Муниципальное Бюджетное Детское Общеобразовательное Учреждение Детский сад №17 «Солнышко»
ПРОЕКТ
ТЕМА « НОВОГОДНЯЯ ЁЛОЧКА»
Выполнила: Савенкова М .А.
Проект «Новогодняя ёлка»
Актуальность и значимость
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков представляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта основывается на формирование любви и привязанности к своей культуре, своему народу через рациональное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодняя Елка».
Содержание работы.
Объект исследования: Новый Год как источник радости.
Предмет исследования: Новогодние традиции нашей страны, новогодняя елочка.
Тип проекта:
• по составу участников- групповой (дети, родители, педагоги)
• по целевой установке – информационно - практико – ориентированный, творческий.
• по срокам реализации – средней продолжительности (декабрь) .
Цель: Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране.
Задачи: 1. Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.
2. Формировать у детей познавательный интерес к традициям и обычаем празднования Нового года с ёлкой, Дедом Морозом и подарками.
3. Познакомить детей с Родиной Деда Мороза – Великий Устюг.
4. Развивать у детей организаторские способности в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье.
5. Совершенствовать познавательные и конструктивные умения наблюдать, рассматривать, сравнивать, анализировать, отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.
6.Способствовать развитию связной речи; воображения; желания заучивать стихотворения, песни.
7. Создавать предновогоднюю праздничную атмосферу во всех видах деятельности.
Организация деятельности в рамках проекта.
- Беседа «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год».
- Провести интервьюирование детей : «Какой подарок хотели бы получить от Деда Мороза».
- Подбор и просмотр видео мультфильмов на новогоднюю тематику.
- Чтение и обсуждение сказок, песен, стихов, отгадывание загадок (новогодняя тематика) ;
- Подбор и разучивание стихов к Новогоднему утреннику.
Планирование проекта
Разработать:
-сценарий проведение Новогоднего праздника;
- тематику интегрированных занятий;
Осуществление проекта.
1 Беседа «Новый год». ( Приложение 7)
2 Интервьюирование детей, «Какой подарок хотели бы получить от Деда Мороза».
4 Организация выставки новогодних игрушек своими руками «Сундучок игрушек »
6 Интегрированные занятия по ознакомлению дошкольников с традициями празднования Нового года
7 Чтение художественных произведений
8 Просмотр мультфильмов
10 Разучивание стихов к утреннику
11 Разучивание песен, хороводов, игр
12 Игровая деятельность
1
14 Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй Новый год! »
15 Работа с родителями
Творческая мастерская «ЁЛОЧКА»
Цель.
- Учить детей создавать и дарить радость другим.
- Развивать самостоятельность, творчество, воображение, сотрудничество между детьми.
- Закреплять навыки и умения в работе с бумагой, ножницами, клеем.
- Воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
1 РИСОВАНИЕ Тема: « ЕЛОВЫЕ ВЕТОЧКИ». (Приложение 3)
2 ТЕМА: «ЗВОНКИЕ КОЛКОЛЬЧИКИ» - лепка. ( Приложение 4)
3 «Поздравительная открытка» - аппликация (Приложение 5 )
4«Ёлочные украшения» - работа с родителями. ( Приложение 6)
Тематика интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с традициями празднования Нового года.
Задачи.
- Знакомить с историей возникновения праздника, расширить знания детей о традициях празднования Нового года.
- Развивать любознательность, творческие способности, интерес к участию в фольклорных, общенародных праздниках.
- Приобщать детей к истокам народной культуры.
1 Занятие. ТЕМА: « НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА» Ознакомление с окружающим миром (Приложение 1)
2 «Где живёт Дед Мороз? » развитие речи, познавательное (Приложение 2)
3 «Великий Устюг – резиденция Деда Мороза» презентация
Мультфильмы :
«Ну погоди! », «Дед Мороз и серый волк» «Каникулы в Простоквашино», «Дед Мороз и лето», «Как Ёжик и Медвежонок Новый Год встречали».
Художественные произведения
: Е. Михайлова «Что такое Новый год? », К. Фофанов «Нарядили ёлку в праздничное платье», Братья Гримм «Бабушка Метелица», «Морозко» (русская народная сказка, «Два мороза» (белорусская народная сказка, «Снегурочка» (русская народная сказка, С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», В. Сутеев «Ёлка». Заучивание стихов к новогоднему празднику.
Музыкальные произведения.
Разучивание песен: « Госпожа метелица»; «Наша ёлка»(муз. А. Островского, сл. З. Петровой), «Новогодний хоровод» (муз. А островского, сл. Ю Леднёва) .
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Салки - елочки», «Ель, елка, елочка», «Снег кружится», «Заморожу, Дед Мороз».
Дидактические игры: «Украсим елочку»; «Логическая елочка»; «Собери картинку - Зима».
Развивающие игры: «Новогодняя елочка»; «Угадай какое дерево? »; «С какой ветки детки»;
Работа с родителями.
Подготовка костюмов к новогоднему празднику.
Участие в выставке новогодних игрушек
Помощь в украшении группы.
Консультация: «Что подарить на новый год».
.
Помощь в проведении новогоднего праздника
Результат исследований.
Выставка новогодних игрушек
Выставка детских рисунков и поделок
Работа творческой мастерской «Елочка»;
Познакомились с родиной и резиденцией Деда мороза.
Новогодний утренник
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Познание окружающего мира. Конспект занятия.
ТЕМА: « НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА».
ЗАДАЧИ: Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране. Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Составление «коллекции» старинных и самодельных елочных украшений.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ. Елочные игрушки, иллюстрации с изображением новогодних украшенных ёлок.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. Воспитатель спрашивает у детей, кто из них помнит, как отмечают Новый год, кто дарит детям подарки. Вспоминает с ними, что на праздник приходит Дед Мороз со Снегурочкой. Какие подарки получали дети на прежние праздники? Были ли это коробочки, наполненные вкусными вещами – мандаринами, апельсинами, вафлями , конфетами, шоколадками? Рассказывает, что на Новый год дарят друг другу подарки, чтобы у каждого человека появилось что-нибудь новое. Что-нибудь новое обязательно надевают на встречу Нового года.
Рассказывает детям, что обычаев, связанных с наступлением Нового года, много. Праздник отмечают дома, но теперь также часто и на улице. Пускают ракеты, взрывают петарды, пьют шипучие напитки, желают друг другу всего доброго и загадывают желания на следующий год. Воспитатель рассказывает об обычае «обмануть» Новый год: нужно переодеться, чтобы старые болезни и невзгоды тебя не узнали, чтобы по новому начать жить в новом году. Для этого можно переодеться в карнавальные костюмы.
Воспитатель рассказывает детям, что ёлка – вечнозеленое дерево, одно из немногих деревьев, сохраняющих свой наряд зимой. Именно поэтому ветки ёлки стали использовать для украшения к новогоднему празднику.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрации с изображениями украшенных ёлок и рассказывает, что в нашей стране ёлку наряжают обильно, вешают на неё и съедобные украшения: яблоки, золоченые орехи ( грецкие), узорчатые пряники, украшенные росписью из цветной сахарной глазури. На русской ёлке игрушки разноцветные, разного размера и формы, изображающие людей, животных, растения, плоды, шишки и сосульки. Традиционные игрушки: шарики, хлопушки, звезда – фонарик ( народная – из соломы, фабричная – из стеклянных палочек), шпиль или звезда наверху.
В старину дети сами делали украшения для ёлки: бусы, цепи и фонарики из бумаги, игрушки из ваты (обмазывали клеем, красили и посыпали блестками). Делали также игрушки на основе пустого яйца: клоуна, курочку, ягодку ( с острого и тупого концов делали по дырочке острой иглой, выдували содержимое через соломинку, раскрашивали, приклеивали детали – глаза, нос, рот, волосы – и прикрепляли нитяную петельку).
Воспитатель вместе с детьми, из каких материалов сделаны елочные игрушки ( из стекла, дерева, пластмассы, бумаги, картона, ваты, пустого яйца, соломы и т. д.). Выясняет вместе с ними, какие игрушки ломкие, хрупкие, бьющиеся, твердые, прочные, прозрачные, мягкие, жесткие, гибкие. Воспитатель обсуждает с детьми, что еще можно делать из таких материалов, где и для чего их используют. Что делают из стекла, из пластмассы. Вспоминает с детьми то, о чем они уже узнали раньше: что делают из дерева, из бумаги. На занятии воспитатель обсуждает с детьми правила безопасного поведения в новогодние праздники.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПРОВЕДЕНИЯ В НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ
Не дергайте ёлку за ветки – она может опрокинуться на вас со всеми игрушками.
Не сжимайте ёлочные игрушки – если они сделаны из стекла, то могут порезать вам руку!
Лучше не зажигать свечи на ёлке. Будьте осторожны со всеми свечками. Не подносите к ним близко вещи, одежду, руки!
Не стойте близко к тому, кто запускает петарды! Не трогайте петарды сами!
Держите зажженный бенгальский огонь подальше от себя. Сгоревшие бенгальские огни бросайте в таз с водой.
Приложение 2
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию на тему: « Где живет Дед Мороз»
Задачи:
1. Дать представление детям о том, где живет Дед Мороз.
2. Обогащать лексический словарь детей.
3. Развивать познавательный интерес, внимание, память.
4. Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость.
5. Развивать мелкую моторику рук.
Образовательные области:
1. Познание.
2. Коммуникация.
3. Социализация.
4. Художественное творчество.
Ход деятельности:
- Ребята, а в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого? Тогда отгадайте загадку:
Кто в нарядной теплой шубе
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости
И румяный, и седой? ( Дед Мороз)
- Письмо пришло к нам от Деда Мороза (показываю и читаю)
- А интересно, где же живет Дед Мороз? (в Великом Устюге) – показать на карте.
Ребенок читает стихотворение:
Великий Устюг - древний город,
Здесь живёт и в зной, и в холод,
Среди сосен и берез
Самый главный Дед Мороз!
В его царстве есть большой,
Дворец узорный, расписной.
Много сказочных палат,
Мороз гостей встречать здесь рад!
( Т.Л. Петухова)
- А я была в гостях у Деда Мороза, хотите я вам немного расскажу об этом. Садитесь поудобнее и слушайте. (Показ иллюстраций или слайдов)
На берегу реки Сухоны, рядом с древним городом Великий Устюг, в бору сосновом стоит терем сказочный. А хозяин в этом тереме - Российский Дед Мороз. Путь от нашего города до Великого Устюга длинный. Добраться туда непросто. Его терем спрятан в густых северных лесах, среди глубоких снегов. На лесной опушке гостей встречает его помощник, маленький лесной человек, который ведет всех по Тропе сказок. Каких только заданий не должны выполнить взрослые и дети, чтобы попасть в терем к Деду Морозу. Я предлагаю вам потренироваться. Сказки- то вы слушать любите, а загадки разгадывать умеете?
Игра « Угадай сказку»
( отгадки – иллюстрации разложены на столе)
1. Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днем.
И растаял этот дом.
(« Заюшкина избушка»)
2. Ничего что очень мал
Меховой домишко-
И кабан туда попал,
И лиса и мишка.
Всем хватило места в нем.
Вот такой чудесный дом.
( «Рукавичка»)
3. Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
( «Три медведя»)
4. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
А зовусь я ……….. («Колобок»)
5. Путь дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
«( Маша и медведь»)
6. Ах. Ты Петя – простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(« Кот, петух и лиса»)
- Молодцы, все загадки отгадали, да и сказки все назвали.
Во владеньях своих в зимнем лесу наводит Дед Мороз красу
В зимнюю шубу наденет осину,
Накроет инеем красную рябину,
Сугробы снежные поправит,
Трескучего снегу под ногами прибавит.
- А знаете ли вы, какие деревья растут в лесу? Давайте поиграем.
Игра « Дуб, береза, елка»
(Воспитатель хлопками называет дерево - дети его изображают)
- Ребята, а в тереме Деда Мороза есть 12 комнат. Зачем же ему так много места спросите вы? В доме живут его помощники. Как много детей надо поздравить с Новым годом, а Дед Мороз один, надо чтоб кто- то ему помогал: почту разбирал, подбирал подарки. Ребята, а как вы думаете, почему Дед Мороз знает, какой подарок каждый из вас хочет получить? А я вам открою один секрет. Все ваши желания Дед Мороз видит во сне, когда спит на своей волшебной перине. Перина у него - травушка муравушка, она помогает ему сохранить крепкое здоровье.
В тереме Деда Мороза большая резная кровать и на кровати 7 подушек - на каждый день недели своя подушка. А еще у Деда Мороза есть своя гардеробная, где он хранит все свои наряды, а у него их много.
Для каждого времени года свой наряд. Ведь ему приходится много гостей встречать. Иногда к нему приезжает его друг из Америки. Кто помнит, как его зовут? ( Санта Клаус)
Игра « Как у Дедушки Мороза»
В тереме Деда Мороза есть комната желаний. Каждый, кто заходит в эту комнату, может загадать свое самое заветное желание, и если человек добрый, делает добрые дела, его желание обязательно сбудется.
- А мы с вами добрые дела делаем?
Какие?
- Давайте закроем глаза и пока звенит колокольчик, представим, что мы находимся в тереме у Деда Мороза.
( пока звенит колокольчик в группе появляется Мудрая Сова)
Мудрая Сова: Я мимо сада пролетала
И вас в окошко увидала.
Есть у меня волшебный сундучок, в котором загадки «живут»
Игра « Отгадай загадку»
( сова загадывает детям « зимние» загадки, которые достает из волшебного сундучка)
1.Что за звездочки сквозные
на пальто и на платке,
все сквозные, вырезные,
а возьмешь-вода в руке? (Снежинка)
2.Какой это мастер
на стекла нанес
и листья, и травы,
и заросли роз? (Мороз)
3.Растет она вниз головою,
не летом растет, а зимою. (Сосулька)
4.Все лето стояли
зимы ожидали.
Дождались поры-
помчались с горы. (Санки)
Ребята, а еще в тереме Деда Мороза есть комната подарков. Осенью Дед Мороз отмечает свой день рождения. И в этот день к нему приезжает очень много гостей с подарками.
- А что бы вы хотели подарить Деду Морозу?
- Я предлагаю сделать подарки своими руками, а Мудрая Сова передаст их Деду Морозу.
Приложение 3
РИСОВАНИЕ
Тема: « Зимний лес».
(рисование с помощью восковой свечи)
Программные задачи:
Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в живой и неживой природе; отражать свои впечатления в рисунке, используя нетрадиционную технику. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Развивать фантазию, творческие способности, изобразительные усилия и навыки.
Материалы:
Иллюстрации зимнего пейзажа, кассета с музыкой, акварельные краски, гуашь, палитры, свечи, кисти, альбомные листы бумаги белого цвета и тонированные, губка.
Ход занятия:
1. – Ребята, в нашу группу пришло письмо из далёкой Африки.
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из детского сада «Пальмочка». Мы живем в Африке. У нас очень жарко, круглый год мы купаемся и загораем. Сейчас зима, поют птиц, цветут красивые цветы, растут кокосы на пальмах. Мы слышали, что у вас зимой все по-другому. Расскажите нам о вашей русской зиме. Будем ждать ответа! »
• Ну что, ребята, расскажем о нашей зиме?
• Чем зима отличается от других времен года?
• За что мы любим зиму?
• Кто знает поговорки о зиме?
• Какие загадки о зимних явлениях вы знаете?
• Кто расскажет стихи о зиме?
2. –Молодцы, ребята! Но еще мы любим зиму за ее красоту. Художники нарисовали много картин о зиме, поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах
Сегодня мы рассмотрим несколько пейзажных картин о зиме и послушаем замечательные стихи.
Грабарь «Зимний пейзаж»
Перед нами ослепительно сверкающий зимний день в лесу. По нетронутому снегу пролегли голубые, синие, фиолетовые тени. Тёмная зелень молодых ёлок ещё сильнее подчеркивает белизну и стройность берёз. Они взметнули свои порозовевшие от солнца ветви к синему небу.
«Ели в снегу»
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
«Зимний закат»
Зимней свежестью пахнуло
На поля и на леса;
На закате холоднее просветлели небеса.
«Заснеженное дерево»
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
-Вам понравились эти удивительные картины? Какие слова можно сказать о зиме? Зима какая?.
Физминутка – аутотренинг.
-А теперь мы с вами превратимся в деревья.
«Я – большое заснеженное дерево.
Мои ветви тянутся к небу.
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый свежий воздух
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно».
3. –Ребята, вы много знаете о зиме. Но вот в чем дело. Вы пока не умеете писать. Как же нам рассказать детям далёкой Африки о нашей русской зиме? Придумала! Мы нарисуем о зиме и отправим ребята наши рисунки. Согласны?
Сейчас вы подойдёте к столам, выберете нужный вам для работы материал, и начинайте рисовать.
4. Итоги:
- Самые лучшие рисунки отправляем в Африку.
Приложение 4
Коллективное конструирование из бумаги «Дед Мороз и Снегурочка»
Приложение 5
Новогодние игрушки своими руками « Сундучок игрушек»
Выполнил: Мещеряков Рома игрушка из макарон «Ангел»
Выполнил: Туктагулов Саша
Новогодняя игрушка из фетра
«Елочка»
Выполнила: Шульман Ксения
Выполнение аппликации «Ёлочки – красавицы».
Приложение 7
Конспект занятия-беседы по развитию речи в старшей группе «Новый год»
Тема: Новый год.
Цель: Развивать память, внимание, мышление.
Воспитывать умение видеть прекрасное.
Учить составлять рассказы из личного опыта.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, новогодние фотографии детей, макет елки, новогодние игрушки.
Ход занятия:
I. Орг. Момент. Упражнения на развитие зрительного внимания (повтори за мной, слушай внимательно). Игра: «Делай как я»(развитие координации, двигательного восприятия) .
II. Отгадай загадки:
1. На первую ступеньку встал парень молодой, к 12 ступеньке пришел старик седой. (Новый год)
2. Зимой и летом одним цветом.
3. Колючая красавица, всем нам очень нравится.
4. Какое зеленое чудо мы украшаем каждый год. (Елка)
- А кто дома украшал елку?
- Какой была ваша елочка?
- Какими игрушками вы ее украшали?
- А я для вас тоже приготовила елочку, и мы ее сейчас будем украшать.
- Что это? (игрушки)
- Какие это игрушки? (елочные)
- Какую игрушку повесит (имена детей)
- На елке много чего?
- Какие они?
- Какая получилась наша елочка?
- А к вам на елку кто-нибудь приходил? (Д. М.)
- Что он вам подарил?
- Вспомните, какое у вас было настроение, когда вам подарили подарок?
III. Физ. минутка. Один, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернитесь,
Семь, восемь – улыбнитесь,
Девять, десять – не зевайте, свое место занимайте.
IV. Рассказывание новогодних стихов.
- Когда Д. М подарил вам подарки, вы ему рассказывали стихи. А кто мне сейчас расскажет новогоднее стихотворение?
V. Составление рассказа о новогоднем утреннике.
Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Она зеленая, колючая, ароматная. Дети украсили ее. На ней много красивых игрушек. Дети водили хоровод и весело встречали Н. Г. вместе с Д. М.
- Какое время года наступило?
- Зимой бывает, какой праздник?
- Что нужно для того чтобы встретить Н. Г.? (привезти и нарядить елку)
- Кто приходит в гости к детям на Н. Г.?
- Что делают дети вокруг елки? (водят хоровод)
- Кто сам расскажет, как встречал Н. Г.?
VI. Итог.
- О чем мы с вами сегодня поговорили на занятии?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Что такое Новый год?
|
Что такое Новый год? Это всё наоборот: Ёлки в комнате растут, Белки шишек не грызут, Зайцы рядом с волком На колючей ёлке! Дождик тоже не простой, В Новый год он золотой, Блещет что есть мочи, Никого не мочит, Даже Дедушка Мороз Никому не щиплет нос. |
|
Михайлова Елена |
|
Нарядили ёлку в праздничное платье
|
Нарядили ёлку в праздничное платье: В пёстрые гирлянды, в яркие огни, И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале, С грустью вспоминая про былые дни. Снится ёлке вечер, месячный и звёздный, Снежная поляна, грустный плач волков И соседи-сосны, в мантии морозной, Все в алмазных блёстках, в пухе из снегов. И стоят соседи в сумрачной печали, Грезят и роняют белый снег с ветвей… Грезится им ёлка в освещенном зале, Хохот и рассказы радостных детей. |
|
Фофанов Константин |
Дидактические и подвижные игры
для детей старшего дошкольного возраста
1. Логическая елка.
Цель: развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление, наблюдательность; упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.
Оборудование: дидактическое пособие «Логическая елка» с разноцветными ветками и рамками для геометрических фигур, геометрические фигуры- вкладыши разного цвета.
Ход игры.
Воспитатель: Ребята, у нас в группе появилась елка. Как вы думаете почему?
Дети: Скоро новый год.
Воспитатель: Правильно, но наша елка необычная. (показываю) Посмотрите, какая то она не веселая, чего- то здесь не хватает?
Дети: Игрушек.
Воспитатель: Конечно игрушек, а вот и коробка с игрушками, давайте их посмотрим. Это не простые елочные игрушки, а что же это?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Давайте наряжать нашу елку. Обратите внимание, что каждая веточка на елке имеет свой цвет, и цвет игрушки должен соответствовать цвету веточки. (Дети поочередно берут игрушку- геометрическую фигуру и вешают на елку.) Задаю вопросы:
- Какой геометрической формы эта игрушка?
-Какого цвета квадрат?
-На ветку какого цвета повесишь этот круг?
Когда игрушки все на месте предлагаю полюбоваться нарядной елкой, как она ожила, какая она красивая, подводим итоги. Можно в свободной деятельности нарисовать такую же елку на бумаге (возможна импровизация, проявление творчества, фантазии.)
2. Украсим ёлку.
Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в делении слов на слоги; упражнять детей в ориентировке на листе бумаги – внизу, вверху, слева, справа
Оборудование: дидактическое пособие ёлка, игрушки.
Ход игры
Воспитатель предлагает нарядить елку игрушками. Дети берут те игрушки, которые им понравились, при этом четко произносят все звуки. Например. Я беру рыбу, и вешаю ее на елку, а я беру жука.
Воспитатель. Куда ты его повесишь.
Ребенок. Я повешу его с правой стороны.
Воспитатель. А сейчас предлагаю найти игрушку, в названии которой всех меньше слогов.
Дети произносят название каждой игрушки, проверяя хлопками или полосками количество слогов.
Дети. Самое короткое слово – жук.
Воспитатель. Почему?
Дети. В этом слове один слог, делают один хлопок.
Воспитатель. Молодцы, постарались, красиво нарядили елку.
3. Новогодняя ёлка.
Цель: закрепить понимание предлогов на и под; упражнять детей в ориентировке на листе бумаге – слева, справа; активизировать словарь по теме.
Оборудование: дидактическое пособие елка, Дед Мороз и Снегурочка, подарки, игрушки.
Ход игры
Взрослый просит ребенка украсить ёлку и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом. Кто (что) находится слева от ёлки, а кто (что) находится справа от ёлки.
4. Салки – ёлочки
Цель:быстро бегать; ориентироваться в пространстве,учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры
Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне стоит водящий. Он считает до пяти и бежит догонять игроков.Остальные игроки разбегаются и уворачиваются от водящего. Нельзя салить тех ребят, которые успели встать в позу «Ёлочка» — спиной друг к другу и вытянув руки немного вниз, изображая елку.
Водящий не может стоять около замерших в елочке, он должен бежать за другими участниками. В свою очередь, изображающие елочку не должны стоять в этой позе больше 5 секунд.
Если все участники стали «ёлочками» и свободно бегающих нет, водящий может салить любого игрока из ёлочек.
Осаленный игрок становится водящим.
5.Ель, ёлка, ёлочка.
Цель: воспитание и формирование правильной осанки; тренировка внимания.
Ход игры
Педагог предлагает детям пойти в лес. Дети идут по залу (площадке). «В лесу стоят высокие ели, встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки (голова, туловище, ноги прямо) и раздвигают руки – «ветви» слегка в стороны, ладонями вперёд. «Пойдём дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички?» Дети идут за педагогом. Он останавливается: «Вот и сестрички ели – ёлки, они пониже, но такие же стройные, красивые». Педагог предлагает детям встать, как ёлки – принять правильную осанку, но в полуприседе. «Пойдём, дети, поищем ещё сестричек елей. Вот они совсем маленькие, но и удаленькие: красивые и тоже стройные». Педагог просит детей стать маленькими ёлочками. Дети садятся на корточки, голова прямо, спина выпрямлена, руки ладонями слегка разведены в стороны. Игра повторяется несколько раз. Педагог поощряет детей, выполнивших задание правильно.
Подвижная игра: « Снег кружится»
Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры
Ход игры:
Воспитатель: « Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.
« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.
« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают
« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись.»- дети разбегаются по площадке. Дед мороз
Цель: прививать умение выполнять характерные движения.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит грубым голосом:
Я - Мороз Красный Нос,
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Воспитатель пытается поймать ребят: «Заморожу! Заморожу!» Дети разбегаются. Игра повторяется.
Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».
Подвижно-дидактическая игра
«Угадай-ка дерево».
Задачи:
Закреплять умение угадывать определенное дерево по описанию, основываясь на отличительные признаки.
Развивать внимание, слухо-моторную координацию.
Ход игры: На мольбертах в разных частях группы расставлены картинки с изображением различных деревьев.
Точно такие же картинки находятся у каждого ребенка. Воспитатель, а затем ребенок – ведущий описывает дерево, договорив загадку до конца, немного выжидает и подает сигнал (например, хлопает в ладоши).
Остальные угадывают, о каком дереве идет речь, берут картинку из набора и подбегают к мольберту. Тот, кто первый отгадал, получает фишку.
В игре можно использовать загадки.
Список использованной литературы:
1. Т. М. Бондаренко. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» ТЦ «Учитель». Воронеж-2005.
2. О. В. Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир». Дидактический материал к занятиям со старшими школьниками. Учитель. Волгоград-2007.
3. Е. А. Алябьева. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» Игровые технологии. Творческий центр Сфера. Москва-2005.
4. О. Д. Ушакова Загадки, считалки, скороговорки. Словарик школьника. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2004.
5. Интернет – ресурс: http://deti-online.com
6. Интернет – ресурс: http://allforchildren.ru
7. Интернет – ресурс: http://eti-deti.com
8. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» Москва – 2011 «ОЛМА медиа групп»