СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Старшая комбинированная группа № 12 «Красная шапочка» «Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид проекта: творческо-информационный По содержанию: ребёнок и общество Продолжительность: долгосрочный Участники: дети детьми 5-6 лет, родители воспитанников Результат: развитие речи и творческих способностей дошкольников

 

Просмотр содержимого документа
«Проект Старшая комбинированная группа № 12 «Красная шапочка» «Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи»»

Проект

Старшая комбинированная группа № 12 «Красная шапочка»

«Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Вид проекта: творческо-информационный

По содержанию: ребёнок и общество

Продолжительность: долгосрочный

Участники: дети детьми 5-6 лет, родители воспитанников

Результат: развитие речи и творческих способностей дошкольников

Актуальность

Актуальность проекта заключается в том, что современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. Технологию кроссенс можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию. Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.

Цель проекта:

Развитие мыслительной деятельности и коррекция речевых нарушений у детей с ОНР.

Задачи:

- коррекция и развитие фонетико-фонематических процессов, фонематического восприятия;

- развитие графомоторых умений, мелкой моторики пальцев рук;

- развитие зрительно-пространственных представлений;

- коррекция лексико-грамматического строя речи;

- развитие диалоговой формы связной речи у детей с ОНР;

- развитие интерактивности детей;

-повышение заинтересованности родителей в участии образовательного и воспитательного процесса в ДОУ;

-повышение продуктивности взаимоотношений ребенок-родитель, родитель- педагог, родитель-родитель;

- создание современного дидактического материала для проведения НОД.

Новизна: Новизна заключается в том, что метод кроссенса впервые применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Так что же такое кроссенс? Этот метод разработан Сергеем Фединым -писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко -доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Авторами утверждалось, что при решении кроссенса развиваются все аспекты мышления -память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления. Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов». Основная цель создания кроссенса –это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение, которого связано с предыдущим и последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в центре таблицы пустой квадрат. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-4, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. Но это более сложный вариант, для первоначальной работы с детьми берем более легкие цепочки. Решить кроссенс –это разгадать символ, который должен быть в этом квадрате.

Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Педагог может создавать разно уровневые обучающие задачи, что дает возможность продвигаться от одного уровня к другому, более сложному.

Технологию «Кроссенс» необходимо адаптировать для детей старшего дошкольного возраста. Проблема использования технологии состоит в том, что у ребенка 5-7 лет практически нет ассоциативных связей, познавательные процессы находятся в стадии формирования и развития. Адаптацию развивающей технологии для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям:

-определение темы: педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей.

-сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, дошкольникам трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;

-направление решения кроссенса: кроссенс можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).


Алгоритм создания кроссенса для дошкольников:

1. Определение тематики, общей идеи.

2. Выделение элементов, имеющих отношение к идее, теме.

3.Нахождение связей между элементами, определениепоследовательности.

4. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.

5. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.

6. Построение ассоциативной связи между образами элементов.

При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие параметры:

1.конкретность образов -чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;

2. всеобщность -чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;

3. полнота решения —все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;

4. краткость —нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее короткий ассоциативный ряд;

5. красота решения —тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.

Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми:

-на стадии определения темы образовательной деятельности;

-для определения и постановки проблемы;

-для закрепления материала;

-как способ организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений);

-как творческая совместная работа родителей с детьми.

Технология «Кроссенс» позволяет:

-упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

-учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

-развивать зрительное восприятие;

-учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

-учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

-учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

-развивать логику; -развивать образное мышление;

-учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию; -развивать смекалку, тренировать внимание.

Предполагаемый результат применения технологии:

-сформированность у детей обобщений, ассоциативных связей, соответствующих возрасту;

-сформированность у детей умения правильно употреблять в речи предложно -падежные конструкции;

-коррекция лексико -грамматического строя речи, автоматизация поставленных звуков в свободной речи детей;

-сформированность мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентировок, соответствующих возрасту детей;

-выявление творческих способностей воспитанников для дальнейшего их развития.

Кроссенс -хороший способ не только найти связи между объектами (предметами) и явлениями, но и углубить понимание детьми уже известных понятий и явлений. Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление

Ожидаемые результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта дети должны научиться:

- обобщать, классифицировать предметы и явления, устанавливать ассоциативные связи доступные пониманию старших дошкольников;

- составлять рассказы, пересказывать;

- правильно использовать в речи предложно-падежные конструкции;

-подбирать слова с определенным звуком, выбирать картинки, в названии которых есть данный звук.

Предполагаемые продукты:

1.Создание картотеки кроссенсов.

2. Разработка НОД с применением технологии кроссенс.

3.Презентация «Использование кроссенс-технологии при работе с детьми».

4.Фотогазета «Отгадай кроссенс»

Реализация педагогического проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Организационно-диагностический.

Вырабатывается алгоритм создания кроссенса по лексическим темам, художественным произведениям, изучению звуков и букв.

Восприятие материала с дидактического раздаточного материала в виде таблиц.

Информирование родителей о проведении НОД с использованием интерактивных форм обучения.

Дети учатся воспринимать иную подачу материала в виде таблиц с символами. Обязательным условием является обучение упражнениям гимнастики для снятия напряжения глаз: дети учатся правильно выполнять комплекс упражнений.

2 этап

Деятельный.

Воспитатель предлагает родителям и детям участвовать в создании кроссенса, используя фантазию, творчество. Дети выбирают картинки, символы для кроссенса, используя интернет под руководством родителей. Воспитатель, получая материал для кроссенса по электронной почте, формирует презентацию. При проведении НОД, воспитатель полностью доверяет ребенку загадать свой кроссенс.

Дети сами рассказывают о том, какой кроссенс они придумали дома с мамой или папой, предлагают своим друзьям решить это задание. Таким образом, ребенок учится давать инструкции, контролировать выполнение заданий другими детьми.

3 этап

Практическая помощь. Воспитатель учитывает неудачи при создании кроссенса (сложность, или недостаточная видимость ассоциативной цепочки), оказывает помощь.

У детей формируются ассоциативные связи, развивается связная речь, развиваются зрительно- пространственные представления.

4 этап

Подготовка к презентации проекта.


Дети используют кроссенс в своей деятельности, развивают творческие способности, креативность мышления.