СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Способы защиты прав и свобод детей"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект"Способы защиты прав и свобод детей"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска














Индивидуальный проект

Тема: Способы защиты прав и свобод детей.









Выполнил

ученик 11 класса:

Володин Д. В.


Руководитель проекта:

Прудковских М. С.









Работа допущена к защите «_____» _______________ 2022 г.

Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)



Севск 2022 г



Паспорт проекта

Название проекта: Способы защиты прав и свобод детей.

Руководитель проекта: Прудковских М. С.

Автор проекта: Володин Дмитрий, ученик 11 класса

Учебная дисциплина: Обществознание

Тип проекта: Социальный

Цель работы: Поставить в известность учащихся школы о способах защиты прав и свобод детей. Рассказать как можно больше новой для них информации.

Задачи работы:

1. Изучить материалы, в которых рассказывается о способах защиты прав и свобод детей.

2. Рассказать учащимся школы о способах защиты прав и свобод детей с помощью статьи в соц. сети ВКонтакте.

3. Провести анкетирование школьников для выявления уровня их знаний по теме моего проекта.

4. Подвести итоги анкетирования в виде диаграмм

5. Размещение в соц. сети статьи с информацией по теме моего проекта


Вопрос проекта: Хорошо-ли дети учащиеся знают о способах защиты прав и свобод детей.

Краткое содержание проекта: Проект знакомит нас с основными способами защиты прав и свобод детей. На этих материалах создается статья в соц. сети ВКонтакте, которую может прочитать каждый учащийся нашей школы, или любой другой человек, который интересуется данной темой.

Результат проекта (продукт): Разработка презентации на тему: ,,Способы защиты прав и свобод детей”, и размещение статьи в соц. сети ВКонтакте.

Реализация проекта (для 6 класса): Размещение статьи по данному вопросу в соц. сети ВКонтакте.







Индивидуальный план выполнения проекта.

Таблица 1


Этапы


Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата
фактически

Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы




Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ




Процесс проектирования

Самостоятельная работа




Оформления записки, плакатов и др.




Итог

Достигнутый результат




Оформление




Защита







Введение 5

Теоретическая часть 6-11

1.1 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей 6

1.2 Нормативно-правовое регулирование 6

1.3 Защита прав и интересов ребенка 7

1.4 Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей 8-9

1.5 Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде 10

1.6 Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка 11

1.7 Профессиональная юридическая помощь 11

Практическая часть 12-13

Заключение 14

Список литературы 15

Приложение 1 16

































Введение

Детство – счастливая, завидная пора для взрослых. Для детей это время сложное, порой они сталкиваются с такими проблемами, которые не в состоянии решить без помощи взрослых. Не всегда эта помощь носит положительный результат. По мере взросления подростки порой не знают, как поступить, как защитить свои права. Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям. Они пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни, и действительно ли важно взрослым следить за правами детей? Эти вопросы интересуют, по-моему мнению, каждого человека, особенно подростков.

Актуальность Мысли о этой ситуации подвели меня к такому вопросу: «Какие способы защиты прав и свобод детей существуют?»

Цель работы: Поставить в известность учащихся школы о способах защиты прав и свобод детей. Рассказать как можно больше новой для них информации.

Задачи работы:

1. Изучить материалы, в которых рассказывается о способах защиты прав и свобод детей.

2. Рассказать учащимся школы о способах защиты прав и свобод детей.

3. Провести анкетирование школьников для выявления уровня их знаний по теме моего проекта.

4. Подвести итоги анкетирования в виде диаграмм.

Объект исследования: Учащиеся нашей школы.

Предмет исследования: Права ребёнка.











5

Теоретическая часть

1.1 Защита прав и интересов несовершеннолетних детей

Ребенок имеет права, предписанные не только национальным, но и международным законодательством.

Защищать права и интересы ребенка должны родители и государство в лице органов власти. За нарушение законных интересов ребенка предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Про то, как осуществляется порядок защиты прав и интересов ребенка читайте ниже.

1.2 Нормативно-правовое регулирование

На законодательном уровне защиту прав несовершеннолетних детей обеспечивают следующие нормативные правовые акты:

  • Конвенция о правах ребенка. Положения Конвенции устанавливают, что обеспечение прав ребенка является приоритетной задачей общества, всех государственных органов и судов. Ребенок имеет право на жизнь, на развитие своих возможностей и своего потенциала.

  • Дети не должны расти в условиях голода, рабской эксплуатации и жестокости со стороны родителей или иных взрослых людей. Конвенцией определены все важнейшие права ребенка (права на имя, на гражданство, на жизнь, знать своих родителей, воспитываться в семье и другие);

  • Конституция Российской Федерации. Главный закон государства устанавливает, что права и свободы человека (в том числе и несовершеннолетнего) являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав человека является обязанностью государства. 

  • Семейный кодекс Российской Федерации. Семейное законодательство конкретизирует права ребенка, указанные в Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации.

Ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество, жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и проживать совместно с ними, беспрепятственно общаться с родителями и иными родственниками, получать образование, получать содержание от обоих родителей. Защиту прав и законных интересов ребенка обеспечивают родители, государственные органы и суд. 6



1.3 Защита прав и интересов ребенка

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Осуществляя защиту прав ребенка, родители должны исходить исключительно из интересов своих детей.

Защищать права и интересы ребенка необходимо до достижения им возраста совершеннолетия.

Совершеннолетие, по общему правилу, наступает в возрасте 18 лет. В случае обретения полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак ребенок может достичь совершеннолетия в возрасте 16 лет. При этом признание несовершеннолетнего ребенка полностью дееспособным до возраста 18 лет производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей.

Обратите внимание: в определенных случаях ребенок вправе самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Например, при злоупотреблении родителей своими правами, ребенок может обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет самостоятельно подать исковое заявление в суд.























7

1.4 Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

  • орган опеки и попечительства;

  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

  • прокуратура;

  • органы внутренних дел;

  • суд.

Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.

Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.

В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.

Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.







8

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

  • предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;

  • обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;

  • в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;

  • иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

  • подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;

  • предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;

  • присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

  • надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;

  • пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;

  • другие направления информации.

Органы внутренних дел принимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.



9

1.5 Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;

  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;

  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.













10

1.6 Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка

Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.

Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.

За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.

1.7 Профессиональная юридическая помощь

В случае возникновения опасной ситуации для физического или психологического здоровья ребенка каждый родитель будет делать все от него зависящее, чтобы защитить его.

В стрессовой ситуации родителю бывает сложно самостоятельно грамотно составить исковое заявление или собрать необходимые документы.

Юристы по семейным спорам компании «Юридическое агентство», обладая необходимыми компетенциями и теоретическими знаниями, помогут Вам защитить права и интересы ребенка.

На очной консультации в компании Вы совместно прорабатываете правовую позицию, после чего юрист составляет исковое заявление, собирает необходимые документы и подготавливает доказательства для предъявления их в суде.

После направления искового заявления в суд, юрист может выступать как представитель по доверенности, защищая родительские права и интересы Вашего несовершеннолетнего ребенка.



11

Практическая часть

Анкета для учащихся разных возрастов

МБОУ СОШ №2

 1. Получаете ли Вы информацию о своих правах и где?

А) в семье (семейной группе)



Б) в школе



В) по телевидению, радио, в газетах



Г) в компании друзей









2.Отметьте основные имеющиеся (на Ваш взгляд) у Вас права:

А) право на жизнь Б) право на свободу слова

В) право на свободу действий

Г) право на личную неприкосновенность

Д) право на образование























12

3.Будете ли Вы настаивать на соблюдении прав человека, если при этом будут ущемлены права другого человека?

А) да Б) нет В) не знаю









4.Кто бы по - Вашему мог бы помочь в защите Ваших прав?

А) государство Б) семья В) психолог

Г) друзья Д) полиция

















Анкетирование было проведено на базе севской средней школы №2. В качестве респондентов были выбраны учащиеся школы разных возрастов. Им была представлена анкета, где они высказали свое мнение и показали уровень своих знаний и заинтересованности по данному вопросу.

После проведения тестирования, стало понятно, что ученики вполне заинтересованы данным вопросом, и достаточно хорошо знают свои права и способы их защиты.







13



Заключение

В процессе работы над проектом, я сам ознакомился с новой интересной информацией, которая помогла мне узнать больше о теме моего проекта.

В своей работе я ставил цель: выявить уровень знания о защите своих прав у учеников разных возрастов нашей школы, и дать им новую полезную информацию по данной теме. Я выбрал эту цель, потому что одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.

Необходимо рассказывать детям об их правах, о способах защиты этих прав, включая право на уважительное отношение к себе. Надо с малых лет приучать их к мысли о том, что они граждане, такие же, как и взрослые и имеют право защитить себя и своё достоинство.





































14

Список литературы:

    1. Статья из: https://la-advokat.ru/blog/zaschita-prav-nesovershennoletnih-detej/

    2. Статья из: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/01/09/kratkoe-soderzhanie-konventsii-o-pravah-rebyonka

    3. Статья из: https://www.coe.int/ru/web/compass/convention-on-the-rights-of-the-child













































































15

Приложение 1

Анкета для учащихся разных возрастов МБОУ Севская Средняя школа №2



1. Получаете ли Вы информацию о своих правах и где?

А) в семье (семейной группе)



Б) в школе



В) по телевидению, радио, в газетах



Г) в компании друзей



2. Отметьте основные имеющиеся (на Ваш взгляд) у Вас права:

А) право на жизнь Б) право на свободу слова В) право на свободу действий

Г) право на личную неприкосновенность Д) право на образование

3. Будете ли Вы настаивать на соблюдении прав человека, если при этом будут ущемлены права другого человека?

А) да Б) нет В) не знаю

4. Кто бы по - Вашему мог бы помочь в защите Ваших прав?

А) государство Б) семья В) психолог

Г) друзья Д) полиция





















16