ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики»
МАОУ «Физико-математическая школа №56 г. Улан-Удэ»
Проект, посвященный 75-годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Руководитель:
Буянова Н.В.,
учитель начальных классов
Улан-Удэ, 2019
Введение
Основное направление: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Актуальность:
9 мая 2018 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ №211 «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.». Актуальной стала задача провести мероприятия в рамках празднования для учащихся.
Современное поколение, к сожалению, в большинстве своём не знает авторов - поэтов, прозаиков, живущих рядом с ними. Не знает их произведения. Не задумывается какой след в литературном творчестве оставляют современные и не только авторы. Чему способны научить их. Что расскажут о своей малой родине, в наиболее значимый период.
Одним из наиболее современных продуктивных методов обучения - является метод проектов, в основе которого лежит организация творческой, исследовательской, познавательной, коммуникативной деятельности учащихся. Метод проектов или технология проективного обучения позволяет учителю организовать самостоятельную деятельность учащихся, а учащимся дает возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Они принимают на себя ответственность за результаты своей работы.
Этапы работы над проектом позволяют увидеть четкую структуру работы, в которой рассматривается проблема, совершается планирование деятельности и поиск информации. В результате получаем продукт, который нужно презентовать, представить.
Таким образом, используя технологию проективного обучения в рамках празднования годовщины победы в Великой Отечественной войне, создан проект, цель которого рассказать о ВОВ с помощью героев стихотворений поэтов Бурятии.
Задачами проекта являются:
Познакомить с поэтами Бурятии и их стихотворными произведениями о ВОВ;
Используя технологию проективного обучения создать продукт (мультфильм), в рамках данного стихотворения;
Презентовать проект;
Участники проекта: ученики начальных классов
Проект по роду преобладающей деятельности: практико – ориентированный;
По содержательности: межпредметный;
По продолжительности: краткосрочный проект;
По количеству участников: групповой;
По форме презентации: мультфильм;
Этапы работы над проектом:
Распределить участников на группы и роли внутри этих групп.
Рассказать о технологии проектного обучения. О продукте и презентации её деятельности.
Познакомить с готовым проектом - мультфильмом «Сильные духом крепче стены» по стихотворению Джоомарт Боконбаева, посвященному Великой Отечественной войне.
https://www.youtube.com/watch?v=ENTaQBTQ2E4
Рассказать о поэтах Бурятии. Познакомить со стихотворными произведениями авторов.
Распределить стихотворения в группах.
Дать практическое задание, используя различный материал для изготовления мультфильма.
Подготовить презентацию проектов.
Оценить деятельность участников.
Новизна и практическая значимость проекта: использование интерактивных технологий в изучении произведений поэтов Бурятии. Метод проектов как актуальная технология обучения способствует усвоению материала и применение его на практике. Достижение конкретной цели способствует личной заинтересованности участника в определенном знании через целесообразную деятельность. Участник берет ответственность на себя за результаты своей работы.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка (ПК, колонки, проектор, экран); Если создание мультфильма с использованием интерактивного оборудования, тогда каждой группе предоставляется ПК.
Материалы для изготовления мультфильма: пластилин, бумага, краски, карандаши, фломастеры, костюмы.
Реализация проекта:
Проект был реализован в рамках слета молодых педагогов Республики Бурятия «Маршруты моего образования» в сентябре 2019 года. Участники слета приняли активное участие в работе над своими проектами. Получив продукт своей деятельности – презентовали его экспертному жюри. По итогам были выявлены лучшие проекты-презентации, а также наиболее активные участники. Цель и задачи, заявленные в данном проекте, были реализованы. Участники отметили важность и актуальность проблемы. Многие молодые специалисты впервые познакомились с творчеством поэтов Бурятии, что способствовало обогащению культурного опыта участников. И в рамках приближающейся 75-годовщины Победы в ВОВ, апробируют часть в своих учреждениях.
Планируется реализовать данный проект в рамках предметной недели, посвященной ВОВ для учащихся начальных классов МАОУ ФМШ №56.
Используемая литература:
Смолеусова Т.В. Проекты по математике как методическая инновация // Технологии проектного обучения младших школьников. Учебное пособие /Вергелес Г.И., Денисова А.А. – СПб: Питер,2019
Мультфильм о ВОВ на стихотворение Джоомарт Боконбаева https://www.youtube.com/watch?v=ENTaQBTQ2E4
Сайт бурятского народа. Стихотворения и биография авторов, используемые для реализации проекта http://www.buryatia.org/modules.php?file=viewtopic&name=Forums&t=8972
Приложение
Стихотворения, используемые в реализации проекта
Константин Брянский
Я иду на врага
В этот памятный день
Эшелон уходил на запад.
Я собирался в путь,
Чтоб знакомый покинуть дом.
Зеленели луга,
И струился берёзовый запах.
И шептались приветливо
Листы тополей над прудом.
Золотистым лучам
Улыбались герани из окон;
Где-то в ельнике тёмном
Глухо шумела река,
И закат был хорош,
И на небе высоко-высоко
Парусами плескались
В синеве облака.
…Время шло.
С боевыми друзьями своими
Мы бывали в огне,
Мы лежали под градом свинца.
И в боях я не раз
Вспоминал твоё тёплое имя,
Строгий профиль твоего лица.
Я не раз вспоминал,
Как дочурка за шею схватила,
Как с тоскою в глазах
Взяла от меня ты её.
В минуты такие
Наливались мускулы силой,
И грознее сверкало
Штыка моего остриё.
А когда во врага
Я гранату со злобой бросаю
Иль в разведку ползу
Средь сугробов под песни зимы –
Это дочери счастье
И счастье родимого края
Защищаю от смерти,
От чёрной фашистской чумы.
Я иду на врага,
Чтобы листья у пруда шептались,
Чтоб герани цвели
И в полях колосилась рожь,
Чтобы песни лились
В голубые прозрачные дали,
Зеленели луга
И закат для тебя был хорош.
И сквозь бури войны,
Как винтовку свою боевую,
Пронесу невредимой
В полыхающем сердце своём
Любовь к городам,
И к цветам, и к любимой –
Ко всему, что мы нежно
Отчизной зовём.
Дагуров Геннадий Владимирович
ПРАВДИВЫЙ РАССКАЗ СОЛДАТА,
УЧАСТНИКА ПЕРВОГО ПЕРИОДА
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Предстояло расставанье
Пред уходом на войну.
Мылся в самодельной ванне,
Спину мыть позвал жену.
Мы готовились, казалось,
К возложению во гроб.
Но жена: «Молюсь, - сказала, -
Ты живой вернулся чтоб».
Подошли к военкомату,
Вся пришла со мной семья.
Вот уж подали команду –
Обмерла жена моя.
Мой сыночек годовалый
Плача тянется ко мне.
Нам проститься не давал он,
Дурно сделалось жене.
Полк наш в поезд посадили,
Прямо к фронту повезли.
В поезд бомбы так садили,
Что мы многих погребли.
Рядовому трудно очень:
Днём воюй меж ста смертей.
Нет покоя даже ночью:
Роешь землю для траншей.
Гнёзда для орудий вырыв,
Для снарядов рвы копали
И блиндаж для командиров,
Для себя ж не успевали.
Спать ложились, где попало:
Летом кустик – вот и кров,
И зимой удобств немало:
По-пластунски ныр в сугроб.
Только ночью вши кусали –
И заснуть мы не могли.
Их с белья на снег стрясали
Иль в железных бочках жгли.
Шли мы против автоматов
Со штыком наперевес.
В танк бросали с русским матом
Зажигательную смесь.
Наших лётчиков сбивали,
Нас бомбили средь степей.
Лишь бы фрицы не летали,
Ждали мы ненастных дней.
Как второго фронта ждали!
Лишь тогда открылся он,
Уж когда мы побеждали –
И в краях чужих сторон.
К двадцать пятой годовщине
Октября комбат решил
Ставить пушки на вершине
Сопки той, что враг обжил.
Вот шестого на седьмое
В стан врага меня послал.*
Пользуясь ночною тьмою,
Я туда легко попал.·
Где стоят их пушки, люди
Я по выстрелам узнал
И огонь своих орудий
Точно в гущу направлял.
Враг убрался с сопки шустро,
Всё ж взорвав все блиндажи.
Наши появились утром,
Удивлялись, что я жив.
Что представит он к Герою,
Мне комбат пообещал…
З д е с ь ему могилу роют,
Как пред смертью пожелал.
Он убит и о награде
Кто ж теперь мне мог сказать,
Всех героев даже ради
Кто ж наверх мог написать.
Потому что отступали
В страхе, часто без борьбы.
В окруженье попадали
Целые полки, штабы.
Где ж тут думать о наградах,
Лишь бы драпать с тех сторон.
Каждый драпавший был радый,
Что не ранен, не пленён.
Отошли от Сталинграда,
Где назначен был нам сбор,
Боевою став преградой,
Чтоб фашистам дать отпор.
Там мы били их, как зверя,
Угодившего в капкан.
И ушли оттуда, веря,
Что победа уж близка.
Дондок Улзытуев.
Перевод С. Куняева
БРАТЬЯ
(Отрывок)
Вас было восемнадцать парней,
мы вас провожали в дорогу.
Дорога к далекой войне
вела от родного порога.
Всех вас мановеньем руки
в предвиденье долгой разлуки
напутствовали старики
и благословляли старухи.
Я помню – не плакала мать,
в молчанье смотрела на брата,
поскольку, прощаясь, рыдать
в обычае нет у бурятов.
Я помню сухие глаза
и горе за твердостью этой,
поскольку в народе слеза
считалась плохою приметой.
Но каждому стало сдержать
рыданья вдвойне тяжелее
в тот миг, когда русская мать
повисла у сына на шее.
Но каждый крепился и знал,
что матери русского можно рыдать.
И никто не сказал
ни слова кричавшей истошно.
Остриженные наголо
не мальчики и не мужчины...
в молчанье глядело село,
как тронулись тихо машины.
Дорога тянулась в пыли,
петляла, из виду скрывалась...
А мы, помолчавши, пошли.
И с этой поры мне казалось,
что там, где гора Алхана,
где скрылась дорога, петляя,
уже начиналась война,
граница ее роковая.
Я быстро влезал на забор,
глядел и внимательно слушал,
и летних громов разговор
казался мне залпами пушек.
Душою мальчишек война
в те дни овладела без края,
и бегали мы допоздна,
в недетские игры играя.
И отзвуки дальней войны
стояли на каждом пороге,
внося в безмятежные сны
следы мятежа и тревоги.
Ты письма домой присылал,
мы с матерью еле читали.
Когда же я ее не понимал,
мы вновь их читать начинали.
На этой Великой войне,
священной, как в песне поется,
ты не забывал обо мне
и спрашивал, как мне живется.
Однажды, когда ожидать
устала какой-нибудь вести,
к гадалке отправилась мать,
но карты – ни слова о смерти.
Гадалка спросила про сны,
сказала, чтоб ждали ответа.
Гадалке поверили мы,
и нам помогла наша вера.
Контуженный, полуглухой,
израненный вражеской миной,
ты вскоре вернулся домой,
в улус возвратился родимый.
Но воздух любимой земли
целебней лекарства любого,
и очи прозрели твои,
и уши услышали снова.
А вскоре вернулись друзья,
и их золотые погоны
вконец поразили меня,
и слушал я их восхищенно.
Но ты о войне не хотел,
казалось, вести разговоры.
Спокойно на небо глядел,
на землю, на снежные горы.