Проект «Совместная детско-родительская деятельность как компонент комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Сланцевский психолого-педагогический центр» МУДО «СППЦ»
Учитель-дефектолог Адуевская Юлия Павловна
Участники проекта: дети, посещающие занятия в консультативной группе МУДО«СППЦ», родители, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог - психолог
По времени проведения: долгосрочный
Обоснование проекта.
За последние десятилетия в Российском образовании сложилась особая система, оказывающая помощь и поддержку детям и родителям в процессе воспитания, обучения и развития – психолого-педагогическое сопровождение. В структуре этой системы существуют психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные психолого-педагогические консилиумы, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.
Это связано с тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в развитии.
Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей. Среди задач, решаемых службами сопровождения - развитие психолого-педагогической компетентности родителей.
В работе специалистов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (учителя - дефектолога учителя-логопеда, педагога-психолога) установление партнерских отношений с родителями является условием успешности.
Совместная детско-родительская деятельность является одной из нетрадиционных форм организации взаимодействия с семьями воспитанников. Организация этой деятельности предусматривает максимальную активность не только детей, но и их родителей, других близких родственников. Немаловажно, что она направлена не только на развитие детей, обобщение приобретенных ими знаний, но также способствуют формированию критичного отношения к своему ребенку, ряда педагогических компетенций у родителей.
Участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания развитию ребенка. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива, направленная на организацию совместной деятельности родителей и детей, и осознанная заинтересованность родителей значительно повысят результативность обучения. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за неуспехи ребенка на специалистов не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, педагогами и родителями, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Отсюда тема проекта: «Совместная детско-родительская деятельность как компонент комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема - многие родители имеют крайне недостаточную информацию о том, как и чему учить ребенка, как управлять его поведением, большинство из них переоценивают или недооценивают степень задержки развития ребенка. Взаимоотношения с педагогами носят формальный характер.
Гипотеза проекта - работа по организации совместной деятельности родителя и ребенка будет способствовать активному включению родителей в коррекционный процесс, при следующих условиях:
целенаправленность, систематичность, планомерность, использование разнообразных форм работы;
индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;
привлечение внимания родителей к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые решаются в работе с детьми;
эмоционально- благоприятные, доверительные отношения между родителями и педагогами
Цель проекта.
выстроить подлинное доверие и партнёрство в работе с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества специалистов и родителей.
Задачи проекта
Изучить особенности педагогической наблюдательности и компетентности родителей, воспитывающих детей с различными нарушениями.
Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей и их детей.
Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях консультативной группы МУДО «СППЦ».
Формировать у родителей компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.
Гармонизировать детско-родительские отношения.
Систематизировать практический материал, для использования педагогами и родителями в коррекционной работе с детьми.
Пополнять практический, дидактический и наглядно-информационный материал для родителей, направленный на всестороннее развитие детей.
Методы проекта.
Совместные детско-родительские занятия;
Праздники, конкурсы и другие мероприятия с привлечением родителей;
Специальные задания;
Мониторинговые процедуры
Принципы проекта.
научность;
индивидуальный подход к каждой семье;
гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции; преемственность согласованных действий;
открытость отношений;
поэтапность реализации задач сотрудничества;
эффективность выбранных форм сотрудничества;
обратная связь.
Обеспечение проектной деятельности.
Методическое:
Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д.Соколова. Диагностика – развитие – коррекция. Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой 2012
М.Питерси, Р.Трилор. Маленькие ступеньки. Институт Общегуманитарных Исследований. Москва 2001
О.В.Закревская. Развивайся, малыш. Москва 2010.
Игра и игрушка. Под ред.Л.Б.Баряевой. Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой 2011
Л.Б.Баряева, Л.В.Лопатина. Учим детей общаться. Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б.Баряевой 2011
Дидактическое:
Перспективный план
Конспекты занятий
Конспекты мероприятий
Консультации для родителей
Ожидаемый результат
Решение проблемы различия в позициях педагогов и родителей по преодолению различных нарушений детей.
Снижение уровня отстраненности родителей от работы по исправлению нарушений у детей
Преодоление родителями возникающих определенных трудностей в организации взаимодействия со своим ребенком.
Повышение уровня эффективности совместной работы педагога и родителя
Преодоление психологических барьеров между всеми субъектами взаимодействия: педагог-ребёнок, родитель-ребёнок, педагог-родитель.
Содержание проектной деятельности.
Этапы проекта:
1-й этап — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов работы, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й этап — практический: выполнение поставленных задач
3-й этап — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
I этап. Сентябрь.
1. Сбор анамнестических сведений.
2. Знакомство с межличностными отношениями в семье.
3. Выявление уровня осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
4. Диагностика уровня развития детей.
5. Разработка перспективного плана мероприятий.
6. Раз работка цикла конспектов совместных занятий ребенка с родителем.
II этап. Октябрь-май.
1. Проведение совместных занятий ребенок – родитель – педагог.
2. Создание клуба для родителей с целью проведения встреч, диспутов, тренингов, бесед, совместных праздников.
3. Организация целенаправленной просветительской и консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, развития и коррекции детей.
4. Организация различных консультаций для родителей с приглашением специалистов: врач-психиатр, юрист, социальный педагог.
5. Проведение смотра-конкурса «Новогодняя мозайка» с участием детей и родителей.
6. Проведение Новогоднего праздника.
7. Выпуск тематических стенгазет.
8. Круглый стол для родителей в рамках городского Дня здоровья «Сохраним здоровье детей»
8. Проведение праздника «Мамочка моя»
9. Оформление выставки творческих работ «Моя мама – рукодельница»
10. Проведение праздника для будущих первоклассников «Здравствуй, школа»
III этап. Май.
1. Проведение повторной диагностики межличностных взаимоотношений с целью определения динамики и результативности взаимодействия специалистов с родителями по психолого - педагогическому сопровождению.
2. Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей.
3. Осуществление совместного анализа полученных результатов с родителями, рефлексия
Результатом реализации проекта стало:
Выработка единой позиции педагогов и родителей по преодолению различных нарушений детей.
Повышение мотивация родителей на совместное преодоление нарушений развития у детей.
Повышение уровня гармонизации детско-родительских отношений.
Создание единого коррекционного пространства развития ребенка при тесном сотрудничестве специалистов и родителей.
Продукт проектной деятельности:
1.Комплексная диагностика развития детей.
2.Перспективный план проектной деятельности
3. Картотека дидактических материалов
4. Конспекты занятий
5. Анкеты для родителей
6. Консультации для родителей
7. Положение о конкурсе «Новогодняя мозайка»
8. Сценарий новогоднего праздника
9. Конспект праздника «Мамочка моя»
10. Конспект круглого стола «Сохраним здоровье детей»
11.Конспект праздника «Здравствуй, школа»
План мероприятий.
№/п | Мероприятия | Срок реализации | Ответственный |
1 | Сбор анамнестических сведений | сентябрь | педагоги |
2 | Анкетирование родителей «Межличностные отношения в семье» | сентябрь | Педагог-психолог |
3 | Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» | сентябрь | Учитель-дефектолог |
4 | Диагностика развития детей | 1-2 неделя сентября | Педагоги |
5 | Разработка конспектов и проведение совместных занятий | В течение года | Педагоги |
6 | Заседание родительского клуба «Особенности совместной коррекционной работы с детьми» | 3 неделя сентября | Учитель-дефектолог |
7 | Организация работы информационной корзины «Шкатулка вопросов» | В течение года | Учитель-дефектолог педагог-психолог |
8 | Консультация для родителей «Психическое развитие ребенка» | октябрь | Врач-психиатр |
9 | Заседание родительского клуба «О подготовке к конкурсу совместных работ «Новогодняя мозаика» | октябрь | Учитель-дефектолог педагог-психолог |
10 | Семинар-практикум для родителей «Использование бытовых предметов и бросового материала в играх с детьми» | ноябрь | Учитель-дефектолог |
11 | Конкурс «Новогодняя мозайка» | Ноябрь-декабрь | Учитель-дефектолог педагог-психолог |
12 | Новогодний праздник | 19 декабря | Учитель-дефектолог .,педагог-психолог |
13 | Консультация для родителей «Приемы формирования звукослоговой структуры слова в домашних условиях» | январь | Учитель-логопед. |
14 | Заседание родительского клуба «О подготовке праздника «Мамочка моя» | февраль | Учитель-дефектолог АдуевскаяЮ.П |
15 | Оформление выставки творческих работ «Моя мама - рукодельница» | Конец февраля | Учитель-дефектолог педагог-психолог |
16 | Праздник «Мамочка моя» | Первая неделя марта | Учитель-дефектолог |
17 | Семинар-практикум для родителей «Детские страхи» | март | педагог-психолог |
18 | Оформление стенгазет ко Дню Победы | Первая неделя марта | Родители, учитель-дефектолог, педагог-психолог |
19 | Консультация для родителей будущих первоклассников «Психологическая готовность к школьному обучению» | март | Учитель-дефектолог, педагог-психолог |
20 | Выпуск стенгазет на тему «Мы – здоровая семья» | апрель | Учитель-дефектолог, педагог-психолог |
21 | Круглый стол для родителей «Сохраним здоровье детей» | 23 апреля | Учитель-дефектолог, педагог-психолог |
22 | Консультация для родителей «Права и обязанности участников педагогического процесса» | май | Учитель-дефектолог, педагог-психолог |
23 | Анкетирование родителей. Определение результативности взаимодействия. | Май | Учитель-дефектолог, педагог-психолог |
24 | Итоговая диагностика знаний, умений и навыков детей. | Май | Учитель-дефектолог, педагог-психолог |
25 | Заседание родительского клуба «Подведение итогов работы». Анкета обратной связи. | май | Учитель-дефектолог, педагог-психолог |