МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
г. МЕГИОН
Программа одобрена на заседании УТВЕРЖДАЮ
Методического совета школы директор МБОУ «СОШ №1
Протокол № __ от ____ _______2017 г. _______________А.В. Петряев
Развитие познавательных способностей обучающихся основной и старшей школы через создание возможностей выбора в учебном процессе.
Коллективный проект учителей иностранного языка
Авторский коллектив:
Насибова А.Ф.
Бурцева И.В.
Научный консультант проекта
Кискаев И.А., к.п.н.
г. Мегион,
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.
Во всех сферах общественной и производственной деятельности в современной жизни в первую очередь востребованы специалисты, проявляющие самостоятельность мышления, творческую активность, готовность к непрерывному образованию и самообразованию. Развитие данных качеств возможно в результате формирования у детей грамотной коммуникации, общения. Иностранный язык как средство общения, средство познания мира и самого себя, воплощение культуры и традиций других народов, может стать одним из условий формирования у обучающихся грамотной коммуникации.
В связи с этим, особое значение приобретает развитие тех познавательных способностей учащихся, которые «отвечают» за овладение предметом «иностранный язык» и формирование языковой и речевой компетенций школьников, которые являются основой формирования специальных способностей: лингвистических, языковых, коммуникативных, творческих. Следовательно, развитие познавательных способностей – это одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка.
Актуальность развития познавательных способностей учащихся на уроках иностранного языка определяется целым рядом причин социального, лингвистического, дидактического и методического порядка:
во-первых, общей тенденцией развития современного материального и духовного мира, в котором важна личность с определяющими ее способностями;
во-вторых, требованием современной образовательной стратегии развивать языковую личность, способную самостоятельно ориентироваться в лингвистической и другой информации, усваивать и перерабатывать ее, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на иностранном языке и готовую к самоопределению и самореализации в окружающем многонациональном мире;
в-третьих, необходимостью формирования у школьников целостной языковой картины мира;
в-четвертых, недостаточной разработанностью проблемы развития познавательных способностей на уроках иностранного языка.
Общей целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Как показывает анализ результатов опросов обучающихся, многолетних наблюдений педагогов иностранного языка МБОУ «СОШ №1» в системе изучения иностранного языка в школе сформировалась проблема: ученикам не всегда легко дается овладение новым языком, что в дальнейшем приводит к утрате познавательного интереса к изучению иностранного языка и снижению показателей развития их познавательных способностей.
Данная проблема проявляется:
В несвоевременном выявлении обучающихся с низким уровнем интереса к иностранному языку и развития познавательных способностей;
В отсутствии системы дифференциации работы со слабоуспевающими и успевающими детьми по предмету;
В недостаточной теоретической и практической готовности учителей иностранного языка к работе по развитию познавательных интресов и способностей обучающихся;
В спорадическом взаимодействии педагогов и родителей;
В низком уровне мотивации обучающихся по иностранному языку;
В неготовности детей к речевому общению, боязни совершить ошибку;
В отсутствии языковой среды.
Цель: развитие познавательных способностей обучающихся основной и старшей школы.
Задачи :
Подвести учащихся к пониманию необходимости изучения языка, на основе возрастающих связей между нашей страной и другими странами;
Организация самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках и внеурочной деятельности;
Приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка;
На занятиях уделять больше внимания развитию лингвистической грамотности обучающихся;
Стимулировать развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств учащихся;
Использовать приемы систематизация и обобщения знаний по иностранному языку;
Использовать на занятиях способы обучения и содержание, стимулирующих развитие познавательного интереса;
Внедрять в процесс проведения занятий интерактивные технологии обучения, активные методы обучения;
Наладить систематические партнерские отношения с родителями детей;
Организовать целенаправленное участие детей в олимпиадах и конкурсах одного направления, выбранного учеником и учителем;
Разработать и внедрить курс второго иностранного языка в школе, для обучения обучающихся с чувством языка;
внедрение в процесс преподавания техник и приемов обучения, предоставляющих ученику возможность совместно с учителем и своими одноклассниками определять способы обучения;
Осуществлять учет темпа восприятия учеником иностранного языка, при организации учебного процесса.
Гипотеза проекта состоит в предположении о том, что создание возможностей выбора в учебном процессе по иностранному языку будут способствовать:
развитию познавательных способностей обучающихся основной и старшей школы;
позволит учащимся знакомиться с иной социальной культурой, жизнью и бытом сверстников, осознать то общее, что есть у народов, которые принадлежат к разным культурам;
развитию лингвистического опыта обучающихся: глубокому восприятию изучаемых понятий, синтезу знаний, навыков и умений не только в родном языке, но и в первом иностранном;
облегчит овладение основными видами речевой деятельности;
поможет освоить навыки межкультурной коммуникации.
Практическая значимость состоит как в возможностях распространения наработанного опыта реализации данного проекта и повысит возможности использования детьми своего лингвистического опыта.
Нормативно-правовые основания проекта:
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы;
Конвенция о правах ребенка;
Рабочая концепция одаренности;
Целевая программа МБОУ «СОШ №1» «Одаренные дети»;
Устав МБОУ «СОШ №1»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА
2.1 Основные направления в рассмотрении познавательных способностей
Познавательные интерес, как отмечает А.Н.Леонтьев, – это главное звено в формировании мотивации в обучении. Он положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Поэтому развитие познавательных способностей на уроках иностранного языка напрямую зависит от познавательного интереса.
Сущность и содержание познавательных способностей, необходимых для формирования языковой и речевой компетенций, можно более точно определить на основе решения вопроса об их структуре, которая на сегодняшний день до конца не выяснена. Особый интерес, на наш взгляд, представляет структура познавательных способностей из пяти взаимосвязанных уровней, предложенная В.Д.Шадриковым, В.П.Озеровым, О.В.Соловьевой, где для учителя иностранного языка особо важны и интересны, в первую очередь, познавательно-интеллектуальные способности, включающие специальные компоненты, которые дифференцированно отражены в видах познавательных способностей: восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.
При одинаковом уровне достижений могут быть задействованы различные комплексы познавательных способностей (это зависит от задатков, волевых качеств, развитости тех или иных познавательных процессов и т.д.), что высокую продуктивность в речевой деятельности могут демонстрировать учащиеся с различными комбинациями познавательных способностей. Но, следует отметить, что те ученики имеют преимущества при изучении иностранного языка, которые обладают высокой концентрацией и большим объемом внимания, хорошей памятью (в том числе и механической), словесно-логическим мышлением. Учителю (а впоследствии и самому ученику) важно знать сильные и слабые стороны ученика относительно развития познавательных способностей, чтобы компенсировать имеющиеся слабости с помощью сильных сторон. В практической деятельности знание о том, насколько сформированы у ученика соответствующие познавательные способности, позволит учителю модифицировать предлагаемые задания и задачи: расчленить их на более или менее крупные единицы, снизить или повысить их уровень, использовать при необходимости подсказки, наводящие вопросы и т.д. А модификация предлагаемых заданий и задач, в свою очередь, улучшит качество обучения иностранному языку и, как следствие, формирование коммуникативной, речевой и языковой компетенций учащихся.
Согласно теоретическим идеям психолога А.Н. Леонтьева любая деятельность содержит мотив, цель, действие и операции.
Что касается действий и операций на любом уроке, то со стороны педагога они, как правило, направлены на освоение учащимися знаний, умений и навыков по предмету, а ученики выполняют те или иные действия или задания, не задумываясь, в чем их суть или польза.
Кроме того, у многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Задачей учителя на всех этапах обучения иностранному языку является поддержка учебной мотивации и развитие познавательных способностей, как формы повышения интереса к предмету, а следовательно и повышения учебной мотивации.
2.2.Методы и приемы развития познавательных способностей на уроках иностранного языка
Для создания положительного отношения к учению, а не к иностранному языку, которое присуще практически всем ученикам, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему; подробно обосновывать отметки, выделять критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку.
Важную роль в формировании учебной мотивации играет занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры. Учитель должен приходить в класс только с положительно направленной энергией, говорить доброжелательно, хорошо бы с юмором, уметь поддержать разговор на темы, интересующие учеников, то есть знать не только основы грамматики, фонетики, лексики и страноведения, но и разбираться хотя бы немного в современной молодежной моде, музыке, спорте, литературе, компьютерных технологиях. Учитель должен быть рядом с учеником, хотя и на шаг впереди него.
Контроль используется как средство мотивации учащихся. В нашей школе сложилась система административных контрольных работ. На конец 1 четверти учащиеся выполняют работы по проверке навыков аудирования и техники чтения, на конец 1 полугодия: проверка навыков диалогической и монологической речи, на конец 3 четверти: проверка навыков диалогической речи и аудирования, на конец учебного года - проверка навыков чтения и монологической речи. Данная форма контроля позволяет сделать контроль «прозрачным», понятным детям и их родителям, проверить дважды за год умения по основным видам деятельности, по итогам первой проверки внести коррективы в работу учителя с каждым конкретным классом. Мониторинг учебных достижений в школе ведется по итогам обученности за каждую четверть, итогам административных контрольных работ, результатам выполнения проверочных работ по каждой теме.
В последние годы тесты стали наиболее удобной формой проверки знаний учащихся. Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. Если проверочный элемент выполнен 70% учащихся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне.
В классах с повышенным уровнем обученности наряду с диагностикой учителя, сложилась система самоконтроля и мониторинга, который ведут ученики. Мониторинг индивидуальных достижений нацелен на выявление объективно существующего уровня владения умениями и навыками, пробелов в подготовке, трудностей усвоения, уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс, положительных моментов учения, интереса к предмету, развития мыслительной деятельности, критического отношения к учебной деятельности. Отслеживание собственных достижений учащимися развивает такие компетентности, как персональная ответственность и самоконтроль.
Познавательная активность на уроках иностранного языка играет очень важную роль на всех этапах обучения. К числу стимулов "познавательного интереса можно отнести:
новизну информационного материала - стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности, отбор языкового материала следует осуществлять с учетом развитости общеучебных умений и навыков класса, а также уровня его интеллектуального развития и интересов;
демонстрацию незавершенности знаний. Учащиеся при изучении иностранного языка должны понимать, что в школе изучаются азы языка, можно научиться вести беседу, читать на изучаемые темы, но предела совершенствованию нет. Многие изученные темы требуют дополнительных знаний, особенно это актуально сейчас, когда языковой материал в КИМ ЕГЭ не находится в полном соответствии с речевыми единицами общеупотребимых учебников.
Кроме того, иностранный язык всегда дает толчок в изучении зарубежной литературы. Наш библиотекарь стабильно отмечает рост спроса на книги, на которых учителя иностранного языка заостряют внимание при изучении соответствующих тем.
Для повышения интереса и познавательной активности часто используем следующие приемы:
Игры, которые не только являются одним из способов повышения мотивации к изучению иностранного языка в школе, формированию познавательного интереса, но и позволяют преодолевать барьер неуверенности, повышают активность и желание общаться на языке. В соответствии с системой обучения английскому языку на своих уроках мы используем:
Грамматические игры- позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики: временные формы глаголов, порядок слов английского предложения, употребление модальных глаголов, употребление предлогов и т.д. Например, игра «Да и нет не говорите!» помогает отрабатывать вопросительные структуры и порядок слов в предложении при полном ответе на вопросы. Игра на активизацию предлогов места – «Где кот?» и т.д.
Лексические игры -помогают освоить орфографию английских слов, вспоминая их или комбинируя из предложенных букв или частей слова, проверить или пополнить свой словарный запас, определить свой диапазон знания лексики, и, может быть, расширить его. Игры с пословицами напомнят о том, что английский язык также богат и неисчерпаем, как и русский. К данному типу игр можно отнести такие, как «Снежный ком», «Закончи слово», «Лото», «Домино» и другие. Сюда же можно отнести игры, основанные по телевизионным передачам, например, «Своя игра», «Сто к одному» , «Поле чудес» и другие.
Фонетические игры
Развивающие диалогическую и монологическую речь
Ролевые игры относятся к особым приёмам, которые создают условия для развития творческого потенциала учащихся, активизации их деятельности на уроке. Цели любой ролевой игры: обеспечить возможность для коммуникации; усилить практическое владение языком; практиковать спонтанную речь. Дети любят играть в переводчиков и туристов, учителя и учеников, зарубежных корреспондентов и т.д
В своей деятельности для формирования познавательного интереса применяем метод проектов, который не только создает условия для развития коммуникативных навыков, но и помогает активизировать стремление ребят к контакту друг с другом. Известно, что проектная работа является одной из инновационных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Дети работают со справочной литературой, словарями, интернет – ресурсами, тем самым для них создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Создание информационных проектов позволяет учащимся включать исследовательскую, поисковую, практическую деятельность, использовать современные технологии для сбора и обработки информации, а также интегрировать знания из различных предметных областей.
Одними из самых эффективных приемов активизации познавательной деятельности, считаем приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которые являются универсальной моделью обучения и системой эффективных методик, помогают учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе; дают реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства; учитель обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений. Чаще всего используем такие приемы, как: синквейн, «знаю – хочу знать - узнал», кластеры, мозговой штурм, эссе и т.д.
Постановка познавательных задач и поисковые методы, которые мы используем на своих уроках, помогают развивать познавательную активность, творческую самостоятельность обучающихся и находить решения поставленным задачам, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания. В начале урока мы предлагаем учащимся поставить цель и задачи, которые будем решать. Делаем это с помощью ситуаций, например, по теме «Погода» можно попросить учащихся посмотреть в окно, сказать, какое время года, нравится или нет оно им и, таким образом, подвести их к теме урока, из которой и вытекает цель с задачами. Часто на этом этапе используем стихотворения, пословицы, загадки, картинки, которые относятся к новой теме. В данном случае они будут являться упражнениями фонетической и речевой разминок, а так же и средством постановки задач на урок. В ходе работы на уроке мы просим учащихся находить ответы на дополнительные вопросы, которые они могут найти в справочной литературе, интернете, художественной литературе или просто спросить у кого-нибудь. Они сами решают, где им можно найти информацию. Данные приемы являются частью деятельностного метода, который лежит в основе новых стандартов образования. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока, а также является условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.
Наглядные пособия, игрушки также являются неотъемлемой частью уроков, особенно в начальных классах. «Игрушки-гости» помогают создать соответствующую атмосферу на уроке, заинтересовать детей; им очень нравится отвечать на вопросы «гостя», послушать его ответы, исправить его утверждения, узнать оценки, которые он им поставил. При закреплении букв, цифр, использую кубики, карточки, игрушки. При отработке слов – мяч, иллюстрации, предметы.
Метод ассоциаций в последнее время становится очень распространенным при изучении иностранных слов во всем мире. А на уроках использование его приводит к более эффективному освоению лексики. Для того, чтобы запомнить иностранное слово, нужно подобрать к нему созвучное, то есть звучащее похоже слово на родном языке. Затем необходимо составить небольшой сюжет из слова-созвучия и перевода. Например, созвучным словом к английскому слову look (лук) "смотреть" будет русское слово "лук". Сюжет может быть таким: "Не могу СМОТРЕТЬ, когда режу "ЛУК"; LIP [lip] – ГУБА - "ЛИПкая губа"/"сЛИПлись губы", BULL [bul] – БЫК – бык съел БУЛку и т.д.
Динамические паузы также могут повысить интерес к уроку, если их выбрать правильно. При их выборе опираемся на тему урока, если это возможно. Чаще всего они проходят в виде динамических игр, например, «Съедобное - несъедобное», инсценировки рифмовки, например, «Head and shoulders», выполнений команд, разминки для глаз в виде презентаций и другие приемы.
Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс также вносит свой вклад в развитие познавательных интересов. Использование на уроке мультимедийных презентаций, компьютеров позволяет сделать процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным. Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-грамматической теме. Мультимедийные презентации используются:
при ознакомлении с новой лексикой;
при изучении грамматического материала;
при ознакомлении с лингва- страноведческими реалиями;
при контроле результативности изучения лексико-грамматического материала;
в качестве обобщения изученных устных тем;
для развития творческих и познавательных способностей детей.
Основными дидактическими условиями применения мультимедийных презентаций (ММП) на уроках являются следующие:
перспективное планирование применения МП - подбор оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме;
методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП-определение степени соответствия учебной программе, теме урока, задачи и цели применения ММП, выделение в применяемой ММП основного и дополнительного материала, доработка существующего ММП;
комплексный подход предусматривает подбор ММП с учетом дидактических возможностей материала, уровня знаний и развития учащихся данного класса, подготовленности и опыта учителя в использовании ММП.
Использование ММП позволяет фокусировать внимание всей группы учащихся, сократить время и влияние негативного воздействия на здоровье детей, соблюдать санитарно-гигиенические формы, дозировать темпы и
объем материала с учетом особенностей класса, привлекать реалии, события и факты, которые интересны для учащихся.