СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Совместная детско-родительская деятельность как компонент комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта.

Выстроить подлинное доверие и партнёрство в работе с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества специалистов и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Совместная детско-родительская деятельность как компонент комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»»

Проект «Совместная детско-родительская деятельность как компонент комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Сланцевский психолого-педагогический центр» МУДО «СППЦ»

Учитель-дефектолог Адуевская Юлия Павловна


Участники проекта: дети, посещающие занятия в консультативной группе МУДО«СППЦ», родители, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог - психолог

По времени проведения: долгосрочный

Обоснование проекта.

За последние десятилетия в Российском образовании сложилась особая система, оказывающая помощь и поддержку детям и родителям в процессе воспитания, обучения и развития – психолого-педагогическое сопровождение. В структуре этой системы существуют психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные психолого-педагогические консилиумы, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.

Это связано с тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в развитии.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей. Среди задач, решаемых службами сопровождения - развитие психолого-педагогической компетентности родителей.

В работе специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (учителя - дефектолога учителя-логопеда, педагога-психолога) установление партнерских отношений с родителями является условием успешности.

Совместная детско-родительская деятельность является одной из нетрадиционных форм организации взаимодействия с семьями воспитанников. Организация этой деятельности предусматривает максимальную активность не только детей, но и их родителей, других близких родственников. Немаловажно, что она направлена не только на развитие детей, обобщение приобретенных ими знаний, но также способствуют формированию критичного отношения к своему ребенку, ряда педагогических компетенций у родителей.

Участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания развитию ребенка. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива, направленная на организацию совместной деятельности родителей и детей, и осознанная заинтересованность родителей значительно повысят результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за неуспехи ребенка на специалистов не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, педагогами и родителями, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Отсюда тема проекта: «Совместная детско-родительская деятельность как компонент комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Проблема - многие родители имеют крайне недостаточную информацию о том, как и чему учить ребенка, как управлять его поведением, большинство из них переоценивают или недооценивают степень задержки развития ребенка. Взаимоотношения с педагогами носят формальный характер.

Гипотеза проекта - работа по организации совместной деятельности родителя и ребенка будет способствовать активному включению родителей в коррекционный процесс, при следующих условиях:

  • целенаправленность, систематичность, планомерность, использование разнообразных форм работы;

  • индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;

  • привлечение внимания родителей к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые решаются в работе с детьми;

  • эмоционально- благоприятные, доверительные отношения между родителями и педагогами

Цель проекта.

выстроить подлинное доверие и партнёрство в работе с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества специалистов и родителей.

Задачи проекта

  1. Изучить особенности педагогической наблюдательности и компетентности родителей, воспитывающих детей с различными нарушениями.

  2. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей и их детей.

  3. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях консультативной группы МУДО «СППЦ».

  4. Формировать у родителей компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.

  5. Гармонизировать детско-родительские отношения.

  6. Систематизировать практический материал, для использования педагогами и родителями в коррекционной работе с детьми.

  7. Пополнять практический, дидактический и наглядно-информационный материал для родителей, направленный на всестороннее развитие детей.
    Методы проекта.

  1. Совместные детско-родительские занятия;

  2. Праздники, конкурсы и другие мероприятия с привлечением родителей;

  3. Специальные задания;

  4. Мониторинговые процедуры

Принципы проекта.

  • научность;

  • индивидуальный подход к каждой семье;

  • гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции; преемственность согласованных действий;

  • открытость отношений;

  • поэтапность  реализации задач сотрудничества;

  • эффективность выбранных форм сотрудничества;

  • обратная связь.


Обеспечение проектной деятельности.

Методическое:

  1. Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д.Соколова. Диагностика – развитие – коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой 2012

  2. М.Питерси, Р.Трилор. Маленькие ступеньки. Институт Общегуманитарных Исследований. Москва 2001

  3. О.В.Закревская. Развивайся, малыш. Москва 2010.

  4. Игра и игрушка. Под ред.Л.Б.Баряевой. Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой 2011

  5. Л.Б.Баряева, Л.В.Лопатина. Учим детей общаться. Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой 2011

Дидактическое:

  1. Перспективный план

  2. Конспекты занятий

  3. Конспекты мероприятий

  4. Консультации для родителей

Ожидаемый результат

  • Решение проблемы различия в позициях педагогов и родителей по преодолению различных нарушений детей.

  • Снижение уровня отстраненности родителей от работы по исправлению нарушений у детей

  • Преодоление родителями возникающих определенных трудностей в организации взаимодействия со своим ребенком.

  • Повышение уровня эффективности совместной работы педагога и родителя

  • Преодоление психологических барьеров между всеми субъектами взаимодействия: педагог-ребёнок, родитель-ребёнок, педагог-родитель.

Содержание проектной деятельности.

Этапы проекта:

 1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов работы, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й этап — практический: выполнение поставленных задач

3-й этап — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.

I этап. Сентябрь.

1. Сбор анамнестических сведений.

2. Знакомство с межличностными отношениями в семье.

3. Выявление уровня осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

4. Диагностика уровня развития детей.

5. Разработка перспективного плана мероприятий.

6. Раз работка цикла конспектов совместных занятий ребенка с родителем.

II этап. Октябрь-май.

1. Проведение совместных занятий ребенок – родитель – педагог.

2. Создание клуба для родителей с целью проведения встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных праздников.

3. Организация целенаправленной просветительской и консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, развития и коррекции детей.

4. Организация различных консультаций для родителей с приглашением специалистов: врач-психиатр, юрист, социальный педагог.

5. Проведение смотра-конкурса «Новогодняя мозайка» с участием детей и родителей.

6. Проведение Новогоднего праздника.

7. Выпуск тематических стенгазет.

8. Круглый стол для родителей в рамках городского Дня здоровья «Сохраним здоровье детей»

8. Проведение праздника «Мамочка моя»

9. Оформление выставки творческих работ «Моя мама – рукодельница»

10. Проведение праздника для будущих первоклассников «Здравствуй, школа»

III этап. Май.

1. Проведение повторной диагностики межличностных взаимоотношений с целью определения динамики и результативности взаимодействия специалистов с родителями по психолого - педагогическому сопровождению.

2. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей.

3. Осуществление совместного анализа полученных результатов с родителями, рефлексия

Результатом реализации проекта стало:

  • Выработка единой позиции педагогов и родителей по преодолению различных нарушений детей.

  • Повышение мотивация родителей на совместное преодоление нарушений развития у детей.

  • Повышение уровня гармонизации детско-родительских отношений.

  • Создание единого коррекционного пространства развития ребенка при тесном сотрудничестве специалистов и родителей.


Продукт проектной деятельности:

1.Комплексная диагностика развития детей.

2.Перспективный план проектной деятельности

3. Картотека дидактических материалов

4. Конспекты занятий

5. Анкеты для родителей

6. Консультации для родителей

7. Положение о конкурсе «Новогодняя мозайка»

8. Сценарий новогоднего праздника

9. Конспект праздника «Мамочка моя»

10. Конспект круглого стола «Сохраним здоровье детей»

11.Конспект праздника «Здравствуй, школа»


План мероприятий.

№/п

Мероприятия

Срок реализации

Ответственный

1

Сбор анамнестических сведений

сентябрь

педагоги

2

Анкетирование родителей «Межличностные отношения в семье»

сентябрь

Педагог-психолог


3

Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

сентябрь

Учитель-дефектолог

4

Диагностика развития детей

1-2 неделя сентября

Педагоги

5

Разработка конспектов и проведение совместных занятий

В течение года

Педагоги

6

Заседание родительского клуба «Особенности совместной коррекционной работы с детьми»

3 неделя сентября

Учитель-дефектолог

7

Организация работы информационной корзины «Шкатулка вопросов»

В течение года

Учитель-дефектолог

педагог-психолог

8

Консультация для родителей «Психическое развитие ребенка»

октябрь

Врач-психиатр

9

Заседание родительского клуба «О подготовке к конкурсу совместных работ «Новогодняя мозаика»

октябрь

Учитель-дефектолог

педагог-психолог

10

Семинар-практикум для родителей «Использование бытовых предметов и бросового материала в играх с детьми»

ноябрь

Учитель-дефектолог


11

Конкурс «Новогодняя мозайка»

Ноябрь-декабрь

Учитель-дефектолог

педагог-психолог

12

Новогодний праздник

19 декабря

Учитель-дефектолог

.,педагог-психолог

13

Консультация для родителей «Приемы формирования звукослоговой структуры слова в домашних условиях»

январь

Учитель-логопед.

14

Заседание родительского клуба «О подготовке праздника «Мамочка моя»

февраль

Учитель-дефектолог

АдуевскаяЮ.П

15

Оформление выставки творческих работ «Моя мама - рукодельница»

Конец февраля

Учитель-дефектолог

педагог-психолог

16

Праздник «Мамочка моя»

Первая неделя марта

Учитель-дефектолог


17

Семинар-практикум для родителей «Детские страхи»

март

педагог-психолог

18

Оформление стенгазет ко Дню Победы

Первая неделя марта

Родители, учитель-дефектолог, педагог-психолог

19

Консультация для родителей будущих первоклассников «Психологическая готовность к школьному обучению»

март

Учитель-дефектолог, педагог-психолог

20

Выпуск стенгазет на тему «Мы – здоровая семья»

апрель

Учитель-дефектолог, педагог-психолог

21

Круглый стол для родителей «Сохраним здоровье детей»

23 апреля

Учитель-дефектолог, педагог-психолог

22

Консультация для родителей «Права и обязанности участников педагогического процесса»

май

Учитель-дефектолог, педагог-психолог

23

Анкетирование родителей. Определение результативности взаимодействия.

Май

Учитель-дефектолог, педагог-психолог

24

Итоговая диагностика знаний, умений и навыков детей.

Май

Учитель-дефектолог, педагог-психолог

25

Заседание родительского клуба «Подведение итогов работы». Анкета обратной связи.

май

Учитель-дефектолог, педагог-психолог