СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Техника безопасности при работе на компьютере в дошкольном возрасте"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Техника безопасности при работе на компьютере в дошкольном возрасте" может быть представлен на защите проектов в 9 классе обучающимися с ОВЗ. Цель проекта: Способствовать созданию  рекомендаций для детей дошкольного возраста  по  техники  безопасности при работе на компьютере. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Техника безопасности при работе на компьютере в дошкольном возрасте"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа №____»








Проект


«Техника безопасности при работе на компьютере»










Автор:

Руководитель: Егорова Т. Г.













Переславль-Залесский 2018 год

Введение

Самое дорогое для любого человека – это его жизнь, его здоровье. Очень часто мы сами наносим вред своему здоровью или подвергаем свою жизнь опасностям, иногда сами непроизвольно создаём условия, которые наносят нам вред.

Современного человека окружает большое количество бытовой техники разной модификации: электроутюги, микроволновые печи, электрочайники, посудомоечные машины, стиральные машины, миксеры, электросоковыжималки, электромясорубки, кухонные комбайны… Какое облегчение она принесла человечеству в решении бытовых проблем!

Но с другой стороны, общеизвестно, как важно соблюдать меры безопасности при её использовании. Пренебрежение элементарными рекомендациями пользования этой техникой имеет серьёзные последствия для их владельцев.

Возможно, одни люди уже с трудом смогут вспомнить, как появились первые персональные компьютеры. Известные специалисты по компьютерным технологиям Бад Смит и Артур Бибек утверждают, что «Возрастание роли ПК, которое происходило постоянно, с небольшими кратковременными спадами, пожалуй, можно заслуженно считать одним из самых важных социальных и технических событий прошлого тысячелетия». Начиная с первого компьютера Apple ll, собранного Возняком и Джобсом, и, заканчивая операционной системой Windows 98 Билла Гейца, вероятно, ничто другое так не повлияло на нашу жизнь, как персональный компьютер.

Современная компьютерная техника – это целый мир, где Вы можете не только произвести сложнейший расчёт, с которым бы никогда не справились вручную, но и издать книгу, написать песню или картину, поучаствовать в научном семинаре, узнать мировые новости, написать письмо другу или просто развлечься, просидев несколько часов за захватывающей компьютерной игрой. Возможности компьютера практически неисчерпаемы!

Знакомство с компьютерной техникой происходит очень рано. Сейчас уже трудно представить современную семью без компьютерной техники. Почти все её члены имеют или стационарный компьютер, или моноблок, или планшет, или ноутбук… . Уже не только дети школьного возраста, но и дошкольники стали зависимы от неё. Родители занимаются своими делами, а малыш, играя на компьютере, планшете, не мешает им выполнять домашнюю работу, не пристаёт с расспросами, не задаёт вечные «почему», не загружает их своими проблемами. Даже самый активный, подвижный ребёнок может длительное время развлекать себя компьютерной программой.

К сожалению, не все родители серьёзно осознают, что вероятность негативных последствий от неправильного пользования компьютерной техникой так же велика, как и при эксплуатации вышеуказанной бытовой техники.

В школе знакомство с правилами работы на компьютере идёт под руководством специалиста – учителя. Прежде чем допустить школьника к работе на компьютере, учитель знакомит их с правилами техники безопасности. И весь урок учитель находится в классе и контролирует их деятельность. А в семье часто на эту сторону не обращают внимания, т.е. не все родители учат детей дошкольного возраста соблюдать технику безопасности при «общении» с компьютером. Встречаются и такие ситуации, когда дошкольник владеет компьютерной техникой «грамотнее» бабушки или дедушки, следовательно, уберечь внучат от беды они не всегда могут.

У меня есть младший брат и его знакомство с компьютерной техникой проходило у меня перед глазами. Мы заботились о его безопасности, обучали и контролировали его деятельность, делали замечания, давали разовые рекомендации. В основном это были словесные замечания и рекомендации, а систематической работы по этому вопросу не проводили.

Дети дошкольного возраста не все умеют читать, они более продуктивно усваивают информацию, когда наглядно видят «Правила» работы. Поэтому я выбрал эту тему проекта и попытаюсь, на основе моих знаний о технике безопасности при работе на компьютере для школьников, сформулировать, классифицировать иллюстративный материал, который будет понятен и полезен для малышей.

Исходя из актуальности темы проекта, определилась его цель:

Цель проекта:

Способствовать созданию рекомендаций для детей дошкольного возраста по техники безопасности при работе на компьютере.

Для реализации поставленной цели выделились следующие задачи, которые легли в основу плана работы над проектом.

1. изучить информацию о несчастных случаях с детьми при работе на компьютере в семьях, нашей школе, школах города, области, страны;

2. проанализировать причины негативных факторов при работе на компьютере;

3. выявить возможные последствия нарушения норм безопасности при работе на компьютере;

4. систематизировать свои знания о правилах безопасности по каждому этапу работы, организации рабочего места, поведения в аварийных ситуациях;

5. попытаться создать серию иллюстративного материала с рекомендациями для детей с дошкольного возраста.


Планируемый результат проекта:

Создание серии иллюстративного материала и рекомендаций родителям по ознакомлению детей с техникой безопасности при работе на компьютере. (Создание брошюры).

В случае успешного выполнения проекта, возможно распространение этого материала в дошкольные учреждения, чтобы воспитатели провели работу с детьми на его основе. Так же, предположительно, можно напечатать в местной газете информацию для родителей.


Ресурсное обеспечение проекта:

Больших финансовых затрат при выполнении проекта не планируется. Потребуются некоторые денежные расходы для приобретения материала для печатанья рекомендаций, создания иллюстративного материала.

По структуре, проект состоит из «Введения», «Основной части» и «Заключения».

Дано небольшое «Приложение»

Список используемой литературы

Этапы (план - график) работы и сроки реализации:

Формулировка задач определила этапы (план) и сроки работы над проектом.

Сроки

2018г.

Содержание работы

Выполнение

январь

Выбор темы проекта, анализ актуальности темы

+

февраль

Определение цели и задач проекта

+

март

Определение планируемого результата и ресурсных затрат

+

апрель

Составление плана – графика работы над проектом

+

май

Анализ проделанной работы и определение плана – графика работы на следующий учебный год

+

Сроки

2018 –

2019 г.

Содержание работы

Выполнение

сентябрь

Изучение и анализ теоретического материала по темам «Несчастные случаи с детьми при работе с компьютерной техникой», «Причины негативных факторов при работе на компьютере»


октябрь

Изучение и анализ теоретического материала по теме «Правила безопасности по каждому этапу работы, организация рабочего места, поведение в аварийных ситуациях»


ноябрь

Обработка результатов работы за истекший период, корректировка плана, возможно и цели, и задач, исходя от проделанной работы и изученного материала.


декабрь

Создание рекомендательного материала для родителей дошкольников.


январь

Создание рекомендательного материала для родителей дошкольников.


февраль

Создание иллюстративного материала


март

Создание иллюстративного материала


апрель

Подготовка к защите проекта. Защита проекта



План работы над проектом за 2017-2018 учебный год выполнен.


Основная часть

Основная работа по проекту началась с поиска, изучения и анализа материала о несчастных случаях и травматизме среди взрослых и детей при работе на компьютерной технике в нашей школе, городе, области, стране, за рубежом. К счастью, такого материала найти не удалось. Из беседы с учителем информатики выяснил, что в нашей школе не было несчастных случаев и травматизма среди учащихся. Информации подобной по городу, области тоже нет. Следует отметить, что есть большое количество информации о мерах предупреждения несчастных случаев, об «избежание» причин травматизма при работе с компьютерной техникой.

Заслуживает серьёзного внимания такой факт, что не всегда негативные воздействия компьютерной техники на здоровье детей проявляются сразу. Беда в том, что постепенно портится зрение, осанка, снижается психологическое и физическое здоровье из-за зависимости человека от некоторых компьютерных игр, программ и т. д. Чаще проявление симптомов «нездоровья» видно слишком поздно. Многие исследователи утверждают, что «ухаживая» за животными в компьютерной игре, ребёнок наслаждается послушностью его. Всё у дошкольника получается, он радуется. А в действительности, встреча с подобными ситуациями в жизни часто приводит его в тупик, т.к. оказывается его домашние питомцы не такие послушные, имеют свой «характер», нужно терпение, выдержка в общении с ними. А этого компьютерная программа «не заложила» в навыки ребёнка по уходу за кошкой, собачкой. Он становится жестоким, капризным…

Далее была проанализирована информация о технике безопасности при работе на компьютере из разных источников и разных авторов: В.А.Артамонов, Д.Б.Кашенков, А.С. Шапошников, И.И.Дектярёв, Павел Ломакин, Елена Нечаева и другие. Все они единогласны во мнении и утверждают:

- при работе с компьютером вредными, опасными факторами являются:

электростатистические поля;

электромагнитное излучение;

наличие мощных ионизирующих излучений;

локальное утомление; утомляемость глаз;

опасность поражения электрическим током;

пожароопасность.

Все авторы указывают, какое воздействие оказывают на организм вышеуказанные факторы и какова профилактика:

1.Воздействие на зрение. Профилактика: чаще моргать, периодически отвлекаться (смотреть в окно, вдаль…), делать гимнастику для глаз.

2. Микроволновое излучение (радиация). Профилактика: правильно организовать рабочее место и время.

3. Электромагнитное излучение. Профилактика: монитор желательно располагать тыльной стороной к стене, не сидеть близко к силовой проводке.

4.Высокое напряжение (от 110 до 50 000 в – в неисправных блоках может сохраняться длительное время). Профилактика: надёжное заземление, провода не доступны детям для случайного касания, расположение компьютера на безопасном расстоянии от отопительных батарей. Не использовать компьютер в сырых помещениях.

5. Воздействие на осанку (искривление позвоночника, быстрое утомление). Профилактика: правильная организация рабочего места, рабочего времени, гимнастика.

6. Компьютерные вирусы. Влияющие на здоровье: плавающие линии, плавающая чёткость, инфразвуки, «двадцать пятый кадр», стресс от потери информации. Профилактика: использовать только сертифицированные программы, антивирусный контроль.

7.Артрит. При работе с мышкой и клавиатуре более всего задействованы – указательный и средний пальцы, мышцы запястья и предплечья, что может вызвать болезнь суставов. Профилактика: правильная организация рабочего места и времени. Гимнастика. Распределение нагрузки на все пальцы.

8. Компьютерные игры. Из потребности разрядиться, расслабиться. Они иногда постепенно перерастают в психологическую зависимость - трясутся руки. бегают глаза. Профилактика: мотивированно ограничивать количество игр, развивать чувство самоконтроля.

В ходе работы над проектом, интересным показался следующий факт: самые жёсткие требования в мире к компьютерной технике и правилам техники безопасности предъявляют шведы. Они провели наиболее полные исследования влияния всех видов излучения на здоровье человека.

Страны Европейского союза при создании единого стандарта ЕС (Европейский Союз) ориентировались именно на шведские нормы ТСО 92.

Российские требования на излучение от видеомониторов пока что ниже, чес в ТСО 92, однако в ближайших планах Госстандарта – поднять планку безопасности до уровня шведской.

При выполнении проектной работы был изучен и проанализирован передовой педагогический опыт дошкольных учреждений по ознакомлению с правилами безопасности при работе на компьютерной технике. Заслуживает высокого одобрения работа воспитателя детского сада №25 города Санкт-Петербурга Сорокиной Галины Дмитриевны. Её рекомендации на тему «Великий и могучий мудрец» просто, доступно для малыша позволят позаботиться о его здоровье. Следующие моменты я бы особенно выделил:

«Компьютер – электрический прибор, а значит, может быть опасен для жизни!»

«Не трогай провода, которые подведены к компьютеру»

« Компьютер боится грязи»

«Компьютер не включай и не выключай без разрешения взрослого»

«Компьютер не столовая – лучше не подходи к нему с хлебом, орехами, конфетами, семечками – крошки навредят компьютеру больше, чем пыль. Пролитый чай испортит его окончательно!»


Для безопасной работы дошкольников за компьютером в образовательном учреждении следует обратить серьёзное внимание на некоторые ключевые моменты, которые позволяют не только уменьшить вредное воздействие при работе за компьютером, но и помогут в организации компьютерного кабинета.

- непосредственно образовательную деятельность в дошкольных учреждениях с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю;

- проводить в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг;

- после работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

- непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

-для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места:

а) соответствие мебели росту ребенка;

б) достаточный уровень освещенности - освещение должно соответствовать нормам СанПиН.

в) экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

г) ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них; д) недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей;

е) экран монитора и защитный экран (с обеих сторон) должны быть чистыми;

ж) занятия за компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми малой подвижности;

з) не рекомендуется располагать монитор около яркого источника света, т.к. приходится повышать яркость и контрастность, что влечет за собой:

увеличение нагрузки на глаза, излучения, выгорает люминофор экрана,

сокращается срок службы монитора.

и) на мониторе не должно быть бликов, сильного контраста с внешним

освещением;

к) мышь располагается так, чтобы было удобно работать с ней. Провод должен лежать свободно. При работе с мышью по периметру коврика должно оставаться пространство не менее 2-5 сантиметров;

л) клавиатуру следует располагать прямо перед ребенком. По периметру

оставляется свободное место 2-5 сантиметров.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА РЕБЕНКА ПРИ РАБОТЕ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

 Сидеть при работе за компьютером надо свободно, не напряженно,

сохраняя стройную осанку, без перегибов корпуса вперед или назад.

 Голову следует держать прямо, достаточно высоко, не сгибая шейных

позвонков.

 Плечи должны сохранять естественное положение и не приподниматься при письме.

 Опираться на спинку обычного стула не следует, но сидеть нужно на

всем сиденье так, чтобы в момент отдыха удобно было откинуться на

спинку стула, не делая специального пересаживания.

 При посадке на край стула возникает напряжение мышц, увеличивается.

Таким образом, всегда надо помнить о том, что компьютерная техника будет ребёнку (да и взрослому) безопасным другом в том случае, если соблюдать правила техники безопасности в работе с ней.





Заключение


Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения дошкольника неоспоримы, несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотностью тем, кто живёт в 21 веке, очевидна.

Однако компьютеризация образования и досуговой деятельности имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье детей.

Поэтому очень важно соблюдать вышеизложенные правила и технику безопасности при организации занятий с детьми дошкольного возраста.

Следует отметить, что основная запланированная работа по проекту выполнена, сроки выполнения соблюдались.

В ходе выполнения работы по проекту особых затруднений не возникало, т.к. есть много информации по теме. За исключение вопроса о несчастных случаях и травматизме среди детей при работе с компьютерной техникой. Это радует, значит взрослые серьёзно относятся к своим родительским обязанностям. Но, заслуживает внимания такой аспект - определились некоторые моменты, которые я бы изменил, выполняя эту работу снова:

- изменил бы тему проекта, конкретизируя её («Дошкольник и компьютер», «Дети и компьютер», «Интересный, но опасный волшебник»)

- больше внимания уделил бы вопросу «общения» дошкольника с планшетом, т.к. в основном они общаются с ним. Здесь, на мой взгляд, большое поле материала для исследования. Ребёнок «общается» с планшетом везде (даже в туалете, лёжа на полу, кровати, диване, в транспорте… ), не соблюдает световой режим…;

- более подробно изучил опыт работы по теме, чтобы обогатить свои знания по проблеме;

- попробовал бы сам провести работу с дошкольником по теме проекта (мой брат уже школьник);

Изменил бы « Планируемый результат проекта».

Считаю, что это слишком «ГРОМКАЯ» заявка. Мы живём в век информационных технологий, вся переработанная мной информация доступна любому члену нашего общества, в том числе и родителям. Ничего нового сообщить им не могу. Вопрос, на мой взгляд, в том, что они (родители) не до конца понимают своей ответственности за здоровье детей. Беда в том, что изменения в организме ребёнка происходят медленно, не заметны сразу физические и психологические проблемы.

Я думаю, что в основном решил поставленные задачи.

В приложении представлен практический материал, который могут использовать взрослые в работе с детьми.


Список литературы

1.Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С.В.Белов, А.И.Ильницкая, А.Ф.Козьяков и др. – М.; Высшая школа. 2015. – 448с.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией Смирнова А.Г. – М.; АСТ, 2014

3.Охрана труда: Учебник для студентов вузов/ Под редакцией Б.А.Князевского, П.АДолинского и др. – М: высшая школа 2013

4 СанПиН 2.2.2.542-96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам (ВДТ) персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы. М.: Информационно-издательский центр Госкомэпиднадзора России, 2000.

Также широко изучался материал интернет – ресурсов.

























Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа №___»







Советы родителям


Ваш малыш и компьютерная техника – друзья

(Приложение)





Классифицировал информацию:












Переславль-Залесский 2018 год



Введение

Уважаемые взрослые, родители!

На вас лежит ответственность

за здоровье вашего малыша.

Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения дошкольника неоспоримы, несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотностью тем, кто живёт в 21 веке, очевидна.

Знакомство с компьютерной техникой происходит очень рано. Сейчас уже трудно представить современную семью без компьютерной техники. Почти все её члены имеют или стационарный компьютер, или моноблок, или планшет, или ноутбук… . Уже не только дети школьного возраста, но и дошкольники стали зависимы от неё. Родители занимаются своими делами, а малыш, играя на компьютере, планшете, не мешает им выполнять домашнюю работу, не пристаёт с расспросами, не задаёт вечные «почему», не загружает их своими проблемами. Даже самый активный, подвижный ребёнок может длительное время развлекать себя компьютерной программой.

Однако компьютеризация образования и досуговой деятельности имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье детей. К сожалению, не все родители серьёзно осознают, что вероятность негативных последствий от неправильного пользования компьютерной техникой так же велика, как и при эксплуатации бытовой техники в вашей семье.

Запомните, что не всегда негативные воздействия компьютерной техники на здоровье детей проявляются сразу. Беда в том, что постепенно портится зрение, осанка, снижается психологическое и физическое здоровье из-за зависимости человека от некоторых компьютерных игр, программ и т. д. Чаще проявление симптомов «нездоровья» видно слишком поздно. Многие исследователи утверждают, что «ухаживая» за животными в компьютерной игре, ребёнок наслаждается послушностью его. Всё у дошкольника получается, он радуется. А в действительности, встреча с подобными ситуациями в жизни часто приводит его в тупик, т.к. оказывается его домашние питомцы не такие послушные, имеют свой «характер», нужно терпение, выдержка в общении с ними. А этого компьютерная программа «не заложила» в навыки ребёнка это терпение по уходу за кошкой, собачкой. Он становится жестоким, капризным…

Прислушайтесь к нижеизложенным советам!


Специалисты рекомендуют


Для безопасной работы дошкольников за компьютером в образовательном учреждении и дома следует обратить серьёзное внимание на некоторые ключевые моменты, которые позволяют не только уменьшить вредное воздействие при работе за компьютером, но и помогут в организации компьютерного пространства в образовательном учреждении и в семье:

- непосредственно образовательную деятельность в дошкольных учреждениях с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю;

- проводить в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг;

- непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

- после работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

-для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места:

а) соответствие мебели росту ребенка;

б) достаточный уровень освещенности - освещение должно соответствовать нормам СанПиН.

в) экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

г) ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них; д) недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей;

е) экран монитора и защитный экран (с обеих сторон) должны быть чистыми;

ж) занятия за компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми малой подвижности;

з) не рекомендуется располагать монитор около яркого источника света, т.к. приходится повышать яркость и контрастность, что влечет за собой:

_ увеличение нагрузки на глаза, излучения, выгорает люминофор экрана,

сокращается срок службы монитора.

и) на мониторе не должно быть бликов, сильного контраста с внешним

освещением;

к) мышь располагается так, чтобы было удобно работать с ней. Провод должен лежать свободно. При работе с мышью по периметру коврика должно оставаться пространство не менее 2-5 сантиметров;

л) клавиатуру следует располагать прямо перед ребенком. По периметру

оставляется свободное место 2-5 сантиметров.


Выполняйте вместе с детьми:

«Гимнастика для глаз» в стихах

                        ***

«Глазкам нужно отдохнуть»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть»   (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо. » (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)


      «Бабочка»

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)


«Мостик»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)


«Стрекоза»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)


«Ветер»

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)


«Белка»

Белка дятла поджидала, (Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала. Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи — раз, два, три. Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).


  «Теремок»

Терем- терем- теремок! (Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит, кукареку он кричит. (Моргают глазами.)


«Заяц»

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)

Глазки закрывает. (Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ).


«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей. (Смотрят вниз.)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи.


«Кошка»

Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась. (Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети приседают.)

Глаза вправо отвела, посмотрела на кота. (Смотрят прямо.)


«Кот»

Кот на солнышке сидит, глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки» (крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким! (открыть оба глаза)


«Качели»

Есть качели на лугу: вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу: вверх-вниз, вверх-вниз (посмотреть вверх, вниз)


«Лучик»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу, Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)


«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали. Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть. А теперь их открываем

И немного поморгаем.


«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять - можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем. Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять. Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)


 «Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. ( Шагают на месте)

Грибы — ягоды искать. Как прекрасен этот лес!

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,   (смотрят вверх)

  Вот грибок растет на пне, ( смотрят вниз)

  Дрозд на дереве сидит,  (смотрят вверх)

  Ежик под кустом шуршит. ( смотрят вниз)

  Слева ель растет — старушка, (смотрят влево)

Справа сосенки — подружки. ( смотрят вправо))

  Где вы, ягоды, ау!   повторяют движения глаз

Все равно я вас найду!  влево — вправо, вверх — вниз.

             ***

Раз – налево, два – направо. Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз!

               ***

Мы гимнастику для глаз выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз, повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу.

Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем и немножечко их потрем.

                 ***

Автобус.

Мы в автобусе сидим, во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед, а автобус не везет.

Внизу речка – глубоко, вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат, все капельки смести хотят.

Колёса закружились, вперёд мы покатились.

               

Сова.

В лесу темно. Все спят давно.

Только совушка - сова, большая голова,

На суку сидит, во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз. Звери, птицы, эх, держись!

Осмотрела все кругом – за добычею бегом!

             

Часы

Тик-так, тик-так Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз. Мы тоже можем так. Тик-так, тик-так.

            * * *

Мы ладонь к глазам приставим. Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо. Оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще через левое плечо!


 «Хомка»

Хомка - Хомка хомячок - полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт глазки свои Хомка трет.

Поморгает – раз, два, три вдох и выдох. Посмотри:

Далеко ручей бежит, на носу комар пищит.

Смотрит Хомка выше, ниже. Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом. Прыг! И в норочку бегом!


«Жук»

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)

К журавлю жук подлетел, зажужжал и запел «Ж-ж-ж. »

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел, Каждый влево посмотрел.

Жук на носик хочет сесть. Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился, зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж. »

Жук, вот правая ладошка, посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка, посиди на ней немножко.

(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)

Жук наверх полетел и на потолок присел.

На носочки мы привстали, но жука мы не достали.

Хлопнем дружно— Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог. «Ж-ж-ж. »


"Дождик"

Капля первая упала - кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала - кап! Мы на небо посмотрели, (то же самое)

Капельки кап - кап запели. Намочились лица.

Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят) Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим. Под кусточком посидим (приседают)


"Тишина"

Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши . Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем, и они пусть отдыхают.

В тишине представить море, свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна, а в округе тишина.

Наши глазки так устали - мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку, Сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем. Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять. Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите. Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо. Повторяем все еще.


Цветы”

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро

Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза

Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам) .

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали (Поморгать глазами.)

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно (Посмотреть влево – вправо.)

Ах, как солнце высоко   (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем   (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим  (Посмотреть по дуге вверх )

Вверх по радуге пойдем (Вправо и вверх – влево.)

Вправо, влево повернём (Поворачиваем вправо, влево)

А потом скатимся вниз (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть ,поморгать ими.)


Весёлая неделька”

- Всю неделю по - порядку, Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)

- Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)

- В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки.)

- По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)

- В пятницу мы не зевали. Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

- Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)

- В воскресенье будем спать. А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)

- Без гимнастики, друзья нашим глазкам жить нельзя!


Выберите понравившиеся вашему ребёнку несколько стихотворений, проделайте их вместе с ним несколько раз, а в дальнейшем он может выполнять их самостоятельно. Если выполнять эту работу систематически, то у малыша появится потребность в их выполнении, сформируется устойчивая привычка и навык.


Несколько простых рекомендаций для самих родителей позволят избежать последствий:

Как снизить негативное воздействие монитора:


  • определите оптимальное расстояние от глаз до монитора, оно должно составлять не менее 60 см.;

  • чаще моргайте и тем самым обеспечите улучшение зрение;

  • внимательно следите за осанкой, не допуская перегруза мышц;

  • проведите светокоррекцию и настройку экрана;

  • уклон падения взгляда составляет не более 15 градусов;

  • работайте не более 6 часов в день, соблюдая короткие перерывы, создавая естественную защиту организма от перегрузок;

  • в качестве заставки для монитора выберете приятную для взгляда картинку с движущимися предметами;

  • перед глазами на стене повесьте картину, которую можно подолгу рассматривать.

Не забывайте! Вы пример для своих детей! Ребёнок копирует ваши движения, жесты, позу… Он будет так же, как и Вы сидеть за компьютерным столом. Повторять всё то, что увидел.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!