СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Традиционно- обрядовая культура мордвы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздничный календарь мордовского народа складывался на протяжении длительного периода времени. Первоначальной основой его была трудовая деятельность наших предков, прежде всего земледельческая практика, связанная с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ. Формируясь в течение многих веков, развиваясь в различных исторических условиях, народные праздники сыграли важную рольв сохранении самобытности народа. Воплотив в себе все ценное, народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определенное место в жизни нашего народа.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Традиционно- обрядовая культура мордвы»»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №38»







Направление: гражданско-патриотическое


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Традиционно- обрядовая культура мордвы»




Выполнила:

Адушкина Марина Васильевна

ученица 4 В класса

МОУ СОШ с УИОП №38


Руководитель:

Старостина Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




г. о. Саранск, 2020



Содержание

1 Введение………………………………………………………………….……..…3

2Обрядность - неотъемлемая часть народной культуры

2.1Немного из истории …………………………………………………………...5

2.2Общие сведения о культуре мордовского народа……………………….....6

3. Экспериментальная часть

3.1Мордовский праздник Раськень озкс……………………………………… .7

3.2 Межрегиональный фестиваль мордовской национальной культуры «Эрзянь Лисьмапря»……….…………………………………………………….10

3.3 Шумбрат, Мордовия!....................................................................................... 12

4.Заключение………………………………………………………………………14

Список используемой литературы.......................................................................15

Приложения….…………………………………………………………………….16























1 Введение

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Бережно передаваемые из рода в род традиции осуществляли связь поколений. Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. У каждого – свои обычаи, песни, сказки, предания. И очень важно ценить и понимать других людей.

Если народ не хочет затеряться в многонациональной стране, он должен иметь свой язык, свои традиции, свою культуру, которую он должен сохранять, постоянно развивать и преумножать.

Любое время имеет свою особенность, для сегодняшнего времени очевиден повышенный интерес к прошлому, к его культурным ценностям. Современные этнические процессы, происходящие в стране и республике, сопровождаются возрождением культурных традиций народов, делают особенно актуальными исследования исторических корней и проблем функционирования календарно-праздничной обрядности, занимающей важное место в духовной жизни мордвы.

Праздничный календарь мордовского народа складывался на протяжениидлительного периода времени. Первоначальной основой его была трудовая деятельность наших предков, прежде всего земледельческая практика, связанная с цикличностью природы и соответствующими этапами сельскохозяйственных работ. Формируясь в течение многих веков, развиваясь в различных исторических условиях, народные праздники сыграли важную рольв сохранении самобытности народа. Воплотив в себе все ценное, народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определенное место в жизни нашего народа.

В последнее время много пишут и говорят о сохранении духовного наследия мордовского народа, в том числе его лучших обычаев и традиций. Много делают в этом плане Институт национальной культуры, Поволжский центр культур финно-угорских народов и другие учреждения культуры Республики Мордовия.

В современном обществе растет интерес к истории возникновения праздников, многие хотят знать о том, как проводились народные праздники.

Гипотеза исследования:поисково-исследовательская работа способствует систематизации наших знаний об этнографии народов, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине.

Актуальность исследования. На всех этапах своего развития человек был тесно связан обычаями и традициями своего народа. Человек – часть общества, он не может существовать вне общества и без общения, потому должен подчиняться ее законам. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма, формировании любви к малой Родине, родителям, гражданских чувств, представляет знакомство с традициями, обычаями, бытом, фольклором.

Цель: Сохранение и изучение народных традиций и обычаев.

Перед нами стояли задачи:

1Исследовать традиции и обряды мордовского народа.

2. Развивать интерес к народной культуре, уважительно относиться к своим духовным корням.

Объект исследования: обряды и традиции мордвы.

Предмет исследования: традиционные праздники эрзян.

Нами использовались методы: поиск и сбор материала, работа с литературными источниками, собеседование с пожилыми людьми, наблюдение, фотографирование, аудио и видеозаписи, анализ и систематизация собранного материала.Для изучения обычаев и обрядов потребовалось исследование литературы, встречи со старожилами, системный анализ особенностей и взаимодействия традиций мордвы.

Практическая значимость: Изучение особенностей народных игр и праздников ведет к освоению ценностей народной игровой и традиционной культуры.

  1. Обрядность - неотъемлемая часть народной культуры мордвы

2.1 Немного из истории

Когда мы видим наши полные энергии танцы, слышим родные напевы, мы испытываем гордость за наш народ, сумевший, несмотря на невзгоды, сохранить традиции, в которых воплощено то, чем испокон веков дорожили народы - это вдохновенный труд, радость созидания, глубокое чувcтво солидарности. (Р. С. Акчурин)

У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности — несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Ибо праздники — это праздники сердца, души народа.

Мордва - крупнейший финноязычный этнос Российской Федерации и один из крупнейших этносов Поволжья, - отличается дисперсным характером своего расселения: мордовские селения расположены в широкой полосе, простирающейся от долины реки Оки в ее среднем и нижнем течении на западе, до Южного Урала на востоке и - более редко - далее на юге Сибири, не говоря уже о группах мордвы, осевших в крупных городах и промышленных районах страны.

Мордва этнически неоднородна и состоит из двух групп: эрзи и мокши.

Культура мордвы, как одного из крупнейших народов России, представляет большой интерес и требует своего изучения.

Мордовские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо…

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» В нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг – успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя.

    1. Общие сведения о культуре мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

3Экспериментальная часть

3.1Мордовский праздник Раськень озкс

У нашей семьи есть традиция- каждый год посещать Республиканский фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» Это грандиозное событие, ведь все-все лучшие творческие коллективы с разных уголков мордовского края в определенные дни демонстрируют свои самые яркие номера. Моя тетя Полина всегда выступает в качестве ведущей фестиваля Ардатовского района. Я за эти годы столько интересного и необычного узнала о традициях и обрядах мордовского народа, что решила поделиться со своими одноклассниками. Эта тема оказалась интересна многим, и я решила провести анкетирование с целью выявления знаний у ребят национальных традиций. Оказалось, что из 26 человек абсолютно не знают свои национальные традиции 12 человек из опрошенных, 11 человек слышали про традиции, но не придерживаютсяих, и только 3 человека знают народные праздники, бывают на них.Среди традиционных народных праздников самым популярным оказалась Троица. И я решила узнать, есть ли национальные мордовские праздники, о которых я не знаю. С этим вопросом я обратилась к моей бабушкеАдушкиной Анне Ильинична.

Моя бабушка хорошо знает обряды и обычаи эрзянского народа. Она мне и поведала многие тайны народной культуры мордвы. Бабушка рассказала каким образом происходит сохранение самобытной культуры в селеЧукалы.Очевидно то, что одним из основных способов является передача информации от поколения в поколение обычаевобрядов, культуры своего народа. В наше время лишь некоторые молодые люди интересуются культурой своих предков, многие просто не хотят говорить на родном языке, предпочитая русский, понятный, как они считают, всем, и престижный в современном обществе. Но вместе с забытым языком уходит и нечто большее, что связывает человека с его корнями – это и уверенность в себе.

Я горжусь тем, что в нашей школе изучается мордовский язык. Мне посчастливилось изучать родной язык моей семьи- эрзянский. Бабушка сказала, что есть много интересных национальных праздников. Мое решение было посетить их Родители меня поддержали. Теперь я готова поделиться с вами этой информацией.

В этом году мне удалось побывать на мордовском празднике Раськень озксв Большеигнатовском районе в селе Чукалы. Этот праздник проводится один раз в три года. В том году он проходил 13 июля.

Раськень озкс (эрз. раське «народ, родня», эрз. озкс «моление») — традиционный эрзянский праздник, возрождённый в 1999 году как фестиваль этнической культуры. В переводе с эрзянского языка — «народное (родовое) моление».
В настоящее время театрализованный ритуал начинается с призывного звука труб торама. На кургане устанавливается большая восковая свеча раськеньштатол, высотой до 3 м. От пламени костра, на котором готовится пища для участников моления, зажигается родовая свеча буеньштатол, а от неё — раськеньштатол. Для этого жрица (озава) несёт свечу на курган в сопровождении помощниц, несущих хлеб и мёд. Четверо старейшин берут у неё огонь и зажигают большую свечу. После этого жрица произносит молитву богу-творцу Инишкепазу и предкам. Важной составляющей ритуала является хоровод, позволяющий сделать зрителей участниками действа.
В 1629 году Раськень Озкс был запрещён царским указом. Праздник был возрождён в 1999 году, и с тех пор проводится близ села ЧукалыБольшеигнатовского района Мордовии раз в три года. Указом Главы Республики Мордовия (от 17.06.2004 № 80-УГ) Раськень Озкс, наравне с Акшакелу, Велень озкс, Сабантуем и Днем славянской письменности и культуры внесен в перечень государственных национально-фолькорных праздников в Республике Мордовия.

Место выбрано не случайно, по рассказам старейшин на этом месте захоронены около 11 тысяч воинов: эрзян, марийцев, чуваш, удмуртов после битвы с ногайцами. Братская могила выполнена в виде кургана, под курганом каменный саркофаг с останками, поговаривают на нем имеются старинные надписи, но узнать суть надписей мне пока не удалось.

Кроме молений предкам и самого праздника, на Раськень Озкс эрзяне решают текущие вопросы всех эрзян и планируют перспективное развитие этноса.
Ландшафт места проведения «Раськень Озкс» представляет из себя ложбину вдоль речушки с небольшим лесочком. Трава в ложбине выкошена в виде 2-х полянок: большая поляна для торжества молений и гуляний, малая поляна (на другом берегу речушки через мосток от большой) для торжественного обеда, на котором после молений каждому предлагается суп с мясом. Супы у эрзян исключительно мясные, вне зависимости от того, какой достаток был в семье. Мордовские народы считали, что суп — основное блюдо, дающее силу и выносливость. Главный из супов — щи. Варили их и с говядиной, и со свининой, с зайчатиной и даже с курятиной. До сих пор куриные щи остаются одним из главных блюд на массовых праздничных мероприятиях, где бы они ни проводились. Варят их в больших котлах на костре.

С 2-х сторон большой поляны располагаются холмы высотой около 5 метров, в центре большой поляны расположен курган с братской могилой и Маар. 
По-эрзянски «маар»- это курган, который на протяжении многих веков насыпается эрзянами во время проведения Озкса. Горсть земли привозится каждым эрзянином с места проживания. На вершине Маара на деревянном пьедестале располагается восковая священная свеча -Эрзянь Штатол. Для изготовления Штатола применяется только пчелиный воск, который собирается всеми эрзянами между проведениями Озкса. 

3.2Межрегиональном фестивале мордовской национальной культуры«ЭРЗЯНЬ ЛИСЬМАПРЯ»


Межрегиональный фестиваль мордовской национальной культуры «Эрзянь Лисьмапря» проводился 20 июля 2019 г. у родника «КельмелисьмалееньЛисьмапря» вблизи с. Новосёлки Лукояновского района Нижегородской области.Место для праздника выбрано не случайно. На этой поляне располагается почитаемый родник “КельмелисьмалееньЛисьмапря” (Родник холодного оврага). Напротив, через дорогу - священная роща “Лукаш” с древним ритуальным камнем, который служил алтарём для свеч во время летних молений, которые проводились порядка шести тысяч лет! На территории проведения фестиваля расположен этнопарк, который включен в реестр этнопарков России.

Фестиваль открылся с мастер-класса по изготовлению позасалвединь (окрошки). Участники постарались на славу, с чем только гости не попробовали окрошку: с традиционным квасов (чепеведь), с родниковой водой, с кислым молоком, с рыбой и помидорами. Следом прошёл обряд Озкса. Это театрализованное действие. Обряд является доминирующей связью всего праздника. Закручивающая спираль под песню «Виревмолян» символизирует единство народа. После торжественной части, где присутствовали представители Лукояновского района, Нижнего Новгорода и Республики Мордовия, началось выступление коллективов художественной самодеятельности из различных регионов России: Пензенской обл., Рязанской области, Нижегородской области, Республики Чувашия, Республики Мордовия и другие, всего более 20 коллективов. 
Были представлены изделия мастеров декоративно- прикладного творчества, а также национальная кухня. Так же каждый мог поучаствовать в национальных мордовских играх «Эрзянь налксимат». Метали топорики иножи, боролись, поднимали брёвна. Особой популярностью пользовалась стрельба из лука. Этнопарк пополнили 7 фигур из 12 скульптурной композиции «12 месяцев». Это эрзянский календарь (ковкерькс) символизирующий времена года и месяцы, изображённые различными фольклорными героями с центральной фигурой Инешкепаза. Фигуры высотой 2,5 м. и в диаметре композиция достигает 10 метров. С утра уже дымились костры и все желающие смогли попробовать вкусный и наваристый обед. Присутствующие на празднике, а их было более 2000 человек, остались довольны праздником и благодарили организаторов.

16 июня, в день когда православные отмечают Троицу, в Пензенской области в селе Пазелки уже в 11-ый раз проходит фестиваль мордовской культуры Покш Эрзянь Чи (что в переводе означает незамысловатое "мордовский праздник")). А в эрзянском селе Пазелки проходит традиционный национальный праздник «Покш Эрзянь Чи» (Большой эрзянский день»). Начало празднику положит торжественный старинный обряд — панчангоч. Селяне зажигают большую свечу, прозвучат призывы к миру и дружбе. На площадке прошли: мастер-класс по изготовлению народной куклы, урок эрзянского языка, лекция по истории и археологии мордовского народа, презентация эрзянской символики и традиционных деревянных резных узоров. В середине центральной площади стоят "мордовские качели": огромная конструкция, позволяющая ай как высоко взлететь. Очередь из детей туда не иссякает. Причем видно, что стоят они тут очень-очень давно и их не сооружали специально к фестивалюА затем организуют большой хоровод, в котором будут участвовать все гости праздника.Все желающие смогут помериться силами, пострелять из лука и отведать угощения национальной кухни.

3.3 Шумбрат, Мордовия!

Национальные праздники - это праздники души и сердца народа. Самый знаменитый мордовский праздник у нас в республике-«Шумбрат», который проходит всегда осенью, после сбора урожая. Что значит «Шумбрат»? Это не просто «здравствуйте», а «во здравии будьте». Здравствуйте, мордовские обычаи и обряды! Здравствуйте, мордовские песни! Здравствуй, древняя мордовская культура! Главная цель мероприятия: вызвать интерес людей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа.«Шумбрат» является праздником дружбы и веселья, так как в нем сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.

Гостей «Шумбрата» всегда ждет много интересного.На входе гостей праздника встречают мордовскими блинами. Это древняя традиция мордовского народа.Конечно, ни один «Шумбрат», да и любой мордовский праздник, не обходится без песен, музыки и танцев. Знакомство с мордовской культурой проходит через творчество профессиональных и самодеятельных артистов Республики Мордовия и мордовского землячества, конкурсы, выставки, национальные игры, мастер-классы и другие мероприятия, которые помогают лучше узнать традиции и обычаи нашего народа. Товаропроизводители Мордовии представляют свою продукцию на выставке-ярмарке. Желающие могут приобрести национальные сувениры, изделия народных художественных промыслов. В нашей жизни меняется все: вещи, города, деревни, профессии, одежда… Не меняются лишь народные праздники, которые продолжают жить, пока живут люди. Национальные праздники - праздники души и сердца народа. Конечно, нельзя передать все эмоции, которые испытываешь на празднике. Он заряжает своим настроением всех, кто попал на "Шумбрат". Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь ее в самом себе. Когда для тебя вышитые бабушкой полотенца и скатерть становятся бесценными. И когда ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это – твои корни. Забывая их, мы разрываем связь времен и поколений.





















4 Заключение

В последнее время много пишут и говорят о сохранении духовного наследия мордовского народа, в том числе его лучших обычаев и традиций. Много делают в этом плане Институт национальной культуры, Поволжский центр культур финно-угорских народов и другие учреждения культуры Республики Мордовия.

Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что мордовский народ имеет богатое культурное наследие. Знания традиций и обычаев помогают человеку быть уверенным в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к народу и ответственность за его будущее. Но не все школьники и молодёжь знают обычаи и традиции своего народа, придерживаются их. Поэтому в школе ведётся работа по изучению культуры мордовского народа, проводятся экскурсии в музеи. Наша поисковая деятельность в рамках данного исследования заставила нас по-иному посмотреть на людей, живущих с нами рядом, на окружающую природу и на себя. Мы ощутили себя представителями малочисленного, но богатого уникальным наследием мордовского народа. Миссия молодых людей — воспринять родные традиции и бережно передать их своим детям. Сегодня мы можем сказать, что уже начали познавать этот мир, и эти знания нам дороги.

Традиционная обрядность мордвы представляет собой самобытное явление, имеет корни, восходящие к глубокой древности, и является неотъемлемой частью народной культуры. Являясь отражением общественно-бытового уклада, трудовой деятельности, знаний о жизни и природе, эстетических, нравственных представлений народа, обряды являются важным фактором сохранения и развития этнического самосознания мордвы. Следует отметить, что ни одно общественное или семейное мероприятие не обходилось без проведения моляна зимнего, весенне-летнего или осеннего сезона с определенным ритуалом, который включал в себя и религиозно-магические обряды, и словесно-заклинательные песнопения, и музыку.

Список используемой литературы

1.Напалкова И.Г., Новотрясов Н.И. Мордовский край и созвездие Святых,в нем сияющих.- Саранск: ООО «Бьюти», Фонд «Открытая Мордовия», 2009.-48с.

2.Лысова Н., Махаев В. Путешествие по старым городам Мордовии: рассказы для школьников о Темникове, Инсаре и Ардатове.- Саранск: Центр образоват. Технологий, прикл. и профес. Этики; Фонд «Открытая Мордовия»,2009. – 48с.

3.Мокшин Н.,Руськина Е., Шапкарин К. Мифы и герои мордовского народа. – Саранск: Фонд «Открытая Мордовия», 2009. – 48с.

4.Голубчик Е.М., Маркова С.С. Саранск:столица Мордовии. – Саранск:Мордов. кн. изд-во, 2011. – 376с.

5.Шаронов А.М. Масторава. – Саранск: Мордовское книжное издательство,1994. – 494с.

6.https://botana.biz/prepod/_bloks/pic/uce8wde-001.jpg

7.https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1121/0007c5c8-331d34e1/hello_html_m5032096b.gif

8.https://i.pinimg.com/originals/7b/ea/96/7bea969f39654a1204f26e03da 693fd8.png

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%8C%D0% BA%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%9E%D0%B7%D0%BA%D1%81

10.http://goloserzi.ru/obshchestvo/novosti/ix-mezhregionalnyy-festival-mordovskoy-natsionalnoy-kultury-erzyan-lismaprya/

11.http://eventsinrussia.com/event/18305

12.http://goloserzi.ru/etnos/kukhnya/pyat-blyud-kotorye-nado-poprobovat-v-mordovii/


7