СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Творчество Евгения Крылатова"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством композитора Евгения Крылатова

Просмотр содержимого документа
«Проект "Творчество Евгения Крылатова"»

ГКОУ «ОШИ для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицк







Проект по музыке.

Тема:

«Творчество Евгения Крылатова»





Выполнила:

ученица 5 «а» класса

Косолапова Юлия

Руководитель:

учитель музыки

Бебих Елена Алексеевна



г.Троицк

2024г.



Содержание:

Содержание…..…………………………………………………………2

Введение….……………………………………………………………..3

Глава 1 Творчество Евгения Крылатова…………………….………..4

Глава 2 История создания песни «Прекрасное далеко» …………….9

Заключение…………………………………………………………….13

Список литературы…….. …………………………………………14

Приложение …………………………………………………………15

























Введение

Цель:

Изучение творчества русского композитора Евгения Крылатова.

Задачи:

  1. Прочитать в книгах, журналах, интернете информацию о биографии композитора и его творчестве.

  2. Послушать музыкальные произведения Евгения Крылатова.

  3. Выучить наизусть под аккомпанемент гитары песню «Прекрасное далеко»

Методы :

  1. Метод размышления.

  2. Наглядный метод.

  3. Подбор и разучивание песни Крылатова.

Гипотеза: Евгений Крылатов- выдающийся композитор, который писал прекрасную музыку.

Проблема: не все школьники знают творчество Евгения Крылатова, его детские песни.

Актуальность проекта: Евгений Крылатов написал много прекрасных детских песен, которые должны знать взрослые и дети.

Практическая значимость: проект может быть использован в жизни класса, школы, города.


Проектным продуктом является художественная творческая работа, представленная в виде исполнения музыкального произведения.

Глава 1 Творчество Евгения Крылатова

Евгений Крылатов – прославленный отечественный композитор, пианист. Создал музыку к 160 художественным лентам и мультипликационным фильмам. Был членом трех Союзов – кинематографистов, композиторов, театральных деятелей. В 1994 году получил звание Народного артиста России, в 1982-м получил Государственную премию СССР, а в 2015-м Премию президента РФ.

Трудно найти человека, рожденного в СССР, кто не знал бы композитора Евгения Крылатова. Его песни звучали на радио и с экранов телевизоров, их распевали на школьных концертах и творческих вечерах. Они служили музыкальным сопровождением мультипликационным фильмам и художественным лентам. Прошло уже много лет с момента их создания, но они продолжают жить. Теперь их поют новые исполнители, а это значит, что музыка композитора Крылатова обречена на творческое бессмертие.

Родился Евгений Крылатов в небольшом городке Лысьва Свердловской области (в настоящее время это Пермский край) 23 февраля 1934 года. Семья мальчика не имела ни малейшего отношения к миру музыки, родители Павел и Зоя Крылатовы трудились на заводе обычными рабочими. Через два года после рождения сына они переселились в один из рабочих районов города Перми – Мотовилиху.

Единственным творческим человеком в этой семье был прадед по лини отца, который пел на клиросе православной церкви. Павел Крылатов тоже не остался в стороне, в молодости он пытался овладеть искусством игры на скрипке, позже начал собирать пластинки с классической музыкой. Мама была верующим человеком, часто посещала церковь, а перед сном всегда пела сыну отрывки из псалмов и народных песен.

Тяга Евгения к музыке проявилась еще в раннем детстве. Заслышав мелодию, мальчишка начинал усиленно размахивать ручонками, как будто дирижировал невидимым оркестром. Родители решили развивать талант отпрыска, и отвели его в музыкальную школу. У Жени не было инструмента, материальное положение семьи не позволяло его приобрести, поэтому он тренировал свои навыки по изображению клавиатуры фортепиано, разложенном на столе. Из-за стесненных обстоятельств, мастерство «шлифовалось» медленно, способности приходилось развивать непосредственно в стенах музыкальной школы, где он и продемонстрировал свои первые композиторские наработки. Закончив обучение в этой школе, Крылатов стал студентом Пермского музыкального училища. Его наставником была педагог И.Гладкова, известный в родном городе музыкант-просветитель.

По инициативе управления культуры города Перми Евгений получил в 1948 году подарок – рояль-прямострунку. За четыре курса молодой человек стал автором нескольких романсов и одного струнного квартета. По инициативе директора этого училища – Николая Митрополова, Крылатова отправили в столицу для участия в конкурсе молодых композиторов. Он вернулся оттуда не с пустыми руками, а с рекомендательным письмом, открывающим для него двери консерватории. И Евгений использовал шанс, подаренный ему судьбой. В 1953-м талантливый юноша стал студентом одновременно двух отделений Московской Государственной Консерватории – фортепиано, где занимался под руководством В.Натансона и композиции, где его руководителем стал профессор М.Чулаки. То было время, подарившее миру будущих классиков 20-го века – Алдемара Карманова, Альфреда Шнитке и Эдуарда Лазарева, которые учились вместе с Крылатовым.

В студенческие годы Крылатов трудился над созданием «Памирского каприччио», фортепианного концерта, кантаты «Партия Ленина».

Диплом об окончании консерватории Евгений получил в 1959-м, и начал свою творческую биографию с сотрудничества с самыми известными театрами Москвы – Малым, ТЮЗом, а также Рижским театром русской драмы. За восемнадцать лет служения Мельпомене, композитор стал автором музыки к спектаклям — «Человек, который смеется», «Высшее существо», «Недоросль», «Ревизор», «Убить пересмешника», «Ромео и Джульетта», « Горе от ума», а также балетной постановки «Пой поэт» и мюзикла под названием «Валентин и Валентина».

В качестве дипломной работы композитор представил балетную постановку «Цветик-семицветик», которую в 1965 году поставили в Большом театре, и не убирали из репертуара на протяжении пяти лет.

Первое сотрудничество Крылатова с кинематографом не увенчалось успехом. В начале 60-х на экраны вышли фильмы «Васька в тайге» и «Жизнь сначала», в которых звучит музыка Евгения Крылатова. Однако потом последовал десятилетний перерыв, и вплоть до 1969 года композитор не преумножил свою славу. Однако в том году на экранах страны состоялась премьера мультфильмов «Умка» и «Дед Мороз и лето», в которых звучали, соответственно, композиции «Колыбельная медведицы» и «Вот оно какое, наше лето». В 1970-м он писал музыку для фильма режиссера Владимира Бычкова «Достояние республики», для ленты Михаила Богина «О любви», и картины Юрия Победоносцева «Ох, уж эта Настя!».

В 70-х годах прошлого века музыка уже именитого композитора зазвучала во многих фильмах. Это были ленты «Ищу человека», «И тогда я сказал – нет…», «Смятение чувств», «Не болит голова у дятла», «Русалочка». Лучшие образцы любовной лирики Крылатова представлены композициями «Пообещайте мне любовь» из фильма «Акванавты» и «Ожидание», прозвучавшей в картине «И это все о нем». Не менее интересной и запоминающейся получилась инструментальная композиция к мелодраме «С любимыми не расставайтесь».

Вскоре золотая копилка детских музыкальных произведений пополнилась песнями Крылатова, прозвучавшими в лентах «Приключения Электроника» и «Гостья из будущего». В те годы песни из этих фильмов «До чего дошел прогресс», «Крылатые качели», «Полет» и «Прекрасное далеко» пополнили репертуар не одного детского хора.

Евгений Крылатов писал музыку на слова лучших поэтов того времен – Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Ильи Резника, Леонида Дербенева, Юрия Энтина, Михаила Пляцковского. Его песни звучали в исполнении популярных актеров — Дмитрия Харатьяна, Александра Абдулова, Николая Караченцова, Андрея Миронова, Олега Табакова, Армена Джигарханяна. Композитор писал свои песни для Александра Градского, Ирины Отиевой, Витаса, Ларисы Долиной, Юлии Савичевой, Иосифа Кобзона.

После развала системы советского кино в 90-х годах, Крылатов перестал сотрудничать в «Мосфильмом», киностудией имени Горького и студией имени Довженко. В 1993-м вышел его дебютный диск под названием «Лесной олень», в который вошли лучшие музыкальные композиции. В 1994 году Евгений выпускает еще один сборник – «Лесной олень», а в 1996 году композитор порадовал своих поклонников еще одной работой – диском «Люблю тебя». На следующий год композиция «Детская молитва», написанная Крылатовым в соавторстве с Юрием Энтиным, прозвучала в рамках благотворительного вечера «Уроки взрослым – с Верой, Надеждой, Любовью».

В новом веке музыкант принимал участие в работе над картинами «Бальное платье», «Женская логика», «Дополнительное время», «Колхоз интертеймент», «Дюймовочка».Крылатов стал также автором музыки к многосерийным проектам «Аннушка», «Под полярной звездой». Последние картины, в которых звучит музыка известного композитора, вышли на экраны в 2010 году. Это были ленты под названием «Три женщины Достоевского» и «А мама лучше!».

В 2016 году Евгений Павлович награжден орденом Дружбы народов «Белые журавли России», в мае следующего года Крылатов, Дина Гарипова, Игорь Крутой и Григорий Гладков попали в члены жюри отборочного конкурса для участия в детском «Евровидении». В 2017 году композитора приняли в члены совета Российского авторского общества.

Женился Евгений Крылатов в 1957 году. Счастьем его личной жизни стала студентка юрфака МГУ Севиль Сабитовна. Она родилась в Симферополе, была наполовину турчанкой. Первое время молодая семья снимала в столице квартиру. В 1958 году в семье родился сын Павел, в 1965-м дочка Мария. В том же году коллега Крылатова, Тихон Хренников сумел выхлопотать для семья Крылатовых квартиру, и они переехали в Тушино.

Через некоторое время умер отец композитора, и Евгений принял решение забрать в столицу мать, чтобы она не страдала от одиночества. Женщина ни в чем не знала нужды, благодаря стараниям любимого сына. Сын и дочь композитора тоже стали творческими людьми. Павел выбрал профессию киносценариста, по его сценариям сняли картины «Поворот ключа» и «Бабник». Мария поучила диплом музыковедческого факультета, ее интересует история христианства. Она стала автором книги «Ключи от царства».

После 2017 года Крылатов не так часто баловал своих поклонников появлением на публике. Не пропускал только юбилейные концерты или соглашался выступить по просьбе друзей в домах отдыха под Москвой. Евгений Крылатов трудился над созданием новых вокальных и оркестровых произведений.

В мае 2019 года здоровье 85-летнего композитора подкосила двусторонняя пневмония. В результате чего он и умер 8 мая того же года. Похороны Евгения Крылатова состоялись 11 мая 2019 года на столичном Митинском кладбище, рядом со своей незабвенной женой.







Глава 2

История создания песни «Прекрасное далёко»

Название песни «Прекрасное далёко» создает какое-то лиричное и немного взволнованное настроение ожидания чего-то необыкновенного даже у человека, который никогда не слышал эту замечательную песню. Но найти такого в нашей стране, наверное, очень сложно. Это музыкальное произведение нельзя отнести к какой-либо конкретной категории. Несмотря на то, что оно было написано для детского фильма, его не назовешь просто детской песней. Это прекрасная песня-призыв, песня-символ, устремленная в будущее, неразрывно связана с самим пониманием детской души. Она наполнена наряду с лирикой какой-то трогательной щемящей грустью и часто вызывает слезы у взрослых людей.



Краткая история

Впервые композиция прозвучала с экранов советских телевизоров 29 марта 1985. Написанная для детского фантастического фильма «Гостья из будущего», песня стала финальной точкой трогательной истории о приключении девочки Алисы Селезневой, попавшей в реальное время из будущего. Ей пришлось пережить множество невероятных приключений, чтобы вместе с новыми друзьями – московскими школьниками, уберечь от космических пиратов невероятное изобретение будущего. Расставаясь с ребятами, Алиса испытывает разные чувства, ведь они действительно стали настоящими друзьями и расставание невозможно без сожаления. Поэтому песня, которая исполняется в самом конце фильма под бегущие титры, звучит одновременно и светло и грустно.

Стихи для этой замечательной песни написал поэт Юрий Энтин. Режиссер фильма Павел Арсенов поставил перед ним конкретную задачу: стихи должны одновременно иметь философский смысл и быть лирико-романтическими. С этой задачей знаменитый автор чудесных детских песен справился на удивление легко. Ну а вопрос о выборе композитора просто не стоял. Великолепному творческому тандему Юрия Энтина и Евгения Крылатова советский кинематограф обязан рождением чудесных детских песен: «Крылатые качели», «Бьют часы на старой башне», «Песенка о лете», «Лесной олень».

Евгений Крылатов писал музыку только на готовые стихи, а из детских поэтов предпочитал Юрия Энтина, утверждая, что у него каждая строка – это музыка. Не стало исключением и «Прекрасное далёко». По словам самого композитора, музыку к этой песне он написал очень легко: «просто сел и написал».

Планировалось, что песня прозвучит в фильме в исполнении детского голоса. И первую запись действительно сделали с юной 13-летней вокалисткой. Однако, этот вариант не устроил режиссера и Евгений Крылатов обратился к Татьяне Дасковской. Эта певица много и плодотворно работала в кинематографе. Она принимала участие в озвучивание почти 200 фильмов, но лишь в пяти из них в титрах указано ее имя. Нет его и в «Гостье из будущего», а волшебный чарующий, нежный и сильный голос Татьяны Дасковой продолжает звучать.

История имела продолжение. Вскоре после выхода фильма Евгений Крылатов предложил песню трио «Меридиан». В их исполнении она была записана в сентябре для передачи «Песня -85» и стала лауреатом этого ежегодного песенного конкурса.

Интересные факты

  • Само выражение «прекрасное далёко» принадлежит Николаю Гоголю. Читатель впервые сталкивается с этим понятием в поэме «Мертвые души». В контексте этого произведения «прекрасное далёко» обозначает воображаемое место благоденствия, где человек может вести праздный образ жизни, не обремененный заботами и тревогами. В стихах Юрия Энтина фразеологизм утрачивает свой иронический смысл. Поэт использует это словосочетание для обозначения будущего, неизведанного, неотвратимого, но ожидаемо прекрасного

  • Чудесная мелодия популярной песни обрела самостоятельную жизнь в 90-х годах. Она стала музыкальной визитной карточкой телепередачи «Детский час»

  • Версия стихов Ю. Энтина отличается от песенного текста одной строкой. Поэт написал: «Он (голос) зовет меня не в райские края», подразумевая, что любой человек, взрослея, вступает в мир сложных человеческих отношений, и его жизненная дорога полна испытаний и трудностей. Но, возможно, цензура усмотрела в слове «райские» религиозный оттенок, и в окончательном варианте песни звучат нейтральные слова: «Он зовет меня в чудесные края».

  • Существует и другая версия изменения текста. Евгений Крылатов подчеркивал, что эти слова Юрий Энтин переделал по его личной просьбе.

  • Популярность песни столь велика, что она неоднократно звучала в исполнении музыкантов разных стилей и на разных языках мира. Существуют переводы даже на японский, китайский и киргизский языки.

  • Юрий Энтин всегда был излишне самокритичен. Песня «Прекрасное далёко», несмотря на ошеломляющий успех, вызывала у поэта раздражение и неудовлетворенность. И лишь услышав ее в исполнении мальчика–сироты в телепередаче «Взгляд», когда от искренности момента разрыдался телеведущий Владимир Мукусев, Юрий Энтин почувствовал, что написал действительно настоящие стихи, проникающие до самого сердца. 

Содержание и текст песни «Прекрасное далеко»

Легендарная песня, ставшая настоящим символом ускользающего детства и грядущих перемен, написана в присущей Е. Крылатову лиричной манере. Легкая, летящая, воздушная мелодия как будто подхватывает и несет с собой вперед в неведомое, но прекрасное далёко.

Мелодия песни стала основной музыкальной темой фильма. Но, повторяясь несколько раз,она звучит по-разному. В сценах с участием Алисы мелодия становится более лиричной и нежной, звучит медленно и плавно. В массовых сценах, где на экране появляются ребята из класса Коли Герасимова, увеличивается темп музыки и она приобретает мажорное звучание.

Сам композитор видел в своем произведение обращение: «Это призыв, молитва, мольба о детях, чтобы они жили лучше, чем мы».

Очень сложно предсказать, что ждет человека на жизненном пути. На пороге взрослой жизни юные души и сердца нередко испытывают робость, смешанную с нетерпеливым ожиданием перемен. Отсюда и обращение к грядущему: «Не будь ко мне жестоко». Главное, помнить в круговерти обыденной взрослой жизни обещание, данное, прежде всего, самому себе: « Я клянусь, что стану чище и добрее, и в беде не брошу друга никогда».

Взрослеют дети, тают безвозвратно наивные мечты. Мы живем обычной жизнью, учимся на своих же ошибках и вновь делаем их, радуемся победам и достижениям сначала собственным, потом своих детей, потом внуков, идем по пути, который начали «от чистого истока» детства. Но «Прекрасное далёко» по-прежнему звучит для нас светло и грустно, заставляя трепетать сердце и смахивать непрошеные чистые слезы.

 



Заключение

Тему проекта я выбрала неслучайно. Мне нравится песня «Прекрасное далеко» и я решила узнать как можно больше об истории создания этой песни. Мне захотелось узнать о том, кто написал эту песню, а также выучить ее наизусть. Работая над проектом, я сначала узнала, что эта песня прозвучала в кинофильме «Гостья из будущего» по книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперед». В школьной библиотеке я взяла эту книгу и с большим интересом прочитала её. После прочтения книги я посмотрела фильм «Гостья из будущего».

Я познакомилась с творчеством Евгения Крылатова, а также получила информацию о творческом союзе Евгения Крылатова и Юрия Энтина, авторами песни «Прекрасное далеко».

В работе над проектом я послушала детские песни Евгения Крылатова : «Крылатые качели», «Бьют часы на старой башне», «Песенка о лете», «Лесной олень» и др. Мне они очень понравились.

Потом я приступила к разучиванию песни «Прекрасное далеко» под аккомпанемент гитары. Вот уже второй год я учусь играть на гитаре. Мне приходится много трудиться, но я очень люблю свой инструмент. Он очень красиво звучит и можно исполнить любую музыку. Обучение игре на музыкальном инструменте играет большую роль в развитии человека, не только как музыканта, но и влияет на воспитание таких качеств как, трудолюбие, ответственность доброта, отзывчивость, культура поведения и общения, чувство патриотизма. В разучивании песни я столкнулась с такими сложностями как пение и одновременная игра на гитаре. В этой песне очень сложный аккомпанемент. У меня много времени ушло на то, чтобы выучить его.

Закончив работу над проектом, я могу сказать, что цель моей работы достигнута, а задачи выполнены.

Литература

  • Крылатов Е. «Крылатые качели» .Песни для детей. Для голоса и фортепиано. Издательство: Шабатура Д. М., 2016

  • Крылатов Е. Энтин Ю. «Лесной олень» .Нотный сборник. Издательство: M.P.I.,2004

  • Крылатов Е. «Приключения Электороника» .Нотный сборни.к Издательство:M.P.I.,2004

  • http://www.krylatov.ru/

  • https://web.archive.org/web/20151231005219/http://www.krylatov.ru

  • https://tass.ru/info/6412308





























Приложение

Евгений Крылатов



Юрий Энтин













Кадр из кинофильма «Гостья из будущего»