планеты относительно Солнца.

Заключение.

В ходе подготовки этой работы я узнал, как менялись представления о строении Солнечной системы с давних времен до нашего времени, какие ученые внесли вклад в изучение строения Солнечной системы, что такое геоцентрическая и гелиоцентрическая система Мира. Узнал, что Солнечная система входит в состав галактики Млечный путь, и таких систем в нашей галактике может быть несколько.

Эта работа помогла нам сделать следующие выводы:

  1. Известно, что в состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

  2. Все планеты движутся против часовой стрелки и все кроме Венеры и Урана вращаются в том же направлении вокруг собственной оси.

  3. Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси.

  4. Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности.

  5. Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь.

  6. Возможно, что жизнь также существует и на Марсе, либо существовала там в прошлом.

  7. Предпосылки к жизни на других планетах не обнаружены, что позволяет сделать вывод о том, что жизнь на них не существует.

  8. Результатом моей работы стало изготовление макета солнечной системы.

Полученные знания пригодятся не только для того, чтобы удовлетворить мой интерес к Космосу, они пригодятся мне и в начальной школе на уроках по окружающему миру, и в средней школе на уроках физики, математики, географии, и в старшей школе на уроках астрономии.

И еще я понял, что наша Земля, такая маленькая в безграничном Космосе, и нам всем вместе надо ее беречь для себя и для будущих ее обитателей!

Список литературы.

  1. «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника» - Махаон, 2014. – 504 с.

  2. «Вселенная» серия « Жизнь планеты» Николсон Ян. – ООО « РОСМЭН- ИЗДАТ», 1999г.
    3. «Вселенная»: Научно – популярное издание для детей/ Гальперштейн Л.Я - М: ООО « Издательство « Росмэн- Пресс», 2002г

4.«Детская энциклопедия космоса». Автор Фарндон Дж. – Эксмо, 2011. – 144 с.

5.Детская энциклопедия «Астрономия и космос». Издательство «РОСМЭН» Москва 2010г.

7.«Солнечная система. Путеводитель по ближним и дальним окрестностям нашей планеты», автор МаркусЧаун, пер. с англ. Н.Охотина. – М.:АСТ: CORPUS, 2014. – 224 с.

8.Интернет-источники:

  • http://www.egomel.com/photo/thumbnails.php?album=toprated&cat=0&page=334

  • http://www.sunhome.ru/tags/планета+уран

  • http://www.ng.ru/historyday/2009-03-11/16_dates.html

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Neptune.jpg

  • http://volna56.narod.ru/planeta.htm






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!