XIV Всероссийский конкурс исследовательских работ, рефератов и проектов «Изучаем и исследуем»
Номинация: «Мой выбор»
Создание тактильной карты Челябинской области
для ученицы 5 «Б» класса Михеевой Варвары
Автор проекта:
Яушева Юлия, обучающаяся 7 «А» класса
Руководитель: учитель
географии Хамитова И.В.
г. Троицк Челябинской области, 2025 год
Содержание
Введение 3 Теоретическая часть Актуальность тактильных карт в современном мире 4 Принципы составления и основные требования тактильным картам 5 Практическая часть Экономическая оценка материалов проекта 7 Технологическая карта выполнения проекта 8 2.3. Тексты голосового сопровождения к тактильной карте Челябинской области при характеристике некоторых городов 9 Заключение 11 Источники информации 12 Приложения 13 | |
| |
| |
Введение
Мы с семьёй много ездим, изучаем природу и города нашей области. Поэтому я решила, что тема проекта будет связана с Челябинской областью. Нужно было придумать продукт проекта, чтобы он был полезен и практичен. После беседы с руководителем проекта и встречи с Михеевой Варварой, ученицей 5 «Б» класса, у которой нарушено зрение, я решила осуществить мечту Варвары (Приложение 1).
Цель: создание тактильной карты Челябинской области, чтобы через осязание Варвара поняла, где она живёт. Таких карт в нашем городе в свободной продаже нет. В школе тоже нет карты Челябинской области для незрячих учеников, поэтому карта области для Варвары будет продуктом проекта. Объект - дидактические пособия. Предмет: тактильные карты для слепых и слабовидящих обучающихся.
Чтобы разработать и создать карту необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу о создании тактильных пособий для слабовидящих и слепых детей.
Разработать идею создания тактильной карты.
Продумать материал для изготовления карты.
Составить технологическую карту изготовления пособия.
Изготовить тактильную карту.
Этапы работы соответствуют задачам.
Теоретическая часть
Актуальность тактильных карт в современном мире
На сегодняшний день во всем мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей и 124 миллионов человек с плохим зрением. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту – ребенок. Менее чем через 10 лет число незрячих жителей Земли составит 75 миллионов человек. Поэтому создание тактильных карт актуальная тема.
С помощью тактильных карт идёт познание слепыми и плохо видящими людьми окружающего мира. На сегодняшний день картографической продукции данного вида крайне мало, так как весь процесс их создания сложен и дорогостоящ. В Башкирском государственном университете в Уфе кандидаты педагогических наук, доценты кафедры геодезии картографии и географических информационных систем Бакиева Эльвира Валерьевна и Хизбуллина Резеда Зиязетдиновна, а также Вильданов Ильдар Радикович, старший преподаватель этой кафедры серьёзно занимаются этой проблемой.
В их работе «Принципы составления и возможности использования тактильных карт в преподавании географии» рассмотрены несколько наиболее оптимальных видов печати тактильных карт с показом конкретных примеров. Эти карты могут служить как для учебных учреждений, так и как справочное пособие для взрослых [2].
Тактильные карты на сегодня очень востребованы, требуют особого внимания, так как любой человек должен изучать мир, узнавать что-то новое, и потеря зрения не должна стать барьером.
Принципы составления и основные требования
к тактильным картам
Главным средством наглядности на уроках географии со слабовидящими и слепыми учениками являются рельефные географические карты, книги с шрифтом Брайля и встроенными картами, а также книги с рельефом животных (Приложение 2). Создать собственную карту вполне возможно без больших затрат средств и времени.
В беседе с учителем нашей школы, специалистом по работе с детьми с нарушением зрения, мы узнали, что учащиеся, при правильном обучении работе с картой, легко её усваивают, если она изготовлена по образцу карт для зрячих детей. Из её опыта и опыта учителя труда, мы выяснили какие могут быть варианты карт и их недостатки.
Могут быть простроченные карты. На этих картах можно изобразить границы государств, республик, горы, реки, города и невозможно изображение океанов, морей, озер. Основной недостаток простроченных карт заключается в том, что рельеф, выполненный нитками, даже разными, трудно различается на осязание и не дает четкого представления формы.
Могут быть карты, изготовленные из наждачной бумаги. Схематичность этих карт и неприятный на осязание материал затрудняют работу с ними.
Могут быть карты с рельефом, нанесенным при помощи песка. Такой рельеф так же раздражает осязание, как резкие цвета зрение. Ввиду этого с такими картами, дети работают неохотно.
Могут быть сделаны в виде аппликации из ткани, дерева, бумаги.
Главным требованиями должны быть:
безопасность - избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ученик может взять в рот;
относительная прочность основы;
небольшой формат, чтобы ребенок мысленно мог охватить всю карту;
нетяжелой;
материал должен быть мягкими, приятными на ощупь без резкой шероховатости;
должно быть небольшое количество объектов, чтобы ребенок мог сконцентрировать внимание на главном;
но и упрощать карты нельзя, они становятся неинтересными;
цвета в изображении объектов должны соответствовать настоящим, не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза;
чёткий контраст фона и предмета на ощупь и по цвету;
весь используемый материал должен быть плоским, не круглым, даже пуговицы;
объекты сопровождаются брайлевским текстом, иногда и крупнопечатным;
можно задействовать помимо осязания слух.
Плохо, что карты ручной работы недолговечны [3].
Практическая часть
Экономическая оценка материалов проекта
Изучив данный материал по созданию тактильных пособий для детей с нарушением зрения, я перешла к созданию тактильной географической карты Челябинской области. Карта должна быть безопасной, прочной, полезной, не очень дорогой. Какого-либо специального инструмента не требуется.
В магазине «Глобус» по улице Советской мы приобрели фетр жёлтый на контур области за 179 рублей, бумагу для пастели коричневого цвета размером 500/650 см для фона карты за 180 рублей, клей момент «Кристалл» за 130 рублей. Итого мой расход 504 рубля. Кроме этого нам пригодились остатки разных материалов из домашних запасов, которые мы использовали вторично: картон для основы карты; пуговицы разных размеров для отображения городов, посёлков, самой высокой точки Челябинской области; синяя вязальная нить для изображения рек; металлическая проволока для изображения дорог области и мохнатая проволока зелёного цвета для изображения горных хребтов, покрытых лесом; пайетки для указания озёр области; клейкая бумага жёлтого цвета для очертания границ карты и обработки краёв картона. Чтобы удобнее было делать контур Челябинской области нужен полиэтиленовый пакет, фломастер, использованный ватман.
Из инструментов нужны ножницы, пистолет для клея.
Моя работа оказалась мало затратной по сравнению со стоимостью таких пособий в продаже.
Технологическая карта выполнения проекта
Начинать любую работу нужно с повторения правила охраны труда. Свет должен быть над рабочим столом ярким, но не слепить. За столом нужно сидеть чуть наклонившись. Рабочий стол лучше покрыть скатертью, чтобы не запачкать клеем. Непрерывная работа с мелкими предметами не должна превышать 20-25 мин. Соблюдать правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
После всех приготовлений и выполненной теоретической части переходим к изготовлению карты Челябинской области. Полная технологическая карта приведена в таблице 1 (Приложения 3).
Методом наложения на настенную карту Челябинской области в кабинете географии мы нанесли фломастером её границы, главные хребты, озёра, города на полиэтиленовый пакет – это основа для бумажного трафарета. Вырезав из использованного ватмана шаблон Челябинской области, перенесли его на жёлтый фетр. Такой цвет выбран был не случайно, слабовидящие люди именно этот цвет различают лучше всего. Мы решили, что из фетра можно сделать две ступени рельефа Челябинской области – равнины и плоскогорья, для этого ещё половину области вырезали по трафарету и наложили на уже имеющийся. Простым карандашом на контуре области мы нанесли границы хребтов, озёр, рек, места расположения городов, высочайшую точку области. Оставалось приклеить из разного материала, выбранные нами географические объекты в следующей последовательности: горы, озёра, реки, города, дороги (Приложение 4).
Чтобы карта была проста в использовании, мы подписали не все географические объекты. Избыток информации затрудняет усвоение материала. Так как я не знакома со шрифтом Брайля, то помочь сделать надписи на карте мы попросили Мешкову Александру, ученицу 12 класса (Приложение 5).
Тексты голосового сопровождения к тактильной карте
Челябинской области при характеристике некоторых городов
Как мы выяснили в ходе работы над теоретической частью, карты могут сопровождаться звуковыми записями, которые дополняют информацию для слабовидящих и слепых учеников. Из семейных поездок мне запомнились три города Челябинской области - Челябинск, Южноуральск, Златоуст. О них мы запишем аудио описание с помощью карт атласа «Челябинская область» на диктофон мобильного телефона для удобства пересылки Варваре.
Город Челябинск, центр области, которая родилась 17 января 1934 года. Он входит в Уральский федеральный округ. Районы Челябинска находятся на высоте 100 - 400 метров над уровнем моря. Город находится на границе между Уралом и Сибирью, район ЧТЗ – это Сибирь, а северо- западный район - это Урал. Где Урал встречаются магматические горные породы – граниты. Средняя температура летом в Челябинске +18 градусов, максимум +40 градусов, средняя температура зимой -16 градусов, минимум -45 градусов. Преобладающий ветер юго-западный, осадков 35 или 40 см. Челябинск стоит на чернозёмных плодородных почвах. Челябинск город миллионер, в котором проживает больше 1 миллиона человек. Челябинцы пьют воду из Шершнёвского водохранилища. Через город протекает река Миасс, она самая длинная река в пределах области, её длина 384 км. Впадая в реку Исеть, бежит к Северному Ледовитому океану. Город расположен в степной зоне, за пределами города можно увидеть небольшие берёзовые леса и сосновые боры. Челябинск образован на месте крепости, а сейчас через город проходит несколько железных дорог, автомобильных, есть аэропорт имени Курчатова. Много заводов: Челябинский металлургический, электрометаллургический, электролитный, цинковый и тракторный. Они входят в 200 крупнейших предприятий России, поэтому природа нарушена.
Златоуст находится западнее Челябинска и выше относительно уровня моря – 400-600 м. Вместе с гранитами встречаются песчаники и известняки, так как раньше на месте Уральских гор плескались волны Рифейского моря. Около города проходит граница между частями света Европой и Азией, о чём свидетельствует памятная стела. Среднегодовое количество осадков 600-700 мм – это самый мокрый город, у него даже есть прозвище «мочевой пузырь области». При этом небо часто закрыто облаками, мало солнца, поэтому второе прозвище «город вечно зелёных помидор». Почва в Златоусте горная серая лесная и горная дерново-подзолистая, на которой растут темнохвойные еловые и пихтово-еловые таёжные леса с рысями и глухарями. В Златоусте проживает 160 тысяч человек. Через Златоуст проходит ветка Самаро-Златоустовской железной дороги – это первая железная дорога нашей области, сейчас она часть Транссиба. Из промышленности в Златоусте есть: приборостроение, оборонное производство, машиностроение. Заводы берут воду из реки Ай, что в переводе с тюркского языка означает «лунная». Территория возле города очень красивая, благоприятная для туризма и спорта.
Город Южноуральск находится южнее Челябинска и севернее Троицка. Высота рельефа 100-200 м относительно уровня моря. Он стоит в основном на песках и глине. Средне годовое количество осадков 350-400 мм. Почвы чернозёмные с луговой растительностью, частично используемые под поля. Через город протекает река Увелька, а рядом с городом множество солёных озёр – это остатки древнего моря, где количество соли может достигать 25 грамм на один литр. Большинство озёр используются в лечебных целях и имеют на своих берегах санатории и базы отдыха, тем более, что на песчаных почвах произрастают сосновые боры. Южноуральск относится к малым городам страны, в нём 37 тысяч человек. Через город проходит автомобильная трасса Троицк-Челябинск, железная дорога находится в 7 километрах, ближайшая станция «Нижнеувельская». Крупными предприятиями являются Южноуральская ГРЭС [1].
Заключение
Цель проекта выполнена. Мы создали тактильную карту Челябинской области для Варвары и всех, кто будет учиться после неё. Карта получилась безопасной, прочной, полезной, недорогой.
Чтобы её разработать и создать карту мы решили следующие задачи:
Изучили информацию о создании тактильных пособий для слабовидящих и слепых детей.
Разработали идею создания тактильной карты.
Продумали материал для изготовления карты.
Составили технологическую карту изготовления пособия.
Изготовили тактильную карту.
Проект можно продолжать и на следующий год, так как звуковое сопровождение карты ограничили тремя городами.
Источники информации
Атлас. Челябинская область. Познай свой край. – Челябинск, «АБРИС», 2010.
http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.18 Принципы составления и возможности использования тактильных карт в преподавании географии. (статистика людей с нарушением зрения в современном мире, обращение 06.11.2024).
http://urok.1sept.ru Проект "Дидактическое пособие – тактильная географическая карта Пензенской области для слабовидящих и слепых детей" (требования к тактильным географическим картам, обращение 06.11.2024).
Приложение 1
Определение темы проекта
13
Приложение 2
Знакомство с рельефно-тактильными картами
в кабинете географии нашей школы
Приложение 3
Таблица 1. Технологическая карта проекта
№ | Последовательность выполнения | Инструменты и материалы |
1 | Изучить информацию по созданию тактильных пособий для детей с нарушением зрения | Сайты по созданию тактильных книг |
2 | Рассмотреть варианты пособий и сделал выбор | Беседа с учителями школы: Ивлевой Л.В., Сайфутдиновой Г.Н. |
3 | Подготовить необходимые материалы и инструменты | Посещение магазина. Картон, бумага для пастели, ножницы, фетр, пуговицы, пайетки, проволока, нитки для вязания, клей, полиэтиленовый пакет, фломастер, использованный ватман, клейкая цветная бумага, простой карандаш, пистолет для клея |
4 | Методом наложения полиэтиленового пакета на карту Челябинской области нанести её границы, главные хребты, озёра, города – это основа для трафарета | Работа с картой Челябинской области для зрячих обучающихся |
5 | На бумаге вырезать шаблон Челябинской области, затем перенести его на фетр | Бумага, фетр |
6 | Нанести границы хребтов, озёр, рек, места расположения городов | Простой карандаш, фетр |
7 | Обозначить хребты, высочайшую точку области | Клей, мохнатая проволока, пуговица |
8 | Обозначить озёра | Клей, пайетки |
9 | Обозначить реки | Клей, нить для вязания |
10 | Пуговицами обозначить города | Клей, пуговицы |
11 | Прикрепить линии дорог (Приложение 4) | Клей, проволока |
12 | Подписать шрифтом Брайля название городов | Клей, надписи |
Приложение 4
Этапы работы над тактильной картой Челябинской области
Приложение 5
Этапы работы над тактильной картой Челябинской области (продолжение)